Первое десятилетие Вятских Полян — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «© В.А. Слесарев. ([https://vk.com/@sl_wl_al-pervoe-desyatiletie-vyatskih-polyan Опубликовано в Контак…») |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
© [[Участник:Admin|В.А. Слесарев]]. ([https://vk.com/@sl_wl_al-pervoe-desyatiletie-vyatskih-polyan Опубликовано в Контакте] 30.04.2019). | © [[Участник:Admin|В.А. Слесарев]]. ([https://vk.com/@sl_wl_al-pervoe-desyatiletie-vyatskih-polyan Опубликовано в Контакте] 30.04.2019). | ||
---- | ---- | ||
− | Сохранилась грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Вятскому Успенскому монастырю, в которой содержится цитата из [[Грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Успенскому монастырю|дозорных книг Савы Аристова]], с описанием монастырского села [[Полянки]], относящимся к 1606 году. То есть описание выполнено сразу через 10 лет после начала обустройства Вятских Полян в 1596 году: | + | Сохранилась грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Вятскому Успенскому монастырю, в которой содержится цитата из [[Грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Успенскому монастырю|дозорных книг Савы Аристова]], с описанием монастырского села [[Полянки]], относящимся '''к 1606 году'''. То есть описание выполнено сразу через 10 лет после начала обустройства Вятских Полян в 1596 году: |
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | '''''..а от пашни дворы крестьянские и бобылские старца Мисаила с братьею;.. | + | '''''..а от пашни дворы крестьянские и бобылские старца Мисаила с братьею;..''''' |
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
Как видим, старец Мисаил с братиею начали обустраиваться не одни. Известно, что для освоения земельных и рыбных угодий [[Вотчина Трифонова монастыря в Вятских Полянах (Рождественский мужской монастырь)|южной вотчины Вятского Успенского монастыря]] сюда была направлена часть монастырских крестьян из Вобловицкой волости Слободского уезда. | Как видим, старец Мисаил с братиею начали обустраиваться не одни. Известно, что для освоения земельных и рыбных угодий [[Вотчина Трифонова монастыря в Вятских Полянах (Рождественский мужской монастырь)|южной вотчины Вятского Успенского монастыря]] сюда была направлена часть монастырских крестьян из Вобловицкой волости Слободского уезда. | ||
− | ..а от дворов крестьянских под тем же островом горы, да дорога зимняя к государеву к житничному двору, а в нём четыре житницы с хлебом;.. | + | {{начало цитаты}} |
− | Жи́тница - устар., амбар, помещение для хранения хлеба, зерна. Государев житничный двор был предназначен для складирования ясачного (посопного) хлеба, свозимого с деревень левобережья. | + | '''''..а от дворов крестьянских под тем же островом горы, да дорога зимняя к государеву к житничному двору, а в нём четыре житницы с хлебом;..''''' |
+ | {{конец цитаты}} | ||
+ | |||
+ | ''Жи́тница'' - ''устар''., амбар, помещение для хранения хлеба, зерна. ''Государев житничный двор'' был предназначен для складирования ясачного (посопного) хлеба, свозимого с деревень левобережья. | ||
− | Ясак — поземельная подать, которой было обложено нерусское крестьянство Среднего Поволжья. Ясак с нерусских народов, присоединившихся к Русскому государству, первоначально собирался как выражение подданства, как феодальная рента верховному владельцу государства — русскому царю. По мере развития абсолютизма ясак стал выражением зависимости нерусских крестьян как крепостных всего государства. Ясак как мера обложения исчислялся с земельной площади, состоявшей в постоянном пользовании крестьянской общины (пашенной земли и сенокосных угодий), и как вид подати выплачивался вначале преимущественно натурой — хлебом (рожью и овсом поровну, в некоторых местах также ячменем) и мехами пушных зверей, позднее — в форме денежного и хлебного сбора. Термин ясак вошёл в обиход Русского государства из тюркских языков со времени присоединения к нему бывшего Казанского ханства по прежнему наименованию ханской подати. В русском языке существовал равнозначный термин — посоп, поэтому в некоторых местах хлебную подать с нерусского крестьянства называли то ясачным посопным хлебом, то просто посопным хлебом. | + | ''Ясак'' — поземельная подать, которой было обложено нерусское крестьянство Среднего Поволжья. Ясак с нерусских народов, присоединившихся к Русскому государству, первоначально собирался как выражение подданства, как феодальная рента верховному владельцу государства — русскому царю. По мере развития абсолютизма ясак стал выражением зависимости нерусских крестьян как крепостных всего государства. Ясак как мера обложения исчислялся с земельной площади, состоявшей в постоянном пользовании крестьянской общины (пашенной земли и сенокосных угодий), и как вид подати выплачивался вначале преимущественно натурой — хлебом (рожью и овсом поровну, в некоторых местах также ячменем) и мехами пушных зверей, позднее — в форме денежного и хлебного сбора. Термин ''ясак'' вошёл в обиход Русского государства из тюркских языков со времени присоединения к нему бывшего Казанского ханства по прежнему наименованию ханской подати. В русском языке существовал равнозначный термин — ''посоп'', поэтому в некоторых местах хлебную подать с нерусского крестьянства называли то ''ясачным посопным хлебом'', то просто ''посопным хлебом''. |
После «казанского взятия» 1552 года на территории Поволжья некоторое время система сбора налогов в царскую казну не работала, из-за многочисленных вооружённых выступлений местных народов, не сразу принявших присоединение к Московскому царству. Кроме того, продолжали действовать отношения и транспортные магистрали, сложившиеся при Казанском ханстве, когда сбор налогов осуществлялся сборщиками податей, и налоги собирались нерегулярно. В 1600-е годы началось становление стабильной налоговой системы, когда стали создавать специальные ссыпные пункты - государевы житницы для сбора натурального налога. | После «казанского взятия» 1552 года на территории Поволжья некоторое время система сбора налогов в царскую казну не работала, из-за многочисленных вооружённых выступлений местных народов, не сразу принявших присоединение к Московскому царству. Кроме того, продолжали действовать отношения и транспортные магистрали, сложившиеся при Казанском ханстве, когда сбор налогов осуществлялся сборщиками податей, и налоги собирались нерегулярно. В 1600-е годы началось становление стабильной налоговой системы, когда стали создавать специальные ссыпные пункты - государевы житницы для сбора натурального налога. | ||
− | Пока можно лишь гадать, когда возле Полянок появились эти первые казённые здания налоговой службы — государевы житницы. Обратим лишь внимание на то, что они были уже с хлебом. То есть Полянки с первых лет стояли рядом с бойким «хлебным» местом. | + | Пока можно лишь гадать, когда возле Полянок появились эти ''первые казённые здания налоговой службы'' — государевы житницы. Обратим лишь внимание на то, что они были уже ''с хлебом''. То есть Полянки с первых лет стояли рядом с бойким «хлебным» местом. |
Попробуем привязать этот фрагмент древнего акта к местности. | Попробуем привязать этот фрагмент древнего акта к местности. | ||
− | В выделенном тексте упоминаются горы, расположенные ниже устья Оштормы (острова) и зимняя дорога через реку Вятку. С учётом рельефа местности, вероятнее всего, речь идёт о Прозоровской горе, возвышающейся над Вятскими Полянами сразу за Поваренным логом, в устье которого имеется удобный пологий подъём с реки на вторую надпойменную террасу. Наверняка зимняя дорога была проложена именно в этом месте, где сейчас расположен дом-музей Г.С. Шпагина, потому что в других местах берег такой крутой, что с санями, гружёными хлебом, никак от реки на берег не взобраться. | + | В выделенном тексте упоминаются ''горы'', расположенные ниже устья Оштормы (острова) и ''зимняя дорога'' через реку Вятку. С учётом рельефа местности, вероятнее всего, речь идёт о [[Прозоровская гора|Прозоровской горе]], возвышающейся над Вятскими Полянами сразу за [[Поваренный лог|Поваренным логом]], в устье которого имеется удобный пологий подъём с реки на вторую надпойменную террасу. Наверняка зимняя дорога была проложена именно в этом месте, где сейчас расположен [[Дом-музей Г.С. Шпагина|дом-музей Г.С. Шпагина]], потому что в других местах берег такой крутой, что с санями, гружёными хлебом, никак от реки на берег не взобраться. |
Дальше дорога от реки вела прямо к четырём государевым хлебным амбарам, которые располагались где-то поблизости. Поскольку такие «хлебные» места в деревнях столетиями не меняются, то житницы вполне могли стоять там, где впоследствии в первой половине ХХ века размещались сельские общественные лабазы с молотилками: | Дальше дорога от реки вела прямо к четырём государевым хлебным амбарам, которые располагались где-то поблизости. Поскольку такие «хлебные» места в деревнях столетиями не меняются, то житницы вполне могли стоять там, где впоследствии в первой половине ХХ века размещались сельские общественные лабазы с молотилками: | ||
+ | * молотильный лабаз зажиточного крестьянина-предпринимателя Михаила Павловича Решетникова располагался на месте бывшей бригады №1 колхоза «Победа» по улице Советской (старое название — переулок Большой); | ||
+ | * общественный склад сельхозмашин (сеялки, сортировки, однолемешные плуги, молотилки) стоял на месте здания народного суда на той же улице. | ||
− | + | {{начало цитаты}} | |
− | + | '''''..да от житничного двора Божие милосердие, храмы, и манастырские кельи, а от манастыря улицы; <br>да ключь из гор впал в Вятку реку внизу Вятки реки; <br>да в том же манастыре двор манастырской животинной, да ворота,..''''' | |
− | ..да от житничного двора Божие милосердие, храмы, и манастырские кельи, а от манастыря улицы; | + | {{конец цитаты}} |
− | да ключь из гор впал в Вятку реку внизу Вятки реки; | + | |
− | да в том же манастыре двор манастырской животинной, да ворота,.. | + | |
− | + | ||
− | ворота перед входом на территорию, которая, вероятно, была огорожена, | + | Здесь мы видим описание самой монастырской обители (''Божие милосердие''): |
− | монашеское жильё — кельи, | + | * ''ворота'' перед входом на территорию, которая, вероятно, ''была огорожена'', |
− | храмы (любопытно, что они упомянуты во множественном числе, хотя в первом десятилетии, в 1606 году, имелась только одна деревянная Христорождественская церковь, построенная в 1599 году, а вторая Николаевская церковь была построена в 1615 году), | + | * монашеское жильё — ''кельи'', |
− | животинный двор (теперь понятно, для чего монахам были нужны обширные луга). | + | * ''храмы'' (любопытно, что они упомянуты ''во множественном числе'', хотя в первом десятилетии, в 1606 году, имелась только одна деревянная [[Христорождественская церковь в селе Вятские Поляны|Христорождественская церковь]], построенная в 1599 году, а вторая [[Николаевская церковь в селе Вятские Поляны|Николаевская церковь]] была построена в 1615 году), |
− | Упоминаемый ключ (вероятно, один из родников Поваренного лога), как источник питьевой воды, — дополнительный аргумент в пользу того, что первоначальное расселение Вятских Полян могло начаться именно от этого лога. | + | * ''животинный двор'' (теперь понятно, для чего монахам были нужны обширные луга). |
+ | * Упоминаемый ''ключ'' (вероятно, один из родников Поваренного лога), как источник питьевой воды, — дополнительный аргумент в пользу того, что первоначальное расселение Вятских Полян могло начаться именно от этого лога. | ||
− | Две улицы из 35 крестьянских и бобыльских дворов, отходящие от монастыря — это наверняка улица Ленина (улица Большая) и улица Советская (переулок Большой). Тогда можно локализовать местоположение монастырской обители там, где эти две улицы сходятся: на территории, прилегающей к Никольскому собору. Косвенным подтверждением этой версии является наличие подземных коммуникаций в этой части Вятских Полян, а также обнаруженный в | + | ''Две улицы из 35 крестьянских и бобыльских дворов, отходящие от монастыря'' — это наверняка улица Ленина (улица Большая) и улица Советская (переулок Большой). Тогда можно локализовать ''местоположение монастырской обители там, где эти две улицы сходятся: на территории, прилегающей к Никольскому собору''. Косвенным подтверждением этой версии является наличие подземных коммуникаций в этой части Вятских Полян, а также обнаруженный в 2018 году каменный свод какого-то подземного помещения возле интерактивного тира у дома-музея Г.С. Шпагина. |
35 дворов + монастырская обитель — по тем временам это было немалое поселение. Развившееся до таких размеров за 10 лет! | 35 дворов + монастырская обитель — по тем временам это было немалое поселение. Развившееся до таких размеров за 10 лет! | ||
− | Село Полянки не было единственным населённым пунктом на территории южной вотчины Вятского Успенского монастыря. Уже в 1612 году упоминается ещё одно монастырское поселение, которое впоследствии стало селом Слудка. Вокруг этих двух сёл, ставших центрами церковных приходов, в течение столетия возникло целое созвездие деревень, относившихся к вятскому монастырю. | + | Село Полянки не было единственным населённым пунктом на территории южной вотчины Вятского Успенского монастыря. Уже в 1612 году упоминается ещё одно монастырское поселение, которое впоследствии стало [[Слудка|селом Слудка]]. Вокруг этих двух сёл, ставших центрами церковных приходов, в течение столетия возникло [[Деревни вотчины Вятского Успенского монастыря|целое созвездие деревень]], относившихся к вятскому монастырю. |
− | ..и дорога подле манастырские пашни прямо на Дюдюм овраг, а с Дюдюма на Кушак речку, с Кушака на болшую на бортную сосну, а от сосны на Касмир враг, а с Касмира на Люгу деревню; | + | {{начало цитаты}} |
− | + | '''''..и дорога подле манастырские пашни прямо на Дюдюм овраг, а с Дюдюма на Кушак речку, с Кушака на болшую на бортную сосну, а от сосны на Касмир враг, а с Касмира на Люгу деревню;''''' | |
+ | {{конец цитаты}} | ||
− | + | ''Овраг Дюдюм'' — так в древности назывался [[Банный лог]]. Вдоль него начиналась древняя дорога в сторону старой Арской дороги (к ответвлению от Арска в Елабугу). У этой дороги на речке Кушак вскоре во втором десятилетии возникло ''одно из первых предприятий Вятских Полян'' — монастырская [[Саватеева мельница]]. | |
− | Овраг Касмир дал название нынешней деревне Качимир Кукморского района. Упомянутая деревня Люга тоже расположена в Кукморском районе. | + | Упомянутая ''бортная сосна'' встречается в нескольких древних межевых записях. Видимо, эта одинокая сосна посреди поля, использовавшаяся местными пчеловодами для развешивания пчелиных бортей, была заметным ориентиром и использовалась в качестве межевого знака. Вполне возможно, что она стояла как раз на том месте у дороги на [[Кукмор]], где сегодня стоит знак, обозначающий границу [[Вятскополянский район|Вятскополянского]] и [[Кукморский район|Кукморского]] районов. Границы земельных владений, зафиксированные в планах Генерального межевания и ныне действующие административные границы, в основном сложились в XVI — XVII веках. |
+ | |||
+ | ''Овраг Касмир'' дал название нынешней деревне [[Качимир]] Кукморского района. Упомянутая деревня [[Люга (село)|Люга]] тоже расположена в Кукморском районе. | ||
+ | |||
+ | {{начало цитаты}} | ||
+ | '''''..да к тому же манастырю пустого места под старческим усадищем, в росчистях, по смете десятин с десять; <br>да по ключу на Вятке реке, в дву улицах, крестьян и бобылских тридцать пять дворов, смешалися с манастырскими дворы.''''' | ||
+ | {{конец цитаты}} | ||
− | |||
− | |||
Вот здесь мы, наконец, добрались до того, ради чего был затеян дозор Савы Аристова, чьё описание мы препарируем. Дозор и сыск, посланный Казанскими боярами, имел целью выявить пустующие неосвоенные земли возле монастырского села Полянки. | Вот здесь мы, наконец, добрались до того, ради чего был затеян дозор Савы Аристова, чьё описание мы препарируем. Дозор и сыск, посланный Казанскими боярами, имел целью выявить пустующие неосвоенные земли возле монастырского села Полянки. | ||
− | Уже в следующем 1607 году «безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек» решили отделиться и покинуть вотчину Вятского Успенского монастыря, чтобы на отмеченных пустующих расчищенных землях при бывшей старческой усадьбе основать дворцовое село, подчинённое Казани. Так возникло село Усад. Но это уже другая история… | + | Уже в следующем 1607 году «безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек» решили отделиться и покинуть вотчину Вятского Успенского монастыря, чтобы на отмеченных пустующих расчищенных землях при бывшей ''старческой усадьбе'' основать ''дворцовое село'', подчинённое Казани. Так возникло [[Усад|село Усад]]. Но это уже другая история… |
[[Категория:Древние акты]] | [[Категория:Древние акты]] |
Версия 14:27, 11 августа 2019
© В.А. Слесарев. (Опубликовано в Контакте 30.04.2019).
Сохранилась грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Вятскому Успенскому монастырю, в которой содержится цитата из дозорных книг Савы Аристова, с описанием монастырского села Полянки, относящимся к 1606 году. То есть описание выполнено сразу через 10 лет после начала обустройства Вятских Полян в 1596 году:
"Река Ошторма впала в Вятку реку, да остров, на нём лес; а за рекою за Вяткою, против острова и Полянок, сенных покосов по смете на тысячу копен, и те сенные покосы косил старец Мисаило с братьею; да под тем островом пашня манастырская, в полях не разгорожена; а от пашни дворы крестьянские и бобылские старца Мисаила с братьею; а от дворов крестьянских под тем же островом горы, да дорога зимняя к государеву к житничному двору, а в нём четыре житницы с хлебом; да от житничного двора Божие милосердие, храмы, и манастырские кельи, а от манастыря улицы; да ключь из гор впал в Вятку реку внизу Вятки реки; да в том же манастыре двор манастырской животинной, да ворота, и дорога подле манастырские пашни прямо на Дюдюм овраг, а с Дюдюма на Кушак речку, с Кушака на болшую на бортную сосну, а от сосны на Касмир враг, а с Касмира на Люгу деревню; да к тому же манастырю пустого места под старческим усадищем, в росчистях, по смете десятин с десять; да по ключу на Вятке реке, в дву улицах, крестьян и бобылских тридцать пять дворов, смешалися с манастырскими дворы"
К дозорным книгам Савы Аристова прикладывались также и чертежи. Кто знает, может, они где-то лежат ещё в архивах и ждут нашего любопытного взора…
Давайте попробуем препарировать приведённый древний текст, переведём непонятное на современный язык и попытаемся привязать перечисляемые объекты к местности.
Река Ошторма впала в Вятку реку, да остров, на нём лес;..
Остров посреди реки Вятки, заросший лесом, имелся напротив устья реки Оштормы. Его можно видеть на картах Генерального межевания (1780-1790 гг.). Этот остров исчез в середине ХХ века, и про него я уже писал здесь.
..а за рекою за Вяткою, против острова и Полянок, сенных покосов по смете на тысячу копен, и те сенные покосы косил старец Мисаило с братьею;..
Здесь мы читаем самое первое название поселения — Полянки. Узнаём имя первого его «мэра» — старца, монаха Мисаила. В других древних актах старец Мисаил упоминается также как мастер-строитель монастыря.
Речь идёт об обширных луговых угодьях на левобережной стороне реки Вятки, которые, как видим, поселившаяся монашеская братия стала осваивать сразу.
Копна сена в древних актах означала несколько не то, что мы разумеем ныне под этим словом. Число копен в старинных актах подразумевало не только количество сена, но и меру площади сенных покосов: 10 копен принималось за одну десятину. Тысяча копен — значит 100 десятин, или примерно 109 га.
..да под тем островом пашня манастырская, в полях не разгорожена;..
Поле, прилегающее к реке, где в 30-е годы ХХ века расположилась шпульная фабрика, а потом машстройзавод «Молот», а также луговина между деревней Горы и рекой Оштормой, у старожилов Вятских Полян до сих пор так и называется: «Монастырщина». А то, что монастырское поле не было разгорожено на полоски, как у крестьян-единоличников, тоже понятно: у монахов ведь хозяйство было организовано как в колхозе.
..а от пашни дворы крестьянские и бобылские старца Мисаила с братьею;..
Бобылями в Русском государстве XV — начала XVIII вв. назывались одинокие крестьяне, не имеющие земельного надела.
Как видим, старец Мисаил с братиею начали обустраиваться не одни. Известно, что для освоения земельных и рыбных угодий южной вотчины Вятского Успенского монастыря сюда была направлена часть монастырских крестьян из Вобловицкой волости Слободского уезда.
..а от дворов крестьянских под тем же островом горы, да дорога зимняя к государеву к житничному двору, а в нём четыре житницы с хлебом;..
Жи́тница - устар., амбар, помещение для хранения хлеба, зерна. Государев житничный двор был предназначен для складирования ясачного (посопного) хлеба, свозимого с деревень левобережья.
Ясак — поземельная подать, которой было обложено нерусское крестьянство Среднего Поволжья. Ясак с нерусских народов, присоединившихся к Русскому государству, первоначально собирался как выражение подданства, как феодальная рента верховному владельцу государства — русскому царю. По мере развития абсолютизма ясак стал выражением зависимости нерусских крестьян как крепостных всего государства. Ясак как мера обложения исчислялся с земельной площади, состоявшей в постоянном пользовании крестьянской общины (пашенной земли и сенокосных угодий), и как вид подати выплачивался вначале преимущественно натурой — хлебом (рожью и овсом поровну, в некоторых местах также ячменем) и мехами пушных зверей, позднее — в форме денежного и хлебного сбора. Термин ясак вошёл в обиход Русского государства из тюркских языков со времени присоединения к нему бывшего Казанского ханства по прежнему наименованию ханской подати. В русском языке существовал равнозначный термин — посоп, поэтому в некоторых местах хлебную подать с нерусского крестьянства называли то ясачным посопным хлебом, то просто посопным хлебом.
После «казанского взятия» 1552 года на территории Поволжья некоторое время система сбора налогов в царскую казну не работала, из-за многочисленных вооружённых выступлений местных народов, не сразу принявших присоединение к Московскому царству. Кроме того, продолжали действовать отношения и транспортные магистрали, сложившиеся при Казанском ханстве, когда сбор налогов осуществлялся сборщиками податей, и налоги собирались нерегулярно. В 1600-е годы началось становление стабильной налоговой системы, когда стали создавать специальные ссыпные пункты - государевы житницы для сбора натурального налога.
Пока можно лишь гадать, когда возле Полянок появились эти первые казённые здания налоговой службы — государевы житницы. Обратим лишь внимание на то, что они были уже с хлебом. То есть Полянки с первых лет стояли рядом с бойким «хлебным» местом.
Попробуем привязать этот фрагмент древнего акта к местности.
В выделенном тексте упоминаются горы, расположенные ниже устья Оштормы (острова) и зимняя дорога через реку Вятку. С учётом рельефа местности, вероятнее всего, речь идёт о Прозоровской горе, возвышающейся над Вятскими Полянами сразу за Поваренным логом, в устье которого имеется удобный пологий подъём с реки на вторую надпойменную террасу. Наверняка зимняя дорога была проложена именно в этом месте, где сейчас расположен дом-музей Г.С. Шпагина, потому что в других местах берег такой крутой, что с санями, гружёными хлебом, никак от реки на берег не взобраться.
Дальше дорога от реки вела прямо к четырём государевым хлебным амбарам, которые располагались где-то поблизости. Поскольку такие «хлебные» места в деревнях столетиями не меняются, то житницы вполне могли стоять там, где впоследствии в первой половине ХХ века размещались сельские общественные лабазы с молотилками:
- молотильный лабаз зажиточного крестьянина-предпринимателя Михаила Павловича Решетникова располагался на месте бывшей бригады №1 колхоза «Победа» по улице Советской (старое название — переулок Большой);
- общественный склад сельхозмашин (сеялки, сортировки, однолемешные плуги, молотилки) стоял на месте здания народного суда на той же улице.
..да от житничного двора Божие милосердие, храмы, и манастырские кельи, а от манастыря улицы;
да ключь из гор впал в Вятку реку внизу Вятки реки;
да в том же манастыре двор манастырской животинной, да ворота,..
Здесь мы видим описание самой монастырской обители (Божие милосердие):
- ворота перед входом на территорию, которая, вероятно, была огорожена,
- монашеское жильё — кельи,
- храмы (любопытно, что они упомянуты во множественном числе, хотя в первом десятилетии, в 1606 году, имелась только одна деревянная Христорождественская церковь, построенная в 1599 году, а вторая Николаевская церковь была построена в 1615 году),
- животинный двор (теперь понятно, для чего монахам были нужны обширные луга).
- Упоминаемый ключ (вероятно, один из родников Поваренного лога), как источник питьевой воды, — дополнительный аргумент в пользу того, что первоначальное расселение Вятских Полян могло начаться именно от этого лога.
Две улицы из 35 крестьянских и бобыльских дворов, отходящие от монастыря — это наверняка улица Ленина (улица Большая) и улица Советская (переулок Большой). Тогда можно локализовать местоположение монастырской обители там, где эти две улицы сходятся: на территории, прилегающей к Никольскому собору. Косвенным подтверждением этой версии является наличие подземных коммуникаций в этой части Вятских Полян, а также обнаруженный в 2018 году каменный свод какого-то подземного помещения возле интерактивного тира у дома-музея Г.С. Шпагина.
35 дворов + монастырская обитель — по тем временам это было немалое поселение. Развившееся до таких размеров за 10 лет!
Село Полянки не было единственным населённым пунктом на территории южной вотчины Вятского Успенского монастыря. Уже в 1612 году упоминается ещё одно монастырское поселение, которое впоследствии стало селом Слудка. Вокруг этих двух сёл, ставших центрами церковных приходов, в течение столетия возникло целое созвездие деревень, относившихся к вятскому монастырю.
..и дорога подле манастырские пашни прямо на Дюдюм овраг, а с Дюдюма на Кушак речку, с Кушака на болшую на бортную сосну, а от сосны на Касмир враг, а с Касмира на Люгу деревню;
Овраг Дюдюм — так в древности назывался Банный лог. Вдоль него начиналась древняя дорога в сторону старой Арской дороги (к ответвлению от Арска в Елабугу). У этой дороги на речке Кушак вскоре во втором десятилетии возникло одно из первых предприятий Вятских Полян — монастырская Саватеева мельница.
Упомянутая бортная сосна встречается в нескольких древних межевых записях. Видимо, эта одинокая сосна посреди поля, использовавшаяся местными пчеловодами для развешивания пчелиных бортей, была заметным ориентиром и использовалась в качестве межевого знака. Вполне возможно, что она стояла как раз на том месте у дороги на Кукмор, где сегодня стоит знак, обозначающий границу Вятскополянского и Кукморского районов. Границы земельных владений, зафиксированные в планах Генерального межевания и ныне действующие административные границы, в основном сложились в XVI — XVII веках.
Овраг Касмир дал название нынешней деревне Качимир Кукморского района. Упомянутая деревня Люга тоже расположена в Кукморском районе.
..да к тому же манастырю пустого места под старческим усадищем, в росчистях, по смете десятин с десять;
да по ключу на Вятке реке, в дву улицах, крестьян и бобылских тридцать пять дворов, смешалися с манастырскими дворы.
Вот здесь мы, наконец, добрались до того, ради чего был затеян дозор Савы Аристова, чьё описание мы препарируем. Дозор и сыск, посланный Казанскими боярами, имел целью выявить пустующие неосвоенные земли возле монастырского села Полянки.
Уже в следующем 1607 году «безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек» решили отделиться и покинуть вотчину Вятского Успенского монастыря, чтобы на отмеченных пустующих расчищенных землях при бывшей старческой усадьбе основать дворцовое село, подчинённое Казани. Так возникло село Усад. Но это уже другая история…