Как строились железные дороги в конце XIX - начале XX вв — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Укладка шпал''' center "Работа по укладке шпал велась обычно артель…»)
(нет различий)

Версия 22:30, 15 октября 2019

Укладка шпал

1 Укладка шпал.jpg

"Работа по укладке шпал велась обычно артелью рабочих человек в 150; эти 150 человек были разделены на несколько групп, из которых каждая выполняла определённую работу, таким образом, сложный процесс укладки пути дробился на несколько этапов, выполнявшихся группами опытных специализированных рабочих, и лишь этим правильным распределением рабочей силы и умелой организацией работы можно объяснить сравнительно быстрый ход укладки.

Первый этап работы — укладка шпал. Шпалы делаются преимущественно из лиственничного и соснового леса хорошего качества последней зимней рубки и должны быть совершенно очищены от коры, сучьев и горбин. Шпалы бывают 2-х родов : стыковые и промежуточные, нормальная длина тех и других — 3 аршина 7, 25 вершков. На каждую версту главного пути идёт 1500 шпал, причём стыковые шпалы должны составлять 2% этого количества.

Обыкновенно для хранения шпал устраиваются особые склады, из которых шпалы берутся поездами... Укладка шпал производится таким образом. Сначала идёт рабочий с 4-х сажённой рейкой, отвечающей длине рельс, и отмечает места стыков рельсов (т. е. промежутков между концами двух рельсов); пройдя одно звено, он, не останавливаясь, продолжает отмечать места стыков далее. Следом за ним партия рабочих в 20 человек, взявши из штабелей необходимое количество шпал, разбрасывает их между сделанными первыми отметками (2 стыковых и 10 промежуточных)".


Зарубка шпал

2 Зарубка шпал.jpg

"За шпальщиками следуют 15 зарубщиков с балдушками и топорами, которые зарубают гнёзда для рельсов, во избежание опрокидывания последних. Зарубки делаются по железным шаблонам, причём каждая зарубка представляет собою совершенно гладкую поверхность, с уклоном к оси пути и должна прилегать к шаблонам. Длина зарубки меняется в зависимости от радиуса кривой.

Все зарубки на шпалах, перед укладкой на них рельсов, должны просмаливаться. Когда шпалы зарублены, начинается рихтовка по шнуру для уравнивания правой стороны... Если шпала выдалась правым концом из линии, — с помощью кирок ей придают должное положение".


Выгрузка рельсов с платформ

3 Выгрузка рельсов с платформ.jpg

"В то время, когда раскладываются шпалы, к последнему уложенному звену подаётся материальный поезд с платформами, нагруженными рельсами. Разгрузка рельсов с платформ производится таким образом: лишь только поезд подойдёт к концу укладки, на платформы становятся 6 рабочих, из них четверо, при помощи ломов, сбрасывают рельсы с края платформы и двое наблюдают, чтобы рельсы правильно ложились при падении на землю и не скатывались под откос.

Рельсы применяются виньолевского рельса с широкой пятой весом 18 фунтов в 1 погонном футе; нормальная длина этого рельса 28 футов или 4 с; в кривых частях пути на внутренней колее употребляется укороченный рельс длиною в 27 футов 7 дюймов. Бывают рельсы и 22,5 фунтов".


Нагрузка вагонеток

4 Нагрузка вагонеток.jpg

"После сгрузки с платформ и подачи обратно поезда, рельсы нагружаются на поданные вагонетки; нагрузка последних производится 6 рабочими, а затем конюх припрягает лошадь и подвозит груженую вагонетку к месту укладки, сбрасывает пару рельсов на зарубки, и по этим же рельсам продвигают вагонетку до конца, сгружают вторую пару рельсов и т. д., пока вагонетка не будет освобождена от груза. Каждая вагонетка поднимает 8 звеньев, т. е 16 рельсов; после выгрузки этих 8 звеньев пустая вагонетка сбрасывается на последнем звене, а следующая пропускается вперёд к месту укладки, затем опять становится на путь и направляется к платформам, где её вновь нагружают; таким образом, в зависимости от спешности работ, в движении непрерывно находится от 6 до 10 вагонеток и на конец работ всегда имеются рельсы для дальнейшей укладки".


Растаскивание рельсов

5 Растаскивание рельсов.jpg

"Следующим моментом за нагрузкой на вагонетки является растаскивание их на шпалы. Рельсы сгружаются с вагонетки четырьмя рабочими, снабжёнными двумя клещами; захвативши одновременно два рельса за передние части, рабочие тащат их, как показано, с вагонеток вперёд до тех пор, пока рельсы не соскочат на шпалы; отсюда рельсы двигаются к концу стыков уже уложенных, но не сболченных ёщё рельсов; так разгружается вся вагонетка и затем гонится пустой обратно.

Выгрузка с платформ скреплений (накладок, подкладок, болтов и костылей) производится независимо от выгрузки рельсов двумя рабочими; скрепления доставляются к месту укладки на подводах. Эту работу иногда отдавали рядчикам. Выгрузка рельсов с платформ, нагрузка их на вагонетки и растаскивание на шпалы производилась артелью рабочих в 24 человека".


Сбалтывание рельсов

6 Сбалтывание рельсов.jpg

"Болтовщиков полагалось 12 человек, не считая мальчиков, разносивших скрепления. Тотчас же по спуску с вагонеток рельсов начинается заболтовка их. Все стыки рельсов соединяются между собой узловыми накладками и стягиваются горизонтальными болтами, расположенными симметрично относительно стыка; головки пары болтов ближайших к стыку, обращается во внутрь, а головки пары болтов, удалённых от стыков, — наружу пути; на стыковых шпалах, кроме накладок, укладываются ещё двухдырные подкладки.

Стыки рельсов располагаются не на шпалах, а висят между ними. Количество подкладок, укладываемых на промежуточных шпалах, находится в зависимости от радиуса кривой. Подкладки употребляются для уничтожения тряски при езде и для более прочного прикрепления рельсов. При укладке рельсов в стыках между ними оставляются зазоры, позволяющие рельсам удлиняться при повышении температуры и поэтому, для свободного перемещения концов рельсов, отверстия для болтов в накладках делаются овальной формы. В кривых частях пути расстояние между рельсами уширяется и тут же, кроме того, для уничтожения действия центробежной силы, стремящейся сдвинуть поезд с рельсов по касательной, наружный рельс возвышается над внутренним, в зависимости от радиуса кривой."


Костыльщики

7 Костыльщики.jpg

"Костыльщики завершают укладку пути. Забивка костылей производится 2-мя рабочими (вся артель костыльщиков состоит из 40 человек), из которых 1 поднимает, в виде рычага ломом, положенным на пенёк, шпалу, а другой в это время ударяет в середину головки костыля, стараясь, чтобы костыль сохранил перпендикулярное положение к шпале.

Костыли забиваются с осторожностью, чтобы не смять головки костыля и не расколоть шпалу. Как только звено пришито, тотчас же к нему подходит партия рихтовщиков пути, выправляя большие изгибы в направлении пути; подбивкой пути землёй (чёрный ремонт) заканчивается укладка. Пассажирские пути могут ходить лишь по насыпке балластного слоя, поддерживающего шпалы. Балласт засыпается уже не рабочими укладки, а рабочими начальников участков. Все работы по укладке пути производятся одновременно : костыльщики не ждут болтовщиков, эти последние не ждут раскладки рельсов, — ход работы, разделенной на части, идёт непрерывно".


Укладка пути

"При правильной подаче рельсов и скреплений на Средне-Сибирской ж. д. в 1898 г. в среднем укладывалось 5 вёрст в день, а maximum 6 3/4 версты, несмотря на исключительные условия работ : обилие кривых, высоких насыпей, выемок, значительные расстояния от склада материалов и проч."


Обед рабочих

8 Обед рабочих.jpg

"Чтобы закончить с укладкой, скажем несколько слов о трудоспособности рабочих, условиях их жизни и заработка. Вся артель рабочих помещалась в крытых товарных вагонах, в которых были устроены нары, двери, железные печки и двойной пол.

На вагон полагалось около 20 человек, всех вагонов для рабочих было 14. Многие рабочие жили в них с жёнами и детьми; в вагонах даже бывали случаи рождений. В одном поезде с вагонами рабочих находились: вагон-контора, вагон распорядителя работ, конторщика и других служащих; три вагона дорожных мастеров, санитарный, лавка, кузница, кладовая. Пищу рабочие получали казённую. 150 рабочих на ремонте получали подённую плату. 150 человек, специализировавшихся, находились непосредственно при укладке пути и получали сдельную плату в зависимости от количества произведённых работ. В 1898 году, когда производились снимки работ, средний заработок был около 2 р. 50 к., максимальный доходил до 4 рублей в день. Отрядный способ работ значительно увеличивал производительность труда рабочих, и администрации приходилось ограничивать число рабочих часов.

Здоровые условия труда постоянно на свежем воздухе и максимальный 12 часовой рабочий день при хорошем питании устранили всякие заболевания в течение 3-х лет. На снимке видна огромная, оживлённая толпа рабочих, обогретых полуденным солнцем, — они столпились вокруг больших котлов и с здоровым, завидным аппетитом, дающимся тяжёлым физическим трудом, принимаются за сытный обед".

Источники

  • Фотографии и подписи к ним из альбома: ["Великий путь". Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги / виды сняты фот. И.Р. Томашкевичем. — Красноярск : М.Б. Аксельрод и К°, 1899.]