Первое десятилетие Вятских Полян — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 96: Строка 96:
 
Вот здесь мы, наконец, добрались до того, ради чего был затеян дозор Савы Аристова, чьё описание мы препарируем. Дозор и сыск, посланный Казанскими боярами, имел целью выявить пустующие неосвоенные земли возле монастырского села Полянки.
 
Вот здесь мы, наконец, добрались до того, ради чего был затеян дозор Савы Аристова, чьё описание мы препарируем. Дозор и сыск, посланный Казанскими боярами, имел целью выявить пустующие неосвоенные земли возле монастырского села Полянки.
  
Уже в следующем 1607 году «безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек» решили отделиться и покинуть вотчину Вятского Успенского монастыря, чтобы на отмеченных пустующих расчищенных землях при бывшей ''старческой усадьбе'' основать ''дворцовое село'', подчинённое Казани. Так возникло [[Усад|село Усад]]. Но это уже другая история…
+
Уже в следующем 1607 году «безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек» решили отделиться и покинуть вотчину Вятского Успенского монастыря, чтобы на отмеченных пустующих расчищенных землях при бывшей ''старческой усадьбе'' основать ''дворцовое село'', подчинённое Казани. Так возникло [[Усад|село Усад]]. Но это уже другая история:
 +
::См. '''[[Смутное время на Южной Вятке]]'''.
  
 
[[Категория:Древние акты]]
 
[[Категория:Древние акты]]

Версия 21:45, 14 ноября 2019

© В.А. Слесарев. (Опубликовано в Контакте 30.04.2019).


Сохранилась грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Вятскому Успенскому монастырю, в которой содержится цитата из дозорных книг Савы Аристова, с описанием монастырского села Полянки, относящимся к 1606 году. То есть описание выполнено сразу через 10 лет после начала обустройства Вятских Полян в 1596 году:

"Река Ошторма впала в Вятку реку, да остров, на нём лес; а за рекою за Вяткою, против острова и Полянок, сенных покосов по смете на тысячу копен, и те сенные покосы косил старец Мисаило с братьею; да под тем островом пашня манастырская, в полях не разгорожена; а от пашни дворы крестьянские и бобылские старца Мисаила с братьею; а от дворов крестьянских под тем же островом горы, да дорога зимняя к государеву к житничному двору, а в нём четыре житницы с хлебом; да от житничного двора Божие милосердие, храмы, и манастырские кельи, а от манастыря улицы; да ключь из гор впал в Вятку реку внизу Вятки реки; да в том же манастыре двор манастырской животинной, да ворота, и дорога подле манастырские пашни прямо на Дюдюм овраг, а с Дюдюма на Кушак речку, с Кушака на болшую на бортную сосну, а от сосны на Касмир враг, а с Касмира на Люгу деревню; да к тому же манастырю пустого места под старческим усадищем, в росчистях, по смете десятин с десять; да по ключу на Вятке реке, в дву улицах, крестьян и бобылских тридцать пять дворов, смешалися с манастырскими дворы"


К дозорным книгам Савы Аристова прикладывались также и чертежи. Кто знает, может, они где-то лежат ещё в архивах и ждут нашего любопытного взора…


Давайте попробуем препарировать приведённый древний текст, переведём непонятное на современный язык и попытаемся привязать перечисляемые объекты к местности.

Река Ошторма впала в Вятку реку, да остров, на нём лес;..


Остров посреди реки Вятки, заросший лесом, имелся напротив устья реки Оштормы. Его можно видеть на картах Генерального межевания (1780-1790 гг.). Этот остров исчез в середине ХХ века, и про него я уже писал здесь.

..а за рекою за Вяткою, против острова и Полянок, сенных покосов по смете на тысячу копен, и те сенные покосы косил старец Мисаило с братьею;..


Здесь мы читаем самое первое название поселения — Полянки. Узнаём имя первого его «мэра» — старца, монаха Мисаила. В других древних актах старец Мисаил упоминается также как мастер-строитель монастыря.

Речь идёт об обширных луговых угодьях на левобережной стороне реки Вятки, которые, как видим, поселившаяся монашеская братия стала осваивать сразу.

Копна сена в древних актах означала несколько не то, что мы разумеем ныне под этим словом. Число копен в старинных актах подразумевало не только количество сена, но и меру площади сенных покосов: 10 копен принималось за одну десятину. Тысяча копен — значит 100 десятин, или примерно 109 га.

..да под тем островом пашня манастырская, в полях не разгорожена;..


Поле, прилегающее к реке, где в 30-е годы ХХ века расположилась шпульная фабрика, а потом машстройзавод «Молот», а также луговина между деревней Горы и рекой Оштормой, у старожилов Вятских Полян до сих пор так и называется: «Монастырщина». А то, что монастырское поле не было разгорожено на полоски, как у крестьян-единоличников, тоже понятно: у монахов ведь хозяйство было организовано как в колхозе.

..а от пашни дворы крестьянские и бобылские старца Мисаила с братьею;..


Бобылями в Русском государстве XV — начала XVIII вв. назывались одинокие крестьяне, не имеющие земельного надела.

Как видим, старец Мисаил с братиею начали обустраиваться не одни. Известно, что для освоения земельных и рыбных угодий южной вотчины Вятского Успенского монастыря сюда была направлена часть монастырских крестьян из Вобловицкой волости Слободского уезда.

..а от дворов крестьянских под тем же островом горы, да дорога зимняя к государеву к житничному двору, а в нём четыре житницы с хлебом;..


Жи́тница - устар., амбар, помещение для хранения хлеба, зерна. Государев житничный двор был предназначен для складирования ясачного (посопного) хлеба, свозимого с деревень левобережья.

Ясак — поземельная подать, которой было обложено нерусское крестьянство Среднего Поволжья. Ясак с нерусских народов, присоединившихся к Русскому государству, первоначально собирался как выражение подданства, как феодальная рента верховному владельцу государства — русскому царю. По мере развития абсолютизма ясак стал выражением зависимости нерусских крестьян как крепостных всего государства. Ясак как мера обложения исчислялся с земельной площади, состоявшей в постоянном пользовании крестьянской общины (пашенной земли и сенокосных угодий), и как вид подати выплачивался вначале преимущественно натурой — хлебом (рожью и овсом поровну, в некоторых местах также ячменем) и мехами пушных зверей, позднее — в форме денежного и хлебного сбора. Термин ясак вошёл в обиход Русского государства из тюркских языков со времени присоединения к нему бывшего Казанского ханства по прежнему наименованию ханской подати. В русском языке существовал равнозначный термин — посоп, поэтому в некоторых местах хлебную подать с нерусского крестьянства называли то ясачным посопным хлебом, то просто посопным хлебом.

После «казанского взятия» 1552 года на территории Поволжья некоторое время система сбора налогов в царскую казну не работала, из-за многочисленных вооружённых выступлений местных народов, не сразу принявших присоединение к Московскому царству. Кроме того, продолжали действовать отношения и транспортные магистрали, сложившиеся при Казанском ханстве, когда сбор налогов осуществлялся сборщиками податей, и налоги собирались нерегулярно. В 1600-е годы началось становление стабильной налоговой системы, когда стали создавать специальные ссыпные пункты - государевы житницы для сбора натурального налога.

Пока можно лишь гадать, когда возле Полянок появились эти первые казённые здания налоговой службы — государевы житницы. Обратим лишь внимание на то, что они были уже с хлебом. То есть Полянки с первых лет стояли рядом с бойким «хлебным» местом.

Попробуем привязать этот фрагмент древнего акта к местности.

В выделенном тексте упоминаются горы, расположенные ниже устья Оштормы (острова) и зимняя дорога через реку Вятку. С учётом рельефа местности, вероятнее всего, речь идёт о Прозоровской горе, возвышающейся над Вятскими Полянами сразу за Поваренным логом, в устье которого имеется удобный пологий подъём с реки на вторую надпойменную террасу. Наверняка зимняя дорога была проложена именно в этом месте, где сейчас расположен дом-музей Г.С. Шпагина, потому что в других местах берег такой крутой, что с санями, гружёными хлебом, никак от реки на берег не взобраться.

Дальше дорога от реки вела прямо к четырём государевым хлебным амбарам, которые располагались где-то поблизости. Поскольку такие «хлебные» места в деревнях столетиями не меняются, то житницы вполне могли стоять там, где впоследствии в первой половине ХХ века размещались сельские общественные лабазы с молотилками:

  • молотильный лабаз зажиточного крестьянина-предпринимателя Михаила Павловича Решетникова располагался на месте бывшей бригады №1 колхоза «Победа» по улице Советской (старое название — переулок Большой);
  • общественный склад сельхозмашин (сеялки, сортировки, однолемешные плуги, молотилки) стоял на месте здания народного суда на той же улице.

..да от житничного двора Божие милосердие, храмы, и манастырские кельи, а от манастыря улицы;
да ключь из гор впал в Вятку реку внизу Вятки реки;
да в том же манастыре двор манастырской животинной, да ворота,..


Здесь мы видим описание самой монастырской обители (Божие милосердие):

  • ворота перед входом на территорию, которая, вероятно, была огорожена,
  • монашеское жильё — кельи,
  • храмы (любопытно, что они упомянуты во множественном числе, хотя в первом десятилетии, в 1606 году, имелась только одна деревянная Христорождественская церковь, построенная в 1599 году, а вторая Николаевская церковь была построена в 1615 году),
  • животинный двор (теперь понятно, для чего монахам были нужны обширные луга).
  • Упоминаемый ключ (вероятно, один из родников Поваренного лога), как источник питьевой воды, — дополнительный аргумент в пользу того, что первоначальное расселение Вятских Полян могло начаться именно от этого лога.

Две улицы из 35 крестьянских и бобыльских дворов, отходящие от монастыря — это наверняка улица Ленина (улица Большая) и улица Советская (переулок Большой). Тогда можно локализовать местоположение монастырской обители там, где эти две улицы сходятся: на территории, прилегающей к Никольскому собору. Косвенным подтверждением этой версии является наличие подземных коммуникаций в этой части Вятских Полян, а также обнаруженный в 2018 году каменный свод какого-то подземного помещения возле интерактивного тира у дома-музея Г.С. Шпагина.

35 дворов + монастырская обитель — по тем временам это было немалое поселение. Развившееся до таких размеров за 10 лет!

Село Полянки не было единственным населённым пунктом на территории южной вотчины Вятского Успенского монастыря. Уже в 1612 году упоминается ещё одно монастырское поселение, которое впоследствии стало селом Слудка. Вокруг этих двух сёл, ставших центрами церковных приходов, в течение столетия возникло целое созвездие деревень, относившихся к вятскому монастырю.

..и дорога подле манастырские пашни прямо на Дюдюм овраг, а с Дюдюма на Кушак речку, с Кушака на болшую на бортную сосну, а от сосны на Касмир враг, а с Касмира на Люгу деревню;


Овраг Дюдюм — так в древности назывался Банный лог. Вдоль него начиналась древняя дорога в сторону старой Арской дороги (к ответвлению от Арска в Елабугу). У этой дороги на речке Кушак вскоре во втором десятилетии возникло одно из первых предприятий Вятских Полян — монастырская Саватеева мельница.

Упомянутая бортная сосна встречается в нескольких древних межевых записях. Видимо, эта одинокая сосна посреди поля, использовавшаяся местными пчеловодами для развешивания пчелиных бортей, была заметным ориентиром и использовалась в качестве межевого знака. Вполне возможно, что она стояла как раз на том месте у дороги на Кукмор, где сегодня стоит знак, обозначающий границу Вятскополянского и Кукморского районов. Границы земельных владений, зафиксированные в планах Генерального межевания и ныне действующие административные границы, в основном сложились в XVI — XVII веках.

Овраг Касмир дал название нынешней деревне Качимир Кукморского района. Упомянутая деревня Люга тоже расположена в Кукморском районе.

..да к тому же манастырю пустого места под старческим усадищем, в росчистях, по смете десятин с десять;
да по ключу на Вятке реке, в дву улицах, крестьян и бобылских тридцать пять дворов, смешалися с манастырскими дворы.


Вот здесь мы, наконец, добрались до того, ради чего был затеян дозор Савы Аристова, чьё описание мы препарируем. Дозор и сыск, посланный Казанскими боярами, имел целью выявить пустующие неосвоенные земли возле монастырского села Полянки.

Уже в следующем 1607 году «безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек» решили отделиться и покинуть вотчину Вятского Успенского монастыря, чтобы на отмеченных пустующих расчищенных землях при бывшей старческой усадьбе основать дворцовое село, подчинённое Казани. Так возникло село Усад. Но это уже другая история:

См. Смутное время на Южной Вятке.