Владимиро-Богородицкая церковь в Старом Бурце — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(не показаны 16 промежуточные версии 1 участника)
Строка 2: Строка 2:
 
Адрес: с. [[Старый Бурец]] [[Малмыжский район Кировской области|Малмыжского района]] Кировской области, ул. Полевая, 3.
 
Адрес: с. [[Старый Бурец]] [[Малмыжский район Кировской области|Малмыжского района]] Кировской области, ул. Полевая, 3.
 
----
 
----
 +
[[Файл:Церковь Владимирской Божией Матери в Старом Бурце.png|thumb|400px]]
 +
== Общие сведения ==
 +
Кирпичная церковь с декором в духе казанского барокко. Здание типа восьмерик на четверике с прямоугольным алтарем, широкой трапезной и трехъярусной колокольней, завершённой шатром. Приделы Никольский и Иоанно-Богословский.
  
Дата основания православной церкви - не позже 2-й половины XVII века. Дата постройки последнего каменного здания церкви - 1761-1777.
+
В церкви хранится местночтимый явленый образ Владимирской Божией Матери, с которым ежегодно совершается крестный ход на место явления - к [[Красный ключ у деревни Новый Бурец|Красному ключу у села Новый Бурец]].
 
+
Кирпичная церковь с декором в духе казанского барокко, построенная в 1761. Здание типа восьмерик на четверике с прямоугольным алтарем, широкой трапезной и трехъярусной колокольней, завершённой шатром. Приделы Никольский и Иоанно-Богословский. Закрыта в 1930-х. Ок. 1943 возвращена верующим, в 1961 вновь закрыта. В 1989 возвращена верующим, отреставрирована.
+
 
+
В церкви хранится местночтимый явленый образ Владимирской Божией Матери, с которым ежегодно совершается крестный ход на место явления - к [[Красный ключ у деревни Новый Бурец|Красному ключу у села Новый Бурец]].  
+
  
 
== Историческая справка ==
 
== Историческая справка ==
Опираясь на архивные и музейные данные, можно сказать, что первым храмом на Бурецкой земле был храм во имя святителя Николая-Чудотворца, построенного, примерно, в 1595-м году.  
+
Первым храмом на Бурецкой земле был храм во имя святителя Николая-Чудотворца, построенный примерно в 1595-м году.  
  
В 1685 году митрополит Казанский Иосиф благословил взамен ветхого деревянного храма соорудить новый трёхпрестольный деревянный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы “Владимирская” с двумя приделами: святителя Николая-Чудотворца и апостола и евангелиста Иоанна Богослова.  
+
В 1685 году митрополит Казанский Иосиф благословил взамен ветхого деревянного Николаевского храма соорудить новый трёхпрестольный деревянный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы “Владимирская” с двумя приделами: в честь святителя Николая-Чудотворца и в честь апостола-евангелиста Иоанна Богослова.  
  
Скорее всего это решение было связано с чудесным явлением образа Божией Матери на Красном ключе. По преданию икону увидел на ключе житель села Новый Бурец и она
+
3 августа 1761 года Преосвященным Гавриилом, епископом Казанским, была выдана храмозданная грамота, разрешающая построение вместо ветхой деревянной церкви каменного храма с теми же приделами. Этот храм был построен стараниями помещика Петра Евграфовича Озерова и пожертвованиями прихожан. Старая деревянная церковь была передана в село [[Свято-Троицкая церковь в селе Усад|Усад]].
была перенесена в Новобурецкий Свято-Троицкий храм, но на следующий и последующие дни её находили лежащей на полу посреди храма. В этом прихожане увидели нежелание Божией
+
Матери оставаться здесь и решили перенести икону в Старобурецкий храм, где грозные знамения прекратились.
+
 
+
В память этого события жители обоих сёл установили Крестный ход. Он проходил несколько иначе, чем сейчас. 4-го июля жители Нового Бурца Крестным ходом уносили икону в свой храм. На следующий день Крестный ход шёл на источник и после молебна с водосвятием икона уже жителями Старого Бурца возвращалась во Владимиро-Богородицкий храм.
+
 
+
В 1761–м году Преосвященным Гавриилом, епископом Казанским была дана грамота, разрешающая построение вместо ветхой деревянной церкви каменного храма с теми же приделами. Этот храм был построен стараниями помещика Петра Евграфовича Озерова и пожертвованиями прихожан. Старая деревянная церковь была передана в село Усад.
+
  
 
Первый престол каменной церкви (правый придел тёплой церкви) освящён 9 февраля 1770 г. в честь св. Апостола евангелиста Иоанна Богослова.
 
Первый престол каменной церкви (правый придел тёплой церкви) освящён 9 февраля 1770 г. в честь св. Апостола евангелиста Иоанна Богослова.
Строка 28: Строка 21:
 
Холодный храм освящён 23 июня 1777 г. во имя Божией Матери «Владимирская».
 
Холодный храм освящён 23 июня 1777 г. во имя Божией Матери «Владимирская».
  
По плану, составленному архитектором Петровым и утверждённым епископом Неофитом в 1851 г. тёплая церковь расширена на 2 окна, а колокольня была разобрана, в этом же году прорублена арка в летний храм и постлан опочный пол. Колокольня строилась продолжительное время, завершена в 1873 г.
+
Впоследствии храм обрёл местночтимый образ Владимирской Божией Матери, о котором есть предание о чудесном явлении на Красном ключе. По преданию, икону увидел на ключе житель села [[Новый Бурец]], и она была перенесена в [[Дмитриевская церковь села Новый Бурец|Новобурецкий Дмитриевский храм]], но на следующий и последующие дни её находили лежащей на полу посреди храма. В этом прихожане увидели нежелание Божией Матери оставаться здесь и решили перенести образ в Старобурецкий храм, где икона обрела покой, и грозные знамения прекратились.
  
 +
В память об этом событии жители обоих сёл установили Крестный ход. Первоначально он проходил в течение двух дней. 4-го июля жители Нового Бурца Крестным ходом уносили икону в свой храм. На следующий день Крестный ход шёл на источник и после молебна с водосвятием икона уже жителями Старого Бурца возвращалась во Владимиро-Богородицкий храм.
 +
 +
В 1791 г. село передано из Казанской епархии в Вятскую.
 +
 +
По плану, составленному архитектором Петровым и утверждённому епископом Неофитом в 1851 году, тёплая церковь расширена на 2 окна, а колокольня была разобрана, в этом же году прорублена арка в летний храм и постлан опочный пол. Колокольня строилась продолжительное время, завершена в 1873 г.
 +
 +
{{начало цитаты}}
 +
Владимирская церковь каменная, построена в 1761 г. расстоянием от г. Вятки в 300 верст, от уездного города в 20 верстах. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; у священника квартира казенная, а диакон и псаломщик имеют свои дома. Земли: усадебной 2376 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины. Братский денежный доход: 900 руб. на причт; руги собирается на весь причт до 80 пуд. ржи и 90 пуд. овса. Прихожан: православных русских 1092 муж. пола, 1078 жен. пола. Приход состоит из 5 селений, расстоянием 6 – 10 верст.
 +
 +
Село расположено на правом берегу реки Вятки в низменности, в безлесной местности, за рекой же виднеются леса хвойные и лиственные. В приходе три школы: две земские – в селе и Буртекская, а третья церковно-приходская Ахпайская. Главное занятие прихожан землепашество; некоторые же крестьяне занимаются разведением хмеля, которого снимают от 20 до 50 пуд., кроме того, крестьяне имеют заработки у местного землевладельца Булыгина или отправляются на заработки на разные заводы, железные дороги, пароходы и т.п. В приходе есть рыбаки, портные и валенщики.
 +
 +
В церкви имеются: старинное Евангелие 1759 г. и древняя икона Владимирской Божией Матери – местно чтимая.
 +
{{конец цитаты|источник=В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.»}}
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
 
«церковь хорошей итальянской архитектуры (колокольня в романском стиле)…».
 
«церковь хорошей итальянской архитектуры (колокольня в романском стиле)…».
Строка 35: Строка 41:
 
«холодная церковь построена в стиле барокко. Она представляет собой двух’ярусный четырёхгранник, на который поставлен 8-гранник, увенчанный невысоким 8-гранным куполом с изящно выгнутыми линиями кровли.»  
 
«холодная церковь построена в стиле барокко. Она представляет собой двух’ярусный четырёхгранник, на который поставлен 8-гранник, увенчанный невысоким 8-гранным куполом с изящно выгнутыми линиями кровли.»  
 
{{конец цитаты|источник= М.Г. Худяков}}
 
{{конец цитаты|источник= М.Г. Худяков}}
 +
 +
В 1871 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство.
 +
 +
В состав прихода в 1916 г. входили селения: с. Старый Бурец, д. Ахпай, сельцо Петровское, д. Буртек, д. Троедворки, д. Постниково.
  
 
В годы богоборческой власти церковь дважды закрывалась: 1935-1943 гг, 1959-1989 гг.  
 
В годы богоборческой власти церковь дважды закрывалась: 1935-1943 гг, 1959-1989 гг.  
  
В 1935 году, во время всенощного богослужения на празднование Рождества Христова, настоятель храма священник Иоанн Касимов был арестован и вскоре осуждён по статье 58-й.
+
В 1935 году, во время всенощного богослужения на празднование Рождества Христова, настоятель храма священник Иоанн Касимов был арестован и вскоре осуждён по статье 58-й.  
  
Лишенные храма жители села вели себя по-разному. Кто-то равнодушно смотрел на разорённый, превращённый в зерносклад Дом Божий, кто-то натравливал детей расстреливать из ружей образ Николая-Чудотворца на стене летнего храма (он и поныне там со следами многочисленных ран от этих пуль), но ведаем ли мы, что эти пули поныне летят, поражая их детей и внуков болезнями и скорбями. А кто-то, невзирая на преследования властей, хранил веру и святыни храма. Долгие годы инокиня Матрона (Ермакова) хранила икону Божией Матери Владимирская, её преемницей стала Агафья Усова, которая возвратила образ в храм. Немногочисленные верующие собирались у этих благочестивых женщин для общей молитвы. Кажется, что они могли сделать среди моря цинизма и безверия. Но сила Божия в немощи совершается. Они никогда не теряли надежды и веры в то, что снова возродится приходская жизнь и снова пойдёт Крестный ход к святому источнику, и это сбылось после их ухода в мир иной. Так их земная молитва соединилась с небесной.
+
В декабре 1936 года церковь была закрыта "ввиду неимения служителя культа".
  
Начало восстановления храма с 1989 г., службы возобновились в 1990 г. С августа 1997 г. служатся регулярные богослужения.  
+
Лишенные храма жители села вели себя по-разному. Кто-то равнодушно смотрел на разорённый, превращённый в зерносклад Дом Божий, кто-то натравливал детей расстреливать из ружей образ Николая-Чудотворца на стене летнего храма (он и поныне там со следами многочисленных ран от этих пуль). А кто-то, невзирая на преследования властей, хранил веру и святыни храма. Долгие годы инокиня Матрона (Ермакова) хранила храмовую икону Божией Матери “Владимирская”, её преемницей стала Агафья Усова, которая возвратила образ в храм. Немногочисленные верующие собирались у этих благочестивых женщин для общей молитвы.
 +
 
 +
Начало восстановления храма с 1989 года, службы возобновились в 1990 году. С августа 1997 года служатся регулярные богослужения.
  
 
== Фотогалерея ==
 
== Фотогалерея ==
<gallery mode="packed" widths="250px" heights="250px">
+
<gallery mode="packed" widths="250px" heights="300px">
 
Файл:Владимиро-Богородицкая церковь в Старом Бурце.jpg
 
Файл:Владимиро-Богородицкая церковь в Старом Бурце.jpg
 
Файл:Икона Владимирской Божией Матери.jpg
 
Файл:Икона Владимирской Божией Матери.jpg
 
</gallery>
 
</gallery>
<gallery mode="packed" widths="250px" heights="250px">
+
<gallery mode="packed" widths="250px" heights="220px">
 
Крестный ход в Старом Бурце1.jpg
 
Крестный ход в Старом Бурце1.jpg
 
Крестный ход в Старом Бурце2.jpg
 
Крестный ход в Старом Бурце2.jpg
 
</gallery>
 
</gallery>
  
----
+
== Примечания ==
{{Комментарии}}
+
{{Примечания}}
 +
 
 +
== Источники ==
 +
* Исторические справки храмов с фотографиями по приходам Южного благочиния - http://www.eparhiya-urzhum.ru/images/document-s/hrami-yughnoe-blagoch.pdf
 +
* Клировые ведомости за 1916 г.: Ведомости о церкви, причте и прихожанах, о церковно-приходском попечительстве, о церковном старосте за 1916 г. - ЦГА УР ф.245, оп.3, д.659.
 +
* Сведения о церкви, приходе и прихожанах: Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. — Вятка, 1912. — С.323.
 +
* Сведения об инородцах, живущих в приходе, за 1898 г. - ЦГА УР ф.245, оп.3, д.418.
 +
* Документы о ремонте церкви за 1892–1893 гг. - ЦГА УР ф.245, оп.2, д.403.
 +
* Документы о строительстве ограды вокруг церкви на средства местного попечительства за  1894 г. - ЦГА УР ф.245, оп.2, д.790.
 +
 
  
[[Категория:Религия]] [[Категория:Храмы]]
+
[[Категория:Религия]][[Категория:Храмы]][[Категория:Малмыжский район]]

Версия 17:37, 16 июня 2019

Церковь Владимирской Божией Матери в селе Старый Бурец
Адрес: с. Старый Бурец Малмыжского района Кировской области, ул. Полевая, 3.


Церковь Владимирской Божией Матери в Старом Бурце.png

Общие сведения

Кирпичная церковь с декором в духе казанского барокко. Здание типа восьмерик на четверике с прямоугольным алтарем, широкой трапезной и трехъярусной колокольней, завершённой шатром. Приделы Никольский и Иоанно-Богословский.

В церкви хранится местночтимый явленый образ Владимирской Божией Матери, с которым ежегодно совершается крестный ход на место явления - к Красному ключу у села Новый Бурец.

Историческая справка

Первым храмом на Бурецкой земле был храм во имя святителя Николая-Чудотворца, построенный примерно в 1595-м году.

В 1685 году митрополит Казанский Иосиф благословил взамен ветхого деревянного Николаевского храма соорудить новый трёхпрестольный деревянный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы “Владимирская” с двумя приделами: в честь святителя Николая-Чудотворца и в честь апостола-евангелиста Иоанна Богослова.

3 августа 1761 года Преосвященным Гавриилом, епископом Казанским, была выдана храмозданная грамота, разрешающая построение вместо ветхой деревянной церкви каменного храма с теми же приделами. Этот храм был построен стараниями помещика Петра Евграфовича Озерова и пожертвованиями прихожан. Старая деревянная церковь была передана в село Усад.

Первый престол каменной церкви (правый придел тёплой церкви) освящён 9 февраля 1770 г. в честь св. Апостола евангелиста Иоанна Богослова.

10 мая 1773 г. освящён левый престол тёплой церкви в честь свт. Николая Чудотворца.

Холодный храм освящён 23 июня 1777 г. во имя Божией Матери «Владимирская».

Впоследствии храм обрёл местночтимый образ Владимирской Божией Матери, о котором есть предание о чудесном явлении на Красном ключе. По преданию, икону увидел на ключе житель села Новый Бурец, и она была перенесена в Новобурецкий Дмитриевский храм, но на следующий и последующие дни её находили лежащей на полу посреди храма. В этом прихожане увидели нежелание Божией Матери оставаться здесь и решили перенести образ в Старобурецкий храм, где икона обрела покой, и грозные знамения прекратились.

В память об этом событии жители обоих сёл установили Крестный ход. Первоначально он проходил в течение двух дней. 4-го июля жители Нового Бурца Крестным ходом уносили икону в свой храм. На следующий день Крестный ход шёл на источник и после молебна с водосвятием икона уже жителями Старого Бурца возвращалась во Владимиро-Богородицкий храм.

В 1791 г. село передано из Казанской епархии в Вятскую.

По плану, составленному архитектором Петровым и утверждённому епископом Неофитом в 1851 году, тёплая церковь расширена на 2 окна, а колокольня была разобрана, в этом же году прорублена арка в летний храм и постлан опочный пол. Колокольня строилась продолжительное время, завершена в 1873 г.

Владимирская церковь каменная, построена в 1761 г. расстоянием от г. Вятки в 300 верст, от уездного города в 20 верстах. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; у священника квартира казенная, а диакон и псаломщик имеют свои дома. Земли: усадебной 2376 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины. Братский денежный доход: 900 руб. на причт; руги собирается на весь причт до 80 пуд. ржи и 90 пуд. овса. Прихожан: православных русских 1092 муж. пола, 1078 жен. пола. Приход состоит из 5 селений, расстоянием 6 – 10 верст.

Село расположено на правом берегу реки Вятки в низменности, в безлесной местности, за рекой же виднеются леса хвойные и лиственные. В приходе три школы: две земские – в селе и Буртекская, а третья церковно-приходская Ахпайская. Главное занятие прихожан землепашество; некоторые же крестьяне занимаются разведением хмеля, которого снимают от 20 до 50 пуд., кроме того, крестьяне имеют заработки у местного землевладельца Булыгина или отправляются на заработки на разные заводы, железные дороги, пароходы и т.п. В приходе есть рыбаки, портные и валенщики.

В церкви имеются: старинное Евангелие 1759 г. и древняя икона Владимирской Божией Матери – местно чтимая.

— В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.»

«церковь хорошей итальянской архитектуры (колокольня в романском стиле)…».

«холодная церковь построена в стиле барокко. Она представляет собой двух’ярусный четырёхгранник, на который поставлен 8-гранник, увенчанный невысоким 8-гранным куполом с изящно выгнутыми линиями кровли.»

— М.Г. Худяков


В 1871 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство.

В состав прихода в 1916 г. входили селения: с. Старый Бурец, д. Ахпай, сельцо Петровское, д. Буртек, д. Троедворки, д. Постниково.

В годы богоборческой власти церковь дважды закрывалась: 1935-1943 гг, 1959-1989 гг.

В 1935 году, во время всенощного богослужения на празднование Рождества Христова, настоятель храма священник Иоанн Касимов был арестован и вскоре осуждён по статье 58-й.

В декабре 1936 года церковь была закрыта "ввиду неимения служителя культа".

Лишенные храма жители села вели себя по-разному. Кто-то равнодушно смотрел на разорённый, превращённый в зерносклад Дом Божий, кто-то натравливал детей расстреливать из ружей образ Николая-Чудотворца на стене летнего храма (он и поныне там со следами многочисленных ран от этих пуль). А кто-то, невзирая на преследования властей, хранил веру и святыни храма. Долгие годы инокиня Матрона (Ермакова) хранила храмовую икону Божией Матери “Владимирская”, её преемницей стала Агафья Усова, которая возвратила образ в храм. Немногочисленные верующие собирались у этих благочестивых женщин для общей молитвы.

Начало восстановления храма с 1989 года, службы возобновились в 1990 году. С августа 1997 года служатся регулярные богослужения.

Фотогалерея

Примечания

Источники

  • Исторические справки храмов с фотографиями по приходам Южного благочиния - http://www.eparhiya-urzhum.ru/images/document-s/hrami-yughnoe-blagoch.pdf
  • Клировые ведомости за 1916 г.: Ведомости о церкви, причте и прихожанах, о церковно-приходском попечительстве, о церковном старосте за 1916 г. - ЦГА УР ф.245, оп.3, д.659.
  • Сведения о церкви, приходе и прихожанах: Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. — Вятка, 1912. — С.323.
  • Сведения об инородцах, живущих в приходе, за 1898 г. - ЦГА УР ф.245, оп.3, д.418.
  • Документы о ремонте церкви за 1892–1893 гг. - ЦГА УР ф.245, оп.2, д.403.
  • Документы о строительстве ограды вокруг церкви на средства местного попечительства за 1894 г. - ЦГА УР ф.245, оп.2, д.790.