Канонерка «Память Володарского»
«Механик Приёмский», со 2 января 1919 «Народоволец», с 29 января 1919 «Память Володарского», с 19 марта 1928 - «Днепрострой» - речной колёсный буксирный пароход, в 1918-1920 годах участвовавший в Гражданской войне в качестве речной канонерской лодки.
Технические характеристики
- Длина - 65,23
- Ширина - 18,29/8,84
- Осадка - 1,42 м
- Водоизмещение - 387 т
- Силовая установка - 1000 л.с.
- Скорость хода - 11 уз
- Вооружение - 2-102-мм и 1- 47-мм ор., 4-7,62-мм пул. (с 1942: 1-25-мм ор. и 1-12,7-мм пул.)
- Экипаж - 60 человек
История судна
Бывший речной колесный буксирный пароход "Механик Приёмский", построен в 1899 г. на заводе акционерного общества «Сормово» в Нижнем Новгороде по заказу нефтепромышленного и торгового общества «Мазут» и базировавшийся в Нижнем Новгороде.
8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду. С 11 июня 1918 входил в состав Нижегородского Рупвода, а 17 сентября 1918 мобилизован и в качестве вспомогательного судна зачислен в состав Волжской военной флотилии. В декабре 1918 судно вооружено и переклассифицировано сначала в вооружённый пароход (военный корабль), а 7 февраля 1919 - в речную канонерскую лодку.
Канонерка участвовала в Гражданской войне 1918-1920 гг. (бои с белогвардейцами на реках Вятка и Кама в октябре 1918 г. и под Царицыном (Волгоград) в мае-октябре 1919 г.).
В 1918 году вспомогательное судно "Механик Приёмский" было в составе отряда под командованием А.В. Бабкина (флотилия 2-й армии).
Первоначальное вооружение: две 105-мм германские пушки, снятые в 1915 г. с погибшего германского крейсера «Магдебург». Эти пушки имели весьма ограниченное число снарядов, поскольку такого калибра на 1919 г. не было в русском флоте. 6 пулеметов. В строй вступил 22 мая 1919 г.
31 июля 1919 канонерка в составе 2 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии.
10 июня 1920 г. разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Нижегородскому Рупводу для использования в качестве буксира.
Во многих источниках значится под наименованием Приёмский. Буксир находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и с 6 июня 1956 - МРФ РСФСР.
В годы Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге.
В 1959 выведен из эксплуатации и поставлен на прикол для использования в качестве пародателя и ОТ.