Вотчина Трифонова монастыря в Вятских Полянах (Рождественский мужской монастырь)

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

История Вятских Полян начинается с Христорождественского мужского монастыря, созданного иноками Свято-Трифонова Вятского монастыря. Существовал мужской монастырь как вотчина Трифонова монастыря с конца XVI в. и до 1780-х гг.

При монастыре набиралось "40 братьев да 5 человек попов, да диакон, да монастырских всяких трудников 30 человек".[1] В первые годы существования вотчины обживать новые земли в принудительном порядке были направлены в низовья Вятки монастырские крестьяне Вобловицкой волости Слободского уезда. В 1599 году в монастыре был построен храм, который получил при освящении название Христорождественский. По названию монастыря часто стали называть и возникшее рядом с ним поселение - село Рождественское (Рожественное), - наряду со старым названием местечка - Полянки. В 1615 году при монастыре была построена вторая церковь в деревянном исполнении и освящена в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.


Сохранилось описание Полянской вотчины от 1607 г. в книге Селивановского К.Н. "История Вятского Успенского Трифонова монастыря" (Вятка, 1912. - С.39-40.):[2]

Против, р. Воштормы раскинулись монастырские луга на 1000 коп. сена[3]. Ниже речки монастырские пашни, а за ними крестьянские и бобыльские дворы; от них по горе шла дорога (зимняя) к государеву житному двору, а в нем стояли 4 житницы с хлебом[4]; за житницами «Божие Милосердие» т.е. монастырь с храмами и кельями монахов[5], а от монастыря улицы; к монастырю примыкал «животинный двор». Возле монастырской пашни дорога на овраг Дюдюм[6], а с него на Кушак речку[7], оттуда на большую бортную сосну[8], далее на овраг Касмир[9], а от него на деревню Люгу. Под старческим «усадищем» пустого места было десятин 10. По ключу у оврага раскинулось селение со двумя улицами. Тут были дворы монастырские и крестьянские. Крестьянских и бобыльских дворов было 35. Управлял вотчиной посельский старец Михаил.

В 1607 г. рядом с вотчиной появилось дворцовое село.[10] Казанский житель Михаил Онучин, возвращаясь с вотским посопным хлебом, видел на Вятке много порожних, удобных для жилья земель, о чем он и сообщил Казанским воеводам, Степ. Александр. Волоскому и Богдану Бельскому. По расчету Онучина на этих местах можно было поселить крестьян вытей на сто. С Онучиным вместе приехал поп Пантелей Никитин и кр. Ивашка Кузьмин с товарищами. Они сказали воеводам, что рядом с монастырской вотчиной вверх по р. Вошторме и за Кушак речку лежит чистого места, бора и леса в длину и ширину верст на 5, да в другом месте за р. Воштормой вверх по р. Тойме до Черемисской деревни (на вершине Тоймы), чистого места и лесу по смете в длину верст на 10 и в ширину на 4, в расстоянии от Черемисской дер. Кукмары. верст на 15. Поп Никитин и крестьяне просили воевод позволить селиться им за государем в крестьянах. Разрешение было дано, выдана грамота на означенные места за печатью царства Казанского и предоставлена 6-летняя льгота от государственных повинностей. Крестьяне эти были выходцами с монастырской земли, потому что у монастыря на них имелись записи, а поп Никитин, очевидно, был из Полянок, почему так хорошо и знал эту местность.


Полный текст книги К. Селивановского.



В память о данной монастырской обители был назван Христорождественский Богородичный женский монастырь в Вятских Полянах, открытый в 1997 году.

Примечания

  1. Источник нужно уточнить.
  2. К. Селивановский, вероятно, цитирует по источнику: Грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Успенскому монастырю
  3. Копна сена в старых грамотах значила несколько не то, что мы разумеем ныне под этим словом. Вместе с числом копен в старинных актах подразумевалось не только количество сена, но вместе и мера сенных покосов: на десятине единообразно полагалось сена 10 копен, или иначе 10 копен принималось за одну десятину.
    Десятина - русская единица земельной площади, равная 2 400 кв. саженям или 1,09 гектара.
  4. Жи́тница - устар., амбар, помещение для хранения хлеба, зерна.
  5. Монашеская обитель, созданная для управления монастырской вотчиной, не имела самостоятельного монастырского статуса, и выполняла роль филиала Вятского Успенского монастыря.
  6. Имеется в виду Банный лог.
  7. Малая речка, протекающая через деревни Ершовка и Кушак. Правый приток реки Оштормы.
  8. Сосну, на которой имелись борти - ульи для пчёл, выдолбленные в чурбане или колоде.
  9. Возможно, речь идёт о логе, у которого расположена деревня Качимир.
  10. Речь идёт о селе, получившем позже название Усад (ныне в составе города Вятские Поляны).