Железнодорожный мост — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 16: Строка 16:
 
В Казанском управлении железной дороги вокруг этих проектов разгорелась острая борьба между малмыжскими, кукморскими и вятско-полянскими купцами. Руководитель группы изыскателей инженер Сахаров пошел на сделку с кукморскими и вятско-полянскими богатеями - купцами Комаровым, Родыгиным, Зайцевым, Кощеевым и Шишкиным. Поэтому он легко добился разрешения на строительство линии Кукмор - В. Поляны - Кизнер.
 
В Казанском управлении железной дороги вокруг этих проектов разгорелась острая борьба между малмыжскими, кукморскими и вятско-полянскими купцами. Руководитель группы изыскателей инженер Сахаров пошел на сделку с кукморскими и вятско-полянскими богатеями - купцами Комаровым, Родыгиным, Зайцевым, Кощеевым и Шишкиным. Поэтому он легко добился разрешения на строительство линии Кукмор - В. Поляны - Кизнер.
  
 +
:См. также '''''[[Варианты линий Казанбургской жд]]'''''
 
[[Изображение:Обелиск у Красной Поляны1.jpg|thumb|300px|Вид на Красную Поляну со стороны обелиска]]
 
[[Изображение:Обелиск у Красной Поляны1.jpg|thumb|300px|Вид на Красную Поляну со стороны обелиска]]
 
В годы Гражданской войны весной 1919 года ж.д. мост у Вятских Полян оказался на одном из стратегических направлений. Здесь по железной дороге для войск [[Колчак, Александр Васильевич|адмирала Колчака]] открывался прямой путь на Казань. Для обороны моста командованием 2-й Армии Восточного фронта ([[Шорин, Василий Иванович|командарм Шорин В.И.]]) на левобережье был создана линия укреплений из нескольких пулемётных точек, артиллерийских орудий, сплошной линии траншей и окопов. В боевых действиях по [[Оборона железнодорожного моста у Вятских Полян весной 1919 года|обороне железнодорожного моста у Вятских Полян]] привлекались канонерки недавно созданного [[5 дивизион Волжско-Камской военной флотилии|5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии]]. Под натиском белогвардейцев в начале мая 1919 года части Красной Армии были вынуждены отступить за Вятку. Белыми были заняты села Суши и Сосновка. Частям 21 дивизии (начдив Г.И. Овчинников) удалось удержать за собой только небольшой плацдарм перед мостом с линией обороны длиной около 7 вёрст.  
 
В годы Гражданской войны весной 1919 года ж.д. мост у Вятских Полян оказался на одном из стратегических направлений. Здесь по железной дороге для войск [[Колчак, Александр Васильевич|адмирала Колчака]] открывался прямой путь на Казань. Для обороны моста командованием 2-й Армии Восточного фронта ([[Шорин, Василий Иванович|командарм Шорин В.И.]]) на левобережье был создана линия укреплений из нескольких пулемётных точек, артиллерийских орудий, сплошной линии траншей и окопов. В боевых действиях по [[Оборона железнодорожного моста у Вятских Полян весной 1919 года|обороне железнодорожного моста у Вятских Полян]] привлекались канонерки недавно созданного [[5 дивизион Волжско-Камской военной флотилии|5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии]]. Под натиском белогвардейцев в начале мая 1919 года части Красной Армии были вынуждены отступить за Вятку. Белыми были заняты села Суши и Сосновка. Частям 21 дивизии (начдив Г.И. Овчинников) удалось удержать за собой только небольшой плацдарм перед мостом с линией обороны длиной около 7 вёрст.  

Текущая версия на 21:29, 20 октября 2019

Забивка свай паровым копром на строительстве ж.д. моста. 1913 год. Фото из краеведческого музея средней школы № 3.

Подготовительные работы, связанные со строительством железнодорожного моста у Вятских Полян начались в 1913 году. Само строительство было начато в начале 1915 года и было завершено за четырнадцать с половиной месяцев - к началу апреля 1916 года. Для всей России это было событие небывалого масштаба, ведь такого рекордного срока строительства до сих пор в мостостроении не было. Такому результату удивлялись даже сами подрядчики строительства, имевшие за плечами немалый стаж работы. Из казны на строительство моста было израсходовано 14 миллионов рублей золотом! Но такие сроки и затраты были оправданы, так как Россия была втянута в войну с немцами. Когда моста не было, поезда через Вятку переправлялись… на барже, на что, естественно, затрачивались огромные усилия и много времени.

На строительство моста привлекалось и местное население.

«На строительстве железной дороги люди зарабатывали в полтора и два раза больше, чем на других местных работах по найму. На стройку я поступил в конце августа…

Облицовочный камень для каменных опор поступил с Урала. Все камни были перенумерованы, точно подогнаны друг к другу. При кладке столба эти камни мыли с мылом, причём очень тщательно, даже нельзя было заметить ни одной черной пылинки на всём камне, кроме его наружной стороны».

— Дёмин Филипп Михайлович, 1899 года рождения, уроженец села Суши, участник строительства ж.д. моста

Обелиск на месте линии обороны ж.д. моста

Что же представляет собой этот мост, соединивший правый и левый берега Вятки? Это инженерное сооружение состоит из двух больших и двух малых ферм. Длина большой фермы – 127,8 метра, а вес 52 тысячи пудов. Общая же длина моста – 565,4 метра, а вес – 230 тысяч пудов. Самое глубокое место в реке у второго быка (опоры) от правого берега: его основание заложено на глубине 23,4 от поверхности воды.

Трудно представить, по какому пути пошла бы жизнь Вятских Полян, не будь здесь моста. Ведь первоначально рассматривались три варианта, где можно осуществить его строительство. По одному проекту железная дорога должна была пройти через уездный центр - г. Малмыж, а дальше - на Можгу. Этот вариант неоднократно обсуждался на заседаниях Малмыжского уездного и Вятского губернского земств, изыскания на этом участке были проведены ещё в 1881 году. Другой проект предусматривал прокладку дороги через Старый Бурец - Копки - Можгу. Рассматривался и третий вариант дороги: Кукмор - Вятские Поляны - Кизнер - Можга.

В Казанском управлении железной дороги вокруг этих проектов разгорелась острая борьба между малмыжскими, кукморскими и вятско-полянскими купцами. Руководитель группы изыскателей инженер Сахаров пошел на сделку с кукморскими и вятско-полянскими богатеями - купцами Комаровым, Родыгиным, Зайцевым, Кощеевым и Шишкиным. Поэтому он легко добился разрешения на строительство линии Кукмор - В. Поляны - Кизнер.

См. также Варианты линий Казанбургской жд
Вид на Красную Поляну со стороны обелиска

В годы Гражданской войны весной 1919 года ж.д. мост у Вятских Полян оказался на одном из стратегических направлений. Здесь по железной дороге для войск адмирала Колчака открывался прямой путь на Казань. Для обороны моста командованием 2-й Армии Восточного фронта (командарм Шорин В.И.) на левобережье был создана линия укреплений из нескольких пулемётных точек, артиллерийских орудий, сплошной линии траншей и окопов. В боевых действиях по обороне железнодорожного моста у Вятских Полян привлекались канонерки недавно созданного 5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии. Под натиском белогвардейцев в начале мая 1919 года части Красной Армии были вынуждены отступить за Вятку. Белыми были заняты села Суши и Сосновка. Частям 21 дивизии (начдив Г.И. Овчинников) удалось удержать за собой только небольшой плацдарм перед мостом с линией обороны длиной около 7 вёрст.

Реконструкция ж.д. моста у Вятских Полян. Октябрь 2005 г.

В обороне ж.д. моста участвовали также отдельные части 28 дивизии (начдив В.М. Азин). Положение было настолько серьёзным, что железнодорожный мост, на всякий случай, был заминирован (Об этом В.И. Шорин доложил командованию фронта 1 мая 1919 г. В это время колчаковцы были уже в 30 вёрстах от Вятки. Факт минирования был им подтверждён в разговоре с членом РВС 2-й армии С. Каменевым 6 мая 1919 г.). Ж.д. мост у Вятских Полян могла постигнуть такая же участь, как мост через реку Иж у станции Агрыз, который частями Азинской дивизии был взорван при отступлении в 1918 году.

Реконструкция ж.д. моста у Вятских Полян. Октябрь 2005 г.

Начавшееся 25 мая 1919 года контрнаступление Красной Армии позволило отбросить белогвардейцев от Вятки и спасти мост от уничтожения.

В 1978 году рядом был построен второй ж.д. мост (издали мосты можно отличить по форме ферм-пролётов: на старом они дугообразные, а на новом в форме трапеции).

С 2003 года, когда первому ж.д. мосту исполнилось 90 лет, началась его реконструкция - замена всех металлических конструкций. Пролёты нового сооружения были смонтированы рядом на временных опорах. Потом конструкции старого моста разобрали. Остались только каменные опоры, на которые были перемещены фермы нового моста. Работы по замене сооружения провело ОАО Строительная компания "Мост".

Мост над рекой - не только символ города Вятские Поляны и историческая веха в истории России. Это талисман, в корне перевернувший жизнь захолустного волостного села Вятской губернии.