Кукморская фабрика валяной обуви

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 19:02, 25 октября 2019; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Кукморская фабрика валяной обуви - предприятие в Кукморе.

История

Кукморская фабрика валяной обуви была создана на базе двух фабрик частного владения: торгового дома "Братья Комаровы" фабрики валяной и бурочной обуви и фабрики "Братья Родыгины". До воссоединения фабрик оба фабриканта вели свою деятельность независимо друг от друга и конкурировали между собой.

Свое дело предприимчивые братья Комаровы начинали уже в 1867 году с пошива бурочной обуви в мастерских, открытых в помещениях двора их родового дома, сохранившегося и по ныне под №6 на ул.Ворошилова.

Хозяева фабрики - Братья Комаровы жили в этом двухэтажном особняке, который расположен в центре поселка Кукмор, на правом берегу реки Нурминка. В настоящее время в этом особняке располагается историко - краеведческий музей Кукморского района., где собран богатый материал о истории Кукмора, промышленных предприятий... В механических мастерских во дворе делались заготовки бурок, а окончательная выработка этой изящной обуви на кожаной подошве, на рантах и обсоюзенной хромом, велась бурочными мастерами дома.

И когда братья задумали расширить производство бурок и заняться выделкой валенок, для которой площадь мастерской не позволяла, на окраине села они начали возводить фабричные корпуса. Один из братьев - Николай Васильевич Комаров поселился в доме, что стоит сейчас рядом с административным зданием валяльно-войлочного комбината. С тех пор официально предприятие стало именоваться торговым домом "Братья Комаровы" фабрика валяной и бурочной обуви. Братья Комаровы также имели фабрику валяной обуви в селе Каймары Арского уезда, после революции именуемой Госфабрикой валяной обуви №4. Скупая шерсть, в большинстве у местного населения, фабриканты ее чесали у себя на фабрике на чесальных машинах и в виде ваты давали надомникам, а от них уже получали готовые валенки, на которые ставили свое фирменное клеймо. Мастера катали валяные сапоги черные и белые, часть из них с так называемыми мушками, вышитыми на голенищах.

Фабрика торгового дома Комарова имела 8 чесальных машин фирмы "Прайт Уитни" (Англия) шириной 1,9 метров и одну чесальную машину с ватрамой и щипальную машину для изготовления бурочного войлока, из которого в мастерских Комарова сапожниками шились войлочные бурки. Для приведения в движение этого оборудования и освещения своего предприятия, имелась одна паровая машина 30 лошадиных сил и дизель 80 лошадиных сил, но весь процесс основообразования, стирка, насадка, сушка и очистка велась вручную. Годовое производство Торгового Дома "Братья Комаровы" оценивалось в 1,5 миллиона рублей.

В 1917 году после Октябрьской революции все предприятия выпускающие валяную обувь, объединились в одну фабрику. Хозяин Торгового Дома Николай Комаров передал фабрику представителям новой власти и поселился в Казани. Здесь он занимал ответственные хозяйственные должности и какое - то время преподавал технологию валяного производства в техникуме легкой промышленности.

Оборудование было сконцентрировано в одном месте. Были уже постоянные кадры валяльщиков, закрепленные за фабрикой. Надомников не стало. Рабочие работали в корпусах фабрики, появлялись цеха.

Гражданская война, а затем послевоенная разруха привели к тому, что выпуск валяной обуви уменьшился до 500 пар в день. Начиная с 1923 года фабрика начинает наращивать свой выпуск.

В годы Великой Отечественной войны происходит резкий спад выпуска валяной обуви по следующим причинам: уход в армию мужской части рабочих, ИТР и на сельхозработы женщин. Кукморская фабрика отдала фронту своих самых лучших квалифицированных рабочих. Всего ушло в армию 429 мужчин. Стране и фронту нужен был хлеб и всего 300 человек рабочих-женщин ушли на сельхозработы. На начало 1945 года на фабрике работало всего 394 человека.

За 1941-1945 годы войны фабрика дала фронту 1562928 пар валенок. Кроме того коллектив фабрики отреставрировал 6000000 пар валяной обуви, прибывшей с фронтов Отечественной войны. Начиная с 1946 года фабрика стала наращивать свой выпуск и увеличивать производительность труда. Возвращаются с фронта старые кадровые рабочие, призванные с фабрики в свое время в армию.

В 70-е годы продолжается процесс механизации производства, совершенствуются технологии. Увеличивается выпуск обуви с обрезиненным низом, расширяется ассортимент фабричной продукции. На территории фабрики появилось 2-х этажное производственное помещение с импортными (японским, ФРГ и Польши) оборудованием, бытовками для рабочих, фабричной просторной и светлой столовой и душевыми. Фабрика выпускает продукцию и в наши дни.

Rукморские валенки давно стали визитной карточкой района. Созданный более 120 лет назад валяльно-войлочный комбинат и по сей день ежегодно выпускает более миллиона пар валенок. Казалось бы, производство этой обуви (в понимании многих) — дело, которое должно потихоньку вымирать, а оно живет и даже развивается. Причем за высокую производительность, хорошие экономические показатели и постоянное совершенствование комбинат хвалят на самом высоком уровне. Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев неоднократно ставил в пример руководителям крупнейших республиканских предприятий генерального директора кукморского валяльного комбината Шамиля Ахметшина, не давшего старинному промыслу пропасть, а наоборот, сделавшего из него экономическое чудо не только российского, но, пожалуй, мирового масштаба.

Неутомимые братья Комаровы не только производили и продавали валенки, но и занимались делами более масштабными. Например, они смогли изменить маршрут прокладки железной дороги, идущей на север России. Из уст в уста передается кукморянами история о том, как братья, пообещав кучу денег и напоив «до чертиков» путейных строителей, уговорили их проложить железную трассу через Кукмор, отойдя от основного маршрута на несколько сотен километров и лишив тем самым железнодорожного сообщения крупные города. Путейщики дорогу построили, но обещанных денег не получили, за что и отомстили хитрым братьям. Железнодорожную станцию они построили на самом высоком холме, и добраться до нее стоило больших усилий, особенно повозкам с лошадьми, везущими товары фабрикантов.

Источники