Пароход «Вест»
«Вест» («Память Рошаля», «Вест», «15 лет Комсомола») - колесный грузопассажирский пароход, работавший на реках Вятка, Кама, Белая, Уфа. В годы Гражданской войны штабной пароход 2-й армии Восточного фронта и 5-го дивизиона Волжско-Камской военной флотилии.
Содержание
Общие сведения
- Назначение судна - буксирно-пассажирское (1908), товаро-пассажирское (1914), буксирно-пассажирское (1915)
- Движитель - колесо.
- Владельцы - Яковлев М.Ф. (1908); Якимова Е.В., наследница Якимова Д.Д. (1914); Яковлев М.Ф. (1915)
- Место пребывания владельцев - г. Нижний Новгород (1908), слобода Кукарка Яранского уезда (1914).
- Капитан судна - Кашин А.Г. (1915).
- Корпус железный
- Год и место постройки, реконструкции - 1908, деревня Борзовка (затон Молитовка) Балахнинского уезда Нижегородской губернии, завод Яковлева Нижний Новгород (1908), мастерские (завод) Яковлева (1914, 1915)
- Наружные размеры судна (м): длина наибольшая - 53.94; ширина наибольшая с кожухами - 12.49
- Высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 2.33
- Осадка судна порожнего - 0.53
- Осадка судна при полной нагрузке - 1.06
- Подробности по корпусу: 6 переборок, электрическое освещение, деревянная палуба
- Машина - паровой компаунд с инжекторным холодильником
- Мощность - 50 номинальных сил; 200 индикаторных сил.
- Род потребляемого судном топлива - нефть
- Количество топлива, потребляемого машиной - 10 пудов в час (1908), 8 пудов в час (1914)
- Пассажировместимость (чел.): 1-ый класс - 18, 2-ой класс - 28, 3-ий класс - 255 (с 1914).
- Число служащих на судне (чел.) - 22.
- Наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 98.28
- Район плавания - Уфа - Казань (1908, 1914); Волга, Кама, Белая (1915)
Биография судна
С 1908 года название парохода «Вест». Обычно зимовал в затоне Русская Курья на р. Пижма (приток Вятки) близ Кукарки.
1916 г. с торговым домом вошёл в созданное Пароходством братьев Каменских и Н. Мешкова объединение «Товарищество пароходов».
По декрету Совнаркома от 26.01.1918 г. национализирован и сдан местному Делосовету стоящий на зимовке у Казани. 25.03.1918 г. подчинен Волжскому областному управлению судоходством.
С 03.04.1918 г. в подчинении Управления Каспийско-Волжско-Мариинской водной системы (Кавомар). С середины апреля 1918 года при Управлении Водного Транспорта Волжского бассейна Кавомар.
20.05.1918 г. взял в Набережных Челнах боевую дружину красных из Мензелинска (120 чел.) и увёз в Уфу. Затем ушёл на Вятку.
На основе «Временного положения об обл. управлении водного транспорта Волжского бассейна» от 19.07.1918 г. с сентября 1918 года в распоряжении Вятского Рупвода Волжского Обвода ВСНХ.
С августа 1918 года на пароходе располагался полевой штаб 2-й армии Восточного фронта, который из Сарапула переместился на реку Вятка и стоял: 20-22 августа у с. Вятские Поляны, 23 августа - 10 сентября возле г. Малмыж, 11 сентября - 24 октября у с. Вятские Поляны.
Зимой 1918–19 г. стоял в затоне Русская Курья.
07.05.1919 г. призван в красный Волжский военный флот как штабной пароход 5-го дивизиона Волжско-Камской военной флотилии. Штаб дивизиона размещался на пароходе до 15.05.1919, потом перебрался на пароход «Москва».
19.05.1919 г. стал «Память Рошаля»[1] и обеспечивал деятельность дивизиона по переправе, перевозке воинских частей и высадке десантов 2-й армии в низовьях Вятки.
05.06.1919 г. возврат Рупводу, снова как «Вест».
С 05.1920 г. в его составе у Управления водного транспорта Волжского бассейна был в отстое – нет в списке 1922 г.
10.06.1922 г. приказом № 218 по ВОВПС с 01.08.1922 г. подчинен Бельскому агентству Камского линейного отдела Волжского ОВПС. На 1923 г. есть в рабочем ядре.
Приказом от 17.03.1923 г. по управлению Камского линейного отдела сдан передаточной комиссии по реорганизации с 01.04.1923 г. ВОВПС в Волжское государственное пароходство.
11.04.1923 г. приказом № 257 по ВОВПС включен в Уфимское управление местным флотом ВГРП. Постановлением правления ВРП № 110 от 28.09.1925 г. с 01.1926 г. вошел в Уфимское агентство товаро-пассажирского флота ВГРП. Постановлением правления ВРП № 1331 / 8 от 12.07.1926 г. с 08.1926 г. подчинен Уфимской коммерческо-эксплуатационной конторе ВГРП. 1929 г. линия Уфа – Стерлитамак по р. Белая до спада воды. Затем перевозки вблизи Уфы.
С 12.1929 г. в составе конторы у Волжского управления гос. реч. транспорта. 30.01.1931 г. подчинен Наркомводу. С 05.02.1931 г. с той же конторой в Управлении реч. транспорта Московско-Волжско-Камского гос. реч. флота. Приказом НКВТ от 11.02.1931 г. № 3 и приказом по управлению ВГРП от 17.02.1931 г. № 1 с 25.02. 1931 г. с конторой подчинен Камскому районному управлению Волжского управления речного транспорта.
15.03.1934 г. в составе конторы сдан и 01.04.1934 г. начал работу у управления Камского реч. пароходства. С 1935 г. в Уфимской эксплуатационной конторе КРП. 1936 г. прошел кап. ремонт. По приказам НКВТ СССР № 246 от 21.12.1936 г. и № 18 от 07.01.1937 г. с 01.1937 г. вошел в Бельское реч. пароходство Волжско-Камского Центр. управления. Рейсы Уфа – Казань.
Постановлением СНК от 26.02.1937 г. и приказом НКВТ СССР от 23.03.1937 г. с управлением подчинен Центр. управлению реч. путей НКВТ. Рейсы Уфа – Казань.
С 09.04.1939 г. у НКРФ и работал в Бельском реч. пароходстве.
В 1940 году стал «15 лет Комсомола».
В годы Великой Отечественной войны на военных и хозяйственных перевозках по р. Белая, Кама, Уфа.
23.03.1946 г. подчинен с пароходством МРФ СССР. С 15.03.1953 г. у ММРФ, 25.08.1954 г. у МРФ СССР. 01.1955 г. вошел в Бельское рай. управление Камского реч. пароходства. 06.06.1956 г. с ним подчинен МРФ РСФСР. По приказу МРФ № 641 от 10.03.1958 г. с 15.03.1958 г. вошел в воссозданное Бельское реч. пароходство.
В начале 1960-х гг. списан из-за плохого тех. состояния и из списков исключен. Вскоре после этого разобран на лом.
Примечания
- ↑ Пароход был назван в память Рошаля Семёна Григорьевича (1896—1917), русского революционера, члена РСДРП(б) с 1914 г., сына богатого купца-еврея, участника Первой мировой войны. В 1915 г. арестован за антивоенную пропаганду и до Февраля находился в тюрьме «Кресты». Возглавлял организацию РСДРП в Кронштадте. Один из организаторов июльской демонстрации 1917 г., после чего снова до сентября находился в «Крестах» вместе с Л.Д. Троцким, Ф.Ф. Раскольниковым и др., освобождён 26 октября (8) ноября 1917 во время Октябрьской революции. Фёдор Раскольников впоследствии стал командующим Волжской военной флотилией и по его инициативе два парохода носили имя погибшего большевика: «Рошаль» и «Память Рошаля». Комиссар красный частей при отражении набега генерала П.Н. Краснова на Петроград. Комиссар Советского правительства на Румынском фронте. Арестован румынскими властями и выдан на расправу белогвардейским террористам. Убит ими 8 (21) декабря 1917 г.
Источники
- Вятские пароходы (1861–1917 гг.) / Р.В. Лапшин, Н.В. Митюков, Л.П. Порцева, А.В. Коробейников. – Ижевск: Иднакар, 2012. - С.74-75.
- Справочник по пароходам, перевозившим пассажиров в бассейне Волги - сайт Анатолия Талыгина