Переправа у Нижних Шуней — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 26: Строка 26:
 
* овчина, которая дальше доставлялась в Шемордан.
 
* овчина, которая дальше доставлялась в Шемордан.
  
В зимнее время наводилась ледовая переправа, по которой везли сено с заливных лугов левобережья, дрова и лесоматериалы из казённых дач и из частно-владельческой дачи г. Лебедева.<ref>Приложение к Докладу об экономическом исследовании дорог, Вятскому губернскому земскому собранию экстренной сессии 18 апреля 1906 г. - Вятка, 1906.</ref>
+
В зимнее время наводилась ледовая переправа, по которой везли сено с заливных лугов левобережья, дрова и лесоматериалы из казённых дач и из частно-владельческой дачи Е.А. Лебедева (владельца [[Бемыжский медеплавильный завод|Бемыжского завода]]).<ref>Приложение к Докладу об экономическом исследовании дорог, Вятскому губернскому земскому собранию экстренной сессии 18 апреля 1906 г. - Вятка, 1906.</ref>
  
 
10 рабочих, обслуживавших нижнешунскую переправу, жили в специально выстроенной избе.
 
10 рабочих, обслуживавших нижнешунскую переправу, жили в специально выстроенной избе.

Текущая версия на 12:34, 4 ноября 2019

tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

© В.А. Слесарев


Казённая переправа у деревни Нижние Шуни обеспечивала транспортные потоки по Вятско-Уфимскому тракту (Елабужской дороге). Для этого здесь постоянно держали 3 парома и 3 лодки, имелся штат паромщиков и лодочников.

Нижнешунская переправа.jpg

В 1774 году через нижнешунскую переправу преодолели реку Вятку каратели двухтысячного полка подполковника Михельсона, стремительно двигавшиеся со стороны Грахово и преследовавшие войска Емельяна Пугачёва.

Ежегодно с 1801 года через Нижнешунскую переправу пролегал крестный ход с иконой Спасителя из города Елабуги до Малмыжа. Икону размером 1 на 2 аршин, украшенную золотом и драгоценными камнями, везли в особо устроенной для неё карете.

Уфимский тракт. Перегон между станциями Шуни и Умяк (28 вёрст).
Дорога лежит 5 вёрст по заливным лугам р. Вятки, покрытым кочками, оврагами и мелким кустарником. Разлив р. Вятки широк и продолжителен, вода сбывает медленно и сообщение возможно только на мелких лодках. Как важно это местное препятствие, доказательством служит то, что почта из Уфы в Вятку опаздывает иногда двумя и более неделями. За переправою дорога идёт на расстоянии 2 вёрст по оврагу левого берега реки, потом болотами и лесами до станции Умяк. На этом пространстве, 23 вер., разливы ручьёв и болот бывают так часты и так непостоянны, что земское начальство едва успевает исправлять мосты; в следствие чего через некоторые из мелких ручьёв, как напр. Умяк и другие безымянные, ходят постоянно паромы. Устроенный местными обывателями объезд бором, левее большой дороги от Шуни к д. Лубянам (в 15,5 в. от стан. Умяк), пролегая по местам песчано-бугристым, мало облегчает переезды.

— Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб, 1850. - С.38.


В 1889-1892 годы Нижне-Шунским перевозом заведовал крестьянин Усадской волости Илья Константинович Соловьёв, которому вятское земство выделяло деньги на содержание в сумме около 500 рублей в год.[1]

Вятско-Уфимский тракт, на котором находилась Нижне-Шунская переправа, с давнего времени имел важное значение в качестве транзитного грунтового пути при торгово-промышленных связях центральной полосы Вятской губернии с городами Мензелинском и Уфой и некоторыми другими местностями Уфимской губернии, а через неё с Оренбургской губернией и даже с Уральской областью.

Среди транзитных грузопотоков, следовавших через Нижне-Шунскую переправу, существенное значение имели товары купцов, участвовавших в известной Мензелинской ярмарке, начинавшейся во второй половине декабря и оканчивавшейся 11 января.

Из местных грузов по тракту с левобережья и Елабужского уезда переправлялись:

  • пенька, которая сбывалась на Вятско-Полянских торжках для канатных заводов Герасимова (в селе Суши) и Решетникова (в селе Сосновка), для кустарей Нижней Тоймы, занимавшихся плетением верёвок или "варовины", а также отчасти экспортировалась с Вятско-Полянской пристани пароходом за пределы Вятской губернии;
  • шерсть, предназначенная для Кукморской валяльной фабрики (откуда обратно везли готовую валяную обувь и войлок);
  • овчина, которая дальше доставлялась в Шемордан.

В зимнее время наводилась ледовая переправа, по которой везли сено с заливных лугов левобережья, дрова и лесоматериалы из казённых дач и из частно-владельческой дачи Е.А. Лебедева (владельца Бемыжского завода).[2]

10 рабочих, обслуживавших нижнешунскую переправу, жили в специально выстроенной избе.

По Вятско-Уфимскому тракту ежедневно перевозилась также государственная и земская почта. В начале ХХ века вдоль тракта для отправки правительственных депеш была протянута телеграфная линия. Телеграфный кабель через реку Вятку проложили рядом с местом переправы, для присмотра за ним на берегу имелась небольшая "кабельная" сторожка.[3]

В 1918 году на левобережье недалеко от места переправы возник лесопильный завод.

Во время Гражданской войны весной 1919 года переправа у Нижних Шуней обеспечивалась пароходами 5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии, в ночь с 24 на 25 мая 1919 накануне контрнаступления красных здесь были переброшены воинские части 7 стрелковой дивизии РККА. Об этом событии напоминает братская могила красноармейцев у Нижних Шуней.

См. также: Переправы на южной Вятке.

Примечания

  1. Доклад Вятской губернской земской управы с отчётом о расходах по губернской дорожноой повинности за 1889 год. - Вятка, 1890.
  2. Приложение к Докладу об экономическом исследовании дорог, Вятскому губернскому земскому собранию экстренной сессии 18 апреля 1906 г. - Вятка, 1906.
  3. "Список населённых мест Малмыжского уезда за 1905 год" - ГАКО. Ф.574, оп.2, д.617/5, л.375об.