Описание монастырской вотчины в Полянках

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Svitok.jpg Этот документ является первоисточником.
При чтении можно использовать
Терминологический словарь к древним актам.

Сохранилось описание Полянской вотчины от 1607 г. в книге Селивановского К.Н. "История Вятского Успенского Трифонова монастыря" (Вятка, 1912. - С.39-40.):[1]

Против, р. Воштормы раскинулись монастырские луга на 1000 коп. сена[2]. Ниже речки монастырские пашни, а за ними крестьянские и бобыльские дворы; от них по горе шла дорога (зимняя) к государеву житному двору, а в нем стояли 4 житницы с хлебом[3]; за житницами «Божие Милосердие» т.е. монастырь с храмами и кельями монахов[4], а от монастыря улицы; к монастырю примыкал «животинный двор». Возле монастырской пашни дорога на овраг Дюдюм[5], а с него на Кушак речку[6], оттуда на большую бортную сосну[7], далее на овраг Касмир[8], а от него на деревню Люгу. Под старческим «усадищем» пустого места было десятин 10. По ключу у оврага раскинулось селение со двумя улицами. Тут были дворы монастырские и крестьянские. Крестьянских и бобыльских дворов было 35. Управлял вотчиной посельский старец Михаил.

В 1607 г. рядом с вотчиной появилось дворцовое село.[9] Казанский житель Михаил Онучин, возвращаясь с вотским посопным хлебом, видел на Вятке много порожних, удобных для жилья земель, о чем он и сообщил Казанским воеводам, Степ. Александр. Волоскому и Богдану Бельскому. По расчету Онучина на этих местах можно было поселить крестьян вытей на сто. С Онучиным вместе приехал поп Пантелей Никитин и кр. Ивашка Кузьмин с товарищами. Они сказали воеводам, что рядом с монастырской вотчиной вверх по р. Вошторме и за Кушак речку лежит чистого места, бора и леса в длину и ширину верст на 5, да в другом месте за р. Воштормой вверх по р. Тойме до Черемисской деревни (на вершине Тоймы), чистого места и лесу по смете в длину верст на 10 и в ширину на 4, в расстоянии от Черемисской дер. Кукмары. верст на 15. Поп Никитин и крестьяне просили воевод позволить селиться им за государем в крестьянах. Разрешение было дано, выдана грамота на означенные места за печатью царства Казанского и предоставлена 6-летняя льгота от государственных повинностей. Крестьяне эти были выходцами с монастырской земли, потому что у монастыря на них имелись записи, а поп Никитин, очевидно, был из Полянок, почему так хорошо и знал эту местность.


Полный текст книги К. Селивановского.


Примечания

  1. К. Селивановский, вероятно, цитирует по источнику: Грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Успенскому монастырю
  2. Копна сена в старых грамотах значила несколько не то, что мы разумеем ныне под этим словом. Вместе с числом копен в старинных актах подразумевалось не только количество сена, но вместе и мера сенных покосов: на десятине единообразно полагалось сена 10 копен, или иначе 10 копен принималось за одну десятину.
    Десятина - русская единица земельной площади, равная 2 400 кв. саженям или 1,09 гектара.
  3. Жи́тница - устар., амбар, помещение для хранения хлеба, зерна.
  4. Монашеская обитель, созданная для управления монастырской вотчиной, не имела самостоятельного монастырского статуса, и выполняла роль филиала Вятского Успенского монастыря.
  5. Имеется в виду Банный лог.
  6. Малая речка, протекающая через деревни Ершовка и Кушак. Правый приток реки Оштормы.
  7. Сосну, на которой имелись борти - ульи для пчёл, выдолбленные в чурбане или колоде.
  8. Возможно, речь идёт о логе, у которого расположена деревня Качимир.
  9. Речь идёт о селе, получившем позже название Усад (ныне в составе города Вятские Поляны).