Категория цвета в народной культуре

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

© В. Слесарев.


Цвет и настроение

Методика «цветописи» в социометрических исследованиях. (А.Н. Лутошкин – «эмоциональный маятник»).
Цветомузыка.

Цвет и его восприятие

Цветовое восприятие у разных этносов разное. У большинства народов особое значение имеет цветовая триада белый/красный/чёрный. В Поволжье больше, чем в других регионах, присутствует зелёный цвет.

Цвет и знаковая система

Ещё в античном театре у разных персонажей были разные цвета.
Цвет издревле является обозначением социальной группы (священники, монахи).
Цвета военных мундиров.
При Петре I: караульные будки, разное цветовое оформление отдельных комнат Зимнего дворца.
Дорожные знаки. Светофоры.
Цвета вагонов разного класса.

Цветовая триада в костюме

Детская традиционная одежда – для неё характерны простота и бесцветие.
Чем старше человек, тем больше цвета в его одежде.
Пик – предбрачный период. Алый цвет у женихающихся. Красный цвет – цвет плодовитости.
Традиционные костюмы русских, татар, удмуртов, марийцев: сочетание белого, красного, чёрного, зелёного, реже синего цветов.
В зрелом возрасте цвет в одежде идёт на снижение. Саван. Белое и чёрное.

Цвет, как изобразительное средство

Одно из основных изобразительных средств живописи.
Декоративно-прикладное искусство. Любая вещь включается в знаковую систему. Ковши-утки. Крашеная деревянная посуда. Вещь должна быть «одетой». Если изделие не раскрашено, то это ещё просто заготовка.
Крашеная кукла. Матрёшка. Дымковская игрушка.

Цветовые эпитеты в языке

Обрядовые тексты: цвета в них мало (хотя в самих обрядах – в обрядовых костюмах, вещах цвета много).
Древнерусская литература. Светоносность, свет вместо цвета. Крайне редкое употребление понятий цвета в языке. В основном цветовые прилагательные привязаны к конкретным понятиям.
Взрыв цветовых обозначений в русском языке наблюдается в конце XVII – начале XVIII веков. Увеличилось в 10 раз за счёт иностранных и относительных обозначений (оранжевый – от orange = апельсиновый; салатный, кирпичный, малиновый, вишнёвый цвет и т.д.).
Загадки, как фольклорный жанр: цвета мало.
Детская мифология. Цвет не выполняет колористическую функцию. Обычно это знак опасности: чёрный, синий, жёлтый, … (Детская страшилка: «В чёрной-чёрной комнате стоит чёрно-синий гроб, а в том чёрном-синем гробу – жёлтый покойник…»)
Цветобоязнь проявляется и в названиях болезней: желтуха, краснуха, чернуха, …

Цвет в литературе и поэзии

А. Грин. Алые паруса.

Цвет в геральдике и государственной символике

Геральдические цвета.
Флаги и гербы.

Цвет и семантика

Через цвет часто даётся идеал красоты. («Во поле берёзонька стояла»).
Растительность и цветы. Сложная цветовая семантика. (Жёлтый цвет – цвет измены).

  • Белый цвет

Белое - в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный, прежде всего черному и красному. Белый и черный цвета – это антонимы. Белый цвет представляет обобщенно ряд цветов светлых тонов, а также большую цветовую интенсивность, в то время как черный цвет обобщает темные цвета и с ним соотносится малая цветовая интенсивность или ее отсутствие. Кроме того, белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален и может быть превращен в любой другой цвет и получить любое толкование.
Символически пара белый/черный эквивалентна парам понятий хороший/плохой, мужской/женский, живой/мёртвый, отчасти молодой/немолодой (старый) и т.д. Возможна корреляция белый/небелый, и тогда белый цвет способен означать сакральность, святость, чистоту, плодородие, свет.
Белое - видимость и невидимость. Белоруссия: в значении белое, на границе, вдали, невидимое.
Белое - похоронное. Многие индоевропейские народы знают белый траур. Русские же традиционно извещали о смерти, вывешивая на избе белый "плат" или полотенце, которым "приходящий покойник сорок дней утирал слезы". На русском Севере известна белая погребальная одежда. Смысл обряжения невесты в белое в первый день свадьбы: она в этот день «умирает в девичестве», чтобы на следующий день возродиться в новом качестве (после первой брачной ночи она должна обрядиться в цветное платье). Известен фразеологизм "белая смерть", в некоторых заговорах больной называется белым, а здоровый красным. Рязанские крестьяне верили, что собирать во сне белые цветы - к покойнику. Смерть предвещали во сне белые гуси, кони, козы; болезнь - увиденная во сне девушка в белом.
Белое - ряженое. «Белька» - персонаж среди колядовщиков: белый (или с белым лицом), молчит, что-то вроде смерти.
Белое - исключительное. Белая ворона, белый альбинос.

  • Чёрный цвет

Чёрт – чёрный – черта. («Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж»). Зачертить, зачеркнуть = к чёрту отправить.
Чёрный цвет ассоциируется с мраком, землёй, смертью, выступает как знак траура (в семьях, где был траур, красили пасхальные яйца в чёрный или другие тёмные цвета - зелёный, синий, фиолетовый). Чёрного цвета обычно демонологические персонажи вроде чёрта, банника, овинника, полевого духа. Представление о "царстве тьмы" как о загробном мире, противопоставленном "белому свету", характерно для всех славян.
Чёрная кошка. Здесь цвет более важен, чем наименование самого предмета. Цвет способен изменять смысл вещи.

  • Красный цвет

Понятие цвета начинается с красного. Сначала красный = красивый. («Красна девица», «Красная площадь»)
Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо.
Связь красного цвета с огнём отражается в языке (пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: о красном летающем огненном змее (Русский Север Сибирь); о "бабе в красном казане" (персонификация пожара; Рус. Север); об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр (вологод.).
Связь красного цвета с кровью проявляется в свадебной символике, часто пояс красного цвета является неотъемлемой частью костюма несовершеннолетней девушки. Наличием свежей крови в теле "нечистых покойников" (упыря, колдуна) объясняется красный цвет их лиц.
Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственной обрядности, где символизирует изобилие, плодородие: так, последний сноп подвязывают красной пряжей, ниткой или платком. При первом выгоне скотине подвешивали колокольчик на шнурке красного цвета. В родинных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья; пуповину перевязывали красной нитью, считали, что красный цвет кожи новорожденного свидетельствовал о его долголетии. Красные дни в народном календаре приходятся на Страстную, пасхальную, Фомину (Красная горка) недели.

  • Чёрное и красное

По этимологии чернота и краснота едины: от древнеиндийского «kr» (чернь – червлёный - красный)
Красный цвет тоже связан со смертью. В Украине традиционный траурный цвет – красный.
Сочетание красного с чёрным часто представляется, как нечисть.

  • Красное, белое и чёрное

Символ красоты. Идеал красоты, реальности и готовности к браку.
Семантика красного цвета реализуется в универсальной оппозиции белое/чёрное, которая трансформируется в динамическую трехчастную структуру белое/красное/чёрное. Эта триада составляет инвариант цветовой классификации, на основании которой строится система отношений семантики цвета в традиционной модели мира. Ритуальное значение красного цвета обеспечивает его позиция, как среднего члена триады, маркирующая границы в системе двоичных противопоставлений. Промежуточная позиция красного между белым и чёрным идентична позиции тени в триаде свет/тень/мрак, где тень противопоставлена свету, но в то же время не совпадает с мраком. Эта своеобразная амбивалентность красного цвета и составляет основу его характеристик в качестве ритуального символа. Во временном коде день/утро(вечер)/ночь красному цвету соответствует утро (вечер), в календарном цикле лето/весна(осень)/зима соответственно весна (осень). В пространственном коде красному цвету соответствуют граничные зоны: порог дома, ворота, изгороди - суть границы внутреннего и внешнего, своего и чужого пространства.

  • Зелёный цвет

Зелёное в смысле «не – до». Недозрелое. Молодо-зелено.
Зелень – опасный цвет. Зелье, зло. Буйная зелень. Зелёный змий. Черти зелёные.
Зелёный > зел > зл > злато > золото > жёлтый.
Зелень – цвет весны, пробуждения природы, плодородия. Цвет растительности. Цвет изменчивости. Продуцирующая символика зелёного цвета проявляется в весенней и свадебной обрядности, например, Троица - зеленые святки, Троицкая неделя - зеленая неделя. В свадебных песнях часто встречаются образы зеленого жита, бора, луга.
Зелёный цвет и ревность.
В погребально-поминальных обрядах зелёный выступает как цвет "того света". Яйца зелёного цвета как поминальная трапеза известна у восточных славян. На Пасху красили яйца в зеленый цвет, если в доме в течение года был покойник, эта процедура призвана обновить жизнь обитателей дома, очистить, освободить их от присутствия неживого.

  • Жёлтый цвет

Желтизна – признак, наделяемый в народной культуре преимущественно негативной оценкой. Жёлтый цвет часто осмысляется как символ смерти; в славянских поверьях появление жёлтого пятна на руке предвещает смерть. В жёлтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения в пасхальных, семицких и троицких обрядах. На Пасху, поминая умерших на кладбищах, носили с собой красные и жёлтые яйца; в Семик при кумлении девушки, целуясь сквозь венок, дают друг другу жёлтое яйцо. В обряде "крещения кукушки" участники ритуала кумовства на кладбище обменивались желтыми яйцами, разбивали их и оставляли на могилах. В субботу, накануне Троицына дня, когда поминали умерших "не своей" смертью и некрещёных детей, красили яйца не в красный цвет, а в жёлтый, и раздавали детям. Жёлтый - один из традиционных эпитетов в заговорах восточных славян. Растения с жёлтыми цветами используются для лечения "жёлтых" болезней (желтухи и др.)" свойством исцелять наделяются жёлтые предметы (платки, кольца, посуда), куры с жёлтыми ногами, жёлтые бабочки.

Вывод: В традиционной культуре цвет – не просто один из признаков предмета, он имеет символическую трактовку. Изменение цвета влечёт изменение сущности предмета.

Для современного человека изменение цвета не означает изменения сущности предмета в большинстве случаев, однако существуют и исключения: черная траурная одежда, белое свадебное платье, голубые вещи для мальчика и розовые для девочки и др. Все приведенные примеры относятся к цветам одежды. Эти символические выражения назначения тех или иных вещей появились в нашей культуре сравнительно недавно, некоторые из них не имеют в ней корней и пришли извне, однако их влияние является достаточно сильным, сильным настолько, что, сталкиваясь с отклонением от правил, мы часто недоумеваем. Справедливо предположить, что если для нас сегодня значим цвет нашей далеко не традиционной одежды, а может быть, и каких-либо ещё вещей, то символика цвета в народной культуре достаточно важна.

Вопросы для закрепления:


  1. Как по-вашему, что означал в русских селениях белый платок, вывешенный на избе?
  2. Объясните, почему мы живём на «белом свете».
  3. Почему Белоруссию так назвали: Белая Русь?
  4. Во время колядования среди ряженых есть один персонаж с белым лицом или в белой одежде («Белька»). Кого он изображает?

  1. Когда в семьях красили пасхальные яйца в чёрный цвет?
  2. Почему монахи одеваются в чёрные одежды?
  3. Почему не везёт чёрной кошке?
  4. «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж». Сколько здесь однокоренных слов?

  1. Для чего на Пасху раньше красили яйца в зелёный цвет?
  2. Какая связь между зелёным и жёлтым цветами?
  3. Что означает зелёный цвет в гербе и флаге Татарстана?

  1. Почему слова красный и краска одного корня?
  2. Что значит: «пустить красного петуха»?
  3. Что означает красный цвет в вятской геральдике?
  4. Если на святочных гаданиях девушке доставалась красная ленточка, то что это означало?