Каксинвай, село (Малмыжский район Кировской области)

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

Село Каксинвай - центр Каксинвайского сельского поселения Малмыжского района Кировской области (образовано 1 января 2006 года согласно Закону Кировской области от 07.12.2004 № 284-ЗО), в состав которого входят 12 населённых пунктов (население, 2010):

  • село Каксинвай — 196 чел.;
  • деревня Аг-Юл — 2 чел.;
  • деревня Большая Шабанка — 126 чел.;
  • деревня Каксинша — 51 чел.;
  • деревня Канамаш — 43 чел.;
  • деревня Курлово — 25 чел.;
  • деревня Малая Шабанка — 116 чел.;
  • деревня Новое Кошкино — 31 чел.;
  • деревня Новый Буртек — 53 чел.;
  • деревня Новый Кокуй — 66 чел.;
  • деревня Новый Малмыж — 53 чел.;
  • Носокский Лесоучасток — 18 чел.

Топонимическая справка

Огоньки Каксинвая
Кружит белая вьюга, 
Всё вокруг заметая, 
Только светят во мраке 
Огоньки Каксинвая.

Утомлюсь я в дороге 
И глаза лишь закрою: 
Каксинвай мне засветит 
Путеводной звездою.

Здесь бродил я когда-то, 
О дорогах мечтая, 
А теперь вспоминаю 
Огоньки Каксинвая.

Занесённый снегами, 
Каксинвай мой далёкий 
Снова снится и снится 
Мне в стране синеокой.

Мест родимых, ребята, 
Забывать вы не смейте, 
Пронести своё детство 
Вы по жизни сумейте.

И в пути непроглядном, 
Вечный мрак разрывая, 
Поведут вас на подвиг 
Огоньки Каксинвая.
Владимир Семибратов

Название села содержит удмуртское воршудное имя «Какся».

КАКСЯ (удм. диал. какся – 'цапля', какся выжы – 'род цапли'). По мнению М.Г. Атаманова, древнейшие селения этой родовой группы расположены в бассейне Кильмези и Нижней Вятки; в северные районы и в Закамье род Какся переселился именно с этих районов.

Какся — широко расселившаяся родовая группа удмуртов, ее следы выявлены в Алнашском (3), Граховском (1), Можгинском (12), Кизнерском (2), Вавожском (5), Завьяловском (1), Сюмсинском (4), Балезинском (4), Красногорском (4), Глазовском (1), Юкаменском (1) районах Удмуртии, в Малмыжском (1), Зуевском (1) районах Кировской области, в Калтасинском (1), Татышлинском (6) районах Башкирии, в Бавлинском районе Татарии (1), в Куединском районе Пермской области (4). Древнейшие селения рода Какся расположены в бассейне Кильмези и Нижней Вятки; в северные районы и в Закамье Какся переселилась именно с этих районов. Наиболее старинными селениями считаются Муки-Какси Сюмсинского, Старые Какси Можгинского районов Удмуртии и Каксинвай Малмыжского района Кировской области.

ВАЙ - "рассоха, развилка", обычно речная, в данном случае - развилка дорог.

То есть КАКСИНВАЙ - "деревня удмуртов из рода цапли на развилке дорог".

Историческая справка

Каксинвай — одно из старейших поселений на левобережье нынешнего Малмыжского района Кировской области. Возник он в 1867 году, и официально назывался Русский Каксинвай, потому что существовал ещё и Вотский Каксинвай (ныне называется Каксинша), населённый удмуртами и расположенный в непосредственной близости от русского. Основателями села является семейство Кашиных, выходцев из деревни Нижняя Тойма Вятскополянского района Кировской области. По соседству расположена также марийская деревня Канамаш. Удмуртская и марийская деревни, русское село, расположенные рядышком, как три сестры.

В дореволюционное время Каксинвай был волостным селом Малмыжского уезда, находившимся на старом почтовом тракте МалмыжБезменшур – Кибья - Старый Мултан (ныне Короленко). В селе была каменная церковь, работала земская школа.

9) Село Русскій Каксинвай – Богородицкая церковь, деревянная, построена въ 1899 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 310 вер., отъ уѣзднаго города въ 30 вер.; причта по штату положено: священникъ и псаломщикъ; квартиры для причта казенныя: земли: усад. 2 д. 2195 с., пах. удобн. и неудобн. 21 д. 1440 с., сѣнок. удобн. и неудобн. 13 д. 1736 с., подъ церк. площ. 1 д. 1565 с.; братскій денежнып доходъ: 948 р. 64 к. на причтъ; руги собир. на весь причтъ до 68 п. ржи и 117 п. овса; прихожанъ: правосл. рус. 1045 м. п., 1038 ж. п., крещ. вотяк, 677 м. п., 697 ж. п., крещ. черем. 113 м. п., 124 ж. п., язычн. черем. 20 м. п., 14 ж. п., старообр. 45 м. п., 51 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 15 селеній. разст. 2 – 12 вер.

Село расположено на правомъ берегу рѣчки Каксинки, на ровной мѣстности, покрытои лѣсами. Въ приходѣ три школы: въ селѣ земская и двѣ церк.-прих. въ починкахъ Новомъ Кукуѣ въ 9 вер. и Петропавловскомъ въ 8 вер. Главное занятіе прихожанъ земледѣліе, но по причинѣ малоземелья и плохого качества земли почти во всѣхъ деревняхъ крестьяне занимаются разными ремеслами и лѣснымъ промысломъ. Волост. правл. Большешабанское въ дер. Безменшурѣ Сушинскаго прихода въ 14 вер. Мед. пунк. – больница въ с. Вятскихъ-Полянахъ. Пар. прист. Горки въ 27 вер., Сосновка въ 40 вер. и Вятско-Полянская въ 35 вер., ст. ж. д. въ г. Казани въ 140 вер.

— Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 1-й благочиннический округ

В 1916 году в Каксинвае было открыто Большешабанское почтовое отделение (Памятная книжка Вятской губернии на 1916 год).

В 1930 году была организована сельхозартель "Сталинская" с центром в селе Каксинвай (позже колхоз "Дружба").

В 1950 году создан объединённый колхоз им. Сталина с центром в селе Каксинвай, в который вошли колхозы "Дружба" (с. Каксинвай), "Горд-Оже" (д. Каксинша), "Калиновка" (д. Курлово).

В 1955 году на основании решения райисполкома от 18.03.1955 №112а к колхозу им. Сталина присоединены хозяйства "Новая жизнь" (д. Медовый Ключ), "Дружба" (д. Харбино).

В 1956 году после ещё одного присоединения хозяйств "Родина" (д. Преображенка) и "Победа" (д. Н. Кокуй Больше-Шабанского сельсовета) колхоз стал называться "Дружба" с центром в селе Каксинвай. В 1965 году на основании решения райисполкома от 28.07.1965 №251 произошло разукрупнение: эти три колхоза обратно разъединились.

В состав колхоза "Дружба" после разукрупнения входили 10 населённых пунктов: Каксинвай, Каксинша, Канамаш, Курлово, Н. Буртек, Харбино, М. Шабанка, Медовый Ключ, Н. Кошкино, Аг-Юл. Наличных дворов - 369, трудоспособных человек - 600, членов колхоза и их семей 1630.

Во время распутицы связь с другим миром осуществлялась только по воздуху: сюда ежедневно летал самолёт АН-2 из города Вятские Поляны. Сейчас до райцентра проложена улучшенная автомобильная дорога.

11 июня 2004 года Каксинвайский сельский округ преобразован в сельское поселение. В Каксинвае имеются два магазина, медпункт, клуб, библиотека, средняя школа. Восстановлена церковь в деревянном исполнении.

Родина вятского хмеля

В недавнем прошлом здесь был центр хмелеводческого совхоза "Каксинвайский".

Родиной хмеля считаются Марий Эл и Горный Алтай. Но и на вятских полях ещё недавно растили хмель и варили из него замечательное пиво. Родиной вятского хмеля считается малмыжское село Каксинвай, что на границе с Удмуртией. Можно предположить, что хмель стал особенно настойчиво мигрировать на вятские поля, когда стали строиться Александровские пивоваренные заводы. Лучший пособник опыления хмеля - туман. Летней порой такие туманы постоянны по левобережью Вятки, захватывая окрестные села.

Работа на хмельниках начиналась 15-20 апреля, когда сходил снег. Бригада (в основном женщин) из расчёта 4 человека на 1 га хмельника выполняла все весенние, летние и осенние работы.

Закладка нового хмельника начиналась с установки шпалер. На 1 га устанавливалось свыше 200 шестиметровых столбов через 4 метра в шпалере и 120 столбов - пасынков по краям поля. Поверху натягивалась прочная стальная проволока. Под проволокой весной высаживали черенки, вырезанные из корней трёх-восьмилетних растений, напоминающих корни хрена. На гектаре размещалось до четырёх тысяч ямок размером 30х30 сантиметров. Шестом на проволоку заводили крючки со шпагатом, другой конец которого крепили к колышку рядом с черенком.

Вновь заложенный хмельник первый урожай давал через три года. На готовом хмельнике весной надо было срезать ненужные части стеблей, поврежденные корни, летом разокучивать и окучивать, подкармливать конским навозом, прищипывать верхушки побегов, удалять пасынки, уничтожать вредителей, содержать почву в рыхлом и влажном состоянии. С блохой, паутинным клещом, тлёй и проволочником до 60-х годов расправлялись дустом: набивали им женский чулок и лупили по стеблям и почве.

Первые документы Малмыжской химконторы “Росглавпиво” относятся к 1933 году. Но к этому времени каждая окрестная деревушка уже имела свой хмельник в 1-4 га.

До войны и после, до 1953 года, на отдельных участках удавалось получить и 7 и 12 и 15 ц с 1 га. Все определялось усердием работающих людей, количеством удобрений, своевременностью выполненных работ.

Уборка хмеля должна начинаться в конце августа - начале сентября, и все годы была авральной частью работ на хмельниках. Выполняли эту работу ребятишки-школьники. В войну плети развозили по дворам, где жили немощные старики, дети. После войны развозили уже по всем дворам, как дополнение к работе на полях и фермах. За вечер и часть ночи семья нащипывала 6-12 кг шишек, сушила их на печи и несла на сдачу. Полученные деньги были подспорьем к символической колхозной зарплате.

В 1936 году Малмыжская хмелеконтора попыталась расширить площади до 49 га и заложить хмельники по 5 га в Уржумском, Шурминском, Кильмезском районах Кировской области.

Задержки с уборкой стали возникать из-за того, что взамен маленьких деревенских хмельников появились громадные - до 40 га. Но дело хмелеводства на Вятской земле поползло назад. Хмельники в 1-4 га были рассчитаны на особенности здешних деревень и их жителей. Набрать 40 тонн конского навоза на каждый гектар стало невозможным. Лошади, как и деревни, исчезали. Коровяком хмель удобрять нельзя, а минеральные удобрения требуют ювелирной точности выполнения технологии.

Людей на хмель стало не хватать. Ребятишки не справлялись, уборка затягивалась до заморозков. Хмель пошёл 2-3 сортом, а то и вовсе не годным. В 1959 году приехали ревизоры КРУ по Кировской области. Отметив невыполнение плана сдачи хмеля, недостаточность работы по расширению хмельников, низкую урожайность (тогда ещё 4 ц с га) распорядились: расширить, увеличить... Сколько надо для этого денег, хватит ли людских сил, не подумали. В конце концов, такой подход и выморил хмелеводство с Вятки раньше всяких антиалкогольных кампаний.

Колосс на глиняных ногах, хмелеводческий совхоз “Каксинвайский” - попытка поставить хмелеводство на Вятской земле на промышленный лад, по образцу заграницы, даже площадь хмельников в нём подогнали под американский стандарт (там 70 га на хозяйство, у нас – 66 га). Завезли импортные тракторы для обработки хмельников, механизированные сушилки и не очень совершенные хмелеуборочные комбайны, поливочные агрегаты, опрыскиватели. Технику налаживали приезжавшие каждый год чехи.

Средний урожай упал сначала до 4 (в 1964 году), а затем и до 1,13 центнеров с га. Но ещё случались рекорды. Последний - хмельник в Медовом Ключе в 1977 году благодаря опыту и старанию агронома дал 15 ц с 1 га.

В 1986 году руководство “Росхмеля” из Москвы приехало в Каксинвай: “Хмельники прикрыть из-за невыгодности культуры, растите картошку”. Сушилку, комбайны и поливочные машины продали за бесценок соседям в Чувашию и Татарию. Там они и пригодились.

Достопримечательности

Стела воздвигнута в 1967 году на территории школы силами педагогов и учащихся старших классов. В корпус памятника была заложена и замурована капсула со списками воинов, погибших в Гражданскую и Великую Отечественную войны, а также письмо-обращение к потомкам. Эта капсула была извлечена через 50 лет - 29 июля 2017 года, во время празднования Дня села.

  • Стела памяти воинов-односельчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Установлена на площади перед сельским ДК к 9 мая 2012 года. Три красных треугольника, сходящихся с разных сторон к центру и устремлённых своими острыми вершинами ввысь, символизируют язычки пламени вечного огня. Справа на бетонной стенке, поддерживаемой по краям двумя бетонными основаниями, прикреплены мемориальные доски, на которых размещены фамилии и инициалы жителей населённых пунктов Каксинвайского сельского поселения, не вернувшихся с войны. Площадка, на которой установлен памятник, огорожена с всех сторон невысокой металлической оградой со звёздочками.

Источники

  1. Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях.
  2. Виноградов О. Каксинвай. // Кирвская правда. 1991. 22 февраля.
  3. Кошелев Я. Куда течёт дорога: [Беседа с директором хозяйства В.С. Асановым]. // Кировская правда. 1991. 9 марта.
  4. http://www.nubo.ru/pavel_egorov/books/malmij.html
  5. Слесарев В.А. Отчёт об эколого-этнографической экспедиции с учащимися Омгинской средней школы по территории Вятскополянского, Малмыжского районов Кировской области, Кизнерского района Республики Удмуртия. Август 2000. [Рукопись] // Архив краеведа В.А. Слесарева.
  6. Свинина Ангелина. Каксинвай мой далёкий… Ученическая иссл. работа. / А. Свинина, ученица 8 кл. МОУ лицея г. Вятские Поляны Кировской области, И.А. Саблина, рук. работы, учитель высшей категории. – Вятские Поляны, 2009.
  7. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. — Вятка, 1912. — С.103—109.
  8. Клировые ведомости за 1916 г. о церкви, причте и прихожанах, церковно-приходском попечительстве, приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов, церковном старосте за 1916 г. – ЦГА УР, ф.245, оп.3, д.659.
  9. http://rusvera.mrezha.ru/478/1.htm
  10. http://www.zaveru.orthodoxy.ru/arhiv/neus5.htm

Ссылки