Железнодорожная паромная переправа у Вятских Полян — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Железнодорожная переправа через реку Вятку у Вятских Полян''' (20 октября 1914 - 5 (18) апреля …»)
 
(не показаны 5 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Железнодорожная переправа через реку Вятку у Вятских Полян''' (20 октября 1914 - 5 (18) апреля 1916).
+
<noinclude>'''Железнодорожная переправа через реку Вятку у Вятских Полян''' (20 октября 1914 - 5 (18) апреля 1916).</noinclude>
  
К осени 1914 года была построена Казань-Екатеринбургская железная дорога, которая пересекала южную часть Вятской губернии через Кукмор, Вятские Поляны, Сосновку, Кизнер и далее на Можгу. Участие Российской Империи в Первой мировой войне вызвало необходимость скорейшего пуска этой дороги в эксплуатацию, и, несмотря на то, что ещё не был построен мост через реку Вятку, уже 20 октября 1914 года по этой дороге прошёл первый поезд.  
+
К осени 1914 года была построена Казань-Екатеринбургская (Казанбургская) железная дорога, которая пересекала южную часть Вятской губернии через Кукмор, Вятские Поляны, Сосновку, Кизнер и далее на Можгу.  
  
Пока строился [[железнодорожный мост]], у села Вятские Поляны была наведена железнодорожная переправа, которая в навигационный период обеспечивалась речным паромом с буксирным пароходом, а в зимнее время наводилась временная ледяная переправа.  
+
:См. '''''[[Как строились железные дороги в конце XIX - начале XX вв]]'''''
 +
 
 +
Участие Российской Империи в Первой мировой войне вызвало необходимость скорейшего пуска в эксплуатацию участка Казанбургской дороги, связывавшего центр России с Ижевским оружейным заводом, и, несмотря на то, что ещё не был построен мост через реку Вятку, уже 20 октября 1914 года по этой дороге прошёл первый поезд.
 +
 
 +
Пока строился [[железнодорожный мост]], у села Вятские Поляны была наведена ''железнодорожная переправа'', которая в навигационный период обеспечивалась речным паромом с буксирным пароходом "Муравей", а в зимнее время наводилась временная ледяная переправа.
 +
 
 +
Кроме перевозки вагонов с грузом через реку Вятку, эта переправа обеспечивала также подвоз строительных конструкций к возводимому железнодорожному мосту.  
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
"Сама железнодорожная линия была закончена много раньше, и поезда с военным грузом (платформы с пушками на фронт шли с Ижевского завода) подавались на берег Вятки на эстакаде (ниже теперешнего моста на полверсты). С эстакады вагоны загружались на баржу в три линии (обычно по 20 вагонов). Буксир переправлял баржу к эстакаде на другом берегу, после чего паровоз принимал вагоны. Зимой для переправы намораживали слой льда толщиной до одного метра и поверху укладывали рельсы, а гружёные вагоны по одному переправлялись через реку лошадьми".
+
''"Сама железнодорожная линия была закончена много раньше, и поезда с военным грузом (платформы с пушками на фронт шли с Ижевского завода) подавались на берег Вятки к эстакаде (ниже моста на полверсты). К эстакаде подавалась баржа, на которую грузились вагоны в 3 линии. Всего на баржу грузилось 20 вагонов.<ref>По воспоминаниям С.Н. Толпаева, переправляли по 10 груженых двухосных вагонов. - http://xn----ctbkhlpt8a.xn--p1ai/gostyam-goroda/item/zheleznodorozhnyj-most.html</ref>. Буксир переправлял баржу к эстакаде на другом берегу, после чего паровоз принимал вагоны, и поезд шёл дальше. Зимою же намораживали слой льда толщиною до 1 метра. По такому льду были проложены рельсы, и вагоны, гружёные по одному, а порожние по два, переправлялись через реку лошадьми, а дальше паровозы забирали вагоны и поезда шли в Казань и Екатеринбург".''
 
{{конец цитаты|источник=Из воспоминаний техника-строителя ж.д. моста Г.Ф. Бучевского.}}
 
{{конец цитаты|источник=Из воспоминаний техника-строителя ж.д. моста Г.Ф. Бучевского.}}
  
Железнодорожная переправа через реку Вятку у села Вятские Поляны действовала с момента пуска железной дороги в эксплуатацию (20.10.1914) до окончания строительства железнодорожного моста (5(18).04.1916).
+
Таким образом, паром мог быть порядка 60 метров в длину, т.к. вагоны, умещавшиеся в три линии по 7, в то время имели длину около 8 метров.
 +
 
 +
Переправа происходила там, где сейчас вятскополянский автопляж. Учитывая, что в то время напротив этого места посреди Вятки имелся также остров, деливший русло реки на две стремительные протоки, речники на буксире должны были проявлять виртуозность, чтобы удержаться в акватории.
 +
 
 +
Железнодорожная переправа через реку Вятку у села Вятские Поляны действовала с момента пуска железной дороги в эксплуатацию 20 октября 1914 г. до окончания строительства железнодорожного моста 5(18) апреля 1916 г.
 +
 
 +
Железнодорожная ветка на левобережье, проложенная до эстакады, упоминается также в воспоминаниях участников обороны ж.д. моста во время Гражданской войны весной 1919 года.
 +
<noinclude>
 +
== Примечания ==
 +
{{Примечания}}
 +
</noinclude>

Версия 22:14, 31 октября 2019

Железнодорожная переправа через реку Вятку у Вятских Полян (20 октября 1914 - 5 (18) апреля 1916).

К осени 1914 года была построена Казань-Екатеринбургская (Казанбургская) железная дорога, которая пересекала южную часть Вятской губернии через Кукмор, Вятские Поляны, Сосновку, Кизнер и далее на Можгу.

См. Как строились железные дороги в конце XIX - начале XX вв

Участие Российской Империи в Первой мировой войне вызвало необходимость скорейшего пуска в эксплуатацию участка Казанбургской дороги, связывавшего центр России с Ижевским оружейным заводом, и, несмотря на то, что ещё не был построен мост через реку Вятку, уже 20 октября 1914 года по этой дороге прошёл первый поезд.

Пока строился железнодорожный мост, у села Вятские Поляны была наведена железнодорожная переправа, которая в навигационный период обеспечивалась речным паромом с буксирным пароходом "Муравей", а в зимнее время наводилась временная ледяная переправа.

Кроме перевозки вагонов с грузом через реку Вятку, эта переправа обеспечивала также подвоз строительных конструкций к возводимому железнодорожному мосту.

"Сама железнодорожная линия была закончена много раньше, и поезда с военным грузом (платформы с пушками на фронт шли с Ижевского завода) подавались на берег Вятки к эстакаде (ниже моста на полверсты). К эстакаде подавалась баржа, на которую грузились вагоны в 3 линии. Всего на баржу грузилось 20 вагонов.[1]. Буксир переправлял баржу к эстакаде на другом берегу, после чего паровоз принимал вагоны, и поезд шёл дальше. Зимою же намораживали слой льда толщиною до 1 метра. По такому льду были проложены рельсы, и вагоны, гружёные по одному, а порожние по два, переправлялись через реку лошадьми, а дальше паровозы забирали вагоны и поезда шли в Казань и Екатеринбург".

— Из воспоминаний техника-строителя ж.д. моста Г.Ф. Бучевского.


Таким образом, паром мог быть порядка 60 метров в длину, т.к. вагоны, умещавшиеся в три линии по 7, в то время имели длину около 8 метров.

Переправа происходила там, где сейчас вятскополянский автопляж. Учитывая, что в то время напротив этого места посреди Вятки имелся также остров, деливший русло реки на две стремительные протоки, речники на буксире должны были проявлять виртуозность, чтобы удержаться в акватории.

Железнодорожная переправа через реку Вятку у села Вятские Поляны действовала с момента пуска железной дороги в эксплуатацию 20 октября 1914 г. до окончания строительства железнодорожного моста 5(18) апреля 1916 г.

Железнодорожная ветка на левобережье, проложенная до эстакады, упоминается также в воспоминаниях участников обороны ж.д. моста во время Гражданской войны весной 1919 года.

Примечания

  1. По воспоминаниям С.Н. Толпаева, переправляли по 10 груженых двухосных вагонов. - http://xn----ctbkhlpt8a.xn--p1ai/gostyam-goroda/item/zheleznodorozhnyj-most.html