Земснаряд

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

Земснаряд (пескосос, землесос) — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.

Историческая справка

Работы по дноуглублению реки Вятки начались в 1882 году.[1]

Необходимость в этих работах была вызвана тем, что из-за наличия перекатов и отмелей на реке для их преодоления пассажирским судам приходилось высаживать пассажиров, и они были вынуждены преодолевать эти участки по берегу пешком.

В течение трёх десятков лет дноуглубление на Вятке не было регулярным и проводилось от случая к случаю, так как им занималась паровая землечерпалка, приходившая из Казани.

В 1904 году отмечалось: "Землечерпальных машин на реке Вятке нет до сих пор, хотя в них давно чувствуется настоятельная потребность."[2]

Судоходная хроника.
Новый землесосъ. По словамъ «К.-В.Р.», для расчистки перекатовъ р. Вятки на заводѣ акцiонернаго о-ва «Клейтонъ и комп.» в Петербургѣ строится землесосъ стоимостью в 100 000 руб., съ часовою производительностью до 15 куб. саженъ грунта. Землесосъ этотъ уже заканчивается постройкой и ожидается на р. Вяткѣ въ iюлѣ текущаго года, гдѣ и состоится прiемка его казанскимъ округомъ п. с.

— Вятская речь - 1910 г., № 93.[3]


В жаркое лето 1912 года на реке произошло небывалое ранее мелководье, создав серьёзные проблемы для судоходства, которое вблизи города Вятки было возможно только на мелкосидящих катерах. Столкнувшись с серьезными финансовыми потерями и не дождавшись помощи государства, местный монополист «Товарищество Вятско-Волжского пароходства» на свои деньги построило землечерпалку и к ней несколько грунтоотвозных шаланд. Со следующего сезона этот караван начал работу.

На реке Вяткѣ въ навигацiю 1913 года будутъ работать два дноуглубительныхъ насоса.

— Вятская речь - 1913 г., № 3.[3]


Помимо углубления русла землечерпальной машиной применялись и специальные гидротехнические сооружения - щиты, которые задерживали продвижение массы песка по течению и не давали образовываться песчаным отмелям в речном фарватере. Река Вятка в районе губернского города была судоходна только в период «большой» воды. В июле крупные пароходы уже не могли подойти к пристани.

Работа земснаряда у переправы возле Гоньбы.
Рядом расположена брандвахта.[4]

В советское время на реке Вятке земснарядов было несколько. Они использовались Вятским речным пароходством для углубления русла реки с целью корректировки фарватера. Песок, добываемый при этом, обычно грузился с помощью пульпопровода[5] на баржи или намывался у берега.

В народе это плавучее сооружение называли "грязнулей", так как с его помощью попутно очищалось дно реки от всякого мелкого мусора, осадочных отложений и тины.

Земснаряд "Портовый - 3" относился к речному порту Вятские Поляны. Землесос земснаряда был построен на Аркульском судоремонтном заводе (Проект 2586, единственный в своём роде). Брандвахта построена на Костромском ССРЗ (бывш. Судоверфь имени "Комсомольской правды") (Россия, г. Кострома, проект 70).

В зимнее время земснаряд находился на стоянке недалеко от железнодорожного моста, в заливчике, который местное население называло "Морем Лаптевых".[6]

В 2012-2013 годах земснаряд "Портовый - 3" был продан в Ульяновск.

Примечания

  1. Вятские пароходы (1861–1917 гг.) / Р.В. Лапшин, Н.В. Митюков, Л.П. Порцева, А.В. Коробейников. – Ижевск: Иднакар, 2012. - C.7.
  2. Зеленин Д.К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.
  3. 3,0 3,1 Цитируется по материалам группы соцсети ВК "Вятка:наследие".
  4. Несамоходное однопалубное судно на железобетонном корпусе прямоугольной формы, с вертикальными бортами и транцами.
    Назначение судна: размещение экипажа земснаряда (проект 70 — 31 чел.) или работников изыскательской партии (пр. 70Б — 16 чел.).
  5. Пульпопровод - гидравлическая транспортирующая установка на понтонах, предназначенная для транспортировки песка и грунта в струе жидкости.
  6. Так назвали по фамилии машиниста, долгое время работавшего машинистом на земснаряде.

Источники

  • Сайт "Водный транспорт" - https://fleetphoto.ru/
  • Материалы обсуждения в группе ВК "Я люблю Вятские Поляны".