Краудсорсинговый сетевой проект в музейной работе

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 11:20, 1 апреля 2015; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

© В. Слесарев


Данная статья - это тезисы выступления на межрегиональном семинаре «Провинциальный музей: проблемы и перспективы» (г. Вятские Поляны, 19.09.2014). Попытка сформулировать теоретические основы проекта "Вики-Поляны".


Введение

Термин краудсорсинг образован от английских слов crowd – толпа и sourcing – подбор ресурсов. Поскольку общепринятого определения пока нет, будем придерживаться такого толкования этого понятия:

Краудсорсинг – это мобилизация ресурсов людей за счёт передачи некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, координирующих свою деятельность с помощью информационных технологий.


Цель статьи: обратить внимание на этот способ участия общественности в деятельности музейных учреждений.

Краудсорсинг появился на стыке таких явлений, как пиар, конкурсность, средства массовой коммуникации (особенно Интернет), коллективный разум, диалог, экономия, взаимопомощь и т. д., соединив их в одном понятии.

Существует огромное количество теоретических изысканий в этой сфере, рассматривающих как сильные, так и слабые стороны такого подхода, а также различные способы его практического применения в различных направлениях деятельности. Однако в музейной практике использование многочисленных социальных сетей (twitter, facebook, вконтакте и др.) в качестве удобной, не требующей больших затрат площадки для общения с аудиторией, ещё делает первые шаги. И соответственно, пока остаются в стороне те технологии, которые могли бы мобилизовать целевую аудиторию музея на совместное творчество.

Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность музейной работы, является непрерывное пополнение фондов новыми источниками, новыми информационными продуктами. Мало иметь уникальные экспонаты, единственные в своём роде достопримечательности, и даже инфраструктуру для туризма. Провинциальный музей ориентирован прежде всего на посетителей своей локальной территории. Чтобы их тянуло в музей снова и снова, нужно постоянное обновление экспозиций, содержания экскурсий.

Эта задача могла бы быть решена, если бы в бюджете музея были предусмотрены средства на научно-экспедиционную работу, имелись научные сотрудники. Но этот путь для провинциального музея нереальный.

Остаётся другой путь – мобилизовать усилия общественности, заинтересованной в познании родного края.

Для этого и был запущен некоммерческий открытый краеведческий сетевой проект под названием «Вики-Поляны».

Общая характеристика проекта "Вики-Поляны"

Цель проекта: Создать коллективную гипертекстовую энциклопедию южной Вятки, как открытый культурно-образовательный ресурс для изучения родного края, обновляющийся в реальном времени.

Миссией проекта является сбор и накопление свободно распространяемых знаний о родном крае. Он предназначен для свободного документирования, систематизации первичной и вторичной информации краеведческого характера, и проведения связанных исследований.

Некоммерческий характер проекта означает, что не ставится цель извлечения прибыли от распространения знаний. Основной продукт распространяется под свободной лицензией. Однако это не исключает возможности финансирования проекта из бюджетов администраций, привлечения спонсорских средств, технической поддержки со стороны провайдеров, а также возможности коммерческого использования информационных продуктов сайта в других проектах при условии соблюдения авторских прав. Для привлечения средств используется краудфандинг.

Краудфа́ндинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).

Поддержка и координация работы краудсорсингового проекта, оплата хостинга, модерирования и администрирования, когда он перейдёт в активную фазу, - предполагаются за счёт аутсорсинга.

Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing [outer-source-using]: использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другому лицу/компании, специализирующейся в соответствующей области.


Проект краеведческий и локализован по территории, имеет географическую привязку, охватывая земли южной Вятки без чётких границ, в которую входят: город Вятские Поляны, Вятскополянский и Малмыжский районы Кировской области, Кукморский район Республики Татарстан, Кизнерский район Удмуртской Республики. Выбор территории вызван общей историей, тесными культурными и экономическими связями.

Предполагается, что материалы на сайте будут в основном на русском языке, однако в рамках автономных проектов возможно создание статей на любых других языках, местных диалектах, жаргонах и кодировках. Например, виртуальная экскурсия по городу Вятские Поляны разрабатывается на двух языках: русском и английском.

Проект открытый, т.е. предполагаются участники любого возраста и занятия, заинтересованные в изучении родного края. Участие как индивидуальное, так и группами, командами. В основе взаимоотношений лежит общая забота администраторов и участников проекта о создании рабочей среды, которая приносит пользу, позволяет сохранить достоинство и мотивацию для продолжения совместной работы.

Обоснование выбора вики-технологий

Во-первых, технологические особенности вики-среды:

  • удобство в создании гипертекстовых страниц;
  • страницы вики-сайтов можно не только просматривать, но также и редактировать их, создавать новые страницы, публиковать документы;
  • возможность создания статей множеством людей, содержимое формируется на основе личного вклада каждого из участников;
  • удобные возможности для совместной разработки проектов по созданию информационных продуктов различного формата.

Тексты, созданные в вики-среде, можно связывать не только гиперссылками, на которых сегодня построена Всемирная паутина, но также с помощью смысловых (семантических) меток, позволяющих машинную обработку содержания.

Второй аргумент в пользу вики – это наличие поддержки и сопровождения этих технологий. Вики-движок, расширения к нему, а также обновления можно устанавливать бесплатно.

Третья причина, по которой предпочтительнее вики-технологии, в том, что здесь уже есть успешный опыт, и во многом не надо заново "изобретать велосипед". В качестве примеров краудсорсинговых проектов, успешно реализуемых в Интернете, можно назвать самые известные: общественную энциклопедию Википедия и проект «Народная карта» на Яндексе. Есть и проекты чисто краеведческой направленности, среди которых, например, можно выделить портал Вики-Сибириада, на котором коллективно работают библиотекари, педагоги-краеведы, дети, подростки и молодёжь, занимаясь созданием, размещением и сохранением материалов Сибирского региона.

Предыстория проекта Вики-Поляны

Многие из блоков, которые составили стартовое содержание проекта, начали создаваться 10 лет назад в рамках комплексных долгосрочных краеведческих проектов, инициированных в гимназии г. Вятские Поляны. Основные цели и направления деятельности были отражены в положениях об этих проектах, с которыми можно ознакомиться на сайте краеведческого музея гимназии.

Некоторые проекты гимназии были сетевыми, и к участию в них приглашались и другие школы. Самым масштабным является проект «Достопримечательности Вятскополянского района», для информационной поддержки которого был создан сайт vpkraeved, на котором публиковались результаты ученических исследований и методические рекомендации.

Материалы сайта vpkraeved составили основу информационного блока на Вики-Полянах, посвящённого описанию туристских объектов города и района. Такая информация может быть востребована при разработке экскурсий по городу и району. Её актуальность исходит из потребности развития туристского бизнеса.

Другим качественным информационным продуктом, созданным совместно с учащимися, является виртуальная экскурсия по старой части Вятских Полян. Эта экскурсия была впервые опубликована в свободном доступе в 2009 году на вики-сайте Летописи.ру. Это было сделано краеведческой командой «Вятские пилигримы», которая участвовала в Региональном сетевом культурно-образовательном проекте «Родные тропинки Вятской глубинки».

В настоящее время этот продукт дополнен и перенесён на сайт Вики-Поляны. Экскурсия является сборкой из статей, посвящённых отдельным достопримечательностям города, с гиперссылками на страницы с дополнительной информацией. Каждая статья написана на русском и английском языке.

На сайте «Достопримечательности Вятскополянского района» была также начата работа по описанию того, что безвозвратно утрачено: разрушенные церкви, уничтоженные достопримечательности, исчезнувшие деревни, - проект "Память об утраченном".

В 2009 году командой «Вятские пилигримы», в которую входили учащиеся трёх школ города и района, на сайте Летописи.ру был инициирован сетевой проект «Погасшие Вятские деревни» с целью создания энциклопедии исчезнувших деревень. Он стал подпроектом общероссийского проекта «Исчезнувшие деревни России».

К проекту присоединились школьники из 9 районов Кировской области и на сайте Летописи.ру размещены статьи про 44 исчезнувшие вятские деревни. Из фотоматериалов был смонтирован видеоролик, который крутили на кабельном телевидении Вятских Полян. На основе материалов, опубликованных участниками сетевого проекта, один из учащихся выполнил исследовательскую работу о причинах и последствиях исчезновения деревень.

Поскольку на территории района были описаны не все исчезнувшие деревни, этот материал перенесён на сайт Вики-Поляны отдельным блоком. Работы здесь непочатый край, и вряд ли она когда-нибудь будет завершена.

Анализ перспектив проекта Вики-Поляны применительно к музею

Проект позволяет решить для музея три основные задачи.

  • Создание содержательного продукта, который представлен самой разнообразной форме, и является одновременно и источником информации, и средством привлечения аудитории.
  • Проведение связанных исследований, без которых никак не обойтись на этапе обработки, анализа, систематизации, обобщения материала, выкладываемого на сайте случайными добровольными энтузиастами.
  • Создание сетевого сообщества, которое может стать одним из сегментов целевой аудитории музея.

Эти задачи технологически предполагается решать разными путями.

  • Опыт показывает, что для получения результата необходима разбивка работы на мелкие части (модули).
  • Хорошее изобретение советских времён – соцсоревнования, здесь тоже работает. Генерация контента, содержания наиболее эффективна на основе конкурсов.
  • Наблюдения показывают, что разбиение потенциальной сетевой аудитории такое:

1% создаёт что-то действительно стоящее;
10% голосуют и оценивают добавленное другими людьми;
89% потребляют.
Чтобы задействовать эти 10%, включается механизм голосований, в ходе которых можно отбирать наиболее востребованный и вызвавший заинтересованность материал. Результаты голосований могут использоваться при экспертизе статей (написанных этим, увы, ничтожным 1%), если за лучший материал обещано вознаграждение.

  • Поиск первоисточников. В числе партнёров Вики-Полян есть группы соцсети ВКонтакте, где уже создано множество альбомов со старыми и новыми фотографиями Вятских Полян, которыми совершенно бескорыстно делятся горожане; в видеоколлекциях более двух сотен видеофрагментов и роликов, некоторые из которых отсутствуют в фондах музея, и которые являются бесценными первоисточниками.

Плюсы и минусы

Преимущества таких проектов:

  • Большой охват
  • Вовлечение пользователей, живущих в разных местах
  • Разнообразие выбора объектов совместной работы
  • Фиксированные сроки при работе над отдельными мелкими модулями.
  • Экономия финансовых ресурсов

Недостатки:

  • Толпа, на созидательные ресурсы которой мы рассчитываем, не всегда разумна
  • Не всегда может получиться высокое качество конечного продукта (Этот недостаток можно компенсировать доработкой, "доведением до ума" со стороны специалистов и экспертов).
  • Бесполезный "шум", генерируемый пользователями, трёп не по делу, непроверенные слухи, статьи не по теме, спам и т.д.
  • Несправедливый принцип вознаграждения, недостаточная мотивированность во время конкурсов, т.к. обещанное вознаграждение получает только один, хотя трудились все. (Нужна мотивация, основанная на личном интересе к проблеме, желании проявить себя, на вызове интеллектуальным и творческим способностям, на групповой обусловленности).
  • Не всегда затраты дают быстрый результат
  • Утечка информации