Переправа у Нижних Шуней — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 6 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{copyright}} | ||
+ | © [[Участник:Admin|В.А. Слесарев]] | ||
+ | ---- | ||
Казённая переправа у деревни [[Нижние Шуни]] обеспечивала транспортные потоки по [[Почтовые тракты в Малмыжском уезде|Вятско-Уфимскому тракту (Елабужской дороге)]]. Для этого здесь постоянно держали 3 парома и 3 лодки, имелся штат паромщиков и лодочников. | Казённая переправа у деревни [[Нижние Шуни]] обеспечивала транспортные потоки по [[Почтовые тракты в Малмыжском уезде|Вятско-Уфимскому тракту (Елабужской дороге)]]. Для этого здесь постоянно держали 3 парома и 3 лодки, имелся штат паромщиков и лодочников. | ||
Строка 11: | Строка 14: | ||
Дорога лежит 5 вёрст по заливным лугам [[Вятка (река)|р. Вятки]], покрытым кочками, оврагами и мелким кустарником. Разлив р. Вятки широк и продолжителен, вода сбывает медленно и сообщение возможно только на мелких лодках. Как важно это местное препятствие, доказательством служит то, что почта из Уфы в Вятку опаздывает иногда двумя и более неделями. За переправою дорога идёт на расстоянии 2 вёрст по оврагу левого берега реки, потом болотами и лесами до станции [[Умяк]]. На этом пространстве, 23 вер., разливы ручьёв и болот бывают так часты и так непостоянны, что земское начальство едва успевает исправлять мосты; в следствие чего через некоторые из мелких ручьёв, как напр. Умяк и другие безымянные, ходят постоянно паромы. Устроенный местными обывателями объезд бором, левее большой дороги от Шуни к д. [[Лубяны|Лубянам]] (в 15,5 в. от стан. Умяк), пролегая по местам песчано-бугристым, мало облегчает переезды. | Дорога лежит 5 вёрст по заливным лугам [[Вятка (река)|р. Вятки]], покрытым кочками, оврагами и мелким кустарником. Разлив р. Вятки широк и продолжителен, вода сбывает медленно и сообщение возможно только на мелких лодках. Как важно это местное препятствие, доказательством служит то, что почта из Уфы в Вятку опаздывает иногда двумя и более неделями. За переправою дорога идёт на расстоянии 2 вёрст по оврагу левого берега реки, потом болотами и лесами до станции [[Умяк]]. На этом пространстве, 23 вер., разливы ручьёв и болот бывают так часты и так непостоянны, что земское начальство едва успевает исправлять мосты; в следствие чего через некоторые из мелких ручьёв, как напр. Умяк и другие безымянные, ходят постоянно паромы. Устроенный местными обывателями объезд бором, левее большой дороги от Шуни к д. [[Лубяны|Лубянам]] (в 15,5 в. от стан. Умяк), пролегая по местам песчано-бугристым, мало облегчает переезды. | ||
{{конец цитаты|источник=Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб, 1850. - С.38.}} | {{конец цитаты|источник=Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб, 1850. - С.38.}} | ||
+ | |||
+ | В 1889-1892 годы Нижне-Шунским перевозом заведовал крестьянин Усадской волости Илья Константинович Соловьёв, которому вятское земство выделяло деньги на содержание в сумме около 500 рублей в год.<ref>Доклад Вятской губернской земской управы с отчётом о расходах по губернской дорожноой повинности за 1889 год. - Вятка, 1890.</ref> | ||
+ | |||
+ | Вятско-Уфимский тракт, на котором находилась Нижне-Шунская переправа, с давнего времени имел важное значение в качестве транзитного грунтового пути при торгово-промышленных связях центральной полосы Вятской губернии с городами Мензелинском и Уфой и некоторыми другими местностями Уфимской губернии, а через неё с Оренбургской губернией и даже с Уральской областью. | ||
+ | |||
+ | Среди транзитных грузопотоков, следовавших через Нижне-Шунскую переправу, существенное значение имели товары купцов, участвовавших в известной Мензелинской ярмарке, начинавшейся во второй половине декабря и оканчивавшейся 11 января. | ||
+ | |||
+ | Из местных грузов по тракту с левобережья и Елабужского уезда переправлялись: | ||
+ | * пенька, которая сбывалась на Вятско-Полянских торжках для канатных заводов Герасимова (в селе [[Суши]]) и Решетникова (в селе [[Сосновка]]), для кустарей [[Нижняя Тойма|Нижней Тоймы]], занимавшихся плетением верёвок или "варовины", а также отчасти экспортировалась с [[Речной порт Вятские Поляны|Вятско-Полянской пристани]] пароходом за пределы Вятской губернии; | ||
+ | * шерсть, предназначенная для [[Кукморская валяльная фабрика|Кукморской валяльной фабрики братьев Родыгиных]] (откуда обратно везли готовую валяную обувь и войлок); | ||
+ | * овчина, которая дальше доставлялась в Шемордан. | ||
+ | |||
+ | В зимнее время наводилась ледовая переправа, по которой везли сено с заливных лугов левобережья, дрова и лесоматериалы из казённых дач и из частно-владельческой дачи г. Лебедева.<ref>Приложение к Докладу об экономическом исследовании дорог, Вятскому губернскому земскому собранию экстренной сессии 18 апреля 1906 г. - Вятка, 1906.</ref> | ||
+ | |||
+ | 10 рабочих, обслуживавших нижнешунскую переправу, жили в специально выстроенной избе. | ||
+ | |||
+ | По Вятско-Уфимскому тракту ежедневно перевозилась также государственная и земская почта. В начале ХХ века вдоль тракта для отправки правительственных депеш была протянута телеграфная линия. Телеграфный кабель через реку Вятку проложили рядом с местом переправы, для присмотра за ним на берегу имелась небольшая "кабельная" сторожка.<ref>"Список населённых мест Малмыжского уезда за 1905 год" - ГАКО. Ф.574, оп.2, д.617/5, л.375об.</ref> | ||
В 1918 году на левобережье недалеко от места переправы возник [[Высокогорский лесозавод|лесопильный завод]]. | В 1918 году на левобережье недалеко от места переправы возник [[Высокогорский лесозавод|лесопильный завод]]. | ||
Строка 17: | Строка 37: | ||
::''См. также'': [[Переправы на южной Вятке]]. | ::''См. также'': [[Переправы на южной Вятке]]. | ||
+ | |||
+ | == Примечания == | ||
+ | {{Примечания}} |
Версия 16:17, 12 мая 2019
|
Казённая переправа у деревни Нижние Шуни обеспечивала транспортные потоки по Вятско-Уфимскому тракту (Елабужской дороге). Для этого здесь постоянно держали 3 парома и 3 лодки, имелся штат паромщиков и лодочников.
В 1774 году через нижнешунскую переправу преодолели реку Вятку каратели двухтысячного полка подполковника Михельсона, стремительно двигавшиеся со стороны Грахово и преследовавшие войска Емельяна Пугачёва.
Ежегодно с 1801 года через Нижнешунскую переправу пролегал крестный ход с иконой Спасителя из города Елабуги до Малмыжа. Икону размером 1 на 2 аршин, украшенную золотом и драгоценными камнями, везли в особо устроенной для неё карете.
Уфимский тракт. Перегон между станциями Шуни и Умяк (28 вёрст).
Дорога лежит 5 вёрст по заливным лугам р. Вятки, покрытым кочками, оврагами и мелким кустарником. Разлив р. Вятки широк и продолжителен, вода сбывает медленно и сообщение возможно только на мелких лодках. Как важно это местное препятствие, доказательством служит то, что почта из Уфы в Вятку опаздывает иногда двумя и более неделями. За переправою дорога идёт на расстоянии 2 вёрст по оврагу левого берега реки, потом болотами и лесами до станции Умяк. На этом пространстве, 23 вер., разливы ручьёв и болот бывают так часты и так непостоянны, что земское начальство едва успевает исправлять мосты; в следствие чего через некоторые из мелких ручьёв, как напр. Умяк и другие безымянные, ходят постоянно паромы. Устроенный местными обывателями объезд бором, левее большой дороги от Шуни к д. Лубянам (в 15,5 в. от стан. Умяк), пролегая по местам песчано-бугристым, мало облегчает переезды.— Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб, 1850. - С.38.
В 1889-1892 годы Нижне-Шунским перевозом заведовал крестьянин Усадской волости Илья Константинович Соловьёв, которому вятское земство выделяло деньги на содержание в сумме около 500 рублей в год.[1]
Вятско-Уфимский тракт, на котором находилась Нижне-Шунская переправа, с давнего времени имел важное значение в качестве транзитного грунтового пути при торгово-промышленных связях центральной полосы Вятской губернии с городами Мензелинском и Уфой и некоторыми другими местностями Уфимской губернии, а через неё с Оренбургской губернией и даже с Уральской областью.
Среди транзитных грузопотоков, следовавших через Нижне-Шунскую переправу, существенное значение имели товары купцов, участвовавших в известной Мензелинской ярмарке, начинавшейся во второй половине декабря и оканчивавшейся 11 января.
Из местных грузов по тракту с левобережья и Елабужского уезда переправлялись:
- пенька, которая сбывалась на Вятско-Полянских торжках для канатных заводов Герасимова (в селе Суши) и Решетникова (в селе Сосновка), для кустарей Нижней Тоймы, занимавшихся плетением верёвок или "варовины", а также отчасти экспортировалась с Вятско-Полянской пристани пароходом за пределы Вятской губернии;
- шерсть, предназначенная для Кукморской валяльной фабрики братьев Родыгиных (откуда обратно везли готовую валяную обувь и войлок);
- овчина, которая дальше доставлялась в Шемордан.
В зимнее время наводилась ледовая переправа, по которой везли сено с заливных лугов левобережья, дрова и лесоматериалы из казённых дач и из частно-владельческой дачи г. Лебедева.[2]
10 рабочих, обслуживавших нижнешунскую переправу, жили в специально выстроенной избе.
По Вятско-Уфимскому тракту ежедневно перевозилась также государственная и земская почта. В начале ХХ века вдоль тракта для отправки правительственных депеш была протянута телеграфная линия. Телеграфный кабель через реку Вятку проложили рядом с местом переправы, для присмотра за ним на берегу имелась небольшая "кабельная" сторожка.[3]
В 1918 году на левобережье недалеко от места переправы возник лесопильный завод.
Во время Гражданской войны весной 1919 года переправа у Нижних Шуней обеспечивалась пароходами 5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии, в ночь с 24 на 25 мая 1919 накануне контрнаступления красных здесь были переброшены воинские части 7 стрелковой дивизии РККА. Об этом событии напоминает братская могила красноармейцев у Нижних Шуней.
- См. также: Переправы на южной Вятке.
Примечания
- ↑ Доклад Вятской губернской земской управы с отчётом о расходах по губернской дорожноой повинности за 1889 год. - Вятка, 1890.
- ↑ Приложение к Докладу об экономическом исследовании дорог, Вятскому губернскому земскому собранию экстренной сессии 18 апреля 1906 г. - Вятка, 1906.
- ↑ "Список населённых мест Малмыжского уезда за 1905 год" - ГАКО. Ф.574, оп.2, д.617/5, л.375об.