ВикиВики — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 15: Строка 15:
  
 
====Варианты использования Вики-среды в образовательной деятельности:====
 
====Варианты использования Вики-среды в образовательной деятельности:====
 
 
# '''Представление, расширение и аннотирование учебных материалов'''. Электронный вариант представления учебных материалов дает возможность проследить связи между текстами. Система обратных ссылок позволяет проследить, из каких материалов ссылки обращаются к данному автору.  
 
# '''Представление, расширение и аннотирование учебных материалов'''. Электронный вариант представления учебных материалов дает возможность проследить связи между текстами. Система обратных ссылок позволяет проследить, из каких материалов ссылки обращаются к данному автору.  
 
# '''Совместное создание виртуальных экскурсий'''. Например, пишут экологи о редких и исчезающих видах животных и растений. Книга о животных пишется одними людьми, книга о растениях пишется другими, а книга об охраняемых территориях третьими.  
 
# '''Совместное создание виртуальных экскурсий'''. Например, пишут экологи о редких и исчезающих видах животных и растений. Книга о животных пишется одними людьми, книга о растениях пишется другими, а книга об охраняемых территориях третьими.  
Строка 22: Строка 21:
 
# '''Средство для проведения локальных и сетевых семинаров'''. С помощью ВикиВики возможно организовать проведение тренинга, семинара, интерактивной лекции, дистанционного курса. В этом случае ведущий тренинга заранее размещает тексты заданий и ссылки на дополнительный материалы. Обучающиеся выполняют задания, читают тексты, фиксируют свою деятельность. Ведущий занятие полностью контролирует деятельность учащихся (это одна из стандартных функций среды ВикиВики), имеет возможность исправить ошибки, оставить комментарии, которые немедленно будут видны обучающимся.  
 
# '''Средство для проведения локальных и сетевых семинаров'''. С помощью ВикиВики возможно организовать проведение тренинга, семинара, интерактивной лекции, дистанционного курса. В этом случае ведущий тренинга заранее размещает тексты заданий и ссылки на дополнительный материалы. Обучающиеся выполняют задания, читают тексты, фиксируют свою деятельность. Ведущий занятие полностью контролирует деятельность учащихся (это одна из стандартных функций среды ВикиВики), имеет возможность исправить ошибки, оставить комментарии, которые немедленно будут видны обучающимся.  
 
# '''Сетевое взаимодействие в отсутствии Интернета'''. При работе в экстремальных ситуациях (которыми в настоящее время можно назвать ситуацию отсутствия Интернета) очень помогает использование локальной ВикиВики, которая может быть развёрнута в локальной сети внутри учреждения или на отдельных компьютерах.
 
# '''Сетевое взаимодействие в отсутствии Интернета'''. При работе в экстремальных ситуациях (которыми в настоящее время можно назвать ситуацию отсутствия Интернета) очень помогает использование локальной ВикиВики, которая может быть развёрнута в локальной сети внутри учреждения или на отдельных компьютерах.
 +
 +
==== Недостатки использования Wiki в образовании ====
 +
Технология Wiki не разрабатывалась специально для образования, поэтому у неё есть ряд негативных особенностей:
 +
* нужна специальная подготовка участников для использования сервисов вики-среды (на данном ресурсе Вики-Поляны эта проблема решается наличием [http://kraeved.vp43.ru/wiki/Категория:Правила учебно-методического и справочного материала]);
 +
* проблема доверия к информации – не все участники взаимодействия являются добросовестными и компетентными пользователями, поэтому выкладываемая информация нуждается в перепроверке (то есть предполагает значительные усилия со стороны администраторов);
 +
* затруднение выражения эмоций посредством текстового канала коммуникации (появление смайликов в соцсетях является откликом на эту проблему);
 +
* проблемы приватности (которые могут компенсироваться обменом данными в мессенджерах и в соцсетях);
 +
* психологические проблемы Internet-общения: Internet-зависимость, агрессия в сети и другие;
 +
* интеллектуальная собственность и авторское право (на данном ресурсе Вики-Поляны эта проблема решается [http://kraeved.vp43.ru/wiki/Вики-Поляны:Авторские_права так]).

Версия 16:49, 5 августа 2018

Схема навигации при просмотре нелинейного гипертекста.

ВикиВики (wiki) - это коллекция взаимосвязанных между собой записей, технология построения Web-систем, предназначенных для коллективной разработки, хранения, структуризации текста, гипертекста, файлов, мультимедиа. Изначально создатель технологии Вард Каннингэм (Ward Cunningham) называл приложение средой для быстрого гипертекстового взаимодействия.

Первая Wiki-среда была спроектирована Уордом Каннингэмом в 1995 году с целью упрощения совместного создания и ведения программной документации. «Портлендское хранилище образцов» – так назывался первый Wiki-сайт – предназначался для собора фрагментов программного кода, для коллективной разработки и ведения программной документации. Разработанная среда позволяла любому посетителю сайта управлять его информационным наполнением.

Затем в качестве названия прижился термин ВикиВики, что на гавайском языке означает "быстро-быстро". При использовании Вики человек может не заботиться об использовании команд языка гипертекстовой разметки. Сам текст любой страницы коллекции интерпретируется программой как гипертекст.

ВикиВики позволяет почувствовать вкус гипертекста и освоить совершенно особую культуру написания нелинейных электронных документов. Культура эта на сегодняшний день развита очень слабо, и многочисленные учебные курсы никак не способствуют ее развитию.

В стандартной ситуации, при жесткой древовидной иерархии бумажного документа с оглавлением и последующим ветвлением на главы и подразделы, сначала необходимо написать новый фрагмент текста, и только после этого сделать на него ссылку. Хороший тон html-кодирования отрицает существование ссылок, ведущих к ещё не существующим страницам. В ВикиВики ссылки на ещё не созданные тексты являются не только нормальным явлением, но и одним из способов создания новых записей. Для того, чтобы завести новую запись, сначала необходимо указать в тексте ссылку на эту, пока ещё не существующую запись. В результате рождается паутина записей, в которой может присутствовать и иерархическая и нелинейная навигация.

В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает Вики очень перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа.

Возможности вики-движков позволяют достичь как полной свободы и открытого участия в совместном сетевом творчестве (как в известном вики-проекте Википедия) в условиях самоуправляемого сетевого сообщества, так и работу в закрытом от публики режиме (как в проекте WikiLeaks) в условиях жёсткой цензуры предлагаемых авторами материалов. То есть технология вики-вики позволяет применить в сетевом взаимодействии авторов разумный баланс между демократией и диктатурой.

Варианты использования Вики-среды в образовательной деятельности:

  1. Представление, расширение и аннотирование учебных материалов. Электронный вариант представления учебных материалов дает возможность проследить связи между текстами. Система обратных ссылок позволяет проследить, из каких материалов ссылки обращаются к данному автору.
  2. Совместное создание виртуальных экскурсий. Например, пишут экологи о редких и исчезающих видах животных и растений. Книга о животных пишется одними людьми, книга о растениях пишется другими, а книга об охраняемых территориях третьими.
  3. Коллективное создание творческих работ. К таким проектам относятся создание коллективных текстов на базе ВикиВики площадок. Люди из разных географических областей и разных областей знаний могут независимо друг от друга работать над созданием своих статей. Взаимодействие между людьми устанавливается через взаимодействие между статьями. Взаимодействие между статьями устанавливается автоматически в соответствии с главным правилом ВикиВики: название статьи является потенциальной ссылкой на эту статью в тексте других статей внутри ВикиВики.
  4. Коллективное создание энциклопедий. Примером такого проекта может служить международный проект «Время вернуться домой» - Летописи.ру. Это образовательный вики-проект в жанре путеводителя для школьников, студентов и учителей. Наполнение проекта — это описание городов, сёл и деревень, мест, школ, событий и людей, которые имеют значение для обучения, а также ряд информационных продуктов, имеющих самостоятельное значение: вики-версии школьных сайтов, Школьная сетевая энциклопедия информатизации и др.
  5. Средство для проведения локальных и сетевых семинаров. С помощью ВикиВики возможно организовать проведение тренинга, семинара, интерактивной лекции, дистанционного курса. В этом случае ведущий тренинга заранее размещает тексты заданий и ссылки на дополнительный материалы. Обучающиеся выполняют задания, читают тексты, фиксируют свою деятельность. Ведущий занятие полностью контролирует деятельность учащихся (это одна из стандартных функций среды ВикиВики), имеет возможность исправить ошибки, оставить комментарии, которые немедленно будут видны обучающимся.
  6. Сетевое взаимодействие в отсутствии Интернета. При работе в экстремальных ситуациях (которыми в настоящее время можно назвать ситуацию отсутствия Интернета) очень помогает использование локальной ВикиВики, которая может быть развёрнута в локальной сети внутри учреждения или на отдельных компьютерах.

Недостатки использования Wiki в образовании

Технология Wiki не разрабатывалась специально для образования, поэтому у неё есть ряд негативных особенностей:

  • нужна специальная подготовка участников для использования сервисов вики-среды (на данном ресурсе Вики-Поляны эта проблема решается наличием учебно-методического и справочного материала);
  • проблема доверия к информации – не все участники взаимодействия являются добросовестными и компетентными пользователями, поэтому выкладываемая информация нуждается в перепроверке (то есть предполагает значительные усилия со стороны администраторов);
  • затруднение выражения эмоций посредством текстового канала коммуникации (появление смайликов в соцсетях является откликом на эту проблему);
  • проблемы приватности (которые могут компенсироваться обменом данными в мессенджерах и в соцсетях);
  • психологические проблемы Internet-общения: Internet-зависимость, агрессия в сети и другие;
  • интеллектуальная собственность и авторское право (на данном ресурсе Вики-Поляны эта проблема решается так).