Земснаряд — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Земснаряд.jpg|thumb|400px|<center>Работа земснаряда у переправы возле Гоньбы. <br>Рядом расположена брандвахта.<ref>Несамоходное однопалубное судно на железобетонном корпусе прямоугольной формы, с вертикальными бортами и транцами.<br> | [[Файл:Земснаряд.jpg|thumb|400px|<center>Работа земснаряда у переправы возле Гоньбы. <br>Рядом расположена брандвахта.<ref>Несамоходное однопалубное судно на железобетонном корпусе прямоугольной формы, с вертикальными бортами и транцами.<br> | ||
− | Назначение судна: размещение экипажа земснаряда ( | + | Назначение судна: размещение экипажа земснаряда (проект 70 — 31 чел.) или работников изыскательской партии (пр. 70Б — 16 чел.). |
</ref></center>]] | </ref></center>]] | ||
'''Земснаряд (пескосос, землесос)''' — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов. | '''Земснаряд (пескосос, землесос)''' — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов. |
Версия 12:07, 20 октября 2019
Земснаряд (пескосос, землесос) — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.
Историческая справка
Работы по дноуглублению реки Вятки начались в начале ХХ века. Необходимость в этих работах была вызвана тем, что из-за наличия отмелей на реке для их преодоления пассажирским судам приходилось высаживать пассажиров, и они были вынуждены преодолевать эти участки по берегу пешком.
В 1913 году газета "Вятская речь", в номере 3-м, кратко сообщала:
"На реке Вятке в навигацию 1913 года будут работать два дноуглубительных насоса".[2]
В советское время на реке Вятке земснарядов было несколько. Они использовались Вятским речным пароходством для углубления русла реки с целью корректировки фарватера. Песок, добываемый при этом, обычно грузился с помощью пульпопровода[3] на баржи или намывался у берега.
В народе это плавучее сооружение называли "грязнулей", так как с его помощью попутно очищалось дно реки от всякого мелкого мусора, осадочных отложений и тины.
Земснаряд "Портовый - 3" относился к речному порту Вятские Поляны. Землесос земснаряда был построен на Аркульском судоремонтном заводе (Проект 2586, единственный в своём роде). Брандвахта построена на Костромском ССРЗ (бывш. Судоверфь имени "Комсомольской правды") (Россия, г. Кострома, проект 70).
В зимнее время земснаряд находился на стоянке недалеко от железнодорожного моста, в заливчике, который местное население называло "Морем Лаптевых".[4]
В 2012-2013 годах земснаряд "Портовый - 3" был продан в Ульяновск.
Примечания
- ↑ Несамоходное однопалубное судно на железобетонном корпусе прямоугольной формы, с вертикальными бортами и транцами.
Назначение судна: размещение экипажа земснаряда (проект 70 — 31 чел.) или работников изыскательской партии (пр. 70Б — 16 чел.). - ↑ Цит. из группы соцсети ВК "Вятка:наследие".
- ↑ Пульпопровод - гидравлическая транспортирующая установка на понтонах, предназначенная для транспортировки песка и грунта в струе жидкости.
- ↑ Так назвали по фамилии машиниста, долгое время работавшего машинистом на земснаряде.