Галанин, Владимир Иванович — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 4: Строка 4:
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
По воспоминаниям его учеников, Галанин прибыл в [[село Вятские Поляны]] в 1914 году на строительство Казань-Екатеринбургской железной  дороги. В молодости он жил в Петербурге, учился в Художественной академии и был одним из учеников известного художника Василия Дмитриевича Поленова. Владимир Иванович полюбил живописный Вятский  край и всё свободное время отдавал живописи и музыке. По окончании строительства железной дороги, проработав некоторое время кондуктором, в 1921 году он устроился учителем рисования в [[Земское училище в селе Вятские Поляны|школу]] и никуда не уезжал из Вятских Полян до конца жизни.  
+
По воспоминаниям его учеников, Галанин прибыл в [[село Вятские Поляны]] в 1914 году на строительство Казань-Екатеринбургской железной  дороги. В молодости он жил в Петербурге, учился в Художественной академии и был одним из учеников известного художника Василия Дмитриевича Поленова. Владимир Иванович полюбил живописный Вятский  край и всё свободное время отдавал живописи и музыке. По окончании строительства железной дороги, проработав некоторое время кондуктором, в 1921 году он устроился учителем рисования в школу и никуда не уезжал из Вятских Полян до конца жизни.  
  
 
Галанин - продолжатель реалистических традиций русского искусства XX века, его картины свежи по колориту, безупречны по технике  исполнения. Прекрасный преподаватель,  высокообразованный художник, музыкант и человек чуткой, благородной души.  
 
Галанин - продолжатель реалистических традиций русского искусства XX века, его картины свежи по колориту, безупречны по технике  исполнения. Прекрасный преподаватель,  высокообразованный художник, музыкант и человек чуткой, благородной души.  

Версия 11:56, 19 апреля 2019

Галанин Владимир Иванович.jpg
Галанин ВИ.jpg

Галанин Владимир Иванович (1860?-1944?) - первый художник, учитель рисования в Вятских Полянах.

Биография

По воспоминаниям его учеников, Галанин прибыл в село Вятские Поляны в 1914 году на строительство Казань-Екатеринбургской железной дороги. В молодости он жил в Петербурге, учился в Художественной академии и был одним из учеников известного художника Василия Дмитриевича Поленова. Владимир Иванович полюбил живописный Вятский край и всё свободное время отдавал живописи и музыке. По окончании строительства железной дороги, проработав некоторое время кондуктором, в 1921 году он устроился учителем рисования в школу и никуда не уезжал из Вятских Полян до конца жизни.

Галанин - продолжатель реалистических традиций русского искусства XX века, его картины свежи по колориту, безупречны по технике исполнения. Прекрасный преподаватель, высокообразованный художник, музыкант и человек чуткой, благородной души.

В.И. Галанин является единственным представителем художественной культуры в Вятских Полянах, и осмотр его небольшого собрания доставил пишущему настоящие строки наслаждение, совершенно неожиданное в столь далеком уголке северо-восточной России. В этом собрании имеются: подлинный офорт Рембрандта (доставшийся его владельцу от деда — торговца гравюрами в Петрограде), пейзажи Айвазовского, Ендогурова, А. Писемского, С. Виноградова, Горохова, Ламбина и др. Заброшенный судьбою в Поляны, страдающий от холода, голода и некультурной среды, В.И. Галанин является глубоким энтузиастом и трогательным певцом местной природы. В течение 1915—20 гг. им написано несколько сотен Вятско-Полянских этюдов, изображающих то лесистые ущелья и горы, расположенные вниз по течению Вятки, то лесные лужайки с яркими цветами, то водную излучину реки или горный массив, своеобразные очертания которого поднимаются за р. Оштормой. Все эти маленькие этюды, изображающие излюбленные пейзажи в разное время года и дня, отражающие красоту местной природы, имеют огромное значение для Малмыжского края и представляют драгоценный материал для музеев уезда. Хотя бы часть этюдов В.И. Галанина совершенно необходимо приобрести как для Малмыжского, так для Вятско-Полянского и для всех тех сельских музеев, которые в будущем возникнут в Малмыжском уезде.

— Худяков М.Г. Музеи Малмыжского уезда. // Худяков М.Г. История Камско-Вятского края: Избранные труды / Науч. ред., состав. М.В. Гришкиной, С.В. Кузьминых; Коммент. М.В. Гришкиной, С.В. Кузьминых, В.К. Семибратова, В.С. Чуракова.— Ижевск: Удмуртия, 2008.— 416 с.(Статья опубликована в "Казанском музейном вестнике", Казань, 1922, № 1, С.121-142)[1]


После смерти Владимира Ивановича в Вятские Поляны приезжали музейные работники из Москвы, которые уверяли, что его архив будет храниться в одном из столичных архивов. С тех пор архив исчез. Кто знает, может быть, он пролил бы свет на загадочную судьбу художника, жившего всю жизнь отшельником?

В Вятскополянском историческом музее сохранились лишь его этюды, на которых Владимир Иванович изобразил Вятку, сельские избы, местных жителей, природу.

Памятник В.И. Галанину в Вятских Полянах

По инициативе районного отделения Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) 10 июля 1987 года на центральном кладбище города Вятские Поляны В.И. Галанину был установлен памятник.

Воспоминания В.Ф. Кощеева о художнике Владимире Ивановиче Галанине:

Ещё один интересный человек оказался спутником моей жизни. В начале 1930-х годов наша семья переехала с квартиры на берегу у церкви на противоположную сторону Полян, улицу Полевую, в дом, хозяином которого был Владимир Иванович Галанин. Дом имел № 1 и была только половинка улицы. Перед окнами до горизонта было колхозное поле. Дом – пятистенок, в западной, меньшей половине дома жил хозяин, а в восточной поселилась наша семья. При доме был земельный участок, так что у нас появился и огород. Двор зарос отличной травой, и только тропки были протоптаны к воротам, дровянику. Около третьей части двора составлял огороженный жердями участок луга, где росли местные луговые и полевые травы, было несколько кустов шиповника вдоль забора. Росли два вяза. Луг был запретным участком, ходить туда нам, ребятам, не разрешалось.

У дома стоял из двух жердей громоотвод, а щеколда калитки в воротах закрывалась на задвижку, которую можно было открывать и с улицы специальным ключом - крючком из проволоки. Всё это после жизни в коммунальной квартире нам, ребятам, казалось довольно странным. Странным показался и хозяин – Владимир Иванович. Он очень редко встречался во дворе, либо был в доме, либо куда-то уходил. Он очень мало обращал на нас внимания, что тоже после людного двора коммуналки казалось странным, и мы с сестрой даже его побаивались, конечно, первоначально. Слышал от взрослых, что он вообще не хотел пускать квартирантов с детьми, но, вероятно, знакомство с моей бабушкой Марией Ивановной, ещё до революции, послужило поводом для нашего переселения в этот дом. Но, кажется, мы с сестрой оправдали его надежды и прожили у него более десяти лет. Как я узнал в дальнейшем от взрослых, Владимир Иванович приехал в Поляны ещё до революции из-за каких-то семейных разногласий из Петербурга, бросив учёбу у знаменитых художников того времени. Жил он сначала в домишке на церковном дворе, а позднее приобрёл этот дом. Знаю, что работал он на железной дороге, кажется, даже кондуктором. В это время он, вероятно, и познакомился с моей бабушкой, т.к. там же работал и дядя Вася, да и многие инженеры, строители моста, бывали у Кощеевых. Знаю, что он преподавал в ШКМ (школе крестьянской молодёжи) черчение и рисование. Какой-то период работал тапером в кинотеатре «Прогресс», когда крутили кинофильмы. И, конечно, много рисовал. Запомнился мне Владимир Иванович в неизменной куртке-толстовке, брюках на выпуск, полуботинках и фуражке. Зимой ходил в шапке пирожок, пальто с меховым воротником и тоже в ботинках, что для нас Полянских, привыкшим к валенкам, тоже казалось странным. Носил обязательно галстук и очки. Ещё у него была странная привычка: почти непрерывно сосал конфетку, причмокивая. Бабушка Мария Ивановна часто приглашала его на праздники к нам в гости, но он почти всегда отказывался, тогда каждый праздник нам с сестрой поручали отнести стряпни к нему.

Так я начал бывать в его половине. Что, прежде всего, бросалось в глаза, так это множество картин, занимавших все стены. Чтобы картины не выцветали от солнца, окна были постоянно закрыты шторами. Только в кухне пол-окна давало свет. Позднее, когда мы с ним познакомились ближе, не один раз он мне показывал свои картины и картины разных художников, что хранились у него в довольно солидном сундуке. Как трофей запомнил только миниатюру Айвазовского (подлинник). Было порядочно и подлинников других художников.

Что ещё запомнилось из этого периода? Была у Галанина шлюпка наборная, что для Полян того времени тоже было удивительно. Владимир Иванович стал брать меня с собой. Ездил он, как правило, к мосту, где купался, очень хорошо и быстро плавал, нырял. Лодка была с круглыми уключинами, и он учил меня грести с поворотами лопасти весла. Ездили купаться и поздно осенью, да вообще он закалялся, обтираясь водой со снегом. Жил довольно по-спартански. Зимой печь топил не каждый день, да была у него ещё одна странность, он приносил домой всё, что может гореть: старые лапти, щепки, палки и т.п., хотя дровами его обеспечивал отец и был у него запас на несколько лет. Дома пищу он готовил на таганке, тоже экономя дрова. Первоначально зная, что Владимир Иванович – художник, мы удивились, что он не рисует у нас на виду, но однажды он вышел с мольбертом во двор и довольно долго рисовал цветы шиповника и отдельные травинки на своем лужке. Мы были удивлены, как точно он передаёт формы, тона цвета растений.

Позднее Владимир Иванович стал брать меня с собой «на этюды», как он говорил. Его любимым деревом была сосна, и почти на всех картинах, которые он рисовал, сосна фигурировала. Сначала мы с ним ездили на лодке к мосту. Там был довольно большой сосновый борок (сейчас его нет, т.к. река подмывала берег, и все сосны постепенно упали, а русло реки переместилось метров на двести ближе к ж/д). Тут он рисовал этюды сосен на обрыве, на фоне реки, упавшие сосны. Позднее он начал рисовать семь поворотов сушинской дороги от ж/д переезда. На каждом повороте у него было отмечено место, с которого он этот поворот рисовал, и часто, прежде чем писать, Владимир Иванович ждал, когда солнечные пятна займут нужное ему место, т.е. то, которое они имели в предыдущий раз. Так, двигаясь от поворота к повороту, он добавлял детали этюда, каждый раз дожидаясь определённого положения солнца. Этюдник у него в этих походах был небольшой, и он писал, поставив его на камни или подходящий пенёк. Так доходили до сушинского мостика, иногда доходили и до Сушей. Бывали на Поварне в Мелком логу, тоже работал над отдельными этюдами. Уже позднее, когда началась война, Владимир Иванович стал подрабатывать уже на более примитивных, чем картины, вещах. На фанере он рисовал букеты цветов в вазах, а мне дал лобзик, пилки и станок, и попросил эти букеты выпиливать и делать подставки. Всё это он продавал, вернее, менял на продукты, особенно мёд, на базарах. В этот период он мне показывал свои картины, написанные ранее, и объяснял, где, когда писал. Из всего множества, что он мне показывал, запомнились очень немногие: церковь, освещённую плошками, крестный ход вокруг церкви, отдельные домишки, окружённые цветущей черёмухой и, конечно, сосны.

Лето 1942 г. я работал на тракторе, т.е. его видел очень мало, а в январе 1943 г. был призван в армию и, можно считать, на этом закончилось моё знакомство с В.И. Галаниным. Уже в армию мама писала, что он подписал свой дом продавцу, В. Семакиной, она, конечно, могла обеспечить его жизнь лучше, чем мама. А позднее написала, что продавец просит освободить квартиру. В 1943 году Владимир Иванович умер, а отец, уже вернувшись с фронта, подыскал за мизерную плату домишко на Пароходной 17, куда родители и переехали.

Куда делись все картины Владимира Ивановича мне не известно, а было их близко к тысяче.


Живописные этюды В.И. Галанина

В Вятскополянском историческом музее сохранились только этюдные наброски художника В.И. Галанина.

Примечания

  1. Статья М.Г. Худякова посвящена музеям Малмыжского уезда: уже существующим и тем, которые могут быть созданы. Музея в Вятских Полянах на момент написания статьи не было.

Ссылки

  • Галанин В.И. на сайте Вятскополянского исторического музея.

Комментарии

Данный текст можно прокомментировать здесь, сверху.
Если вы не зарегистрированы на сайте или не представились, то прокомментировать будет невозможно. Представьтесь или зарегистрируйтесь здесь.