Маскара — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 39: Строка 39:
 
До 1920 года село входило в Кошкинскую волость [[Малмыжский уезд|Малмыжского уезда]] Вятской губернии. С 1920 г. в составе Арского, с 1928 г. - Мамадышского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Кукморском, с 01.02.1963 г. в Сабинском, с 12.01.1965 г. в Кукморском районах.  
 
До 1920 года село входило в Кошкинскую волость [[Малмыжский уезд|Малмыжского уезда]] Вятской губернии. С 1920 г. в составе Арского, с 1928 г. - Мамадышского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Кукморском, с 01.02.1963 г. в Сабинском, с 12.01.1965 г. в Кукморском районах.  
  
Число жителей: в 1873 г. - 677, в 1884 г. - 802, в 1905 г. - 993, в 1920 г. - 933, в 1926 г. - 797, в 1938 г. - 663, в 1949 г. - 579, в 1958 г. - 544, в 1970 г. - 458, в 1979 г. - 440, в 1989 г. - 307, в 2002 г. - 240 жителей (татары).
+
== Число жителей ==
 
+
В 1873 г. - 677, в 1884 г. - 802, в 1905 г. - 993, в 1920 г. - 933, в 1926 г. - 797, в 1938 г. - 663, в 1949 г. - 579, в 1958 г. - 544, в 1970 г. - 458, в 1979 г. - 440, в 1989 г. - 307, в 2002 г. - 240 жителей (татары).  
В селе имеются средняя школа, клуб.  
+
  
 
== Известные люди ==
 
== Известные люди ==
Строка 59: Строка 58:
 
:В 1871 году деревянная мечеть сгорела. Вскоре вместо нее сын Мусы Исхак Утямышев построил ныне существующее здание храма. В конце XIX века вторая махалля (приход) включала в себя более двухсот пятидесяти постоянных прихожан-мужчин.  
 
:В 1871 году деревянная мечеть сгорела. Вскоре вместо нее сын Мусы Исхак Утямышев построил ныне существующее здание храма. В конце XIX века вторая махалля (приход) включала в себя более двухсот пятидесяти постоянных прихожан-мужчин.  
 
:Вторая соборная мечеть является типичным образцом деревенского культового зодчества казанских татар XIX века. Она меньше по размерам и скромнее по убранству, чем первая мечеть. Да и расположена в отдалении от центральной площади и главной мечети села. Она представляет собой одноэтажное, на высоком подклете, прямоугольное в плане здание с входом с торца и минаретом на крыше. Сам минарет утрачен, и кукморцы-современники полны решимости восстановить этот памятник архитектуры (впрочем, как и первую соборную мечеть) в первозданном виде.
 
:Вторая соборная мечеть является типичным образцом деревенского культового зодчества казанских татар XIX века. Она меньше по размерам и скромнее по убранству, чем первая мечеть. Да и расположена в отдалении от центральной площади и главной мечети села. Она представляет собой одноэтажное, на высоком подклете, прямоугольное в плане здание с входом с торца и минаретом на крыше. Сам минарет утрачен, и кукморцы-современники полны решимости восстановить этот памятник архитектуры (впрочем, как и первую соборную мечеть) в первозданном виде.
 +
 +
В селе имеются средняя школа, клуб.
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
Строка 77: Строка 78:
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
 +
* [http://nailtimler.com/rayony_pages/kukmorsky_rayon/kukmorsky_rayon_maskara.html История деревни Маскара (Мэчкэрэ)] на сайте "Татары без границ".
 
* [https://kitubijca.livejournal.com/77574.html Село Маскара: легенда Ишман-бабая и благотворители Утямышевы] - блог Никиты Перфильева.  
 
* [https://kitubijca.livejournal.com/77574.html Село Маскара: легенда Ишман-бабая и благотворители Утямышевы] - блог Никиты Перфильева.  
 
* Лебедев Андрей. Заповедный край Ишман-бабая // Газета "Республика Татарстан", 15.12.2007, Вып. № 250(26106) - http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-38190/
 
* Лебедев Андрей. Заповедный край Ишман-бабая // Газета "Республика Татарстан", 15.12.2007, Вып. № 250(26106) - http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-38190/

Версия 17:35, 25 октября 2019

Маскара (Ишменево, Мэчкэрэ - тат.) - село в Кукморском районе Республики Татарстан, на р. Бурец, в 25 км к северу от г. Кукмора.

Топонимическая справка

  • Возможно, поселение было основано удмуртами, которые впоследствии в XVIII веке приняли ислам и постепенно ассимилировались с татарами.[1] Название деревни Маскара по-удмуртски означает "смешная, забавная, потешная". Есть также другое удмуртское значение этого слова: "тайное искусство", которым возможно обладали первые жители.
  • Любопытно, что среди местного отатарившегося населения бытует версия о происхождении названия села от марийского (!) маскар — "медведь", то есть восходит к тем временам, когда косолапый зверь был полноправным хозяином местных лесов.
  • У населённого пункта было и второе, не менее популярное наименование — Ишманиле (Ишменево), то есть "край Ишмана". Как гласит местная легенда, Ишман-бабай, живший в середине XVII века, — основатель рода, пришедшего в здешние места из татарского села Бурбаш, что в нынешнем Балтасинском районе. Ишман подчинил местный народ, заставив тех платить ясак. В обмен на лояльность покоритель основал в селе школу, больницу и мечеть. Так, по татарской версии, в эти земли пришла цивилизация, за что местные жители и по сей день почитают потомков Ишмана. Свидетельством тому — бережно сохраняемая на местном кладбище каменная плита на могиле Туктара, сына Ишман-бабая, и древняя надпись на ней, исполненная арабской вязью.

Историческая справка

Первое письменное упоминание о поселении относится к 1678 году.

В XVIII - 1-й половине ХIХ вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1552,6 дес.

Список населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг.

Название, тип Положение Уезд и стан Территория От уезд. города, в. От стан. кварт., в. Дворов Мужчин Женщин Всего жителей Примечание
8043 Маскаря д. каз. при рч. Бурце Малмыжский уезд, Стан 2 По левую сторону Елабужского почтового тракта 20 22 117 342 335 677 Мечети 2. Училище. Фабрик 3: бумагопрядильная 1, китаичных 2. Мельница.


Кумачное и кожевенное производства в селе принадлежали братьям Абдулле, Ярулле и Мухаметрахиму Утямышевым. Их потомки владели медеплавильным, мыловаренным, суконным, бязекрасильным и ваточным предприятиями в Казанской и Вятских губерниях. В начале XX века «Казанская мануфактура Утямышева и Ко» входила в лидеры промышленных предприятий Казани. До Первой мировой войны удачливые предприниматели пользовались славой монополистов на мануфактурном рынке среднего Поволжья. Помимо бизнеса братья занимались и благотворительностью – в Казани на их средства были построены мечеть «Иске Таш» и медресе «Мухаммадия», а на своей родине — в селе Маскара они построили две мечети и несколько зданий общественного призрения.

«Книга Вятских родов» В.А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год

Название селения Губерния, Уезд, Волость, Общество Приход Река Семей Жителей Промысел или занятие
9769 Маскара; Ишменево Вятская губерния, Малмыжский уезд, Кошкинская волость, Кошкино-Кутышевский район н/д н/д 149 802 н/д

Рода, число семей:
Валеев — 1, Габидуллин — 1, Губадуллин — 1, Латыпов — 1, Мустафин — 1, Мухаметшин — 1, Нет — 142, Сетдеков — 1


В ХIХ в. Маскара была одним из крупных центров мусульманского образования. В 2 местных мечетях, сельском медресе служили и обучались известные богословы и общественные деятели, среди которых Габденнасыр Курсави, Хусаин Амирханов.

В советский период род Утямышевых подвергся репрессиям, но так или иначе получил достойное продолжение, ведь потомки братьев-предпринимателей долгое время занимались исследовательской работой и даже принимали участие в подготовке полёта в космос первого космонавта Юрия Гагарина.

До 1920 года село входило в Кошкинскую волость Малмыжского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе Арского, с 1928 г. - Мамадышского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Кукморском, с 01.02.1963 г. в Сабинском, с 12.01.1965 г. в Кукморском районах.

Число жителей

В 1873 г. - 677, в 1884 г. - 802, в 1905 г. - 993, в 1920 г. - 933, в 1926 г. - 797, в 1938 г. - 663, в 1949 г. - 579, в 1958 г. - 544, в 1970 г. - 458, в 1979 г. - 440, в 1989 г. - 307, в 2002 г. - 240 жителей (татары).

Известные люди

Уроженцем села Маскара является известный татарский купец и благотворитель Исхак Габдулвалиевич Габдулвалиев, оставивший заметный след в истории торговли Средней Азии и Казахстана.

Также Маскара является родиной предков известного писателя Чингиза Айтматова, по материнской линии. Об этом автору многочисленных повестей было сообщено работниками Кукморского музея. Чингиз Айтматов собирался посетить эти места, но так и не смог приехать по состоянию здоровья, а позже безвременно покинул наш мир.

Достопримечательности села

  • Дом купцов Утямышевых - архитектурный памятник 2-й половины ХIХ в.
Построен в 1826 году, и в его архитектуре явно просматриваются элементы татарского народного зодчества. Сейчас здание обнесено забором, а внутри него с 1944 года располагается коррекционная школа-интернат. Первыми обитателями интерната были дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Сейчас в специализированном учебном заведении учатся дети-инвалиды, которые помимо среднего образования обучаются и сельскохозяйственным профессиям.
  • Здание первой соборной мечети в селе Маскара - памятник архитектуры республиканского значения.
Первая Соборная мечеть с. Маскара построена в 1791 году на средства купца первой гильдии Габдуллы Утямышева. При мечети имелось медресе, в котором в разные времена получили духовное образование многие мусульманские священнослужители Казанской, Уфимской и Вятской губерний.
Здание первой соборной мечети Маскары - одно из старейших кирпичных культовых сооружений в стиле раннего классицизма с элементами барокко в интерьере. Это двухэтажное здание относится к типу двухзальных мечетей с минаретом в центре крыши. Конструкция свода и декор в интерьере молельных залов оформлены аналогично тому, как это сделано в казанской мечети Марджани. Низкий первый этаж выполнял роль традиционного подклета. Основные молельные залы были перекрыты коробовыми сводами с распалубками над окнами, размещенными в интерьере в глубоких нишах с лучковым завершением. Поверхности свода декорированы профилированными филенками и лепными розетками на мотивы барокко и декоративного татарского искусства. Фасады мечети практически сохранили свое первоначальное оформление. Углы и простенки между нарами окон раскрепованы рустованными и гладкими лопатками.
Храм был закрыт в конце 1920-х годов и подвергся разграблению. В 1940 году утрачен минарет, в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.
  • Вторая соборная мечеть в селе Маскара - действующее культовое сооружение.
Возникновение второго прихода в Маскаре относится к 1800 году, когда сын Габдуллы купец Муса Утямышев обратил около шестидесяти своих односельчан-удмуртов в ислам и построил для них деревянную мечеть. По сведениям Ш. Марджани, Муса Утямышев, получивший образование в Бухаре, был не только преуспевающим торговцем, но и талантливым ученым-геологом.
В 1871 году деревянная мечеть сгорела. Вскоре вместо нее сын Мусы Исхак Утямышев построил ныне существующее здание храма. В конце XIX века вторая махалля (приход) включала в себя более двухсот пятидесяти постоянных прихожан-мужчин.
Вторая соборная мечеть является типичным образцом деревенского культового зодчества казанских татар XIX века. Она меньше по размерам и скромнее по убранству, чем первая мечеть. Да и расположена в отдалении от центральной площади и главной мечети села. Она представляет собой одноэтажное, на высоком подклете, прямоугольное в плане здание с входом с торца и минаретом на крыше. Сам минарет утрачен, и кукморцы-современники полны решимости восстановить этот памятник архитектуры (впрочем, как и первую соборную мечеть) в первозданном виде.

В селе имеются средняя школа, клуб.

Примечания

  1. Упоминания об удмуртах (вотяках), живших в д. Маскара:

    Когда в 1832 г. Малмыжский уездный суд сообщил церковному начальству о принятии «магометанства» 30 удмуртами д. Маскара, выяснился факт «полного отатарения вотяков»: жители деревни, многие из которых приняли ислам еще в самом начале XIX в. [1, с. 352–353, 388], говорили между собой по-татарски, роднились с татарами, «одежда, расположение жилищ, обряды, богослужение – всё татарское» [2, с. 485–486].


    1. Мәрҗани Ш. Мөстәфад ел-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар (Казан hәм Болгар хәлләре турында файдаланылган хәбәрләр). Казан, 1989.
    2. Луппов П.Н. Материалы для истории христианства у вотяков в первой половине XIX века. Вятка, 1911.

    — Цит. по: Пислегин Н.В., Чураков В.С. Этнокультурное взаимодействие татар и удмуртов в XIX - начале XX века.
    // ИДНАКАР, № 2 (19), 2014. - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940

    В 1832 г. Малмыжский уездный суд сообщил Вятскому Епархиальному Начальству, что вотяки (удмурты) язычники деревни Маскары Малмыжского уезда в количестве 30 человек приняли магометанство. Командированному сюда для увещаний священнику села Алнаш (Елабужского уезда) Ст. Красноперову пришлось констатировать факт полного отатарения вотяков (удмуртов) деревни Маскары; он убедился, что все жители не только взрослые, но и дети говорят между собой не по вотски (удмуртски), а по татарски, одежда, расположение жилищ, обряды, богослужение, домашняя жизнь - все татарское и даже дочерей своих выдают замуж за татар и сами от них берут в жены.

    — Луппов П.Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века. - 1911 г.

Ссылки