Переправа у Нижних Шуней — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 2: Строка 2:
  
 
[[Файл:Нижнешунская переправа.jpg|center|600px]]
 
[[Файл:Нижнешунская переправа.jpg|center|600px]]
 +
 +
В 1774 году через нижнешунскую переправу преодолели реку Вятку каратели двухтысячного полка подполковника Михельсона, стремительно двигавшиеся со стороны Грахово и преследовавшие войска Емельяна Пугачёва.
 +
 +
Ежегодно с 1801 года через Нижнешунскую переправу пролегал [[Спас Елабужский|крестный ход с иконой Спасителя]] из города Елабуги до [[Малмыж]]а. Икону размером 1 на 2 аршин, украшенную золотом и драгоценными камнями, везли в особо устроенной для неё карете.
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Строка 7: Строка 11:
 
Дорога лежит 5 вёрст по заливным лугам [[Вятка (река)|р. Вятки]], покрытым  кочками, оврагами и мелким кустарником. Разлив р. Вятки широк и продолжителен, вода сбывает медленно и сообщение возможно только на мелких лодках. Как важно это местное препятствие, доказательством служит то, что почта из Уфы в Вятку опаздывает иногда двумя и более неделями. За переправою дорога идёт на расстоянии 2 вёрст по оврагу левого берега реки, потом болотами и лесами до станции [[Умяк]]. На этом пространстве, 23 вер., разливы ручьёв и болот бывают так часты и так непостоянны, что земское начальство едва успевает исправлять мосты; в следствие чего через некоторые из мелких ручьёв, как напр. Умяк и другие безымянные, ходят постоянно паромы. Устроенный местными обывателями объезд бором, левее большой дороги от Шуни к д. [[Лубяны|Лубянам]] (в 15,5 в. от стан. Умяк), пролегая по местам песчано-бугристым, мало облегчает переезды.  
 
Дорога лежит 5 вёрст по заливным лугам [[Вятка (река)|р. Вятки]], покрытым  кочками, оврагами и мелким кустарником. Разлив р. Вятки широк и продолжителен, вода сбывает медленно и сообщение возможно только на мелких лодках. Как важно это местное препятствие, доказательством служит то, что почта из Уфы в Вятку опаздывает иногда двумя и более неделями. За переправою дорога идёт на расстоянии 2 вёрст по оврагу левого берега реки, потом болотами и лесами до станции [[Умяк]]. На этом пространстве, 23 вер., разливы ручьёв и болот бывают так часты и так непостоянны, что земское начальство едва успевает исправлять мосты; в следствие чего через некоторые из мелких ручьёв, как напр. Умяк и другие безымянные, ходят постоянно паромы. Устроенный местными обывателями объезд бором, левее большой дороги от Шуни к д. [[Лубяны|Лубянам]] (в 15,5 в. от стан. Умяк), пролегая по местам песчано-бугристым, мало облегчает переезды.  
 
{{конец цитаты|источник=Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб, 1850. - С.38.}}
 
{{конец цитаты|источник=Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб, 1850. - С.38.}}
 
::''См. также'': [[Переправы на южной Вятке]].
 
 
В 1774 году через нижнешунскую переправу преодолели реку Вятку каратели двухтысячного полка подполковника Михельсона, стремительно двигавшиеся со стороны Грахово и преследовавшие войска Емельяна Пугачёва.
 
  
 
В 1918 году на левобережье недалеко от места переправы возник [[Высокогорский лесозавод|лесопильный завод]].  
 
В 1918 году на левобережье недалеко от места переправы возник [[Высокогорский лесозавод|лесопильный завод]].  
  
 
Во время Гражданской войны весной 1919 года переправа у Нижних Шуней обеспечивалась пароходами [[5 дивизион Волжско-Камской военной флотилии|5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии]], в ночь с 24 на 25 мая 1919 накануне контрнаступления красных здесь были переброшены воинские части [[7 стрелковая дивизия 2 армии Восточного фронта|7 стрелковой дивизии РККА]]. Об этом событии напоминает [[братская могила красноармейцев у Нижних Шуней]].
 
Во время Гражданской войны весной 1919 года переправа у Нижних Шуней обеспечивалась пароходами [[5 дивизион Волжско-Камской военной флотилии|5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии]], в ночь с 24 на 25 мая 1919 накануне контрнаступления красных здесь были переброшены воинские части [[7 стрелковая дивизия 2 армии Восточного фронта|7 стрелковой дивизии РККА]]. Об этом событии напоминает [[братская могила красноармейцев у Нижних Шуней]].
 +
 +
::''См. также'': [[Переправы на южной Вятке]].

Версия 22:11, 6 марта 2019

Казённая переправа у деревни Нижние Шуни обеспечивала транспортные потоки по Вятско-Уфимскому тракту (Елабужской дороге). Для этого здесь постоянно держали 3 парома и 3 лодки, имелся штат паромщиков и лодочников.

Нижнешунская переправа.jpg

В 1774 году через нижнешунскую переправу преодолели реку Вятку каратели двухтысячного полка подполковника Михельсона, стремительно двигавшиеся со стороны Грахово и преследовавшие войска Емельяна Пугачёва.

Ежегодно с 1801 года через Нижнешунскую переправу пролегал крестный ход с иконой Спасителя из города Елабуги до Малмыжа. Икону размером 1 на 2 аршин, украшенную золотом и драгоценными камнями, везли в особо устроенной для неё карете.

Уфимский тракт. Перегон между станциями Шуни и Умяк (28 вёрст).
Дорога лежит 5 вёрст по заливным лугам р. Вятки, покрытым кочками, оврагами и мелким кустарником. Разлив р. Вятки широк и продолжителен, вода сбывает медленно и сообщение возможно только на мелких лодках. Как важно это местное препятствие, доказательством служит то, что почта из Уфы в Вятку опаздывает иногда двумя и более неделями. За переправою дорога идёт на расстоянии 2 вёрст по оврагу левого берега реки, потом болотами и лесами до станции Умяк. На этом пространстве, 23 вер., разливы ручьёв и болот бывают так часты и так непостоянны, что земское начальство едва успевает исправлять мосты; в следствие чего через некоторые из мелких ручьёв, как напр. Умяк и другие безымянные, ходят постоянно паромы. Устроенный местными обывателями объезд бором, левее большой дороги от Шуни к д. Лубянам (в 15,5 в. от стан. Умяк), пролегая по местам песчано-бугристым, мало облегчает переезды.

— Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб, 1850. - С.38.


В 1918 году на левобережье недалеко от места переправы возник лесопильный завод.

Во время Гражданской войны весной 1919 года переправа у Нижних Шуней обеспечивалась пароходами 5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии, в ночь с 24 на 25 мая 1919 накануне контрнаступления красных здесь были переброшены воинские части 7 стрелковой дивизии РККА. Об этом событии напоминает братская могила красноармейцев у Нижних Шуней.

См. также: Переправы на южной Вятке.