Описание монастырской вотчины в Полянках — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(не показаны 6 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
<noinclude>{{memorat}}</noinclude>
+
<noinclude>{{Древний акт}}</noinclude>
 
Сохранилось описание [[Вотчина Трифонова монастыря в Вятских Полянах (Рождественский мужской монастырь)|Полянской вотчины]] от 1607 г. в книге Селивановского К. "История Вятского Успенского Трифонова монастыря" (Вятка, 1912. - С.39-40.):<ref>К. Селивановский, вероятно, цитирует по источнику: [[Грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Успенскому монастырю]]</ref>
 
Сохранилось описание [[Вотчина Трифонова монастыря в Вятских Полянах (Рождественский мужской монастырь)|Полянской вотчины]] от 1607 г. в книге Селивановского К. "История Вятского Успенского Трифонова монастыря" (Вятка, 1912. - С.39-40.):<ref>К. Селивановский, вероятно, цитирует по источнику: [[Грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Успенскому монастырю]]</ref>
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Против, р. Воштормы раскинулись монастырские луга на 1000 коп. сена. Ниже речки монастырские пашни, а за ними крестьянские и бобыльские дворы; от них по горе шла дорога (зимняя) к государеву житному двору, а в нем стояли 4 житницы с хлебом<ref>Жи́тница - ''устар.'', амбар, помещение для хранения хлеба, зерна.</ref>; за житницами «Божие Милосердие» т.е. монастырь с храмами и кельями монахов, а от монастыря улицы; к монастырю примыкал «животинный двор». Возле монастырской пашни дорога на овраг Дюдюм<ref>Имеется в виду [[Банный лог]].</ref>, а с него на Кушак речку<ref>Малая речка, протекающая через деревни [[Ершовка]] и [[Кушак]]. Правый приток реки [[Ошторма (приток Вятки)|Оштормы]].</ref>, оттуда на большую бортную сосну<ref>Сосну, на которой имелись ''борти'' - ульи для пчёл, выдолбленные в чурбане или колоде.</ref>, далее на овраг Касмир<ref>Возможно, речь идёт о логе, у которого расположена деревня [[Качимир]].</ref>, а от него на деревню Люгу. Под старческим «усадищем» пустого места было десятин 10. По ключу у оврага раскинулось селение со двумя улицами. Тут были дворы монастырские и крестьянские. Крестьянских и бобыльских дворов было 35. Управлял вотчиной посельский старец Михаил.
+
Против, р. Воштормы раскинулись монастырские луга на 1000 коп. сена<ref>''Копна'' сена в старых грамотах значила несколько не то, что мы разумеем ныне под этим словом. Вместе с числом копен в старинных актах подразумевалось не только ''количество'' сена, но вместе и ''мера'' сенных покосов: на десятине единообразно полагалось сена 10 копен, или иначе 10 копен принималось за одну десятину.<br>''Десятина'' - русская единица земельной площади, равная 2 400 кв. саженям или 1,09 гектара.</ref>. Ниже речки монастырские пашни, а за ними крестьянские и бобыльские дворы; от них по горе шла дорога (зимняя) к государеву житному двору, а в нем стояли 4 житницы с хлебом<ref>Жи́тница - ''устар.'', амбар, помещение для хранения хлеба, зерна.</ref>; за житницами «Божие Милосердие» т.е. монастырь с храмами и кельями монахов, а от монастыря улицы; к монастырю примыкал «животинный двор». Возле монастырской пашни дорога на овраг Дюдюм<ref>Имеется в виду [[Банный лог]].</ref>, а с него на Кушак речку<ref>Малая речка, протекающая через деревни [[Ершовка]] и [[Кушак]]. Правый приток реки [[Ошторма (приток Вятки)|Оштормы]].</ref>, оттуда на большую бортную сосну<ref>Сосну, на которой имелись ''борти'' - ульи для пчёл, выдолбленные в чурбане или колоде.</ref>, далее на овраг Касмир<ref>Возможно, речь идёт о логе, у которого расположена деревня [[Качимир]].</ref>, а от него на деревню [[Люга (село)|Люгу]]. Под старческим «усадищем» пустого места было десятин 10. По ключу у оврага раскинулось селение со двумя улицами. Тут были дворы монастырские и крестьянские. Крестьянских и бобыльских дворов было 35. Управлял вотчиной посельский старец Михаил.
  
В 1607 г. рядом с вотчиной появилось дворцовое село.<ref>Речь идёт о селе, получившем позже название [[Усад]] (ныне в составе города [[Вятские Поляны]]).</ref> Казанский житель Михаил Онучин, возвращаясь с вотским посотным хлебом, видел на Вятке много порожних, удобных для жилья земель, о чем он и сообщил Казанским воеводам, Степ. Александр. Волоскому и Богдану Бельскому. По расчету Онучина на этих местах можно было поселить крестьян вытей на сто. С Онучиным вместе приехал поп Пантелей Никитин и кр. Ивашка Кузьмин с товарищами. Они сказали воеводам, что рядом с монастырской вотчиной вверх по р. Вошторме и за Кушак речку лежит чистого места, бора и леса в длину и ширину верст на 5, да в другом месте за р. Воштормой вверх по р. Тойме до Черемисской деревни (на вершине Тоймы),<ref>Ныне деревня Туембаш.</ref> чистого места и лесу по смете в длину верст на 10 и в ширину на 4, в расстоянии от Черемисской дер. Кукмары<ref>Возможно, речь идёт об исчезнувшей деревне [[Ошторма-Кукмор]].</ref> верст на 15. Поп Никитин и крестьяне просили воевод позволить селиться им за государем в крестьянах. Разрешение было дано, выдана грамота на означенные места за печатью царства Казанского и предоставлена 6-летняя льгота от государственных повинностей. Крестьяне эти были выходцами с монастырской земли, потому что у монастыря на них имелись записи, а поп Никитин, очевидно, был из Полянок, почему так хорошо и знал эту местность.
+
В 1607 г. рядом с вотчиной появилось дворцовое село.<ref>Речь идёт о селе, получившем позже название [[Усад]] (ныне в составе города [[Вятские Поляны]]).</ref> Казанский житель Михаил Онучин, возвращаясь с вотским посопным хлебом, видел на Вятке много порожних, удобных для жилья земель, о чем он и сообщил Казанским воеводам, Степ. Александр. Волоскому и Богдану Бельскому. По расчету Онучина на этих местах можно было поселить крестьян вытей на сто. С Онучиным вместе приехал поп Пантелей Никитин и кр. Ивашка Кузьмин с товарищами. Они сказали воеводам, что рядом с монастырской вотчиной вверх по р. Вошторме и за Кушак речку лежит чистого места, бора и леса в длину и ширину верст на 5, да в другом месте за р. Воштормой вверх по р. Тойме до Черемисской деревни (на вершине Тоймы), чистого места и лесу по смете в длину верст на 10 и в ширину на 4, в расстоянии от Черемисской дер. Кукмары.</ref> верст на 15. Поп Никитин и крестьяне просили воевод позволить селиться им за государем в крестьянах. Разрешение было дано, выдана грамота на означенные места за печатью царства Казанского и предоставлена 6-летняя льгота от государственных повинностей. Крестьяне эти были выходцами с монастырской земли, потому что у монастыря на них имелись записи, а поп Никитин, очевидно, был из Полянок, почему так хорошо и знал эту местность.
 
{{конец цитаты}}
 
{{конец цитаты}}
  
Текст книги: [[Файл:Селивановский К История Вятского Успенского монастыря.pdf]]
+
:[http://kraeved.vp43.ru/images/a/a7/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9A_%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%92%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F.pdf Полный текст книги К. Селивановского.]
  
 
<noinclude>
 
<noinclude>

Версия 17:17, 29 августа 2017

Svitok.jpg Этот документ является первоисточником.
При чтении можно использовать
Терминологический словарь к древним актам.

Сохранилось описание Полянской вотчины от 1607 г. в книге Селивановского К. "История Вятского Успенского Трифонова монастыря" (Вятка, 1912. - С.39-40.):[1]

Против, р. Воштормы раскинулись монастырские луга на 1000 коп. сена[2]. Ниже речки монастырские пашни, а за ними крестьянские и бобыльские дворы; от них по горе шла дорога (зимняя) к государеву житному двору, а в нем стояли 4 житницы с хлебом[3]; за житницами «Божие Милосердие» т.е. монастырь с храмами и кельями монахов, а от монастыря улицы; к монастырю примыкал «животинный двор». Возле монастырской пашни дорога на овраг Дюдюм[4], а с него на Кушак речку[5], оттуда на большую бортную сосну[6], далее на овраг Касмир[7], а от него на деревню Люгу. Под старческим «усадищем» пустого места было десятин 10. По ключу у оврага раскинулось селение со двумя улицами. Тут были дворы монастырские и крестьянские. Крестьянских и бобыльских дворов было 35. Управлял вотчиной посельский старец Михаил.

В 1607 г. рядом с вотчиной появилось дворцовое село.[8] Казанский житель Михаил Онучин, возвращаясь с вотским посопным хлебом, видел на Вятке много порожних, удобных для жилья земель, о чем он и сообщил Казанским воеводам, Степ. Александр. Волоскому и Богдану Бельскому. По расчету Онучина на этих местах можно было поселить крестьян вытей на сто. С Онучиным вместе приехал поп Пантелей Никитин и кр. Ивашка Кузьмин с товарищами. Они сказали воеводам, что рядом с монастырской вотчиной вверх по р. Вошторме и за Кушак речку лежит чистого места, бора и леса в длину и ширину верст на 5, да в другом месте за р. Воштормой вверх по р. Тойме до Черемисской деревни (на вершине Тоймы), чистого места и лесу по смете в длину верст на 10 и в ширину на 4, в расстоянии от Черемисской дер. Кукмары.</ref> верст на 15. Поп Никитин и крестьяне просили воевод позволить селиться им за государем в крестьянах. Разрешение было дано, выдана грамота на означенные места за печатью царства Казанского и предоставлена 6-летняя льгота от государственных повинностей. Крестьяне эти были выходцами с монастырской земли, потому что у монастыря на них имелись записи, а поп Никитин, очевидно, был из Полянок, почему так хорошо и знал эту местность.


Полный текст книги К. Селивановского.


Примечания

  1. К. Селивановский, вероятно, цитирует по источнику: Грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Успенскому монастырю
  2. Копна сена в старых грамотах значила несколько не то, что мы разумеем ныне под этим словом. Вместе с числом копен в старинных актах подразумевалось не только количество сена, но вместе и мера сенных покосов: на десятине единообразно полагалось сена 10 копен, или иначе 10 копен принималось за одну десятину.
    Десятина - русская единица земельной площади, равная 2 400 кв. саженям или 1,09 гектара.
  3. Жи́тница - устар., амбар, помещение для хранения хлеба, зерна.
  4. Имеется в виду Банный лог.
  5. Малая речка, протекающая через деревни Ершовка и Кушак. Правый приток реки Оштормы.
  6. Сосну, на которой имелись борти - ульи для пчёл, выдолбленные в чурбане или колоде.
  7. Возможно, речь идёт о логе, у которого расположена деревня Качимир.
  8. Речь идёт о селе, получившем позже название Усад (ныне в составе города Вятские Поляны).