Дозорная книга Фёдора Рязанцева

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Svitok.jpg Этот документ является первоисточником.
При чтении можно использовать
Терминологический словарь к древним актам.
Дозорная книга Хлыновскаго Успенскаго монастыря, городоваго приказчика Ѳеодора Резанцева, 7109 (1601) год.

Лѣта 7109 марта въ 29 день по государевѣ царевѣ и великого князя Бориса Ѳеодоровича всеа Русiи грамотѣ книги письма и дозору Хлыновскаго городового прiказщика Федора Резанцева.

[...] въ монастырскую слободу на Поляны во храмъ Рожества Христова отослано образовъ: Дѣисусъ ветхавъ въ 11 лицахъ, двери царьскiе ветхи, да образъ настоящей Рожество Христово на лазорѣ 7 пядей, образ Преображенье Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа 7 пядей на лазорѣ, образ Пречистые Богородицы Одегитрiе 7 пядей, да пядницъ 11 на золотѣ и на краскахъ; да ризы и стихари полотняные и сосуды церковные служебные древяны; да книгъ: Евангилье напрестольное писмяное въ полдесть, евангелисты медные, да Апостолъ в полдесть писмяной, да Псалтырь письмяная в полдесть, да Псалтырь же въ четверть слѣдованьем, да два Охтая в полдесть письмяныхъ, да двѣ Треоди письмяныхъ в полдесть, да Трефолой въ десть письмяной, да Минея Опшая в полдесть.

[...]

Да въ 104 году, блаженные памяти по государевѣ царевѣ и великого князя Ѳедора Ивановича всеа Русіи грамотѣ, дано къ монастырю Успенья Пречистые Богородицы в вотчину, архимариту Трифану з братьею, въ Казанскомъ уѣздѣ, отъ Хлыновского монастыря 250 верстъ, отъ рѣчки отъ Воштормы 10 верстъ, полянки вверхъ по Вяткѣ рѣкѣ, и на тѣхъ полянкахъ сѣнные покосы, да заводь Бахнутьевская, да заводь Чернѣвская, и около тѣхъ полянки, и по Вяткѣ рѣкѣ рыбная ловля отъ Нижные Воштормы рѣки до Ахмутовы курьи. А по дозору казанца Меншика Мишакова да подъячего Роди Мелентьева 104 году написано: на тѣхъ полянкахъ, что вверху по Вяткѣ рѣкѣ, пашни перелогомъ по смѣтѣ будетъ 30 десятинъ в полѣ, а в дву по тому ж[1], да зарослей и дубровъ пашенныхъ в длину 2 версты, а поперегъ на версту, да вверхъ по Вяткѣ рѣкѣ, и межъ полянокъ и по дубравамъ, будетъ сѣнныхъ покосовъ на 500 копенъ, да заводь Бахнутьевская, да заводь Чернѣвская, да по Вяткѣ рѣкѣ рыбная ловля отъ Нижные Воштормы рѣки до Ахмутовы курьи, по смѣтѣ на 20 верстъ. И на тѣхъ Полянкахъ архимаритъ Трифанъ з братьей въ 107 году храмъ поставилъ во имя Рожества Христова, древянъ, клѣтцки, с трапезою, а образы и книги и сосуды церковные в тотъ храмъ сосланы изъ Хлыновского монастыря; а храмъ и образы и книги и сосуды церковные писаны напередь сего в сѣхъ же книгахъ. А на тѣхъ Полянкахъ пашни еще нѣтъ, и сѣнные покосы не росчищены, а зачинаютъ крестьяне на тѣхъ Полянкахъ селитца, пашню пахать и сѣнные покосы росчищать вновѣ.

[...]


Пояснения к некоторым словам Дозорной книги

Заводь - речной большой залив, обыкновенно на плесу, где река образует колено; также - залив между двух мысов.

Евангелисты (на евангелии) - углы на верхней доске евангелия с изображением евангелистов.

Клетцки - оклад здания (церкви) четырёхугольный, на подобие клети, клетки. Оклад клетски-клетцки противопоставлялся шатровому: "церковь в Онеже (1635 г.) одна тёплая шатровая, а другая клетцки". Форма постройки клетцки была простейшая, а шатровая была сложная, более красивая и дорогая. Главный храм Успения, соборный, устроенный преп. Трифоном, был круглый.

Копна сена в дозорной книге значила несколько не то, что мы разумеем ныне под этим словом. Вместе с числом копен в старинных актах подразумевалось не только количество сена, но вместе и мера сенных покосов: на десятине единообразно полагалось сена 10 копен, или иначе 10 копен принималось за одну десятину.

Кулига, кулижка - сенокосная поляна в лесу, также (в других местностях) разчищенное в лесу место под пожню или пашню.

Курья - собственно узкий и длинный лог, непосредственно соединяющийся с рекою и представляющий таким образом речной залив; называются курьями и вообще значительные заливы в реках и озёрах.

Лазорь, лазурь - ультрамарин, синяя краска, добывавшаяся прежде исключительно из минерала лазурита. Употреблялась для фона икон: образ "на лазори" - изображение (святого) на лазурном - синем фоне, образ на "золоте" - изображение на золотом фоне.

Образа (иконы):
Деисус, от греческого слова деисис - моление, обозначал прежде всего икону, на которой изображён в средине Спаситель, а около него с одной стороны Богоматерь, а с другой Иоанн Предтеча в молитвенном положении. Затем деисусом обыкновенно назывался ряд икон в ярусе иконостаса над царскими дверьми и над местными иконами: выше деисуса, в следующем ярусе иконостаса, обыкновенно помещались изображения праздников; выше праздников - в следующем ярусе - пророки, а над ними ещё ряд праотцов.

Перелогом называлась не унавоженная пашня; снявши с неё два хлеба, давали ей года два или более отдыхать, и она иногда порастала лесом.

Десть, полдесть — форматы бумаги, применявшиеся в России с XIV по XIX век. Главным основным форматом была десть, размер которой колебался от 10 вершков (≈44 см) длины и 8 вершков (≈35 см) ширины. Полдесть - разрезанная поперёк пополам десть размером ≈22×35 см. На таком формате написаны некоторые писцовые книги начала XVII века (например, Устюжская 1626 года).

Пядь, пядень - старинная мера длины, заключающая в себе пространство между концами большого пальца и мизинца, вытянутых в противоположные стороны; или ещё - длина стопы взрослого человека, от пятки до пальцев (отсюда "не уступить ни пяди").

Пядница - икона мерою в одну пядь, приблизительно - в четверть нынешнего бумажного листа. Пядничные иконы, как видно из старинных церковных описей, были большие (около 6 вершков), средние (около 5 вершков) и меньшие (4 вершка).

Источник

  • Вятский Успенский монастырь при преп. Трифоне (по подлинному документу 1601 г.). С предисловием и пояснениями А.С. Верещагина. // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1902 год. - Вятка, 1901. - с. 185.

Примечания

  1. «В дву по тому ж» означает: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля, которое под паром, и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).


Комментарии

Данный текст можно прокомментировать здесь, сверху.
Если вы не зарегистрированы на сайте или не представились, то прокомментировать будет невозможно. Представьтесь или зарегистрируйтесь здесь.