Первое упоминание о Вятских Полянах

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 02:55, 3 ноября 2016; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
tux
Это первоисточник, защищённый от правок.

[...] 1595 год был временем самого продолжительного пребывания Трифона в Москве: грамоту на Вобловицкую волость [Слободского уезда] он получил там ещё 31 января, а грамоту на Вятские Поляны, на обратном пути из Москвы, привёз в Казань и подал И.М. Воротынскому только 18 сентября.

[...] Когда 18 сентября 1595 года Трифон явился в Казань и предоставил грамоту царя Феодора об отводе в Успенский монастырь Вятских Полянок, Воротынский немедленно распорядился отвести игумену Трифону с братией огромную Вятско-Полянскую территорию, с рыбными ловлями в низовьях Вятки [...]

— Верещагин А.С. Вятский Успенский монастырь при преподобном Трифоне (по подлинному документу 1601 года)[1]
// Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1902 г. - Вятка, 1901. - стр. XV.


Иван Михайлович Воротынский - в 1692-1698 годы казанский воевода. Кстати, впоследствии в 1613 году Воротынский И.М. стоял во главе посольства, отправленного в Кострому к Михаилу Фёдоровичу Романову с просьбой о принятии царского престола.

Преемник Трифона Иона в 1615 году заявил, что грамота царя Фёдора 1595 года "у прежнего архимандрита Трифона утерялась при ростриге[2] на Москве".

— Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря. - Вятка, 1907.


Имеется список-копия этого документа, включённая в грамоту царя Михаила Фёдоровича, которая была выдана в 1615 году воеводе князю Ивану Михайловичу Воротынскому, князю Юрью Петровичу Ушатому и дьяку Федору Лихачеву:

И сыскано в Казани в старых делех, прошлого 103 году, блаженные памяти в государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамоте, писано в Казань к тебе боярину нашему ко князю Ивану Михаиловичу Воротынскому да ко князю Офонасью Вяземскому, да к диаку к Олексею Шапилову:
бил челом государю царю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии Вятцкого Успенского монастыря игумен Трифан, а сказал, в монастыре де у него устроено 40 братов, да 5 человек попов да дьякон, да монастырских всяких трудников 30 человек, а все де у него стригутца в монастыре увечные и убогие люди, а прокормиться де нечем;
а есть де в Казанском уезде, от Вятцкого устья, от реки от Камы вверх по Вятке реке 60 верст, речка Вошторма; пониже (?) речки полянки, рыбная ловля на 5 верст; да от устья тое ж речки Воштормы рыбная ловля вверх на 10 верст от Казанки речки;
да по Вятке ж реке вверх 100 верст от речки от Воштормы, промеж речки Чепочки да промеж другие речки Буи на 10 верст;
да заводь Бахнутьевская да заводь Черневская; и около де тех речек и озерков по обе стороны на гари ж полянки;
и с тех де со всех речек и озер и с заводей и с полян в нашу казну дани и оброку нейдет ничего, лежат впусте;
и его бы игумена Трифана пожаловати, велети ему те пустые рыбные ловли в речках и в озерках и где к тем рыбным ловлям полянки, где мочно пашня пахати и сено косити, дати на монастырское строенье и чем будут питатись.

И по той грамоте велено послать из Казани сына боярскаго добра и про те рыбныя ловли и про пашню, что подошла к тем рыбным ловлям, велено сыскать, какие те рыбные ловли и пашня, за кем на оброке бывали ль, а ныне теми рыбными ловлями и полянками и сенными покосами кто владеет ли, и сколь они далеко от манастыря;
да будет по сыску те рыбные ловли и пашни и сенные покосы лежат пусты, и не владеет ими никто, и к нашим ни к которым городом и к волостям не пришли, и те рыбные ловли и что у тех рыбных ловель пашни и сенных покосов будет, которые в нашей грамоте писаны, дати Хлынова города к Успенью Пречистыя Богородицы игумену Трифану с братьею, на манастырское строенье и чем им живучи питатись, толко будет им дати доведетца и смуты будет в том в Казанской земле не будет.


Выпись из дела от 17 февраля 1680 года, выданная казанским воеводой М.Л. Плещеевым хлыновскому Трифонову Успенскому монастырю на вотчинную землю в устье речки Воштормы, свидетельствовала, что угодьями в обширном районе Вятских Полян монастырь владел по жалованным грамотам 7103 (1595), 7104 (1596) и 7114 (1606) годов и по отводным межевым книгам Меншика Мишакова 1596 и по сыскным книгам Истомы Хвостова 1606 годов.

Примечания

  1. Верещагин А.С. использовал «Дозорную книгу Хлыновского Успенского монастыря городового приказчика Федора Рязанцева 7109 (1601) году». В этой книге зафиксированы результаты ревизии Вятского Успенского монастыря, проведённой по распоряжению царя Бориса Годунова.
  2. Т.е. в смутное время, когда на российский престол претендовал самозванец-расстрига Лжедмитрий I в лице Григория Отрепьева.