Казань-Омга, деревня (Вятскополянский район Кировской области)

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

Казань-Омга (удм. Чукырча) - деревня в Омгинском сельском округе Вятскополянского района Кировской области.


Топонимическая справка

Деревня была основана в конце 17 или начале 18 века переселенцами из ряда деревень нынешнего Кизнерского района Удмуртии: Старой Бодьи, Синяр-Бодьи и др. Здесь были представители двух воршудно-родовых групп: бодья и омга. Это можно проследить по тому, какие обычаи, песенные и обрядовые традиции, восходящие к древним родово-общинным периодам истории удмуртов, еще бытуют в деревне. Среди жителей Казань-Омги есть группа пожилых женщин, помнящая до сих пор старинные, архаичные напевы, которые по мелодии, ритму, характеру исполнения сходны с аналогичными напевами, исполняемыми в соседней Дым-Дым-Омге и других омгинских деревнях, расположенных в долине реки Казанки. И есть носители старинной музыкальной традиции, бытующей в деревнях рода бодья.

Возможно, по этой причине родовое имя Омга не утвердилось за деревней окончательно. Среди удмуртов имеют употребление и другие названия деревни: Пазял, Чукырча (Чикурча, Чукурча, Чукрча).

Имя Казань, вероятнее всего, произошло от реки Казанки (по-удмуртски: Кузон).

Пазял - такое название имеют несколько деревень в Удмуртии, возможно, среди первых поселенцев кто-то был из этих населенных пунктов. Одна из версий, что это дохристианское личное имя (удм. пазял - "луб, лубок"), принадлежавшее основателю тех деревень. По другой версии, так называют деревни, основанные переселенцами из разных мест: от удмуртского пазьгем - "рассыпанная, раскиданная, разбросанная".

Чукырча - неизвестное имя, но есть подобный же топоним рядом с городом Арском в Татарии, где, по преданиям, находилось удмуртское кладбище, на котором хоронили арских князей, в те времена, когда там был центр древнего Арского княжества. Так же называют по-удмуртски село Васильево в Кизнерском районе, деревню Ошторма-Юмья в Кукморском районе. В татарском языке есть созвучное слово: чокыр – "яма, лог, овраг".

Исторические предания о возникновении деревни

Деревня Казань-Омга расположилась около большого лога и глубокого карстового озера. Первоначально этот лог был неглубокий. На дне бил небольшой ключ Сьöд-ошмес (Чёрный ключ), впадавший в р. Омгинку. Деревня неправильной формы, с искривленной главной улицей и двумя маленькими поперечными улочками в сторону озера. Застройка плотная, дома близко друг к другу, особенно на малых улочках. Из-за этого в деревне неоднократно были пожары, от которых выгорали целые улицы.

Вспоминает Лопатин Николай Григорьевич (1927 г. рождения, уроженец дер. Казань-Омга, более 20 лет проработавший в колхозе пастухом):

"Мне отец рассказывал, что когда первые поселенцы деревни подыскивали для нее место, то сначала остановились возле Шемачки. Сели у речки, сварили ритуальную кашу, чтобы помолиться. Однако старый атай вдруг сказал:

- Видите: три высохшие ели рядом с речкой? Это дурной знак. Здесь место для жилья будет неудачным, овощи в огороде будут плохо расти, хорошего урожая не будет. После этого все решили продолжить поиски и, в конце концов, нашли глубокое, чистое лесное озеро и родник в логу неподалеку. Здесь и поселились.

Как-то поехали мужики пахать на дальнее поле. Путь к нему пролегал через лес, дорога петляла, казалась бесконечно длинной. Когда добрались до места и начали работать, кто-то услышал, что недалеко за деревьями поет петух. Пошли на голос, проверить, кто это здесь живет, и - вышли на свою деревню! Оказывается, поле находилось рядом с деревней, за логом, а дорога к нему была проложена в окружную.

Всеми делами в деревне распоряжался сельский староста. Обычно это был вöсясь[1], выбиравшийся жителями деревни. Иногда эта должность переходила по наследству. На пасху староста с песнями ехал через всю деревню: "Объявляю всем свободу: можете гулять и веселиться!" Так он доезжал до избушки в священном лесу (Быдзым-куа) и там ночевал. В день праздника здесь собиралась вся деревня, и совершалось моление с жертвоприношением. Этот день назывался Акашка.

Власть старосты была значительной: если он обнаруживал неисправную изгородь на чьем-то поле, то провинившегося могли высечь в присутствии жителей деревни. Как-то один житель деревни был уличён в краже картошки. Его принудили пройти по всей деревне с ведром картошки на шее и, постукивая палкой по ведру, приговаривать: я украл картошку!.. Говорят, он был учителем.

Обо всем этом я слышал от Слесарева Петра Ефремовича. Он любил собирать возле себя детвору и рассказывать о старой жизни, о своей долгой солдатской службе у царя Александра II".


По данным переписи 1716 года, деревня упоминается в составе сотни[2] Тохтарки Иванова Арской дороги Казанского уезда: Казань-Омга (2 двора, 9 чел.).[3]

Данные о населённых пунктах согласно III ревизии (1761—1767 гг.)

Арская дорога Казанского уезда
Иванова сотня Иванова, бывшая Урекейкова сотня Ларкина[4]

Название
населённого
пункта
Этно-сословная
принадлежность
населения
М.п.д.
по II ревизии
(1743—1747 гг.)
М.п.д.
по III ревизии
Ж.п.д.
по III ревизии
Примечание
585 Казань Омга, д. удм., ясач., крещ. 11 31 13 -

— Н.В. Пислегин, В.С. Чураков. Удмуртское Прикамье по данным III ревизии (часть II) // Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 4. - / Науч. ред. А. Е. Загребин; сост.-ред. А. В. Ишмуратов, Р. В. Кириллова, С. Тот; отв. ред. Д. И. Черашняя. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015.


Список населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг.

Название, тип Положение Уезд и стан Территория От уезд. города, в. От стан. кварт., в. Дворов Мужчин Женщин Всего жителей Примечание
8107 Казань-Омга (Чукурта), д. каз. при ключе Седошмесе Малмыжский уезд, Стан 2 Между притоками р. Вятки (с правой стороны) рчч. Киндьямурдзи, Казанке и по левой стороне последней 31 16 20 69 79 148 -


Сельские обычаи

Удмуртские семьи были традиционно большими: 5-7 детей. Каждая семья имела в поле свой надел, следила за исправностью участка общей изгороди возле своего поля. Площадь наделов распределялась по числу мужских душ. Для проведения трудоёмких и больших работ устраивались помочи (веме, удм.), на которые приглашали родню. Помогали вдовам, солдаткам. Веме собирали также во время жатвы, при вывозе дров из леса, при строительстве дома. После окончания работы в этих случаях хозяева устраивали помощникам обед, угощение. Расплачиваться за помощь в этом случае было не принято.

Исторические судьбы воршудно-родовых групп омга и бодья тесным образом переплетены. Издавна существовали семейно-брачные связи, которые поддерживались обычаями. Один из них - "ныл юон" (девичник), в котором участвовала молодёжь окрестных удмуртских деревень до 50-х годов. В начале зимы молодёжь одной деревни приглашала молодёжь соседних деревень в гости. Откупалась для гостевания изба (в последние годы это мог быть и сельский клуб), девушки готовили угощение. Такой же "приём" через неделю-две устраивала другая деревня, далее третья, и так деревень 5-6. На празднике пели, плясали, происходили знакомства, намечались будущие брачные пары. В круг приглашаемых деревень входили деревни омга-выл'а и бодъя-выл'а: Дым-Дым-Омга, Казань-Омга, Виноградово (Сьöд-Ошмес-Омга), Ямайкино (Верхняя Дöдьшур-Омга), Чуштаськем (Средняя Дöдьшур-Омга), Безменшур (Нижняя Дöдьшур-Омга), Бертло, Вичурка, Старая Бодья, Гучин-Бодья, Синяр-Бодья и др.

Деревня входила в приход Михаило-Архангельской церкви села Суши.

«Книга Вятских родов» В.А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год

Название селения Губерния, Уезд, Волость, Общество Приход Река Семей Жителей Промысел или занятие Примечание
9535 Казань-Омга; Казанка Вятская губерния, Малмыжский уезд, Больше-Шабанская волость, Сушинский район с. Суши Архангельская ц. Казанка → Вятка 33 219 лесной пром. -

Рода, число семей:
Абрамчиков — 2, Башканов — 2, Богомолов — 2, Волков — 7, Глушков — 3, Зайцев — 1, Клабуков — 1, Котельников — 3, Лесников — 5, Новиков — 1, Пулькин — 1, Слесарев — 3, Шамшурин — 1, Шишкин — 1


Голодные годы

Казань-омгинские поля малоплодородные, поэтому крестьяне здесь жили всегда трудно. В 1920 году в деревне случился большой пожар, выгорело пол-деревни. Большую помощь погорельцам оказал в то время виноградовский лесопромышленник Иван Данилович Косяков: он выделил бесплатно всем необходимый пиломатериал. Через год, в 1922-м, случилась засуха, урожай был скудный. Многие голодали. Некоторые ходили по окрестным деревням, просили милостыню. Подобное же положение сложилось в 1936 году.

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

Род Название Уезд и волость Сельсовет Расст. до ВИК Крест. хоз-в Проч. хоз-в Всего хоз-в Муж. Жен. Всего В т.ч. удм. В т.ч. тат. В т.ч. мари
3-02-034 дер. Казань-Омга, Чикурчи Малмыжский уезд, Вятско-Полянская волость Шемакский 20,5 км 46 3 49 116 147 263 227


Коллективизация

Первоначально деревня до 30-х годов входила в состав Покровского сельского совета. В деревне была начальная школа. После 4-х классов дети ходили учиться в Покровскую семилетнюю школу.

17 декабря 1930 года в деревне была организована сельхозартель "Коммунар". Первым председателем вновь организованной с/х артели большевиками был предложен Швецов (из дер. Быз). Однако вскоре вместо него колхозники избрали односельчанина Глушкова Ивана Васильевича. Активное участие в агитации за колхоз принял Шишкин Вавил Савельевич, который иногда "перегибал палку", угрожая неуступчивым сельчанам наганом.[5]

До объединения с шемакским колхозом им. С.М. Будённого в 1951 году в Казань-Омге имелись колхозная конюшня, свинарник, молотильный сарай, мельница, кузница. Объединенный колхоз "Заря" возглавил 30-тысячник Солопов. После него, до следующего объединения колхозов в 1956 году председателем шемакско-омгинского колхоза был Котельников Пётр Иванович.

Колхозное строительство

Изменился вид деревни сильно в 60-е годы XX века. В 1966 году была построена новая деревянная школа-десятилетка. В колхозе и при школе были заложены фруктовые сады. Появились фруктовые насаждения и на личном подворье жителей деревни. Рядом со школой было выстроено 2-этажное здание пришкольного интерната, однако в нем дети жили неохотно, и сейчас здание занимают колхозная контора и отделение электросвязи. Место для школы было выбрано неудачное: очень близко залегают грунтовые воды. Поэтому деревянное здание быстро поразил грибок, и оно простояло недолго, всего 10 лет. Возможно, что бревна, из которых была выстроена школа, уже в самом начале были поражены спорами грибка. К сожалению, исчезли в деревне быстро и сады.

В 1978 году в деревне провели первый в колхозе водопровод.

Со строительством животноводческого комплекса Казань-Омга стала центром животноводства в колхозе "Заря". При животноводческом комплексе были построены телятники, родильное отделение, кормокухня (которая никогда не работала, как и навозохранилища). Рядом с озером стояли примитивная мельница и кузница (которые потом сгорели). Когда-то в деревне был небольшой клуб, был медпункт, библиотека, школа. Однако постепенно эти учреждения перекочевали в соседнюю деревню Дым-Дым-Омгу, и в Казань-Омге остались только производственные объекты.

В 70-е годы ХХ века в деревне велось интенсивное строительство жилья. Благодаря этому здесь заселилось несколько молодых семей колхозников.

Деревня сегодня

Сегодня Казань-Омга - это не лишенная внешней привлекательности, типично вятская деревня с многонациональным, относительно молодым населением. Деревня, которая продолжает жить и развиваться: несмотря на трудные в материальном обеспечении времена, здесь появляются новые жилые дома.

Примечания

  1. - жрец, проводивший общие моления
  2. В Казанском ханстве (позже царстве, уезде) население административно подразделялось на сотни, пятидесятни и десятни - на них возлагались обязанности поставлять в армию по 100, 50 и 10 воинов.
  3. ЦГАДА. Ф. 350. Д. 1061. Лл. 622-640 об
  4. В Татарском ханстве население административно подразделялось на сотни, пятидесятни и десятни - на них возлагались обязанности поставлять в армию по 100, 50 и 10 воинов.
  5. Кстати, дед Вавила Савельевича был последним языческим жрецом (вöсясь) в Казань-Омге. Шишкин Вавил Савельвич (1910 г. рожд.), будучи коммунистом, в конце 40-х годов выкинул из дома все религиозные принадлежности, использовавшиеся дедом при молениях в священном лесу.