Описание монастырской вотчины в Полянках — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | Против, р. Воштормы раскинулись монастырские луга на 1000 коп. сена. Ниже речки монастырские пашни, а за ними крестьянские и бобыльские дворы; от них по горе шла дорога (зимняя) к государеву житному двору, а в нем стояли 4 житницы с хлебом; за житницами «Божие Милосердие» т.е. монастырь с храмами и кельями монахов, а от монастыря улицы; к монастырю примыкал «животинный двор». Возле монастырской пашни дорога на овраг Дюдюм , а с него на Кушак речку, оттуда на большую бортную сосну, далее на овраг Касмир, а от него на деревню Люгу. Под старческим «усадищем» пустого места было десятин 10. По ключу у оврага раскинулось селение со двумя улицами. Тут были дворы монастырские и крестьянские. Крестьянских и бобыльских дворов было 35. Управлял вотчиной посельский старец Михаил. | + | Против, р. Воштормы раскинулись монастырские луга на 1000 коп. сена. Ниже речки монастырские пашни, а за ними крестьянские и бобыльские дворы; от них по горе шла дорога (зимняя) к государеву житному двору, а в нем стояли 4 житницы с хлебом<ref>Жи́тница - ''устар.'', амбар, помещение для хранения хлеба, зерна.</ref>; за житницами «Божие Милосердие» т.е. монастырь с храмами и кельями монахов, а от монастыря улицы; к монастырю примыкал «животинный двор». Возле монастырской пашни дорога на овраг Дюдюм , а с него на Кушак речку<ref>Малая речка, протекающая через деревни [[Ершовка]] и [[Кушак]]. Правый приток реки [[Ошторма (приток Вятки)|Оштормы]].</ref>, оттуда на большую бортную сосну, далее на овраг Касмир<ref>Возможно, речь идёт о логе, у которого расположена деревня [[Качимир]].</ref>, а от него на деревню Люгу. Под старческим «усадищем» пустого места было десятин 10. По ключу у оврага раскинулось селение со двумя улицами. Тут были дворы монастырские и крестьянские. Крестьянских и бобыльских дворов было 35. Управлял вотчиной посельский старец Михаил. |
В 1607 г. рядом с вотчиной появилось дворцовое село.<ref>Речь идёт о селе [[Усад]] (ныне в составе города [[Вятские Поляны]]).</ref> Казанский житель Михаил Онучин, возвращаясь с вотским посотным хлебом, видел на Вятке много порожних, удобных для жилья земель, о чем он и сообщил Казанским воеводам, Степ. Александр. Волоскому и Богдану Бельскому. По расчету Онучина на этих местах можно было поселить крестьян вытей на сто. С Онучиным вместе приехал поп Пантелей Никитин и кр. Ивашка Кузьмин с товарищами. Они сказали воеводам, что рядом с монастырской вотчиной вверх по р. Вошторме и за Кушак речку лежит чистого места, бора и леса в длину и ширину верст на 5, да в другом месте за р. Воштормой вверх по р. Тойме до Черемисской деревни (на вершине Тоймы),<ref>Ныне деревня Туембаш.</ref> чистого места и лесу по смете в длину верст на 10 и в ширину на 4, в расстоянии от Черемисской дер. Кукмары<ref>Возможно, речь идёт об исчезнувшей деревне [[Ошторма-Кукмор]].</ref> верст на 15. Поп Никитин и крестьяне просили воевод позволить селиться им за государем в крестьянах. Разрешение было дано, выдана грамота на означенные места за печатью царства Казанского и предоставлена 6-летняя льгота от государственных повинностей. Крестьяне эти были выходцами с монастырской земли, потому что у монастыря на них имелись записи, а поп Никитин, очевидно, был из Полянок, почему так хорошо и знал эту местность. | В 1607 г. рядом с вотчиной появилось дворцовое село.<ref>Речь идёт о селе [[Усад]] (ныне в составе города [[Вятские Поляны]]).</ref> Казанский житель Михаил Онучин, возвращаясь с вотским посотным хлебом, видел на Вятке много порожних, удобных для жилья земель, о чем он и сообщил Казанским воеводам, Степ. Александр. Волоскому и Богдану Бельскому. По расчету Онучина на этих местах можно было поселить крестьян вытей на сто. С Онучиным вместе приехал поп Пантелей Никитин и кр. Ивашка Кузьмин с товарищами. Они сказали воеводам, что рядом с монастырской вотчиной вверх по р. Вошторме и за Кушак речку лежит чистого места, бора и леса в длину и ширину верст на 5, да в другом месте за р. Воштормой вверх по р. Тойме до Черемисской деревни (на вершине Тоймы),<ref>Ныне деревня Туембаш.</ref> чистого места и лесу по смете в длину верст на 10 и в ширину на 4, в расстоянии от Черемисской дер. Кукмары<ref>Возможно, речь идёт об исчезнувшей деревне [[Ошторма-Кукмор]].</ref> верст на 15. Поп Никитин и крестьяне просили воевод позволить селиться им за государем в крестьянах. Разрешение было дано, выдана грамота на означенные места за печатью царства Казанского и предоставлена 6-летняя льгота от государственных повинностей. Крестьяне эти были выходцами с монастырской земли, потому что у монастыря на них имелись записи, а поп Никитин, очевидно, был из Полянок, почему так хорошо и знал эту местность. |
Версия 23:53, 14 декабря 2016
|
Сохранилось описание Полянской вотчины от 1607 г. в книге Селивановского К. "История Вятского Успенского Трифонова монастыря" (Вятка, 1912. - С.39-40.):[1]
Против, р. Воштормы раскинулись монастырские луга на 1000 коп. сена. Ниже речки монастырские пашни, а за ними крестьянские и бобыльские дворы; от них по горе шла дорога (зимняя) к государеву житному двору, а в нем стояли 4 житницы с хлебом[2]; за житницами «Божие Милосердие» т.е. монастырь с храмами и кельями монахов, а от монастыря улицы; к монастырю примыкал «животинный двор». Возле монастырской пашни дорога на овраг Дюдюм , а с него на Кушак речку[3], оттуда на большую бортную сосну, далее на овраг Касмир[4], а от него на деревню Люгу. Под старческим «усадищем» пустого места было десятин 10. По ключу у оврага раскинулось селение со двумя улицами. Тут были дворы монастырские и крестьянские. Крестьянских и бобыльских дворов было 35. Управлял вотчиной посельский старец Михаил.
В 1607 г. рядом с вотчиной появилось дворцовое село.[5] Казанский житель Михаил Онучин, возвращаясь с вотским посотным хлебом, видел на Вятке много порожних, удобных для жилья земель, о чем он и сообщил Казанским воеводам, Степ. Александр. Волоскому и Богдану Бельскому. По расчету Онучина на этих местах можно было поселить крестьян вытей на сто. С Онучиным вместе приехал поп Пантелей Никитин и кр. Ивашка Кузьмин с товарищами. Они сказали воеводам, что рядом с монастырской вотчиной вверх по р. Вошторме и за Кушак речку лежит чистого места, бора и леса в длину и ширину верст на 5, да в другом месте за р. Воштормой вверх по р. Тойме до Черемисской деревни (на вершине Тоймы),[6] чистого места и лесу по смете в длину верст на 10 и в ширину на 4, в расстоянии от Черемисской дер. Кукмары[7] верст на 15. Поп Никитин и крестьяне просили воевод позволить селиться им за государем в крестьянах. Разрешение было дано, выдана грамота на означенные места за печатью царства Казанского и предоставлена 6-летняя льгота от государственных повинностей. Крестьяне эти были выходцами с монастырской земли, потому что у монастыря на них имелись записи, а поп Никитин, очевидно, был из Полянок, почему так хорошо и знал эту местность.
Примечания
- ↑ К. Селивановский, вероятно, цитирует по источнику: Грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Успенскому монастырю
- ↑ Жи́тница - устар., амбар, помещение для хранения хлеба, зерна.
- ↑ Малая речка, протекающая через деревни Ершовка и Кушак. Правый приток реки Оштормы.
- ↑ Возможно, речь идёт о логе, у которого расположена деревня Качимир.
- ↑ Речь идёт о селе Усад (ныне в составе города Вятские Поляны).
- ↑ Ныне деревня Туембаш.
- ↑ Возможно, речь идёт об исчезнувшей деревне Ошторма-Кукмор.