Грамота царя Алексея Михайловича 1660 г (сп XVIII в)

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 11:55, 18 февраля 2017; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Svitok.jpg Этот документ является первоисточником.
При чтении можно использовать
Терминологический словарь к древним актам.

Царская грамота воеводѣ Хитрово, съ повелѣнiемъ до указа не взыскиватѣ съ Успенского монастыря «недоплатныхъ» денегъ за умершихъ отъ повѣтрiя крестьянъ села Рождественскаго. — 1660 г. мая 21. (сп. XVIII в.)

Отъ царя и великого князя Алексѣя Михаиловича, всеа Великiя и Малыя и Бѣлыя Росiи самодержца, на Вятку, столнику нашему и воеводѣ Софрону Олферьевичу Хитрово.

Въ прошломъ во 167 году апрѣля въ 23 день послана наша великого государя грамота въ Казань къ околничему нашему и воеводѣ къ Ѳедору Васильевичу Бутурлину да къ дьякомъ нашимъ къ Ѳедору Михайлову да къ Ивану Татаринову, по челобитѣю съ Вятки Успенского Хлыновскаго манастыря архимарита Сергiя[1] съ братѣею, а велѣно имъ въ Казанской уѣздъ послатѣ сына боярского добра, которымъ у нихъ велѣно бытѣ, или кого пригоже, и велѣно около вотчины ихъ Успенского Хлыновского манастыря селца Рожественного, Полянки тожъ, съискать болшимъ повалнымъ обыскомъ накрѣпко, нашихъ великого государя дворцовыхъ селъ и деревень и околныхъ всякихъ чиновъ людей съ помѣстей и съ вотчинъ старосты и цѣловалники и крестьяны и всякими служилыми людми, по Христовѣ евангелской заповѣди, въ Казанскомъ уѣздѣ, въ вотчинѣ Успенского Хлыновского манастыря, въ селѣ Рожественномъ, Полянки тожъ, 78 дворовъ крестьянскихъ вымерли ль? и будетъ вымерли, и всѣ ли безъ остатку вымерли? и что нынѣ жилыхъ дворовъ? и въ прошломъ во 162 и во 163 и во 164 году крестьяне ихъ степную валовую службу, съ Казанскими манастыри вмѣстѣ, служили ль?

Да и самому сыщику велено тѣхъ дворовъ жилыхъ и пустыхъ досмотритѣ, и въ нихъ крестьянъ и бобылей и ихъ дѣтей и братью и сосѣдъ и подсосѣдниковъ по имяномъ, и чьи тѣ двори, и отчево и сколь давно и въ которомъ году запустили, и гдѣ тѣ люди подавались, и кто имяны померли, и всѣ ль безъ остатку съ женами и съ дѣтми, и дворы ихъ стоятѣ пусты ль, или которые вывезены или выбежали и кто имяны, и за кого имяны вотчинниковъ и помѣщиковъ, и въ которомъ году и почему вывезены или выбѣжали, и за кѣмъ нынѣ живутъ, или въ тѣхъ выморочныхъ дворахъ нынѣ жилцы живутъ, и будетъ живутъ, какiе люди живутъ, того всего велѣно дозритѣ и розыскатѣ всякими сыски накрѣпко, а досмотри и розыскавъ накрепко, велѣно написатѣ въ дозорныя книги подлинно, порознь, по статьямъ; и велѣно имъ приказать сыщику, чтобъ онъ дозиралъ и розыскивалъ въ правду, по нашему великого государя крестному цѣлованiю, жилыхъ пустыми дворами не писалъ; да о томъ обо всемъ велѣно имъ отписатѣ и обыски и досмотръ прислатѣ къ намъ великому государю къ Москвѣ.

И въ нынѣшнемъ во 168 году генваря въ 11 день писали къ намъ великому государю изъ Казани околничей нашъ и воеводы князь Дмитрей Адексѣевичъ Долгоруково да Яковъ Тимофеевичъ Хитрово, да дѣяки наши Павелъ Симановской да Офонасей Ташдыковъ, и прислали Успенского Хлыновского манастыря обыски и обысчика Казанца Тимофея Михайлова дозорныя книги, за его обысчиковою рукою, а въ обыскныхъ и въ дозорныхъ книгахъ написано: 1 человѣкъ церковный дьячекъ, 1 человѣкъ пономарѣ, 1 человѣкъ староста, 9 человѣкъ крестьянъ, всего 12 человѣкъ, сказали, по Христовой евангелской заповѣди, Успенского Хлыновского манастыря вотчины про Вятскiя Поляны, про село Рожественное, что въ Казанскомъ уѣздѣ, въ прошломъ де во 164 году, какъ судомъ Божiимъ было моровое повѣтрiе, и въ томъ де селѣ Рожественскомъ моровое повѣтрiе было, и многiе дворы послѣ мороваго повѣтрiя запустѣли, и въ тѣхъ де выморочныхъ дворахъ никакихъ жилцовъ не оставливалось, вымерли до остатку, а осталось де въ томъ селѣ живыхъ дворовъ неболшое мѣсто; а какъ де судомъ Божiимъ моровое повѣтрiе утолилось, и то де село Рожественское впустѣ было неболшое мѣсто, а годъ ли стояло впустѣ или менши, того де они именно не сказали; а какъ де въ прошлыхъ годѣхъ, по нашему великого государя указу, была наша великого государя степная валовая служба, и изъ того де села Рожественского, съ Казанскими монастыри вмѣстѣ, въ степную валовую службу, сколко по нашему великого государя указу велѣно быть работныхъ людей съ конми и съ своими запасы, и изъ того де села Рожественскаго крестьяна отпускали, и съ тѣми де Казанскими манастыри всякую нашу великаго государя службу да и подати давали; а послѣ де мороваго повѣтрiя сколко въ томъ селѣ Рожественскомъ, на Вятцкихъ Полянкахъ, прихожихъ людей и сколко семей и дворовъ поселилось, того они не знаютъ; и тѣ люди, которые вновѣ пришли, и откуды поселились и какихъ чиновъ люди, того они не знаютъ же.

Въ обыску жъ сказали Ясачная Черемиса, староста 1 человѣкъ, да рядовая Черемиса 7 человѣкъ, по своей вѣрѣ и по шерти: какъ де судомъ Божiимъ было моровое повѣтpie въ Казанскомъ уѣздѣ, и въ томъ де селѣ Рожественскомъ, на Вяцкихъ Полянкахъ, моровое повѣтрiе было, и многiе дворы въ моровое повѣтрiе запустѣли, а кои жилцы въ тѣхъ дворахъ были, и тѣ де въ моровое повѣтрiе померли безъ остатку до малаго младенца, и послѣ де морового повѣтрiя въ томъ Рожественскомъ селѣ осталось дворовъ толко съ десять, которые невыморочныхъ людей; а какъ де то село Рожественское, Вятскiя Полянки, стояли пусты или нѣтъ, того они не вѣдаютъ, потому что де они отъ морового повѣтрiя въ ту пору были по вотчинамъ и по Закамью, по сродичамъ своимъ, а на Вятскiя Поляны въ ту пору они не ѣздили; и какъ де моровое повѣтрiе утолилось, и въ то село къ нимъ въ выморочные дворы изъ околныхъ селъ и изъ деревень Pycкie люди съ женами и съ дѣтми селились, а откуду прiѣзжая селились, того они не знаютъ; а какъ де, по нашему великого государя указу, была наша великого государя валовая служба по Закамской четвертѣ и изъ то де села сколко, по нашему великого государя указу, велѣно быть на нашей великого государя службѣ, на валовомъ дѣлѣ, работныхъ людей, и изъ того де села Рожественского работные люди и крестьяне съ ихъ братѣею вмѣстѣ на валовомъ дѣлѣ были, а сколко человѣкъ, того имянно не написано.

Въ обыску жъ сказали Ясачная Черемиса, староста, и Черемисы 7 человѣкъ, по своей вѣрѣ и по шерти: какъ де судомъ Божiимъ въ прошломъ во 164 году въ Казани и въ Казанскомъ уѣздѣ было моровое повѣтрiе, и въ томъ де селѣ Рожественскомъ моровое повѣтрiе было; а много ли въ томъ селѣ въ моровое повѣтрiе дворовъ вымерло, и они того не знаютъ; и сколко послѣ морового повѣтрiя жилыхъ дворовъ осталось, – того де именно не знаютъ же, и сколко то село послѣ морового повѣтрiя стояло впустѣ, того они не сказали; а какъ, по нашему великого государя указу, была наша великого государя валовая служба, изъ того де села Рожественского на нашу великого государя службу работныхъ людей они съ конми и съ запасы, противъ нашего великого государя указу, на Закамскую черту давали, и съ тѣми де ихъ Полянскими людми на нашу великого государя службу, къ валовому дѣлу, въ одномъ суднѣ на Бѣлый Яръ водою ѣхали, а конные люди тѣхъ Рускихъ людей и Ясачная Черемиса ѣхали сухимъ путемъ.

Въ обыску жъ Ясачная Чуваша, староста, и Чуваше 28 человѣкъ сказали, по своей же вѣрѣ и шерти, Успенского Хлыновского манастыря вотчины про село Рожественское, Полянки тожъ: какъ судомъ Божьимъ въ Казани и въ Казанскомъ уѣздѣ въ прошломъ во 164 году было моровое повѣтрiе, и въ томъ де Рожественскомъ селѣ, на Вятцкихъ Полянкахъ, моровое повѣтрiе было, и многiе дворы въ томъ селѣ вымерли безъ остатку; а сколко счетомъ въ моровое повѣтрiе Рускихъ людей померло и сколко дворовъ запустѣло, того они не знаютъ, а осталося въ томъ селѣ жилыхъ дворовъ неболшое мѣсто, а счетомъ сколко въ томъ селѣ осталосѣ дворовъ, того они не знаютъ же; а какъ де моровое повѣтрiе утолилось, и въ томъ Рожественскомъ селѣ, въ пустые дворы изъ иныхъ мѣстъ прiѣзжая съ женами и съ дѣтми, въ пустые дворы селились; а откуды прiѣзжiе люди селилисѣ и изъ коихъ мѣстъ и какихъ чиновъ люди, того они не знаютъ; а о степной валовой службѣ Ясачная Чуваша 28 человѣкъ сказали, по своей вѣрѣ и по шерти: какъ де, по нашему великого государя указу, въ прошлыхъ годѣхъ была валовая служба, и изъ того де села Рожественского сколко, по нашему великого государя указу, велѣно быть у валоваго дѣла работныхъ людей, и того де села Рожественского, съ Полянокъ, съ конми и своими запасы, у валоваго дѣла крестьяне ихъ были, съ ними Ясачными людми и съ Казанскими манастыря вмѣстѣ; а работали де тѣ Рускiе люди нашу великого государя валовую службу безъ жалованья, а сколко человѣкъ, того сыскные люди не сказали.

Да и въ воевоцкой отпискѣ изъ Казани, околничаго нашего и воеводъ князя Дмитрея Алексѣевича Долгорукаго съ товарыщи, Успенского Хлыновского манастыря про даточные работные люди, на нашей великого государя степной валовой службѣ сколко человѣкъ служило и по сколку на годъ, того именно не написано жъ. А въ дозорныхъ книгахъ дозорщика Казанца Тимофея Михайлова написано: въ селѣ Рожественскомъ, Полянки тожъ, жилыхъ крестьянскихъ 10 дворовъ, дѣтей и братьи 30 человѣкъ, да въ живущемъ же 21 дворъ, дѣтей и братьи 37 человѣкъ, 1 дворъ отецъ и дѣти померли, а осталосѣ въ томъ дворѣ вдова и та де нынѣ въ просфирницахъ; да въ выморочныхъ же 18 дворовъ поселилисѣ вновѣ во 166 году, изъ ихъ же манастырскiе вотчины, сынъ отъ отца, братъ отъ брата, а иные изъ иныхъ манастырскихъ вотчинъ и изъ-за татаръ, 18 человѣкъ, дѣтей и братьи 4 человѣка, да въ 5 дворахъ поселились въ прошломъ во 167 году 5 человѣкъ, дѣтей и братьи 2 человѣка да захребетникъ, да въ 2 дворахъ поселились 2 человѣка, а въ которомъ году, того въ дозорныхъ книгахъ имянно не написано; и всего въ живущемъ и съ просвирницынымъ 56 дворовъ, дѣтей и братьи 99 человѣкъ, да пустыхъ выморныхъ 35 дворовъ, дѣтей и братьи померло 92 человѣка.

А Успенского Хлыновского манастыря старецъ Iосафъ подалъ сказку, а въ сказкѣ его написано: въ прошломъ во 162 и во 163 году съ ихъ манастырской вотчины съ села Рожественского, Полянки тожъ, служили де нашу великого государя степную валовую службу по Закамской чертѣ, наемныхъ людей было на годъ по девяти человѣкъ безперемѣнно, и служили де семь лѣтъ съ своими манастырскими запасы, и съ конми и съ телѣгами и съ топоры и съ кирки и съ заступы; а поручныхъ де у нихъ записей по тѣхъ людей сыскалосѣ толко на 163 годъ, а на иные де годы по тѣхъ наемныхъ людей поручныхъ записей не сыскано, потому что въ прошломъ во 164 году судомъ Божiимъ было моровое повѣтрiе, а въ 165 году то де ихъ село Рожественское было пусто, и сыскать де тѣхъ поручныхъ записей было не гдѣ.

А въ записяхъ написано, какову подалъ Успенского манастыря старецъ Iосафъ: въ прошломъ во 163 году мая въ 23 день Успенского Хлыновского манастыря староста Олферко Тихановъ со крестьяны нанели они Вятчанъ работныхъ людей, Родiонку съ товарыщи, 9 человѣкъ, что идти имъ, съ ихъ вотчинъ девяносто съ одного двора, на нашу великого государя службу, на Закамскую черту, и дѣлать степное валовое и острожное и городовое дѣло и рвы копатѣ; а заступы де и топоры и кирки и лопаты и три лошади ихъ манастырскiя; а наняли де они тѣхъ работныхъ людей на полтретья мѣсяца, а найму де рядили четыремъ человѣкомъ по 36 алтынъ по 4 денги человѣку, а двумъ человѣкомъ рядили по 35 алтынъ человѣку, а тремъ человѣкомъ рядили по рублю человѣку, а денги де имъ дали напередъ всѣ сполна за полтретья мѣсяца; да они жъ де Успенского манастыря крестьяне, староста Ивашко Тихоновъ со крестьяны, наняли Вятчанъ же работныхъ людей, Офонку съ товарыщи, 9 человѣкъ, августа съ 12 числа 163 году на тое жъ нашу великого государя степную валовую службу, на перемѣну первымъ девяти человѣкомъ, на два мѣсяца, а найму де они имъ рядили на мѣсяцъ по 35 алтынъ человѣку, а денги де имъ напередъ дали всѣ сполна, да три лошади съ телѣги и съ хомуты и съ ужищи и съ лопаты и съ кирки и съ заступы, ихъ манастырское; а сколко тѣ люди работали, Успенского Хлыновского манастыря старецъ Iоасафъ отпуску не положилъ.

И въ нынѣшнемъ во 168 году били челомъ намъ великому государю Успенского Хлыновского манастыря архимаритъ Сергей[1] съ братьею: въ прошломъ де во 167 году били они челомъ намъ великому государю о выморочномъ селѣ о Полянкахъ, что въ Казанскомъ уѣздѣ, и о недоплатныхъ денгахъ на прошлые годы, со 162 году до 166 году, и за тѣ де годы правили на нихъ на Вяткѣ 444 рубли 30 алтынъ 2 денги; и намъ бы великому государю Успенского Хлыновского манастыря архимарита Сергiя съ братьею пожаловать, не велѣти бъ тѣхъ доимочныхъ денегъ на нихъ править, и велѣти имъ по обыскамъ нашъ великого государя указъ учинить, и о томъ дать нашу великого государя грамоту. И какъ къ тебѣ ся наша великого государя грамота придетъ, и ты бъ Успенского Хлыновского манастыря на крестьянахъ съ выморочныхъ съ пустыхъ съ 35 дворовъ, за прошлые годы, и впредь за даточныхъ людей и полоняникомъ на окупъ денегъ, до нашего великого государя указу, имать не велелъ, покамѣсто о выморочныхъ о пустыхъ дворахъ нашъ великого государя указъ будетъ; а которые съ нихъ люди были на нашей великого государя степной валовой службѣ, и противъ тѣхъ людей за даточныхъ на прошлые на 162 и на 163 и на 164 и на 165 годы, до нашего великого государя указу, править на нихъ не велѣлъ, покамѣсто по выпискѣ нашъ великого государя указъ будетъ. А прочетъ сю нашу великого государя грамоту и списавъ съ нее списокъ слово въ слово, оставилъ у себя въ съѣзжей избѣ, а сю нашу великого государя подлинную грамоту отдалъ Успенского Хлыновскаго манастыря архимариту Сергiю съ братьею, впредь для иныхъ нашихъ воеводъ и приказныхъ людей.

Писанъ на Москвѣ лѣта 7168[2] мая въ 21 день.


Источник

  • Царская грамота 1660 года воеводе Хитрово, с повелением до указа не взыскивать с Успенского монастыря «недоплатных» денег за умерших от поветрия крестьян села Рождественского. (сп. XVIII в.) // Древние акты, относящиеся к истории Вятского края: прил. ко 2-му тому сб. "Столетие Вятской губернии". - Вятка, 1881. - С.142.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Сергий (Колачников) - архимандрит Вятского Успенского Трифонова монастыря (1659—1670).
  2. С 1492 по 1700 годы на Руси использовался отсчёт дат с 1 марта 5509 года до н.э. (Византийская эра от «сотворения мира»).
    Для перевода даты Византийской эры в дату Нашей эры необходимо с сентября по декабрь из интересуемого года вычитать 5509 лет, а с января по август — 5508 лет.