Из истории развития авиации в Вятском крае

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 20:20, 16 января 2019; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Ещё до начала воздухоплавания крестьянин Котельничского уезда Вятской губернии Д.Е. Кашин построил летательный аппарат, на котором хотел долететь до Котельнича. Взобравшись на высокую гору, он ринулся вниз, несколько секунд парил в воздухе, а потом грузно опустился на землю... История не сохранила описание этого аппарата. Очевидно, он был тяжелее воздуха и приводился в действие мускульной силой.

20 июля 1911 года. В этот день русский авиатор Васильев, впервые перелетевший из Петербурга в Москву, совершил показательный полёт над городом Вяткой.

За несколько дней до этого, 17 июля, газеты «Вятская речь» и «Северное слово» поместили на своих страницах объявление:
«20 июля 1911 года на беговом ипподроме состоится только один полёт пилота А. Васильева. Начало в 6 час. вечера. Билеты заблаговременно можно приобрести в кондитерском магазине Якубовского, в день полёта в кассах ипподрома с 8 часов дня. Билеты, взятые на 21 июля, будут действительны».

Аэроплан прибыл в Вятку поездом из Петербурга и хранился на станции «Вятка-2». В день полёта значительная часть горожан прибыла на станцию, считая, что авиатор полетит прямо с платформы. Но разочарованные стали уходить. В разобранном виде, на лошадях аэроплан доставили на ипподром, располагавшийся тогда на окраине города (современный адрес: между улицами Р. Люксембург – Профсоюзная – Октябрьский проспект – Дерендяева). Студенты помогали пилоту собирать аэроплан. Местные жители с любопытством разглядывали аппарат и задавали Васильеву массу вопросов. Ко времени полёта десятки тысяч вятчан устремились к ипподрому, большая часть их разместилась у загородного сада, чтобы наблюдать за полётом без оплаты. По данным полиции, около ипподрома собралось 10 тысяч горожан. День был ветреным. Пилот волновался. К 19 часам навесили крылья. Когда ветер стих, пилот решил лететь и надел специальный костюм. Фотографы окружили аэроплан. Примерно в 19 часов 45 минут завели двигатель. Несколько сильных мужчин держали машину. Потоки воздуха срывали с них головные уборы. Вдруг машина побежала и плавно взмыла в воздух. Многотысячная толпа закричала: «Ура!». Пилот повернул к кладбищенской церкви, облетел её выше колокольни и повернул в сторону города. Его полёт по форме напоминал восьмёрку. Замкнув её, он опустился на поле. Губернатор И.М. Стаховский лично пожал руку летчику.

Вятские газеты писали:
"Трудно передать те яркие ощущения, которые пришлось испытывать при виде летающего человека. 20 июля все мы могли уверенно сказать: Да, если воздух и не покорён ещё окончательно, то, по крайней мере, первые шаги уже сделаны!"


2 сентября 1924 года. Впервые проложен воздушный мост из Москвы в Вятку. Первый перелёт занял 7 часов.

В 1925 году губернское отделение общества друзей воздушного флота купило для Вятки аэроплан, названный «Конек-горбунок». Это был первый собственный вятский самолет.

1936 год. В городе Кирове появился первый самолёт гражданской авиации ЯК-6.

В 30-е годы самыми массовыми и популярными в Вятскополянском районе были парашютный и планерный спорт.

В 1938-1942 годах работали аэроклубы, игравшие роль лётных школ: в Средней Тойме - аэроклуб Метростроя, в Сосновке - аэроклуб имени Ляпидевского.

1939 год. С этого года установлено воздушное сообщение из г. Кирова до Вятскополянского района. В то время аэродром в Вятских Полянах принимал только небольшие самолёты типа ПО-2. Располагался этот аэродром на окраине райцентра, между посёлком Вятские Поляны и деревней Нижняя Тойма.

Была отведена площадка под аэродром и в селе Сосновке, но там самолёты не приземлялись (впоследствии эта площадка была передана судостроительному заводу под подсобное хозяйство). Первоначально в предвоенные годы такие площадки для посадки самолётов создавались из военно-стратегических соображений. Как транспортный узел, аэродром в В-Полянах стал использоваться после войны.

В 1950 году районный центр был связан воздушными линиями с городами Малмыжем и Уржумом, с Кильмезью и с областным центром г. Кировом.


В 1955 г. в небе над Кировом появился первый вертолёт. Вечером 4 августа диспетчер аэропорта «Киров» М. И. Кириллов принял радиограмму, что 5 августа прибудет вертолёт, совершающий рейс по маршруту Москва – Горький – Воркута. В полдень в назначенный день диспетчером аэропорта, который располагался в микрорайоне «Филейка», была установлена радиосвязь с бортом вертолета Ми-1. Через несколько минут вертолёт сел на поле. После дозаправки, вертолёт отправился по маршруту.

В декабре 1958 г. на взлётное поле кировского аэродрома приземлился первый турбоактивный самолет Антонов, вмещавший на борт 100 пассажиров.

С 1965 года организованы воздушные рейсы из В-Полян до Малмыжа, Уржума, Кильмези, Шурмы.

В это время авиация используется также в сельском хозяйстве: с помощью самолётов АН-2 разбрасываются на полях минеральные удобрения, распыляются над посевами ядохимикаты. В колхозах оборудованы посадочные площадки для сельскохозяйственной авиации.

Дозаправка самолёта АН-2. Вятскополянский аэродром, 1979 г.

1983 год. В Вятских Полянах построен новый аэропорт: длина посадочной полосы 1750 метров, ширина 36 метров. Место для аэропорта было выбрано новое, т.к. на старом месте нарушались условия безопасности полётов: машиностроительный завод построил новую котельную с высотной трубой, и эта труба оказалась в зоне разворота самолётов.

Через год были открыты регулярные полёты из Вятских Полян на Нижний Новгород и Москву, Куйбышев и Волгоград, Набережные Челны и Киров. На этих рейсах использовались самолёты АН-24 и ЯК-40, а на местных линиях - до Малмыжа, Уржума, Шурмы, Лебяжья, Кильмези и Каксинвая - АН-2.

Таким образом, в 80-е годы Вятские Поляны стали центром железнодорожного, речного, автомобильного и воздушного транспорта.


Однако последовавшие затем годы "перестройки" и распад Советского Союза пагубно сказались на дальнейшем развитии авиации в нашей области. Самолёты АН-2, обслуживавшие местные авиалинии в Кировской области, вскоре все оказались "на приколе" в Кировском аэропорту, так как единственное авиапредприятие, осуществлявшее профилактический ремонт и плановый технический уход за этими машинами, находилось в Казахстане, т.е. оказалось за границей. Все аэродромы области, кроме Кировского, перестали работать.

В 1990-е годы Вятскополянский аэропорт был закрыт.

Источники

  1. В. Патрушев. Местный материал на уроках физики. // Изучаем свой край. - Киров, 1979
  2. А.С. Санников. А ведь когда-то летали самолётами. // "Вятско-Полянская правда", 20 января 2000 г.