Из истории пионерии Вятскополянского района — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 175: Строка 175:
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
 
"Пионерский лагерь находился за железнодорожным мостом в верх по Вятке. Сворачиваешь на право в протоку. Это место называлось Затон. Очень красивое по природе и своему расположению. Лагерь каждый год расширялся, строился. Даже построили 2-х этажный дом на берегу для речников, которые занимались ремонтом судов, пароходов, которые ставились на зимовку в Затоне. Остались одни теплые воспоминания детства о времени, проведенном в этом прекрасном месте".  
 
"Пионерский лагерь находился за железнодорожным мостом в верх по Вятке. Сворачиваешь на право в протоку. Это место называлось Затон. Очень красивое по природе и своему расположению. Лагерь каждый год расширялся, строился. Даже построили 2-х этажный дом на берегу для речников, которые занимались ремонтом судов, пароходов, которые ставились на зимовку в Затоне. Остались одни теплые воспоминания детства о времени, проведенном в этом прекрасном месте".  
{{конец цитаты|источник=Из воспоминаний Николая Пикунова}}
+
{{конец цитаты|источник=Из воспоминаний Николая Пикунова<ref>Цит. по материалам [https://vk.com/wall-59544618_5722 группы ВПИМ] в соцсети ВКонтакте.</ref>}}
 
=== Пионерлагерь "Орлёнок" ===
 
=== Пионерлагерь "Орлёнок" ===
 
Подобный пионерский лагерь в том же 1951 году был построен вблизи города Сосновки – лагерь «Орлёнок». Уже в первое лето в обоих лагерях отдохнуло свыше тысячи детей рабочих и служащих района.
 
Подобный пионерский лагерь в том же 1951 году был построен вблизи города Сосновки – лагерь «Орлёнок». Уже в первое лето в обоих лагерях отдохнуло свыше тысячи детей рабочих и служащих района.
Строка 196: Строка 196:
 
== Источники: ==
 
== Источники: ==
 
#  Никулина А. «История пионерии Вятских Полян (по материалам архива школьного музея)». Ученич. иссл. работа. [Рукопись] / Алёна Никулина, 10Б кл. гимназии г. Вятские Поляны, рук.: Слесарев В.А., учитель; Бердникова В.К., педагог-организатор. - Вятские Поляны, 2006.
 
#  Никулина А. «История пионерии Вятских Полян (по материалам архива школьного музея)». Ученич. иссл. работа. [Рукопись] / Алёна Никулина, 10Б кл. гимназии г. Вятские Поляны, рук.: Слесарев В.А., учитель; Бердникова В.К., педагог-организатор. - Вятские Поляны, 2006.
 
<br clear=all>
 
----
 
{{Комментарии}}
 
  
 
[[Категория:Образование]]
 
[[Категория:Образование]]

Текущая версия на 15:18, 17 мая 2019

19 мая 1922 года 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Этот день отмечался в СССР как день рождения пионерии.

Первые пионеры

Летом 1924 года по улицам села Вятские Поляны заалели красные галстуки, разлились пионерские песни, раздалась барабанная дробь – это шагала под красным знаменем смена комсомола – юные пионеры-ленинцы, первые пионеры в селе; в их рядах были барабанщик Костя и его сестра Оля Пономарёва, дети первого председателя волисполкома В.И. Пономарёва; Зоя Рыжова (Плотникова), дочь технической служащей; Антонина Соловьёва (Горячих), дочь крестьянина, Аркадий Данилов (впоследствии директор Вятскополянской средней школы № 1) и другие.

Так возникла в Вятских Полянах пионерская организация, которая с каждым годом росла и крепла.

Работа первых пионерских отрядов направлялась пионерработниками, которые назначались райкомом комсомола.

Первыми пионерскими вожатыми были: Лена Андреева, Лёня Лаврентьев, Валера Созин, Шура Афанасьева.

Лена Андреева работала пионерработником в детском доме имени М.И. Калинина, организованном в Вятских Полянах 1 мая 1921 года в бывшем доме священника. В детдоме воспитывалось 40 детей. Помимо обучения ребята плели корзины и занимались другими полезными делами. Детдом работал в Вятских Полянах до 1926 года, потом был переведён в г. Малмыж.

Митинг в с. Вятские Поляны 21 января 1924 года. Фото из музея ср. школы № 3

Митинг состоялся 27 января 1924 года в день похорон В.И. Ленина. Организаторами митинга, который прошёл в селе Вятские Поляны на площади возле Николаевской церкви, были члены местной партячейки.

При увеличении фото хорошо видна надпись на одном из транспарантов:
«Мы, дети, будем твёрдо стоять за идею т. Ленина.
Владимир Ильич умер, но идея его вечна».

В селе Вятские Поляны в то время были три детских учреждения:

  • церковно-приходское училище (работало с 1841 года, в 1930 году на его базе открылась школа крестьянской молодёжи, два года спустя преобразованная в «Вятско-Полянскую образцовую школу имени М.Н. Покровского», в 1935 году дети из этой школы перешли в новую среднюю школу № 1);
  • единая советская трудовая школа II ступени (работала на базе бывшего земского училища, открытого в 1901 году, в 1916 году переименованного в Высшую начальную школу), в которой в 1924 году было организовано два пионерских отряда – для старших и младших;
  • детский дом имени М.И. Калинина, в котором тоже был организован пионерский отряд.

В 1925 году зимой в Вятских Полянах был организован пионерский клуб на ул. Ленина, который создали пионеры и комсомольцы. Летом 1926 года ими был создан сквер у клуба Ильича.

В середине 1925 г. в Вятско-Полянской волости существовали пионерские отряды:

  • отряд № 11 им. М.И. Калинина при Вятско-Полянском детдоме в количестве 27 пионеров. Вожатый Е. Андреева.
  • отряд № 22 им. 1 мая при пионерском клубе в количестве 25 человек. Вожатый А. Чайникова.
  • отряд № 23 им. С. Халтурина при школе II-й ступени в количестве 33 человека. Вожатый И. Васильевич.
  • отряд № 24 при станции В-Поляны в количестве 48 человек. Вожатый И. Пролев.

В летнее время пионеры села собирались у Мелкого лога, на горе, где играли в различные игры, пели пионерские песни: «Паровоз», «Взвейтесь кострами синие ночи», «Картошка» – читали стихи, организовывали военные игры.

Первый слёт пионеров и пионерработников. 1926 г.


Воспоминаниями делится один из первых пионерских вожатых в Вятских Полянах, Александр Алексеевич Созин:[1]

— В комсомол я вступил в 1925 году, и первым моим поручением была работа с пионерами. В Вятских Полянах тогда было два отряда: младший, организованный при начальной школе, и старший — в школе второй ступени. Мне поручили помогать пионервожатому младшего отряда.

Каждую неделю по воскресеньям проводились сборы отряда. Они проходили школе, которая располагалась по улице Советской. Кроме того, мы часто бывали в пионерских отрядах селений Ершовка, Слудка, Кулыги, Куршино и других, чтобы помочь им в работе. Готовили концерты и выступали с ними перед населением.

Лето у всех пионеров начиналось с пионерских костров. Весной 1926 года мы решили организовать костры в районе Мелкого лога. Конечно, готовились к этому мероприятию заранее. Но готовились к нему не только мы: были у нас и противники — старшие ребята и неорганизованные сверстники наших пионеров. Они-то и решили сорвать наш праздник.

Мы собрались в логу вечером. Зажгли звеньевые костры. В дальнейшем по команде должны были перейти к отрядному костру и у него завершить праздник. У отрядного знамени был поставлен почетный караул: один пионер — у знамени, другой — с горном, третий — с барабаном. Мы должны были подвести итоги зимнего периода и утвердить план на лето. Но все наши планы сорвали неорганизованные ребята. Сначала они напали на почетный караул, чтобы отнять знамя, знали — без знамени нет отряда. А когда мы сошлись к общему костру, оставив непотушенными звеньевые, где пеклась картошка, нападающие воспользовались этим: накидали в костры пороху. Он моментально оказал свое воздействие: в нас полетела картошка, среди пионеров началась паника. К сожалению, с нами не оказалось вожатого, он болел. Но ребята сражались мужественно. Я кинулся к пионерскому знамени. Кто-то из младших заплакал.

А мы домой отправились вчетвером со знаменем, горном и барабаном.

По дороге в Поляны в меня плеснули кислотой, видимо, намереваясь попасть в глаза, но промахнулись. Зато сгорел мой пиджак. Дойдя до волостного комитета комсомола, мы вызвали милицию и доложили обо всем, что произошло. В клубе состоялось открытое заседание суда. Виновными были признаны свыше 30 человек, они понесли соответствующее наказание.

Так закончились наши костры. Осенью я уехал учиться в Савальский сельхозтехникум. А позднее работал пионервожатым в Сосновке.



Воспоминания М.В. Решетниковой о первых пионерах Вятских Полян.[2]

В 1928 году была принята в пионеры, в 1931 году вступила в комсомол. Основной за-дачей пионерии была учёба. В те времена не хватало учебников, бумаги, не было чернил. Использовали в качестве чернил свекольный сок, сажу. Желание учиться побеждало все недостатки. Второй задачей было учить грамоте. Неграмотными были подростки, взрослые женщины и мужчины. Каждому пионеру надо было научить писать, читать, считать по два человека.

Пионеры должны были оказывать помощь колхозу. У нас был тогда колхоз имени К. Ворошилова. Мы ухаживали за лошадьми, коровами, овцами. Вставали в 6 часов утра и шли на скотный двор, тогда он находился на улице Азина, где сейчас райкомовские дома. Мы готовили корма, резали солому, подносили еду, а мальчики чистили, чесали лошадей. Работа была разная. Время тогда было тревожное, много было пожаров. Это поджоги молотилок, домов, хлебов на поле. Совершали это озверевшие кулаки. Вот пионеры и были на посту.

В школе пионеры были организаторами пионерских сборов, вечеров. Лучших пионеров и учеников славили в «живой» газете, а недостатки высмеивали в частушках, в этих же «живых» газетах. Мы ходили с самодеятельностью в походы, в деревни, ходили в Усад, Горы, Нижнюю Тойму. Руководила самодеятельностью директор школы И.Ф. Козлова, это уже 5-е и 6-е классы.

Старшей пионервожатой была Александра Михайловна Афанасьева, она же вела уроки географии, а позднее стала директором образцовой начальной школы № 1. Отрядной вожатой у нас была Клава Соловьева, ученица 8-го класса. Мы её очень любили. Она нас обучала красиво маршировать, петь пионерские песни. Маршировки проводились под звуки гармони. Играл Леонид Мальков из 8-го класса. Все дела и люди, с которыми мы жили и воспитывались, подготовили нас для вступления в комсомол.



Самый первый номер «Вятско-Полянской правды» от 18 сентября 1930 года содержит статью «Очередные задачи пионерорганизации». Это свидетельствует о том, что работе пионеров в районе уделялось большое внимание.

Очередные задачи пионерорганизации

В настоящий момент, как в период реконструкции всего народного хозяйства перед пионерской организацией и школьниками, очередными задачами является выполнение решений 16 партсъезда, укрепление пионерских рядов и вовлечение новых ребят в пионерские ряды, главным образом вовлекая детей рабочих, батраков, колхозников и неорганизованную детвору, путём устройства с ними конференций в школах ставя вопросы на конференциях о всеобщем обязательном начальном обучении детей, о политехнизации школ и главным образом об очередных задачах пионеров и школьников.

В настоящий момент пионерорганизация и школьники должны заняться выполнением хозяйственно-политических компаний: хлебозаготовки, реализация займа, устраивая коллективную подписку отрядами и школами на заём «Пятилетка в 4 года», а также ведя разъяснительную работу среди родителей и среди населения. Со стороны пионеров и школьников обратить серьёзное внимание на работу в школе, выявлять не посещающих школу детей, выявить причины непосещения и организовать таковым помощь.

Пионерской организации обратить самое серьёзное внимание на выборы учкомов в школах, чтобы новые учкомы были организаторами и толкачами в деле проводимых мероприятий.

Шастина.

Первый номер районной газеты «Вятско-Полянская правда»
Фото из архива краеведа О. Альчикова


Из воспоминаний Натальи Захаровны Гальцевой – старшей пионерской вожатой Вятскополянской средней школы № 1[3]

В 1935г Вятских Полянах открылась первая в районе средняя школа. Осенью 1935 года оформились в ней комсомольская и пионерская организации, которые с каждым годом численно увеличивались. В 1939-1940 учебном году в школе было 8 пионерских отрядов.. Пионеры жили и работали дружно, интересно и весело. Главной задачей было – успешно учиться. Ребята старательно учились и с интересом посещали кружки.
Развлечениями были прогулки, поездки на шлюпках, костры в лесу...
Хорошо помню наши походы в лес. Однажды отправились, не зная дороги. На пути попалось несколько озер, которые пришлось переплывать, переходить вброд, преодолевать на рыбацких лодках – плоскодонках. Сколько было смеха, веселья!
Ребята с увлечением изучали родной край, собирали коллекции насекомых, гербарии растений для школы. В походах закалялся характер. Укреплялось чувство дружбы, товарищества.
Большая дружба у ребят была с колхозниками района. Перед спектаклем колхозники готовили клуб, присылали за пионерами лошадей, встречали, предоставляли им квартиры...
Хорошими моими помощниками и советчиками были комсомольцы: Альберт Папулов, Галина Богомолова, Лидия Морозова и др.
Малюта Гатауллин, Васса Чекалкина, Муза Морозова, сестры Коведяевы, Малковы и др. были активными пионерами, участвовали во всех мероприятиях, проводимых школой и дружиной.
Прошли годы, выросли бывшие мои питомцы, получили образование, приобрели специальности, приносят пользу родной Отчизне. Но память о них, носивших алые галстуки, будет хранить школа, давшая им путевку в жизнь.



Участие в ученическом самоуправлении

«Каждый учебный день начинался с линейки и пения «Интернационала». Когда я училась в третьем классе, в школе был создан учком, и меня избрали председателем. Учком ежемесячно проводил собрания в школе, на которых обсуждались вопросы успеваемости, дисциплины, санитарии. Вопрос санитарии был очень важен, так как население только что перенесло голод и эпидемию тифа. Мыла не было, жили грязно, одеты были плохо, в головах и одежде встречались вши. Чтобы не вспыхнула новая эпидемия, нужно было следить за чистотой тела и одежды, многие дети были стрижены наголо».

— Маргарита Павловна Краева (Решетникова), почётный пионер дружины имени Ю.А. Гагарина (ср. шк. № 3 г. Вятские Поляны)[4]



Воспоминания пионерки 30-х годов Г.С. Кашиной: [5]

На всю жизнь запоминаются годы, проведённые в пионерской организации. Как ждали мы момента, когда нам повяжут пионерский галстук. Это было в 1931 году. 30-е годы в жизни нашей страны были тяжёлыми - годы индустриализации и сплошной коллективизации. Большой вред приносили кулаки. Некоторым ребятам не разрешали вступать в пионеры, срывали галстуки. В нашем классе, в дальнейшем пионерском отряде, имели все пионерские галстуки и с большой гордостью носили их. Мы пионеры, вроде стали старше, пели революционные песни, в нас вселился революционный дух, ведь красный галстук - частица Красного знамени, знамени революции. Мы не имели специальной школьной формы, нас роднил и отличал галстук. Очень дорожили и берегли мы красный пионерский галстук.

С нами проводили большую работу комсомольцы - вожатые: Катя Бушкова, Лёня Забубенин, Шура Афанасьева и другие. Имели план работы пионерского отряда, регулярно проводили пионерские сборы, вели обязательно дневник работы пионерского отряда. Пионерские сборы были интересными, мы с нетерпением ждали очередного пионерского сбора. Сборы воспитывали в нас организованность, дисциплинированность, ответственность. Сбор начинался своевременно с проведения пионерской линейки, чувствовали себя как особые бойцы. Уделяли много внимания маршировке - это как разминка. Затем проходила деловая часть сбора, принималось решение. Сбор обязательно заканчивался пением песен, играми. Весёлые и радостные расходились домой.

Село Вятские Поляны было не очень большое, и мы всем отрядом провожали домой тех, кто жил на окраине. Пионерское звено - основная форма работы с каждым пионером, оно несло ответственность за учёбу каждого пионера.

Первоочередной задачей была учёба. Учебников не доставало, за одним учебником закреплялось 2-3 ученика. Обсуждали состояние успеваемости, что мешает хорошо учиться. Прикрепляли сильных к слабым, оказывали помощь, часто занимались и учили уроки вместе. Посещали на дому тех, кто начинал отставать в учёбе, интересовались, когда и как учит уроки дома и, знают ли родители. Между звеньями и отрядами шли соревнования.

В 1932 году, в 5-ом классе, наш отряд получил название ударный по учёбе и общественной работе. Выполняли общественную работу и различные поручения, всё обязательно учитывалось, и подводились итоги.

Огромную помощь оказывали молодым колхозам: пололи, дёргали лён, убирали свеклу. Всем звеном с санками ездили из дома в дом, собирали золу. Приходилось охранять днём колхозный двор, т.к. бывали поджоги. Занимались с неграмотными: учили буквы, чтобы могли сами расписаться. Среди пионеров проводилась большая антирелигиозная работа: беседы, ставили пьесы.

Любимыми развлечениями были игры: играли в красных-белых, лапту, чижика. Коллективно любили кататься на санках, лыжах, ходили в походы. Очень запомнились ежегодные «маёвки», проводимые второго мая в лесу. Направлялись в лес отрядами, по определённому маршруту. В лесу было спрятано знамя. Цель: кто быстрее найдёт это знамя. По дорожным знакам, письмам каждый отряд стремился скорее найти знамя. По звуку горна отряды сходились на открытую поляну в Мелком логу или Среднем логу. На поляне пылал пионерский костёр, подводился итог, пели песни «Здравствуй, милая картошка», «Взвейтесь кострами» и другие. Вечером радостные, довольные, организованно возвращались домой. Работа пионерских отрядов продолжалась и летом.

Пионерские дружины, иногда отряды, собирались на стадионе. Сбор пионеров проводился по цепочке. Выявляли, чей отряд соберётся быстрее.

Летом 1932 года впервые был организован пионерский лагерь в Усть-Люге. Мы, хоть и пятиклассники, приняли участие в оформлении лагеря. Были построены дощатые бараки, деревянные койки. Хотя лагерь был плохо оборудован, трудностей не боялись. Жилось на природе интересно.

Мне в 1934 году посчастливилось первой побывать в «Артеке». Много я получила от поездки в лагерь. Этот сказочный лагерь расположен на берегу Чёрного моря. Всё для меня было необычайным. Я ведь ещё нигде не бывала. Много интересного было в пионерской работе и жизни «Артека». Это прежде всего интернациональная дружба, познакомилась с детьми из разных мест, с рассказывали об учёбе, о работе пионерских отрядов. Запечатлелись интересные разнообразные мероприятия: парады, митинги, концерты, встречи с делегациями, пионерские костры на берегу Чёрного моря. Занимались в кружках. С интересом изучали и знакомились с горными породами и растительным миром Крыма.


Палаточные пионерские лагерные сборы

В летнее время на живописных берегах Мухинского затона и речки Люги раскидывал палатки пионерский лагерь, работавший в несколько смен (очередей).

Лагерь в Усть-Люге.jpg
Лагерь в Усть-Люге1.jpg

Пионерские лагерные сборы у устья р. Люги. 1932 год.

Совет лагеря.

Фото из Вятскополянского исторического музея

На фото запечатлены 100 пионеров со своими вожатыми, которые отдыхали в первую смену (очередь). Имеется подобная фотография, сделанная во вторую смену.

Лагерь в Мухинском затоне.jpg

Пионерский лагерь в Мухинском затоне. 1934 год.

Фото из музея гимназии г. Вятские Поляны.

Нижний ряд:
1.
2.
3. Соловьёва А.М.
Второй ряд:
1. Романова Рая
2. Жукова Катя
3. Стяжкин Леонид
4. Мухачёва Вера - пионервожатая
5. Зарубина Люся
6.
7. Савенко Галя
Третий ряд:
1.
2. Мухачёв В.
3. Пономарёва Ольга Васильевна
4. Решетникова

15 декабря 1935 года в Вятских Полянах был открыт пионерский клуб и организованы кружки: физкультурный, музыкальный, драматический, хоровой. При клубе работала Детская техническая станция.

На 1 апреля 1937 года в Вятскополянском районе было 54 пионерских отряда общей численностью 1728 пионеров.

«…меня приняли в пионеры в 1936 году. Дети того времени, чтобы помочь родителям, много работали в колхозе, работали всё лето. Пионеры тридцатых годов носили галстуки с зажимами, девочки носили белые кофточки и ситцевые юбочки, а мальчики – белые рубашки и брюки. В знак солидарности с борющимся народом Испании пионеры носили испанки».

— Ева Александровна Харченко, пионерка 20-х годов.[6]


Пионеры в годы войны

Началась Великая Отечественная война. Труженики нашего района отправили на фронт 50 тысяч пудов зерна и 4700 пудов мяса. Вместе с взрослыми работали и дети, стараясь разделить тяжёлую ношу забот, выпавших на плечи их родителей. За весь период войны школьники Кировской области, собирая колосья, сохранили 200 тысяч пудов хлеба.

В годы войны занятия в школах заканчивались 16 мая, а с 1 июня все школьники (начиная с 5-го класса) уже работали на заводах либо в колхозах. Осенью занятия начинались с 1 октября, так как весь сентябрь дети помогали в колхозах убирать урожай.

Так, учащиеся Слудской школы с 1 сентября по 15 октября 1941 года на полях колхоза заработали 3983 трудодня. Собрали 1253 килограмма металлолома, 82 килограмма шиповника. Учащиеся Сосновской средней школы за этот же период связали снопы с площади 145 гектаров, намолотили 81 тонну ржи, отсортировали 52 тонны зерна и заложили 20 тонн силоса. Учащиеся Вятскополянской средней школы летом 1942 года заработали 6132 трудодня, а ученики Вятскополянской начальной школы пропололи 3000 корней помидоров и 0,25 гектара лука. [7]

Вятскополянские школьники готовили подарки для бойцов и отправляли их на фронт. В феврале 1943 года в Слудскую среднюю школу пришло с фронта письмо от старшего сержанта Грекова, бойцов Соловьёва и Шагалиева. Они писали: «Здравствуйте, маленькие друзья! Мы получили ваши подарки, это самые дорогие для нас вещи. Они напоминают нам о наших детях. Мы клянёмся драться по-гвардейски, не жалея ни сил, ни самой жизни за ваше счастливое будущее!» [8]

В годы войны в Вятских Полянах размещался эвакогоспиталь для раненых бойцов Красной Армии. И здесь пионеры не оставались равнодушными: они приходили к раненым и показывали концерты, помогали, как могли.

Послевоенные годы

В первые послевоенные годы пионеры Вятскополянской средней школы занимались разнообразной работой. Ребята сами проводили первые послевоенные сборы, искали полезные дела, интересно проводили время. В эти годы главной задачей была хорошая учёба, все старались учиться хорошо. Часто проводили встречи с воинами, вернувшимися домой к мирному труду. Шефствовали над братской могилой умерших в годы войны от ран в госпитале города Вятские Поляны. Собирали по домам золу, чтобы помочь в удобрении полей.

Пионерская дружина Вятскополянской средней школы № 1 носила имя Олега Кошевого, комсомольца, героя Великой Отечественной войны.

В классах создавались пионерские отряды. Каждый отряд боролся за право носить имя героя. Дети изучали его биографию, стремились сделать как можно больше хорошего для школы и города, чтобы их отряду было присвоено это имя. В своём кабинете в школе каждый отряд имел пионерский уголок, где обязательно была стенгазета, экран успеваемости и новости из жизни отряда. Каждый отряд делился на звенья, которые в течение года соревновались между собой. Быть звеньевым и командиром отряда было очень почётно, но самым уважаемым человеком, конечно же был председатель совета Дружины. Он имел массу обязанностей и проводил линейки и слеты. А вообще пионерская жизнь была очень интересной. Это была деятельная игра в добрых помощников, где все строго подчинялись условиям игры, имели свои атрибуты: значки, галстуки, барабан, горн, флаг отряда, у Дружины было свое Знамя. Стать участником этой игры мечтал каждый, и каждый, кого принимали в пионеры, навсегда запомнил этот день в своей жизни.

Юные туристы на пути в с. Суши
Юные туристы в д. Матан с П.П. Бяковым
Пионерский лагерь «Чайка».
Мухинский затон р. Вятка. 1967 год.
Фото из Вятскополянского исторического музея.
Деревянные корпуса пионерлагеря «Чайка».
Фото из Вятскополянского исторического музея.
Пионерлагерь "Чайка".
Фото Александра Зверева.
Слёт старших пионервожатых города и района, 1988 г.
Фото из фондов Вятскополянского исторического музея.

«Мой отец рассказывал, как он гордо шёл домой после принятия его в ряды пионеров. По дороге ему казалось, что вся улица смотрит на его грудь. Он куртку даже не застегнул, чтобы было видно красный галстук. В то время для всех пионеров существовал такой лозунг: «Каждый пионер должен в течение года вырастить кролика и сдать его государству». Папа начал расстраиваться, потому что не мог найти кролика. Но потом ему помог дедушка, который держал кролика у себя».

— Сазанова Светлана, ученица ср.шк.№3 г. В-Поляны. [9]


После окончания учебного года ученики первой средней школы любили ходить в походы, которыми руководили учителя географии, чаще всего это был Бяков Павел Петрович, инициатор и один из создателей Вятскополянского краеведческого музея (ныне исторический музей).

В деревнях пионеры изучали историю села, знакомились с интересными людьми.

«Я вступила в пионерскую организацию в 1952 году. За годы пребывания в пионерской организации выполняла самые различные поручения: была звеньевой, председателем совета отряда, председателем учкома школы. Практически каждую субботу пионеры готовили концерты. Особенно любили петь пионерские песни, песни о дружбе. Вместе с учителем географии Бяковым П.П. и ребятами класса любили путешествовать, побывали во многих городах страны, совершили массу путешествий».

— Толмачёва Т.В., пионерка 50-х годов.[10]


См. также: Первый турслёт Вятскополянского района.

Пионерские клубы и стационарные пионерские лагеря

Пионерлагерь "Чайка"

В 1951 году для организации летнего досуга детей рядом с Мухинским затоном у реки Вятки был построен пионерский лагерь «Чайка». При строительстве был допущен просчёт: все постройки были расположены в низине, и весной лагерь часто затопляло. Из-за этого постройки портились. Корпуса были примитивными, барачного типа, на 2 отряда; умывальник и туалет во дворе. Многое не отвечало санитарным требованиям. Однако многие, кто отдыхал в этом лагере, отмечают, что он был очень «домашним», комнаты отличались уютом. Было удобно ещё то, что для каждого отряда были предназначены по две большие смежные комнаты: для мальчиков и девочек. Это позволяло всем очень быстро знакомиться друг с другом и вместе дружно готовить отрядные дела. Все ребята с удовольствием купались, ходили в походы, помогали колхозникам в уборке сена, ловили рыбу с удочкой на берегу. Путёвки в лагерь были бесплатными. Недостатком лагеря "Чайка" было то, что каждую весну при половодье постройки заливало водой, от этого они портились, и многое не соответствовало санитарным нормам.

"Очень много детей заводчан ездили в этот лагерь, который назывался "Чайка", и я ездила несколько раз, было так здорово, незабываемо! (походы, дежурство по столовой, костры и т.д.)".

— Из воспоминаний Тамары Жуковой (Кавериной)

"Это пионерский лагерь "Чайка", он в затоне находился. Я была в этом лагере со спортшколой. Были разные отряды: футболисты, хоккеисты, акробаты, гимнасты и др. Вместо воспитателей с нами были наши тренера".

— Из воспоминаний Раи Семибратовой (Винокуровой)

"Пионерский лагерь находился за железнодорожным мостом в верх по Вятке. Сворачиваешь на право в протоку. Это место называлось Затон. Очень красивое по природе и своему расположению. Лагерь каждый год расширялся, строился. Даже построили 2-х этажный дом на берегу для речников, которые занимались ремонтом судов, пароходов, которые ставились на зимовку в Затоне. Остались одни теплые воспоминания детства о времени, проведенном в этом прекрасном месте".

— Из воспоминаний Николая Пикунова[11]

Пионерлагерь "Орлёнок"

Подобный пионерский лагерь в том же 1951 году был построен вблизи города Сосновки – лагерь «Орлёнок». Уже в первое лето в обоих лагерях отдохнуло свыше тысячи детей рабочих и служащих района.

Пионерлагерь "Спутник"

В следующем году открылся ещё один пионерский лагерь – лагерь «Спутник», расположенный за посёлком Красная Поляна.

Шлюпочный клуб

Пионеры 60-х годов совершали походы на шлюпках по Вятке, Каме с выходом на Волгу под руководством Калугина В.А.

Клуб "Искатели"

В Доме Пионеров начал работать клуб «Искатели». Ребята собирали материал о пионерах-героях, вели переписку с ними, вели поисковую работу о жизни и деятельности С.М. Кирова, собирали материал о людях, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Все эти материалы были оформлены в Доме Пионеров, и поисковая группа проводила беседы о пионерских дружинах, отрядах города и района под руководством старосты группы Люды Котельниковой. По итогам смотра эта группа впервые совершила поездку по городам-героям Брест, Севастополь.

Пионерлагерь "Солнечный"

В 1972 году были сданы в эксплуатацию 2 корпуса на 80 мест, клуб-столовая, котельная и очистные сооружения в новом пионерском лагере «Солнечный». Лагерь был построен на средства Вятскополянского машиностроительного завода «Молот». На зимнее время он проектировался как дом отдыха для рабочих завода, а на летний период – как пионерский лагерь. Строительство заводом велось хозспособом, то есть специально на него ни денег, ни разрешения не было. Директор завода Трещёв Ф.И. даже выговор получил за начало строительства без финансирования (правда, позже после визитов нескольких комиссий это взыскание с него сняли). Стройка была далеко удалена от города: на другом берегу р. Вятки, в 30 км от переправы. Стройматериалы доставлялись на грузовиках по бездорожью. В строительных работах участвовали и старшеклассники школ города.

В последующие годы в лагере «Солнечный» были построены ещё ряд корпусов: спальный, административный с медпунктом, гараж, подсобные помещения, жилой дом для персонала. В результате школьники получили возможность ежегодно, в несколько смен по 400 человек, отдыхать в этом прекрасном природном уголке. Первым директором лагеря был Климков В.Е., который очень много сделал для того, чтобы «Солнечный» стал одним из лучших в Кировской области.

В настоящее время Центр отдыха «Солнечный» продолжает в летнее время принимать детей. Уже нет пионерской организации, не видно на детях красных галстуков, но формы работы летнего лагеря во многом остались прежними. Так же по утрам всех будит звук золотистого горна, по-прежнему отряды готовят свои творческие дела, проходят спортивные соревнования, совершаются экскурсии по окрестностям.

Примечания:

  1. Созин А. Пионерские костры. // Вятско-Полянская правда. – 1988. – 18 августа – № 99. – (К 70-летию ВЛКСМ).
  2. Воспоминания о первых пионерах нашего города Решетниковой Марии Васильевны. [Рукопись] // Архив краеведческого музея гимназии г. Вятские Поляны
  3. Воспоминания Н.З. Гальцевой, старшей пионервожатой Вятскополянской средней школы № 1. [Рукопись] // Архив музея Многопрофильного лицея города Вятские Поляны.
  4. Воспоминания Краевой (Решетниковой) Маргариты Павловны, почётного пионера дружины имени Ю.А. Гагарина. [Рукопись] // Архив краеведческого музея гимназии г. Вятские Поляны.
  5. Кашина Галина Сергеевна, пионерка 30-х годов, бывший учитель биологии, почётный гражданин города Вятские Поляны
  6. Воспоминания Харченко Евы Александровны, пионерки 20-х годов. [Рукопись] // Архив краеведческого музея гимназии г. Вятские Поляны
  7. Край родной, неповторимый. / Ред. Л.Н. Рудаковский. – зак. изд. – Вятские Поляны : 1999. – 350 с. – (К 70-летию Вятскополянского района).
  8. Град на реке Серебряной. / А.К. Гильмутдинова [и др.]. – зак. изд. – Вятские Поляны : 1996. – 160 с.
  9. Рассказ Сазановой Светланы, ученицы средней школы № 3 г. Вятские Поляны. [Рукопись] // Архив краеведческого музея гимназии г. Вятские Поляны
  10. Воспоминания Толмачёвой Тамары Владимировны, бывшего начальника ГУО г. Вятские Поляны о пионерских годах. [Рукопись] // Архив краеведческого музея гимназии г. Вятские Поляны
  11. Цит. по материалам группы ВПИМ в соцсети ВКонтакте.

Источники:

  1. Никулина А. «История пионерии Вятских Полян (по материалам архива школьного музея)». Ученич. иссл. работа. [Рукопись] / Алёна Никулина, 10Б кл. гимназии г. Вятские Поляны, рук.: Слесарев В.А., учитель; Бердникова В.К., педагог-организатор. - Вятские Поляны, 2006.