Вятская геральдика — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(/* История Вятского герба Мусихин В.Е. История Вятского герба. // Кировская область. Административно-территориальное устройство. - Киров, 1998…)
Строка 166: Строка 166:
 
{{конец цитаты}}
 
{{конец цитаты}}
  
Известно, что, создавая герб города Нолинска, Волков первоначально избрал для него «говорящую» эмблему – два ноля. Герб Нолинска, его история, вызвали поэтические размышления вятского поэта Овидия Любовикова:
+
Интересно, что ''герб Кайгорода'' со скобками рыбьего клея продолжает использоваться до сих пор, хотя населённый пункт Кай давно утратил свой статус города - административного центра, став обычным селом.. Хотя, нет.. Не каждое село может похвастаться личным гербом, да ещё таким древним. Герольдмейстер выбрал символ, указывающий на близость города к реке Каме, отразил в гербе развитие торговли в этом регионе. Возможно, когда-то Кайгородок славился этим рыбьим клеем, который использовался в качестве пищевой добавки как желатин, но нынешние жители села уже не помнят, что это такое.
 +
 
 +
Известно, что, создавая ''герб города Нолинска'', Волков первоначально избрал для него «говорящую» эмблему – два ноля. Герб Нолинска, его история, вызвали поэтические размышления вятского поэта Овидия Любовикова:
 
<pre>
 
<pre>
 
Старый герб Нолинска
 
Старый герб Нолинска

Версия 18:56, 15 июня 2019

tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

Вятская геральдика

© В.А. Слесарев, 2003


Живя в мире природы, взаимодействуя с миром людей, окружая себя миром вещей, человек обязательно сталкивается с миром символов. Умение понимать их язык и скрытый смысл становится одним из важнейших качеств современного человека. В наш век, использующий компьютеры для обработки символьной информации, возрождается интерес и к таким специфическим наукам как эмблематика и геральдика.

Геральдика, как наука о гербах, всегда была весьма уважаемой наукой. Именно наукой, в которой гармонично сочетались элементы истории, географии, геологии, биологии, краеведения и другие знания.

Основные понятия

Символ – концентрированная условная абстрактная форма отражения и фиксации научных (или религиозных) знаний человека при помощи стилизованного условного знака. В основе этих знаков лежат простейшие древнейшие начертания (точка, линия) или геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг и др.), а также знаки, существовавшие с древнейших времен у разных народов для обозначения светил, планет, звёзд и стихий (земли, воды, огня, воздуха, ветра, грома, молнии) или для обозначения самого человека, его жизни, смерти и пола. Символы изначально родились, возникли как результат познания человеком окружающего мира.

Эмблема, в отличие от символа, - это не абстрактный знак, а вполне конкретное изображение фигур, любого живого существа или неодушевлённого предмета или любого мифического, фантастического, сказочного существа, относительно которых имеется исторически сложившееся международное согласие или традиция насчёт формы или вида изображения. Это нарисованная идея, выраженная через изображение предмета или фигуры, в которых как бы зашифровано их условное, традиционное значение, о котором существует общее понимание, молчаливая общая договорённость.

Герб

Важнейшие функции герба: юридическая (герб является объектом права и в то же время представляет своего обладателя в качестве субъекта права); репрезентативная (герб – парадный, торжественный знак); опознавательная.

Важнейшие элементы герба располагаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).

Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Основные геральдические цвета:

  • два «металла» - золото и серебро (в геральдике не проводится различия между золотом и жёлтым, между серебром и белым цветом);
  • пять «финифтей» («эмалей»):
    • лазурь (различные оттенки синего и голубого),
    • червлень (красный, алый цвет),
    • зелень,
    • черная,
    • пурпур (различные оттенки фиолетового, холодно-малинового, сиреневого);
  • стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, «противогорностаевый» и т.д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом);
  • телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ).

«Основное правило геральдики»: основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне, должны быть финифтяными, и наоборот – фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими; металл на металл, финифть на финифть не накладываются.

В расположении геральдических фигур на щите используется следующая терминология:

Геральдический щит.png

Герб не является графически неизменным. Это не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении.

Эталоном герба является не рисунок (его роль пояснительная), а геральдическое описание, составленное с применением особой гербоведческой терминологии, запечатлевающее «формулу герба».

История Вятского герба [1]

Вятский герб относится к числу древнейших русских гербов. Впервые он помещён на большой государевой печати Ивана IV (Грозного), подлинник которой был обнаружен в Стокгольмском архиве на русско-шведских договорных грамотах.

Печать эта известна с 1497 г. На её аверсе (лицевой стороне) изображён всадник, поражающий копьём змею, по ободку надпись: титул "Господарь всея Руси великий князь Иоан божей милостью". На реверсе (оборотной стороне) - двуглавый орёл с опущенными крыльями, его головы увенчаны коронами, клювы сомкнуты. По ободку продолжение титула: "...и Великий князь Владимирский, Московский... и Вятский и Пермский..."

Вятская земля была окончательно присоединена к Русскому государству в 1489 г., а с 1497 г. мы уже узнаем о геральдическом знаке земли Вятской. Он представлял из себя натянутый лук с наложенной на него стрелой и надписью вокруг: "ВЯЦЬКАЯ ПЕЧАТЬ".

Рука в доспехе, выходящая из облака, стала принадлежностью вятского герба с 1626 года. Она впервые была изображена в вятском гербе, вытканном на садачном покровце (татарская форма колчана) царя Алексея Михайловича.

В 1672 г. в Большой государственной книге или титулярнике был помещён новый вариант вятского герба, в котором к уже существующему изображению был добавлен красный крест в верхней части поля.

Подобные же изображения вятского герба помещены на царском знамени Алексея Михайловича (1666-1678 г.г.), царской тарели (1675 г.), в дневнике австрийского дипломата Корба (1698-1699 г.), на знамени Вятского полка, изготовленном в Оружейной палате (1712 г.), на печати Сибирской губернии (1710 г.), где вместе с губернским гербом изображены гербы Пермской и Вятской провинций. Все эти государственные символы можно увидеть в Гербовом зале Эрмитажа (СПб).

Слово "герб" появилось у нас только в конце XVII века, в царском Указе 1692 года. Оно применено к Ярославлю.

Вопрос же об изготовлении печати с Вятским гербом, для прикладывания её к местным официальным документам, был поднят Вятской провинциальной канцелярией в 1735 году. Но так как "герба, в котором означено лук со стрелою" для изготовления образца в Вятке найдено не было, да и трудно было отыскать искусного резчика, вопрос был отложен. Только в 1744 году в Московской монетной конторе была изготовлена стальная круглая печать с изображением руки, держащей натянутый лук со стрелою, а вокруг ободка надпись "Печать Вятской провинциальной канцелярии". Таким образом, вятский герб, украшавший ранее только Государственный герб (печать) и знамёна Вятского полка, официально появился у себя на Родине.

Памятник Вятской печати (в г. Кирове)
Памятник Вятской печати1.jpg
Памятник Вятской печати2.jpg
Памятник Вятской печати3.jpg
Памятник Вятской печати4.jpg
В ноябре 2007 года в деловом центре города Кирова стало на одну достопримечательность больше. Трёхтонный монумент, посвящённый символике края, представляет собой копию вятской печати шестнадцатого века и свиток бумаги с датой появления территориальной эмблемы на Большой государственной печати Ивана Грозного – 1577 год. Создала и установила исторический памятник одна из местных фирм, занимающихся штемпельным бизнесом, связывая вятские купеческие традиции (скреплять печатью договора) с PR-компанией своего производства. В основании монумента вложены плитки, на которых местные предприниматели могут увековечить названия своих фирм.

Для создания каменной копии печати были привлечены представители Геральдического общества и историки, которые внесли ясность в спорных фрагментах древнего герба. Первоначальное изображение вятского герба на государственной печати трактуют как натянутый лук со стрелой, но даже не профессионал на оттиске может увидеть опровержение этому: в 16 веке гравёры при царе хорошо разбирались в оружии и не могли перепутать деревянный лук с металлическим арбалетом, изображение которого нанесено на древней печати. В старинных летописях повествуется о малогабаритных вятских самострелах и чудодейственных стрелах, ставших символом края и, возможно, положивших начало современному арбалету.

Памятник «Вятская печать», в основе которого лежит исторический герб края, - уникальная в смысловом выражении достопримечательность Кирова, аналогов которой в мире нет.

После того, как был подписан именной указ Екатериной II от 11 (22) сентября 1780 года об образовании Вятского наместничества с центром в Хлынове (переименованном в Вятку), был высочайше утверждён и герб Вятского наместничества.

Это произошло 28 мая 1781 г., он был составлен геральдмейстером действительным статским советником Волковым на основе уже имеющегося вятского герба. Герб Вятки был размещён в соответствии с требованиями геральдики. На щите с золотым фоном окончательно был убран доспех с руки, лук и стрела стали одного цвета (ранее стрела была чёрной с чёрным оперением), крест был размещён точно по центру верхней части щита.

С образованием 12 (23) декабря 1796 года губернии, этот герб стал губернским, вплоть до новой геральдической реформы середины XIX века, когда был утверждён новый губернский герб, а старый стал считаться гербом Вятского уезда.

Герб Вятской губернии был высочайше утверждён 8 декабря 1856 г.:

"В золотом поле, выходящая вправо из лазоревых облаков в червлёной одежде рука, держащая червлёный же натянутый лук со стрелою. В правом углу червлёный с шариками крест. Щит увенчан императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою (лазоревою) лентою".

В этом виде герб просуществовал до Октябрьской революции, когда в 1918 году был издан декрет о запрещении старой символики.

Геральдика и исторические традиции так трактовали элементы герба:

  • золотой цвет щита в геральдике означает богатство, силу, верность, чистоту, постоянство;
  • червлёный (красный) цвет лука, стрелы и креста - храбрость, мужество, отвагу;
  • лазоревый (голубой) цвет облака символизирует величие, красоту, ясность.

О значении натянутого лука с наложенной на него стрелой существуют различные точки зрения.

  • По мнению одних, в основе вятского герба лежит территориальный символ, представляющий в символической форме местную историю.

Одним из источников является культ стрел (Громовые или Перуновы стрелы в верованиях славян). О существовании этого культа на древней Вятке говорится в "Повести о стране Вятской".

Другим источником (а, следовательно, и точкой зрения) является местное почитание лука со стрелой. Об этом свидетельствует находка историка и археолога А.А. Спицина на Буйском городище (у Буйского перевоза через Вятку). Спицин здесь обнаружил бронзовую прорезную бляшку в виде скифского лука. Как считают исследователи, аналогичные бронзовые модели луков находятся в археологических памятниках скифско-сарматского времени. Появление ведущего образа скифского мира - натянутого лука со стрелою, явилось следствием культурного влияния скифо-сарматов на своих соседей финно-угров, прежде всего на ананьинскую культуру. Считается, что само слово "скиф" по своему происхождению и значит: стрелок из лука.

  • Большая часть исследователей считает, что в основе выбора этого символа, для обозначения Вятской земли на государевой печати Ивана Грозного, послужила православная символика, в которой лук со стрелой символизировал некрещёные, варварские народы. В Вятском гербе он обозначал обитавших на Вятке нехристиан (удмуртов, марийцев, татар и др.).
  • Рука, держащая лук со стрелой и выходящая из облака, как считают исследователи, возможно, говорит об особенностях военных действий вятчан. Самой характерной их чертой было воевать малым числом за счёт внезапного нападения под покровом ночи или с тыла, из леса, а также подплывая бесшумно на ушкуях.

Образно говоря, "падать на врагов, как снег на голову", "как с неба".

Об этом говорят и некоторые факты из истории вятчан.

В 1436 году 40 вятчан, пользуясь густым утренним туманом, выкрали из княжеского шатра, окружённого 7-тысячным войском, ярославского князя Александра Брюхатого вместе с княгинею и увезли с собой в Вятку. В 1467 г. 120 хлыновчан вторглись в земли мансú (вогулов) и захватили в плен их вождя Асыку.

В 1471 году отряд вятчан под командой земского воеводы Кости Юрьева сделал набег на столицу Золотой Орды - Сарай, захватив богатую добычу и бесчисленный полон.

  • Есть версии, что рука из облака, держащая оружие, была заимствована из западной геральдики, где этот сюжет широко распространен и символизирует собою участие промысла божия в земной истории. Стрела, направленная под углом вниз, указывает на место, точку, из которой должно произойти начало. Рука, исходящая из облака, не только направляет лук в цель, но она ещё и удерживает стрелу по долготерпению божию опустить тетиву на вятских слепородов.
Вятские шутники усматривают в этой руке также кукиш Божий. :-)

Крест, появившийся на гербе в 1676 году, был призван решить свою задачу:

  • по одной версии, сгладить языческое звучание символики герба (лука и стрелы);
  • с другой, что свободная воля хлыновцев (хлын - бездельник, барышник, мошенник, беспутный человек, сбившийся с истинного пути) под воздействием Трифона Вятского выразилась в неотступном пребывании с богом.

Таким образом, появление креста в символике герба (вятской печати) окончательно изменило и смысл руки, выходящей из облака, - что стало символизировать промысел божий.

Императорская корона и дубовый венок, перевитый андреевской лентой, были введены в гербы всех губернских городов (кроме имевших право на исторические и областные короны) по геральдической реформе середины XIX века.

Вятский герб занимал особое место в истории российской геральдики. Будучи одним из самых старых и устойчивых, он оказал влияние на символику нескольких городов: Пскова, Вологды, Великих Лук, Соликамска, Мурома и других.

О старых гербах вятских городов

Городские гербы зародились ещё в феодальном обществе, как опознавательные знаки, подчёркивавшие определённый статус, политическую независимость городского поместья. Герб качественно отличал город от деревни, подчёркивая, что город – полноправный член феодального общества. Его можно было видеть на городской печати, оттиск герба мог быть на собственных монетах города, он встречал жителей го-рода на стенах городской ратуши, на крепостных стенах,…

На Руси города начали вводить гербы с XVIII века.

В 1722 году в России учреждена должность герольдмейстера и начался сбор материалов для составления городских и земельных гербов. Конечно, множество городов уже имели свои древние эмблемы, иногда (как у г. Владимира) восходящие ещё к XII-XIII векам. Хотя вполне возможно, что могли быть какие-то опознавательные эмблемы – «прародители» городских гербов ещё в домонгольский период.

Огромную работу по систематизации старых и оформлению новых гербов проделали известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев и екатерининский герольдмейстер Д. Санти. Классическое описание гербов городов, губерний, областей и посадов Российской империи оставил на рубеже XIX и ХХ веков исследователь отечественной геральдики барон П.П. фон Винклер.

Вятские гербы.JPG

Города Вятской губернии получили гербы в 1781 году при Екатерине II.

Подробное описание первых вятских гербов даётся в книге «Столетие Вятской губернии» (Вятка, 1880г.). По поводу их сочинения проф. Лохвицкий писал:

"Открылось обыльное поприще для фантазии тогдашнего герольдмейстера Волкова. Он сочинял эти гербы десятками за один раз, щиты делал очень богатые - золотые, серебряные, лазоревые, а для герба избирал какой-нибудь остаток древности или предмет местного произведения, а часто просто какую-нибудь вещь, название которой было созвучно названию города".


Выполненные в 1804 году для межевой конторы копии с этих гербов Ф.М. Росляковым, тогдашним губернским архитектором, были сопровождены незамысловатым описанием:

"1-й - Вятский - имеет герб старой. В золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелою, а над ней, в верхней части щита, крест красный (что должно было напоминать о долгой борьбе вятских колонизаторов с местными народностями). Сие внесено во все вновь сочинённые гербы в верхней части щита во означение того, что те города принадлежат Вятскому наместничеству;

2 - Слободской, в серебряном поле крестообразно положенные сделанные для ловли рыб из прутьев верши, каковыми орудиями тамо изобильно ловится всякого роду рыба;

3 - Кайгородский, в голубом поле три скопии рыбьяго клею, которыми жители торгуют;

4 - Котельнический, в зелёном поле котёл золотой, означающий имя сего города;

5 - Уржумский, в голубом поле дикий гусь, которых в окрестностях сего города весьма много;

6 - Орловский, в серебряном поле сидящий при реке орёл;

7 - Яранский, в голубом поле две дикие утки, в знак того, что в окрестностях сего города сей птицею изобильно;

8 - Царевосанчурский, в серебряном поле на лугу ходящая птица, называемая канюк, каких в окрестностях сего города весьма много;

9 - Глазовский, в голубом поле человеческий отпрыска глаз, означающий имя сего города;

10 - Елабужский, в серебряном поле сидящий на пне дятел, долбящий оной, там множество сего рода птиц;

11 - Сарапульский, в серебряном поле на высокой горе деревянной рубленой город, который зданием оное место примечания достойно;

12 - Малмыжский, в серебряном поле летящая птица, называемая ястреб, которых в окрестностях сего города много;

13 - Нолинский, в голубом поле летящий лебедь, которые птицы, не останавливаясь в окрестностях сего города, мимо пролетают".


Интересно, что герб Кайгорода со скобками рыбьего клея продолжает использоваться до сих пор, хотя населённый пункт Кай давно утратил свой статус города - административного центра, став обычным селом.. Хотя, нет.. Не каждое село может похвастаться личным гербом, да ещё таким древним. Герольдмейстер выбрал символ, указывающий на близость города к реке Каме, отразил в гербе развитие торговли в этом регионе. Возможно, когда-то Кайгородок славился этим рыбьим клеем, который использовался в качестве пищевой добавки как желатин, но нынешние жители села уже не помнят, что это такое.

Известно, что, создавая герб города Нолинска, Волков первоначально избрал для него «говорящую» эмблему – два ноля. Герб Нолинска, его история, вызвали поэтические размышления вятского поэта Овидия Любовикова:

Старый герб Нолинска

Но герб подай!
Зане не хуже
всех прочих наш уездный град.
Трещали головы,
		как в стужу
Поленья на дворе трещат.
Зело медлительно и кротко
И дни и месяцы текли:
Топили сало,
		гнали водку
Духмяны пряники пекли.
Но герб потребен!
Не пристало
Без такового вековать.
Поднимут на смех,
		если сало
Или бутыль в него вписать.
В какой-то час
		в далёком небе
Заслышав шелест сильных крыл,
Художник встрепенулся:
		«Лебедь!» -
И спешно чистый лист открыл.
Он знал, поди, что эта птица –
И величава и вольна, -
В округе вовсе не гнездится,
Стремится далее она.
О нём судачили: «С приветом!»
Его корили: «Воспарил!»
А он, наверно, был поэтом.
Он вольнодумцем, верно, был.
…Иной посмотрит оробело,
Другого оторопь возьмёт:
По голубому – лебедь белый,
Куда летит, кого зовёт?..

10 октября 1780 года утверждён герб города Лальска: "две куничьи кожи (шкурки) в золотом поле - в знак того, что сего города жители производят значительный торг мягкою рухлядью". В то время Лальск стал центром одноимённого уезда Вологодской губернии. В верхней части лальского герба помещён губернский знак Вологды. С 1796 года Лальск - заштатный город Устюжского уезда Вологодской губернии. С 1941 года - посёлок, центр одноимённого района Кировской области, с 1965 года - посёлок Лузского района Кировской области.

Как видим, в этих гербах действует упрощённая общая схема: гербовый щит делится по горизонтали и в нём располагается составная композиция – вверху расположен герб региона (губернии), а внизу собственный герб города. Эта схема, во многих отношениях неудовлетворительная (хотя бы потому, что собственная символика города оказывается «подавленной»), вызывала справедливую критику и была реформирована Указом 1857 года. По этому Указу все верхние «губернские» части составных гербов упразднялись, а собственные гербы городов распространялись на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии в герб вводилась «вольная часть» - четырёхугольник, примыкающий к краю щита, в котором воспроизводился герб губернии. Повсеместное соблюдение Указа не было обеспечено, в частности, в Вятской губернии продолжали пользоваться дореформенной версией городских гербов. Именно такие гербы по старинке воспроизведены и в справочнике П.П. фон Винклера.

Гербы вятских городов в советский период

Попытки хоть чем-то вернуть былое своеобразие нашим городам, число которых к тому же быстро росло и в период индустриализации и после войны, привели к созданию новых городских гербов в 60-70 годы ХХ века. Но… на традиционных геральдических щитах поселились бесчисленные шестерёнки, колбы, колосья, атомы… Примеров таких символов не счесть. Былая индивидуальность не только не возродилась, но ещё больше нивелировалась. Засилье промышленноаграрной тематики обрекло эти опыты на неудачу.

Наверное, вряд ли стоит превращать герб в «краткий путеводитель» и пытаться отразить в нём все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создаётся на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

Герб города Кирова образца 27 мая 1969 г.
Герб города Кирова образца 27 августа 2008 года

В 1969 году Кировский горсовет решил возродить городской герб, отменённый после Октябрьской революции. В конкурсе приняли участие 310 эскизов. Победителем стал художник В.В. Мощаков. Однако новый герб перегружен мелкими деталями. В размещении изображений на щите нарушены исторические традиции геральдики, сложившиеся в нашем крае: рука, натягивающая тетиву лука со стрелой - исторический символ Вятской земли, сохранённый в целях преемственности, помещён в нижней части герба, а не вверху. Значительное место на щите занимает надпись - название города, чего не было на старых вятских гербах и что не принято нормами геральдики. На щите герба разместились и новые символы – ель и белка, олицетворяющие природные богатства нашего края: лес и пушнину; шестерёнка и химический сосуд (реторта) в сочетании с венцом из колосьев – призванные отражать основные отрасли г. Кирова и связь его промышленности с сельским хозяйством.

Описание герба:

"В червленом щите слева зеленая ель, окантованная золотом, с сидящей на ней золотой белкой, обращенной влево. Подножие ели обременено черной ретортой, окруженной золотой полушестерней и колосом. В золотой вольной части внизу справа выходящая рука держит черные лук со стрелой. В незавершенной золотой вершине название города".


Решением Кировской городской Думы 27 августа 2008 года был восстановлен в употреблении исторический герб города Вятки, высочайше утвержденный 28 мая 1781 года императрицей Екатериной II. Реконструкцию исторического герба выполнили Евгений Дрогов, председатель Кировского регионального отделения Союза Геральдистов России и Галина Позднякова, начальник отдела городской среды управления градостроительства и архитектуры администрации города, председатель Кировского отделения Союза дизайнеров России.


Видео Егора Жукова

Герб города Слободского образца 11 июля 1970 г.

В новом гербе города Слободского отказались от прежней эмблемы (верши) и заменили её стилизованным силуэтом белки, что вероятно удачнее. Ведь всемирную известность городу принесла меховая фабрика «Белка». В гербе города, утверждённом 11 июля 1970, отражено его географическое положение, расположение на реке. Однако, на щите слободского герба тоже нарушены традиции вятской геральдики: на гербе помещена надпись – название города, региональный символ (рука, натягивающая тетиву лука со стрелой) располагается в нижней части поля. Автор нового герба Василий Максимович Евлаков.

Герб города Котельнича образца 30 мая 1985 г.

Отказался от старого герба и город Котельнич. Новый герб был принят 30.05.1985. Автор герба - Ю.А. Удальцов. В щите зеленого цвета изображена шестерня, колос, желто-зеленая ель, а в верхней части слева (справа от зрителя) исторический герб Вятки (рука, натягивающая лук), конечно же, без креста. Справа вверху написано название города старославянским шрифтом.


14 мая 1987 года была образована Геральдическая комиссия при Отделении истории АН СССР, в задачи которой, помимо всего прочего, входило: «Содействие развитию советской геральдики… проведение консультаций по научному оформлению создаваемых новых городских гербов, их пропаганда и учёт».

Вятские Поляны, ставшие городом в 1942 году, обрели свой первый герб в 1987 году. Первоначальный вариант герба Вятских Полян был перегружен деталями, поэтому появился новый герб образца 1999 года. (См. подробнее: Герб и флаг города Вятские Поляны).

Герб города Кирово-Чепецка образца 2002 г.
Герб города Кирово-Чепецка образца 7 июля 2004 г.

В апреле 2002 был принят городской герб Кирово-Чепецка: традиционный геральдический щит, разделенный на две части. В нижней части на зеленом поле изображены две соединяющиеся белые ленты, на пересечении которых расположены синие извилистые линии, символизирующие поверхность воды. Ленты олицетворяют собой две реки - Вятку и Чепцу, у слияния которых расположен город Кирово-Чепецк. В верхней части щита воспроизведена символика герба Кировской области.

7 июля 2004 герб Кирово-Чепецка претерпел незначительные изменения: символика Кировской области была перенесена в вольную часть щита:

"В зелёном поле слияние рек, изображённое в виде вилообразного креста со скруглёнными углами, второе и третье плечи которого смещены навстречу ходу солнца. Середина фигуры (имеющая треугольно-вогнутые очертания с углами, направленными сообразно наклону плеч креста) покрыта серебряной, окаймлённой лазурью, чешуёй. В вольной части - герб Кировской области."


Герб Кировской области

С 1992 года в Кировской области, в связи с изменившейся общественно-политической ситуацией в стране, стал подниматься и вопрос о гербе области. Разработанный Думой Устав области предусматривал наличие герба.

Главный вопрос - каким быть гербу?

Стали поступать альтернативные предложения по гербу и критические замечания в адрес основного проекта (образец 1856 года).

Поступило предложение взять за основу герба герб г. Кирова, утверждённый горсоветом в 1969 г. Но это был не областной, а городской символ.

Высказывались пожелания использовать в основе герба вариант с дымковской игрушкой. Однако графическая условность, присущая геральдике, не позволяет "репродуцировать" игрушку в гербе.

Были предложения изменить направления лука со стрелой (вниз). Приводились аргументы, что направленный прямо лук символизирует агрессию, а красный цвет - кровожадность. Но с геральдической точки зрения, лук, направленный вниз, - это отличительная особенность городского герба. А лук, направленный прямо в сторону, в XIX веке окончательно закрепился в земельном гербе.

Надо отметить, что изображение лука широко используется в международной символике и эмблематике.

Лук – у народов Ближнего Востока, Азии, Африки и Южной Америки – издревле эмблема войны и воинственности. Как эмблема он чрезвычайно распространён в родовых гербах, а также в территориальных. Его присутствие на городских и территориальных гербах ясно и красноречиво указывало на лесистость, охотничье хозяйство этих регионов и на населённость их дикими народами и племенами. Но если в территориальных гербах лук является говорящей эмблемой, то в родовых он обычно свидетельствует о древнем, либо восточном происхождении предков гербовладельца. Таким образом, эмблема лука используется в различных смыслах, и именно поэтому она, несмотря на свою архаичность, удержалась до наших дней и довольно прочно вошла в современную государственную символику ряда американских, азиатских, африканских и тихоокеанских государств.

Ныне, как и в прошлом, значение эмблемы лука весьма разнообразно и зависит от сопутствующих атрибутов: колчана стрел, их количества, тетивы, её положения (натянута, не натянута, отсутствует).

Самое распространённое значение лука – эмблема оружия в его самой общей форме, как символа самозащиты; лук с натянутой тетивой – эмблема готовности, без тетивы – эмблема разоружения, с натянутой тетивой и стрелой – готовности к бою, в территориальных русских гербах – эмблема охоты, охотничьего промысла как одного из основных занятий населения. В эпоху античности и классицизма лук, стрела и сердце – эмблема любви или атрибуты посланцев любви (амуров, купидонов).

Для современных африканских государств лук и стрелы чаще всего являются эмблемой готовности сохранить свою национальную самобытность и независимость, поэтому в их государственных гербах эти предметы не могут трактоваться как эмблемы вооружения. Именно в этом смысле помещены эмблемы лука и стрел на гербах Мали, Руанды, Ямайки, Суринама, Того, Непала, Иордании, Соломоновых Островов – государств, никому не угрожающих, но чрезвычайно дорожащих своей национальной независимостью. Подобным же образом истолковывался в ряде выступлений в прессе символ креста, как "тяжёлой судьбы", "безнадёжной утраты" или вообще был назван католическим, хотя на самом деле имеет традиционную для православного востока форму.

Крест – один из трёх наидревнейших символов человечества. Возник как символ ещё в доисторическое время, как знак Солнца и произошёл от изображения перекладин, спиц «солнечного колеса» (т.е. двух перпендикулярных друг другу диаметров круга). В этом виде крест известен многим языческим народам (индусам, ассирийцам, китайцам, древним скандинавам и германцам, этрускам и финикийцам) задолго до появления христианства, которое сделало этот знак своим идеологическим символом. Первоначально символ креста у христиан Древнего Рима и Палестины имел Т-образную форму и ассоциировался с распятием – столбом с перекладиной наверху, на которых римские легионеры казнили восставших рабов, грабителей, первых христиан… Лишь несколько позднее крест принял современную форму – перекладина была спущена до половины столба (вероятно, это произошло под влиянием сочетания древнего знака «солнечного колеса» и буквы Х, с которой начинается имя Христа).

С тех пор симметричный, равносторонний христианский крест был присущ для греческого населения Восточной части Римской империи. С разделением Римской империи на две части – Западную и Восточную – и с расколом христианства на две большие ветви – православие и католицизм – возникла необходимость различать эти два религиозно-церковных направления также чисто внешними знаками. Поэтому возник новый вид креста – латинский, который в отличие от греческого, православного, имеет одну сторону вдвое длиннее трёх остальных, и был присвоен католической церкви.

Государственный геральдмейстер, заместитель директора Эрмитажа (Санкт-Петербург) В. Вилинбахов, кому был направлен на экспертизу проект герба Кировской области образца 1856 года, считает, что "исторически сложившаяся композиция, сочетающая языческие и христианские символы, отражает особенности местной, общероссийской и международной эмблематики. Данный герб свободен от идеологической заданности и в полной мере приемлем сегодня".

Конечно, рука с луком не отображает всех особенностей Кировской области, но это и не обязательно. Герб не путеводитель, а отличительный знак, он должен не рассказывать, а указывать, быть узнаваемым.

Герольдия одобрила проект герба, представленного рабочей группой Думы. Предложено было утвердить герб версии образца 1856 года, убрать из символики герба императорскую корону и дубовый венок, обрамляющий губернский щит в гербе 1856 года. Так как эти элементы герба служили атрибутами определённой территориально-административной системы, которая существенно отличалась от нынешней, то Государственная Герольдия при Президенте Российской Федерации рекомендовала воздержаться от внесения в герб корон, лент, а также от произвольного размещения отдельных украшений вокруг геральдического щита. Кроме того, подобные короны и венки являлись знаками статуса, установленными во всероссийском масштабе.

Закон о гербе Кировской области,
принятый областной Думой 29 августа 1995 года

Глава 1.

Статья 1. Утвердить герб Кировской области.

Глава 2. Герб Кировской области.

Статья 3. Герб Кировской области представляет собой геральдический щит с соотношением ширины и высоты 8 : 9.

Описание герба.
"В золотом поле выходящая из лазоревых облаков рука в червлёной одежде, держащая червлёный натянутый лук с червлёной стрелой. В верхнем геральдически правом (левом от зрителя) углу щита - червлёный лачатый воинский крест с шарами на концах".

Рука с луком в соответствии с геральдическими нормами изображается повернутой влево от зрителя.

Геральдика и историческая традиция так трактуют элементы герба:

  • золотой цвет щита отражает величие, уважение законов, богатство, торговлю, хлеборобство;
  • червлёный (красный) цвет лука, стрелы и креста - храбрость, мужество, отвагу, воинскую доблесть, воинское ремесло;
  • лазоревый (голубой) цвет облака - красоту, ясность, спокойствие, хладнокровие;
  • рука - идея обороны, отваги, защиты отечества;
  • лук - готовность к защите родной земли;
  • облако - символ божественного провидения;
  • воинский крест - военная защита отечества.

Настоящий областной Закон вступил в силу со дня его официального опубликования.


Примечания:

  1. Мусихин В.Е. История Вятского герба. // Кировская область. Административно-территориальное устройство. - Киров, 1998

Источники:

  1. Мусихин В.Е. История Вятского герба. // Кировская область. Административно-территориальное устройство. - Киров, 1998
  2. Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. – М.: Междунар. отношения, 1989
  3. Основные нормы составления территориальных и муниципальных гербов. Методические рекомендации Государственной Герольдии при президенте Российской Федерации. – СПб, 1999
  4. Гербы городов Вятской губернии. // Наука и Жизнь. – 1978 - № 8
  5. Зиновьев А. Гербы Вятской губернии. К 610-летию г. Кирова. // Спутник агитатора. – 1984 - № 24