Вятские Поляны в 30-40-е годы

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
tux
Это первоисточник, защищённый от правок.

Из воспоминаний А. Якимова, жителя города Вятские Поляны, ветерана войны:

ОБЛИК ВЯТСКИХ ПОЛЯН менялся и меняется все эти годы. И сегодня уже с трудом верится, что там, где сейчас проходят оживленные магистрали, когда-то были заросшие пустыри. Так, например, до 1937 года не было улицы Тойменка. На этом месте вольготно чувствовали себя заросли красной ивы. На железнодорожную станцию люди ходили через Усад до теперешней площади колхоза «Победа». Благодаря строительству шпульной фабрики началось строительство более короткой дороги.

Хорошо помню, что в 1936 году там, где сегодня находится ДК «Победа», стояли разметочные колышки, поскольку здесь собирались заложить здание заводоуправления «шпульки». Поскольку строительный материал был большим дефицитом, поэтому сломали Усадскую церковь, кирпич которой пошёл на возведение помещения.

До войны Вятские Поляны были практически не озеленены. Хотя березы, липы и рябины высаживали каждую осень. Но в селе было столько живности (в особенности коз), что они уничтожали все посадки. И только после войны эту проблему удалось решить. Были высажены тополя, позднее появился американский клен, который заполонил весь город.

Интересно и то, что нефтебаза, которая сегодня находится в Красной Поляне, прежде располагалась в Вятских Полянах в районе рейда акционерного общества «Вятскополянский машиностроительный завод «Молот». Нефтебаза была небольшая - всего две или три ёмкости. Весной по большой воде приходили нефтеналивные баржи, в емкости заливались керосин и масло, которых населению хватало до следующей весны. С организацией в селе МТС нефтебазу несколько расширили, но всё равно этих ёмкостей было недостаточно. Со временем река в этом месте обмелела, берег затянуло песком. Произошло это опять же из-за строительства «шпульки», которая решила около железнодорожного моста построить собственный водозабор. Его колодец вывели на середину Вятки, так что он был виден из воды. Все это, вероятно, и стало причиной наноса песка.

Весной 1942 года по большой воде емкости сплавили в Красную Поляну на то место, где нефтебаза располагается и по сей день. А в её бывшей конторе шпульная фабрика устроила туберкулезный диспансер.

ВЯТКА ИЗДАВНА БЫЛА для Вятских Полян не только кормилицей, но и важным транспортным путем. По реке сплавляли лес, ходили баржи с хлебом. Мне почему-то особенно запомнилось, как в Вятские Поляны приходили баржи с солью. Это для местного населения всегда было долгожданным событием. Народ оповещался заранее, и в день прибытия баржи все, как на праздник, собирались на берегу Вятки, особенно много было молодежи.

Соль разгружали вручную в небольших мешках расфасовкой по 8-10 килограммов. Тут же на берегу, где сейчас расположен фуникулер АО «Молот», раньше стояли два соляных амбара. Прямо с баржи к ним прокладывали трапы и в течение 2-3 дней разгружали эти баржи. Потом соляные амбары были заброшены, а соль от долгого хранения слежалась в монолит. Помню, как позднее в «Вятско-Полянской правде» было оповещено о том, что колхозы района должны использовать эту соль на фермах в рационе крупного рогатого скота.

Конечно, рассказать о прошлом Вятских Полян можно многое. Тем более, что летопись нашего города богата на интересные события. Я же поделился с читателями газеты тем, что запомнилось мне лучше всего.



Источник:

  • Якимов А. Всё это жизни нашей вехи. (К 400-летию Вятских Полян) // Вятско-Полянская правда.