Железнодорожная станция Вятские Поляны — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
== Историческая справка ==
 
== Историческая справка ==
В 1914-1915 годах через территорию Малмыжского уезда была проложена железнодорожная магистраль, связавшая Москву с Екатеринбургом. Ее трасса от Казани до Сарапула прошла в 3 км севернее [[село Вятские Поляны|села Вятские Поляны]], за рекой [[Ошторма (приток Вятки)|Ошторма]], где была организована станция и построен вокзал.  
+
В 1914-1915 годах через территорию Малмыжского уезда [[Как строились железные дороги в конце XIX - начале XX вв|была проложена железнодорожная магистраль]], связавшая Москву с Екатеринбургом. Ее трасса от Казани до Сарапула прошла в 3 км севернее [[село Вятские Поляны|села Вятские Поляны]], за рекой [[Ошторма (приток Вятки)|Ошторма]], где была организована станция и построен вокзал.  
  
 
Первый поезд через станцию "Вятские Поляны" прошёл 20 октября 1915 года. Начальником станции назначили инженера Н.А. Быстрова, у которого было три помощника: Н.И. Ефремов, М.М. Миско и М.И. Чаплыгин.
 
Первый поезд через станцию "Вятские Поляны" прошёл 20 октября 1915 года. Начальником станции назначили инженера Н.А. Быстрова, у которого было три помощника: Н.И. Ефремов, М.М. Миско и М.И. Чаплыгин.

Текущая версия на 23:34, 15 октября 2019

Станция Вятские Поляны (Слобода, Вокзал, Вокзальная Слобода, Станция) - посёлок, вошедший в состав города Вятские Поляны.

Историческая справка

В 1914-1915 годах через территорию Малмыжского уезда была проложена железнодорожная магистраль, связавшая Москву с Екатеринбургом. Ее трасса от Казани до Сарапула прошла в 3 км севернее села Вятские Поляны, за рекой Ошторма, где была организована станция и построен вокзал.

Первый поезд через станцию "Вятские Поляны" прошёл 20 октября 1915 года. Начальником станции назначили инженера Н.А. Быстрова, у которого было три помощника: Н.И. Ефремов, М.М. Миско и М.И. Чаплыгин.

В 1915-1916 годах в связи с Первой мировой войной ускоренно был возведён железнодорожный мост через реку Вятку, который связал берега широкой реки и позволил осуществлять бесперебойное движение поездов.

Деревянный вокзал IV класса на 25 пассажиров в комплексе с другими станционными постройками был возведён по образцовому проекту, разработанному в мастерской архитектора А.В. Щусева по заказу правления Общества Московско-Казанской железной дороги в 1914-1916 годах. Здания вокзалов подобной архитектуры в формах необарокко создавались в те годы на многих станциях направлений Казань-Екатеринбург и Агрыз-Воткинск, некоторые из них сохранялись до недавнего времени на станциях Камбарка, Кизнер, Можга, Кукмор, Чернушка.

Одновременно с вокзалом в районе станции был построен посёлок с одной улицей (ул. Вокзальная), застроенной служебными и жилыми деревянными зданиями, предназначенными для персонала железной дороги. В одном из зданий, расположенном ближе остальных к вокзалу, находилась амбулатория (ул. Вокзальная, 26). Внешний облик этих построек, расположенных с южной стороны железнодорожного полотна, соответствовал фасаду здания вокзала, составляя единый станционный комплекс.

В 1916 году при станции было построено одноэтажное деревянное здание школы. В первое время было открыто два класса, учителя приезжали из Казани и жили временно. К 1921 году количество учащихся увеличилось, школа получила название начальной школы № 20, и был назначен заведующий. В 1923 году заведующим был назначен Тупаев Яков Степанович, проработавший 23 года до выхода на пенсию. Верным помощником в его работе была жена Александровна Фёдоровна Тупаева, тоже учительница. Лицо школы менялось: появились цветочные клумбы, небольшой сад. Школа отличалась порядком и организованностью, в чём большая заслуга Тупаева Якова Степановича. Одной из первых учительниц была Надежда Николаевна Казанская, отличавшаяся любовью к работе, требовательностью к себе и к ученикам. Сначала она работала учительницей начальных классов, затем преподавала русский язык и литературу. Её трудовой стаж в этой школе 34 года (1921-1955). До 1933 года в школе при железнодорожной станции работало 4 учителя.

В годы Гражданской войны рядом со станцией был организован ссыпной пункт (впоследствии на его базе было создано хлебоприёмное предприятие), с которого в центральные районы России отправлялся на поездах хлеб, собранный продотрядами в ходе продразвёрстки на юге Вятской губернии. Весной 1919 года на станции размещался вагон со штабом 28-й азинской дивизии. В это время рядом со станционным посёлком возникло братское захоронение, в котором покоятся 24 красноармейца, погибших в оборонительных боях у железнодорожного моста.

24 июня 1924 рядом с памятником на братской могиле времён Гражданской войны возле станции, на улице Дзержинского, был открыт Народный дом железнодорожников (позднее стал называться "Клуб Ильича").

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

Род Название Уезд и волость Сельсовет Расст. до ВИК Крест. хоз-в Проч. хоз-в Всего хоз-в Муж. Жен. Всего В т.ч. удм. В т.ч. тат. В т.ч. мари
3-02-015 стан. Вокзальная слобода Малмыжский уезд, Вятско-Полянская волость Усадский 4,5 км 1 90 91 162 158 320 16


Рядом с Вокзальной слободой, в которой жили преимущественно рабочие, обслуживавшие железную дорогу, имелась также крестьянская слобода Гремучий Ключ.

Жилые дома привокзального рабочего посёлка и хлебоприёмного предприятия постепенно вытянулись вдоль соединяющей их дороги, и около нынешнего переулка Смычка улицы сомкнулись, образовав нынешнюю улицу Дзержинского. Видимо, кто-то увидел в этом символичный смысл - союз (как тогда ещё говорили: смычку) рабочего класса и крестьянства, - поэтому организованный в 1930 году колхоз был так и назван: "Смычка".

С 1933 года начальная школа была преобразована в неполную среднюю школу № 20 Казанской железной дороги. В то время большое внимание уделяли охвату всех детей школьного возраста обучением.

В 1936 году комплекс пристанционных построек дополнился пунктом приёмки вагонов (ул. Вокзальная, 13).

В 1939 году был заложен фундамент каменного здания школы, и 1 сентября 1940 года новая школа распахнула двери для детворы.

С 15 августа 1941 года здание школы было передано под одно из отделений эвакогоспиталя.

В связи с ростом города и увеличением пассажирских перевозок в 50-е годы станция усовершенствовалась, а здание вокзала было расширено.

В 1950 году рядом с вокзалом был построен буфет (ул Вокзальная, 11). При благоустройстве привокзальной площади в 50-е годы появился сквер с типовыми городскими скульптурами. Одна из них - "Ткачиха" - стояла до 2010 года.

В 1951 году из ОУЗ Казанской ж/д поступил приказ об открытии 8 класса и реорганизации неполной средней школы № 20 в среднюю общеобразовательную школу № 20 станции Вятские Поляны. Дальнейшее развитие школы происходило под руководством директора Сорокина Николая Варламовича, у которого был богатый опыт педагогической работы. В 1954 году состоялся первый выпуск учащихся 10 класса в количестве 28 человек. В 1957 году объединили Казанскую и Горьковскую ж/д и образовалась одна, Горьковская ж/д. С этого момента средняя школа № 20 переименована в среднюю общеобразовательную школу № 73 Горьковской железной дороги.

Электрификация железной дороги началась в 1984 году.

См. также: Водоснабжение железнодорожной станции Вятские Поляны.

В 1995 году школа № 73 Горьковской ж/д передается городу Вятские Поляны и становится средней общеобразовательной школой № 5 г. Вятские Поляны.

В 2010 году построено новое двухэтажное здание вокзала на 150 пассажиров, заменившее старый вокзал, простоявший около ста лет. К зданию ведёт благоустроенный пешеходный бульвар, и является основным архитектурным акцентом в застройке привокзальной площади. На привокзальной площади располагаются остановка городского транспорта, автостоянка, тротуары для пешеходов, газоны и цветники. Проект железнодорожного вокзала выполнен Казанским отделом комплексного проектирования «Нижегороджелдорпроект»-филиалаом ОАО «Росжелдорпроект», а строительство осуществлено генеральным подрядчиком ОАО «Казтрансстрой» (г.Казань).

Достопримечательности

Примечания

Источники

  • Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Выпуск 6. Город Вятские Поляны. Вятскополянский район. / Сост.-ред. Е.Л. Скопин. - Киров, 2015. - 496 с.: илл.