Михаило-Архангельская церковь в селе Суши (Вятскополянский район, Кировская область)

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

Объект культурного наследия РФ № 4300246000

Первое найденное письменное упоминание о церкви содержит дату 20 июля 1728 года. Она содержится на благословенной грамоте казанского митрополита Сильвестра на открытие прихода и строительство деревянной церкви в Сушах. Весь 1729 год ушёл на отбор и заготовку брёвен по специальной технологии для сохранности на столетия. В июле 1731 года начали готовить сруб (есть предания, что эта работа была выполнена в селе Старый Бурец, потом бревна сплавили по р. Вятке). В следующем году деревянная церковь к ноябрю, в канун Михайлова дня, была уже готова. Это была церковь "клетского" типа с прямоугольным срубом, поставленным на пни. Отопления в ней не было. Основной и практически единственный плотницкий инструмент, который использовался строителями - это топор. Мастер Лазарь, руководивший строительством, говорят, похоронен был впоследствии тут же, рядом с церковью.

16 января 1733 года деревянный храм был освящен в честь защитника русского воинства Архистратига Михаила.

Михаило-Архангельская церковь в начале ХХ века. Фото из В-Полянского исторического музея.

Около 1739 года была срублена отдельно стоящая деревянная колокольня, которая простояла почти сто лет, после чего из-за ветхости её разобрали. В 1838 году вятский архиерей Нил дает разрешение на ремонт церкви и восстановление колокольни. В следующем году в результате реконструкции храма в трапезной был устроен тёплый придел, освящённый в 1840 году в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Фундамент храма поставлен на дикий камень-песчаник, заменивший деревянные пни, фасад обшит тёсом. В 1853 году к западному фасаду был пристроен дополнительный сруб-притвор с колокольней, на которой было 7 колоколов: 5 маленьких и 2 больших. Над основной частью храма кровля была двускатная, над прирубом была пятигранная кровля, заканчивавшаяся главкой. Колокольня возвышалась над остальными частями в виде надстройки. Стены снаружи выкрасили жёлтой краской, окна - белой, а крышу зелёной краской. Тогда же сменился иконостас храма, который к моменту ремонта «почти перестал иметь благовидение» (по словам священника храма Петра Любимова), а новый был завезён из упразднённой старой церкви села Савали того же Малмыжского уезда, но в хорошем состоянии.

В дальнейшем храм ремонтировался в 1870 году (заменена обшивка стен, тесовая кровля - на железную, устроено междуэтажное перекрытие, выполнена внутренняя штукатурка) и в 1912 году (посеребрён иконостас, главы на церкви и колокольне позолочены).

Вокруг церкви была ограда, на столбах которой в пасху зажигали свечи. За оградой - кусты, цветущие весной пышными кистями, здесь же были могилы священнослужителей. По преданиям, здесь же рядом был похоронен дед Лазарь, руководивший строительством деревянного храма. Говорят, что могильные склепы были и в подвальном помещении церкви - в советское время прах покоившихся там перезахоронили на сельском кладбище, а подвал вскоре засыпали песком, так как стал оседать фундамент.

Приход церкви в 1910 году состоял из девяти селений с числом жителей 3530 человек. В церковный приход входили все окрестные деревни:

Сушинская церковь сыграла большую роль в приобщении местного населения к духовной культуре. При этом священники терпимо относились к языческим обрядам, бытовавшим у удмуртского населения. Семейно-родовые святилища - куа, сохранялись у удмуртов в деревнях Удмуртское Собакино (позднее переименовано в Виноградово), Казань-Омга и Дым-Дым-Омга до 40-х годов XX века. В каждой из этих деревень были священные леса, места для общих молений: луды и Быдзым-куа. Сельский староста часто являлся в этих селениях и выборным жрецом, проводившим эти общие моления. В начале XX века общие моления во время пасхи на священной поляне Быдзым-куа происходили уже с участием священника, перед иконой, с чтением христианских молитв.

Михаило-Архангельская церковь начала на омгинской земле и миссию народного просвещения, приобщения людей к грамоте. В Омгинском школьном музее есть топографический план земель государственных крестьян деревни Казань-Омга, составленный в 1884 году. На нём среди подписей государственных чиновников, сельского старосты и волостного старшины есть красноречивая надпись, которая говорит об уровне грамотности местного населения в то время:

"Уполномоченные крестьяне деревни Казань-Омги /Чикурча/ Василий Семенов, Павел Данилов, Марк Исаков неграмотные, и за них по доверию расписался крестьянин деревни Верхняго Матана Андрей Спиридонов".

Возможно, это был единственный грамотей на всю округу.

Именно в этом 1884 году в селе Суши на деньги прихожан было открыто первое учебное заведение на омгинской земле - Сушинское церковно-приходское училище. Школа располагалась в специально построенном пятистенном доме. Первой учительницей стала Е.В. Макарова. Настоятелем и преподавателем основного предмета - Закона Божьего, был местный священник, который жил рядом со школой. При церкви была библиотека, насчитывавшая более полутора сотен печатных и рукописных томов.

В церкви проводилось венчание, молебны перед отправкой рекрутов на воинскую службу, службы во время престольных праздников, отпевание покойников. Сушинское кладбище было единым для всего прихода. Младенцев крестили обычно у "святого" ключа в центре Сушей, а также священник выезжал непосредственно в деревни, где обряд крещения производился водой из освященных местных источников.

12) Село Суши – Архангельская церковь, деревянная, построена въ 1733, 1853 г. возобн.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 350 вер., отъ уѣзднаго города въ 35 вер., отъ благоч. въ 27 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 діак., 1 пс.; квартиры для причта казенныя; земли: удобн. 100 дес. 720 саж., неудобн. 6 д. 31 с., въ томъ числѣ удобн. усад. 1 д. 720 с., пахотн. 93 д., сѣнок. 6 д., подъ церк. оград. и площ. 1 д. 920 с.; братскій денежный доходъ: св. 630 р. 15 к., діак. 420 р. 10 к.. пс. 210 р. 5 к.; прихожанъ: прав. рус. 924 м. п., 979 ж. п., крещен. вотяк. 762 м, п., 827 ж. п., старообр. 18 м. п., 20 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 9 селеній, разст. 6 – 22 вер.

Село стоитъ на горѣ, въ 3 вер. отъ рѣки Вятки, въ лѣсной мѣстности. Въ приходѣ три школы: одна церк.-прих. въ селѣ и двѣ земскія въ деревняхъ Казань-Омгѣ въ 8 вер. и Безменшурѣ въ 22 вер. Занятіе прихожанъ землепашество и лѣсныя работы въ казенныхъ дачахъ. Учас. мед. пунктъ фельдшерскій и вол. правл. въ дер. Безменшурѣ въ 22 вер., пар. прист. въ 10 вер. въ с. Вятскихъ Полянахъ, гдѣ есть больница. Село стоитъ на проселкѣ.

— Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 1-й благочиннический округ


Церковь в селе Суши.jpg
Здание Михаило-Архангельской церкви в 1990 году. Фото из В-Полянского исторического музея.
Arch7.jpg

Во время гражданской войны в 1919 году при обстреле села Суши красными со стороны Слудки возник пожар, сгорели почти все крестьянские избы. Михаило-Архангельская церковь чудом уцелела. «Бог спас!» - говорили сельчане.

Штат храма состоял из трёх служителей. Последними перед закрытием Михайловской церкви были священники Сергей Вячеславович Емельянов, Александр Александрович Минеев, псаломщики Г.Д. и И.П. Кузнецовы, а также Г.Д. Овечкин. Священники (Минеев Александр Александрович, 1865 г. рожд., и Емельянов Сергей Вячеславович, 1902 г. рожд.) и другие служители сушинской церкви в 1924 году были лишены избирательных прав. В 1933 году церковь закрыли.

Хотя в Конституции СССР 1936 года была провозглашена свобода совести, но от лозунга до реальной действительности оказалось очень далеко. "Воинствующие атеисты" уже разобрали верхнюю часть храма - колокольню, колокола сняли, сбросили наземь кресты, иконы и утварь растащили. Книги и рукописи из библиотеки сжигались прямо во дворе церкви. Священнослужители были объявлены "врагами народа", "противниками советского колхозного строя".

Сначала здание церкви использовалось как сельский клуб, потом оно было переоборудовано под колхозный склад. Ограда была разобрана, кустарники вырубили, могилы сровняли с землей.

Впоследствии, в 1960 году церковь была признана памятником деревянного зодчества 18 века. Однако ещё долгое время находилась в страшном запустении, без должного присмотра и охраны. Дальше разговоров о необходимости научной реставрации памятника истории и культуры дело не шло. Тем временем постепенно обезлюдело село, превратившись в дачное поселение, в котором остались в основном пенсионеры. Надежды на возрождение сельского храма становились все более призрачными.

Данный храм является одним из самых древних среди деревянных церквей на Вятской земле. Таких сохранилось немного: Михаило-Архангельская надвратная церковь мужского монастыря в городе Слободском, построенная в 1610-1614 годах, Никольская церковь на реке Моломе, построенная в 1667 году, Никольская церковь в Нижнем Починке Опаринского района (1717 г.) и церковь в селе Суши, освящённая в 1733 году.

21 марта 1991 года Вятскополянский райисполком принял решение о передаче храма на баланс общины Никольского собора с условием реставрации здания на месте, но этому решению воплотиться в жизнь не случилось.

На сельском сходе приняли решение, что храм сельчанам не нужен и, отказавшись от него, согласились на предложение сохранить уникальный памятник зодчества и просить департамент культуры дать разрешение на перенос церкви в город Вятские Поляны. Это решение схода поддержало районное общество охраны памятников истории и культуры, которое возглавлялось ветераном труда И.И. Грудцыным (1919-2004 г.г.). Были созданы координационная группа при администрации района и инициативная группа при Никольском соборе города Вятские Поляны. На реконструкцию храма Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры выделило 30 тысяч рублей, районное отделение общества - 5 тысяч рублей, остальные средства нашла церковная община.

18 апреля 1998 года правящий архиерей владыка Хрисанф благословил перенос храма в город.

14 января 1999 года вятскополянская городская дума вынесла решение «о выделении земельного участка под переносимый храм в районе городского кладбища.

24 марта 1999 года храм в разобранном виде был перевезен, и благодаря настойчивости сушинцев, живущих в Вятских Полянах, большому участию настоятеля Никольского Собора г. Вятские Поляны протоиерея Алексия Сухих, многих верующих района, удалось начать работы по восстановлению, реставрации старинного храма.

См. Михаило-Архангельская церковь в Вятских Полянах