Исторические предания и легенды о поселении Ошторма-Бодья

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

По преданиям, до покорения Казани царём Иваном Грозным на месте современного города Вятские Поляны стояла удмуртская деревня Ошторма-Бодья. Ошторма - речка, впадающая в Вятку. Бодья - по историческим преданиям, имя женщины, старейшины древнего удмуртского рода[1], воршудное название удмуртского родоплеменного объединения.

В смутные 50-е годы XVI столетия удмуртские деревни на правобережье Вятки оказались на арене ожесточённых боёв. Поэтому проживавшие там общины переправились на лесистый левый берег полноводной реки и поселились на территории современных Кизнерского и Алнашского районов Удмуртии. Жители деревни Ошторма-Бодья в двадцати пяти километрах от прежнего места обитания основали новую деревню - Старая Бодья. Их потомки впоследствии положили начало целому семейству деревень: Гучин-Бодья, Синяр-Бодья, Вишур-Бодья..., образующих компактную территорию, родовое гнездо "бодья-выл". Этот род установил добрососедские отношения с другой удмурской родовой общиной - омга, проживавшей на левобережной стороне. Например, основателями деревни Казань-Омга на территории Вятскополянского района являются представители двух воршудных родоплеменных образований: бодья и омга.

Согласно одной из легенд, численность общины в это время была большой, а плодородных, удобных и возделанных земель на левобережной стороне было мало. Поэтому старейшина рода Бодья разрешила ещё одной группе людей из общины переселиться дальше и образовать новое поселение. Во главе этой группы стоял один из её сыновей - Кызньöр. Это языческое имя является сочетанием двух удмуртских слов: "кыз" (ель) и "ньöр" (прут, ветка). Говорят, юный вождь был стройным, как ель, и гибким, как прут. Новое поселение в честь основателя назвали Кызньöром. В чуточку изменённом виде это название дошло до наших дней: Кизнер.

По другой легенде, возле дороги из Старой Бодьи в Вятские Поляны у Александровского починка стояла огромная сосна, известная под названием "эмеспи пужым" ("жениховская сосна"). Вершина её была отпилена так, что на ней отчаянные парни могли стоять, плотно прижав друг к другу босые ноги. Здесь юноши, решившие вступить в брак, сдавали своеобразный экзамен на зрелость. Во время летнего праздника между весенними и осенними полевыми работами, при огромном стечении общинников, жених должен был на виду у всех, забравшись на вершину сосны, стоя надеть брюки - подарок невесты. Сдавшего экзамен на мужество тут же поздравляли со вступлением в брак и получением права голоса на сходках.[2]

Источники

  • Евдокимов Ю.Ф. Легенды и явь. Кизнерскому району - 50: Социально-исторический очерк. - Ижевск: Удмуртия, 1989. - Режим доступа: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/8994

Примечания

  1. Вероятнее всего, Бöдья (именно так пишется по-удмуртски) - это мужское имя или прозвище [например, от удм. бöдьыны ‘говорить, болтать, пустословить’] конкретного, чем-то памятного человека, имя которого служит для общего наименования всех его потомков (они по удмуртской традиции отсчитываются по мужской линии), среди которых сохраняется идеологическое единство, обусловленное поклонением предку-родоначальнику, дух которого по представлениям удмуртов может оказывать влияние на их судьбу. (Чураков В.С. Происхождение названий удмуртских родов // Linguistica Uralica, XLI (1). Tallinn, 2005. С. 43-57.)
  2. Легенды и предания записаны со слов Ивана Петровича Ермолаева, 1906 года рождения, уроженца д. Старая Бодья.