Переправа у Нижних Шуней

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

© В.А. Слесарев


Шунский перевоз упоминается в древних актах с начала 17 века.

7145 (1637 г.)
- грамота от 29 марта «оброчная Митрополичья крестьянину Павлунке Петрову на рыбные ловли в Казанском уезде на озеро Лубяное и около Шунского перевозу и о владении озером Бызовкином».

7162 (1654 г.)
- грамота от 28 июня «о владении монастырем из оброку рыбных ловел Лубянского озера и около Шунского перевозу и озером Бызовским и о ловле рыбы всякими снастями по межам».

— Труды Вятской учёной архивной комиссии. 1912. Т.2. С.78, С.79.


Казённая переправа у деревни Нижние Шуни обеспечивала транспортные потоки по Вятско-Уфимскому тракту (Елабужской дороге). Для этого здесь постоянно держали 3 парома и 3 лодки, имелся штат паромщиков и лодочников.

Нижнешунская переправа.jpg

Во время Крестьянской войны под предводительством Пугачёва переправа у Нижних Шуней использовалась для перемещений правительственных войск.
В январе 1774 года со стороны Кукморского завода через Вятку проследовала карательная команда из 50 гренадер и роты гусар при одной пушке. Команда направлялась к блокированной повстанцами Елабуге.

См. Рапорт о движении карательной команды по Арской дороге январь 1774

10 июля 1774 года через нижнешунскую переправу преодолели реку Вятку каратели двухтысячного полка подполковника Михельсона, стремительно двигавшиеся со стороны Грахово и преследовавшие войска Емельяна Пугачёва. Об этом упоминается в нескольких источниках:

Подполковник Михельсон, гнавшийся за Пугачевым по пятам, в Тресвятском не был. Он, вероятно, зная, что, после такой саранчи, нельзя было для войска най­ти никакого удобства и продовольствия, по дороге, называемой Арскою, прошёл от Елабуги к северу в 30 и переправился чрез Вятку в 64 верстах. Именно там, где перевоз ныне называется Шунским, близ татарской деревни Шуни.

— Кулыгинский П.Н. Пугачевцы и Пугачев в Тресвятском-Елабуге в 1773–1774 гг. (Очерк составленный в 1845 г. священ. П.Н. Кулыгинским. // Русская старина. Ежемесячное историческое издание. Февраль 1882 год. СПб., типография В.С. Балашева, 1882 стр.291-312)

Г-н же Михельсон от 7 числа июля сообщением ко мне между протчим объявляет, что он 8-го числа надеется прибыть к Тумскому [Шунскому] перевозу и там переправитца через реку Вятку…

— Из рапорта полковника А. Абернибесова генерал-поручику Ф. Щербатову о наступательных операциях против повстанцев на р. Каме в районе Каракулина и Мензелинска 11 июля 1774 г. // Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в Удмуртии. Сборник документов и материалов. - Ижевск, 1974. - С.220-222

Господин подпо[лковник], прибыв на Камской перевоз, нашел поромы и лотки почти все перерублены и, разсудя, что ежели злодей Пугачев подлинно пошел х Казане, то надлежит ево упреждать, поворотил х Каракуле, отколе лутче делать на злодеев поиск, имев Казань у себя в тылу.

О несоединении гвардии порутчика Мельгунова, господин подпо[лковник] сомневается: не взят ли он господи[ном] полковник[ом] Обернибесовым в команду, чем и разрушаются за Камою его распоряжении, чего ради, и просит его высокопревосходительства генерал-порутчика Щербатова с неоставлении бес помощи.

О злодее Пугачеве получено известие верное, что он по Арской дороге пошел прямо к Казане и, прошед Ялабугу, под Мамадышами чрез реку Вятку переправился.

Господин подпо[лковник], переправясь Каму против Каракулей и перешед реку Иш, следовал на реке Вятке к Шунскому перевозу, и как не поспешает на поражение злодея, прежде осьмаго или девятаго, осьмое или 9-е число значит месяца июля, на оной перевоз притти не уповает.

Не можно вообразить с какою преданностию ослеплённый народ пристает к Пугачёву. В число ево толпы около десяти тысяч разной сволочи почитают, в которой по большой части вотяки и черемиса, без всякаго почти оружия.

— Военно-походный журнал командира карательного корпуса подполковника Михельсона И.И. о боевых действиях против повстанцев в марте – августе 1774 г. (Фрагмент за 5-8 июля 1774 г.) // Крестьянская война 1773-1775 гг. в России. Документы из собрания Государственного исторического музея. – М.: Наука, 1973. – С. 212

См. также: Рапорт Михельсона о трудностях преследования повстанцев 8 июля 1774

Ежегодно с 1801 года через Нижнешунскую переправу пролегал крестный ход с иконой Спасителя из города Елабуги до Малмыжа. Икону размером 1 на 2 аршин, украшенную золотом и драгоценными камнями, везли в особо устроенной для неё карете.

Уфимский тракт. Перегон между станциями Шуни и Умяк (28 вёрст).
Дорога лежит 5 вёрст по заливным лугам р. Вятки, покрытым кочками, оврагами и мелким кустарником. Разлив р. Вятки широк и продолжителен, вода сбывает медленно и сообщение возможно только на мелких лодках. Как важно это местное препятствие, доказательством служит то, что почта из Уфы в Вятку опаздывает иногда двумя и более неделями. За переправою дорога идёт на расстоянии 2 вёрст по оврагу левого берега реки, потом болотами и лесами до станции Умяк. На этом пространстве, 23 вер., разливы ручьёв и болот бывают так часты и так непостоянны, что земское начальство едва успевает исправлять мосты; в следствие чего через некоторые из мелких ручьёв, как напр. Умяк и другие безымянные, ходят постоянно паромы. Устроенный местными обывателями объезд бором, левее большой дороги от Шуни к д. Лубянам (в 15,5 в. от стан. Умяк), пролегая по местам песчано-бугристым, мало облегчает переезды.

— Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб, 1850. - С.38.


В 1889-1892 годы Нижне-Шунским перевозом заведовал крестьянин Усадской волости Илья Константинович Соловьёв, которому вятское земство выделяло деньги на содержание в сумме около 500 рублей в год.[1]

Вятско-Уфимский тракт, на котором находилась Нижне-Шунская переправа, с давнего времени имел важное значение в качестве транзитного грунтового пути при торгово-промышленных связях центральной полосы Вятской губернии с городами Мензелинском и Уфой и некоторыми другими местностями Уфимской губернии, а через неё с Оренбургской губернией и даже с Уральской областью.

Среди транзитных грузопотоков, следовавших через Нижне-Шунскую переправу, существенное значение имели товары купцов, участвовавших в известной Мензелинской ярмарке, начинавшейся во второй половине декабря и оканчивавшейся 11 января.

Из местных грузов по тракту с левобережья и Елабужского уезда переправлялись:

  • пенька, которая сбывалась на Вятско-Полянских торжках для канатных заводов Герасимова (в селе Суши) и Решетникова (в селе Сосновка), для кустарей Нижней Тоймы, занимавшихся плетением верёвок или "варовины", а также отчасти экспортировалась с Вятско-Полянской пристани пароходом за пределы Вятской губернии;
  • шерсть, предназначенная для Кукморской валяльной фабрики (откуда обратно везли готовую валяную обувь и войлок);
  • овчина, которая дальше доставлялась в Шемордан.

В зимнее время наводилась ледовая переправа, по которой везли сено с заливных лугов левобережья, дрова и лесоматериалы из казённых дач и из частно-владельческой дачи Е.А. Лебедева (владельца Бемыжского завода).[2]

10 рабочих, обслуживавших нижнешунскую переправу, жили в специально выстроенной избе.

По Вятско-Уфимскому тракту ежедневно перевозилась также государственная и земская почта. В начале ХХ века вдоль тракта для отправки правительственных депеш была протянута телеграфная линия. Телеграфный кабель через реку Вятку проложили рядом с местом переправы, для присмотра за ним на берегу имелась небольшая "кабельная" сторожка.[3]

В 1918 году на левобережье недалеко от места переправы возник лесопильный завод.

Во время Гражданской войны весной 1919 года переправа у Нижних Шуней обеспечивалась пароходами 5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии, в ночь с 24 на 25 мая 1919 накануне контрнаступления красных здесь были переброшены воинские части 7 стрелковой дивизии РККА. Об этом событии напоминает братская могила красноармейцев у Нижних Шуней.

См. также: Переправы на южной Вятке.

Примечания

  1. Доклад Вятской губернской земской управы с отчётом о расходах по губернской дорожноой повинности за 1889 год. - Вятка, 1890.
  2. Приложение к Докладу об экономическом исследовании дорог, Вятскому губернскому земскому собранию экстренной сессии 18 апреля 1906 г. - Вятка, 1906.
  3. "Список населённых мест Малмыжского уезда за 1905 год" - ГАКО. Ф.574, оп.2, д.617/5, л.375об.