Канонерка «Террорист»

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

"Террорист" («Отец», «Учредитель», «Террорист», «Арктика») - речной колесный буксирный пароход, весной-летом 1919 года участвовавший в Гражданской войне в качестве речной канонерской лодки.

Технические характеристики

  • Длина - 62,9
  • Ширина - 11,38/7,11
  • Осадка - 1,25 м
  • Силовая установка - 380-440 л.с.
  • Скорость хода - максимальная - 11 узлов ; экономическая - 9 узлов
  • Вооружение - 2 - 76-мм полевых орудия образца 1902 года и 2 - 7,62-мм пулемёта
  • Экипаж - 60 человек

Биография судна

Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1896 (по другим данным, в 1893) году на Коломенском чугунолитейном и механическом заводе Московской губернии по заказу частного судовладельца Т.Ф. Булычёва и базировавшийся на Вятке. Первоначально назывался «Отец» и использовался как буксиро-пассажирский пароход.

С 1902 года под названием «Учредитель» в качестве буксира в акционерном Товариществе "Вятско-Волжское пароходство".

8 февраля 1918 пароход национализирован и передан Главоду.

С 11 июня 1918 входил в состав Вятского Рупвода, а 1 мая 1919 мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерную лодку и под новым названием «Террорист» зачислен в состав 5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии. Канонерка вступила в строй 8 мая 1919 года под командованием военного моряка Г.В. Жукова;

Канонерка «Террорист» участвовала в Гражданской войне (бои с белогвардейцами на Вятке и Уфе в мае-июне 1919).

В ночь на 19 мая 1919 производился обстрел позиций противника в селе Сосновка с реки Вятки из орудий судов речной флотилии. Завязалась перестрелка. Белогвардейцы ответили с берега артиллерийским огнём. Во время этого боя канонерка "Террорист" получила повреждения, трое бойцов на корабле погибли: Дмитрий Алексеевич Мерзляков - командир артиллерийского орудия, Иван Кашин - механик, и Тонкунич - кочегар. Они похоронены в братской могиле на церковной площади в селе Вятские Поляны. На могильный холм водрузили в память о погибших речниках судовой якорь.. [1]


31 июля 1919 вошла в состав Волжско-Камской военной флотилии.

19 февраля 1920 разоружена и исключена из списков военных судов в связи с возвратом Вятскому Рупводу для использования в качестве буксира.

С 1930-х годов под названием «Арктика» работал на Каме и в пароходстве «Волготанкер».

Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и с 6 июня 1956 - МРФ РСФСР.

В годы Великой Отечественной войны осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге, буксировал баржи с нефтепродуктами.

15 ноября 1967 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

Примечания

  1. Как Жуков на Вятке воевал. – «Вятский край», 16 февраля 1996 г., №231 //по воспоминаниям бывшего командира канлодки «Террорист» Гавриила Васильевича Жукова.

Источники