Почтовые тракты в Малмыжском уезде — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 29: Строка 29:
 
Уфимский тракт имеет значение только для южной половины губернии, так как проходит через уездный город Мензелинск Уфимской губернии, имеющий хорошую ярмарку, на которую ездят купцы и торговцы с товарами из южных уездов.
 
Уфимский тракт имеет значение только для южной половины губернии, так как проходит через уездный город Мензелинск Уфимской губернии, имеющий хорошую ярмарку, на которую ездят купцы и торговцы с товарами из южных уездов.
 
{{конец цитаты|источник=Из учебника «География Вятской губернии» 1890 года, составленного К.В. Лаврентьевым. (параграф 107)}}
 
{{конец цитаты|источник=Из учебника «География Вятской губернии» 1890 года, составленного К.В. Лаврентьевым. (параграф 107)}}
 +
 +
На реке Вятке для проезжающих по трактам постоянно действовали [[Переправы на южной Вятке|переправы и перевозы]].
  
 
=== Вятско-Уфимский тракт (Елабужская дорога) ===
 
=== Вятско-Уфимский тракт (Елабужская дорога) ===

Версия 17:20, 18 июля 2018

В царской России все тракты делились на почтовые, земские и коммерческие. Особого внимания заслуживают почтовые тракты - история их возникновения берёт свое начало более 200 лет назад. Они соединяли губернские города, пролегая через уездные. Через каждые 15-20 вёрст находились почтовые станции, где меняли лошадей. Почтовые дороги старались содержать в исправности, по обеим сторонам сажали в ряд деревья, ставили верстовые столбы.

Верста = 1,0668 км.

Правда, вёрсты не всегда отсчитывались на Руси одинаково. Например, около г. Коломны в целях экономии верстовые столбы (а их делали каменными) ставили пореже, отсюда пошло выражение "коломенская верста", т.е. расстояние, не измеренное как следует. Расстояние между почтовыми станциями в отдельных местах достигало сорока-пятидесяти вёрст, что примерно равнялось одному дневному перегону.


Учитывая, что почтовые тракты появились в 18 веке по указу Екатерины II, их вполне можно назвать «екатерининскими». А то, что они позднее обустраивались по правилам, утверждённым Александром I, то деревья вдоль них во многих местах называют «александровскими». На южной Вятке берёзовые насаждения, появившиеся со времён Александра I вдоль почтовых дорог, преобладали и надолго врезались в народную память, стали жить в рассказах и песнях. Павел Роготнев в своей статье «Государева дорога» приводит сведения, что в некоторых удмуртских деревнях пожилые женщины и старушки иногда запевают старинную хороводную песню:

Александровска берёза
У дороги стояла
Она листьями шумела,
Золотым венком веяла…

По правилам устройства почтовых дорог, утверждённым в 1817 году указом Александра I, под дорогу отводилась полоса шириной в 30 саженей (около 60 м). Из них под проезжую часть оставляли 8-10 саженей. По пять саженей по обе стороны проезжей части оставлялись для канав (кюветов) и придорожных берёзовых аллей. Берёзовые аллеи, состоящие из двух рядов посадки, ставились для защиты дорог от снежных заносов в зимнее время.

По Указу Александра I на крестьян селений, расположенных у трактов, налагалась также дорожная повинность: полотно дороги расширялось, срезались крутые изгибы, сносились бугры, засыпались болотины, сажались берёзы, рылись канавы, устраивались полосы для прогона скота, вырубался подступавший к дороге лес. Всё это требовалось делать летом, когда у крестьян в разгаре полевые работы. По этой причине после царского указа наблюдалась миграция, когда крестьяне стали переселяться, создавая новые селения в нескольких верстах от тракта.

И всё же, содержание трактов с одной стороны было государевой повинностью и «ярмом», а с другой стороны - промыслом, связанным с извозом, обслуживанием проезжающих, исполнением «госзаказа» по ремонту дороги, поставкам лошадей. При трактах кормилось немало людей.

Все сухопутные тракты, проходящие по Вятской губернии, делятся на почтовые, земские и коммерческие. Почтовые тракты были проложены давно, более 100 лет тому назад, когда местность была плохо известна, и кругом было много лесов. При проложении почтовых трактов имелось в виду соединить между собой хорошими сухопутными дорогами губернские города и захватить по пути и уездные. Поэтому почтовые дороги не везде имеют прямое направление, а уклоняются иногда в сторону, чтобы пройти через уездный город. [...]

Почтовые дороги содержатся, по возможности, в исправности: полотно дороги выравнивается, низкие топкие места заваливаются камнем, щебнем и мелким кустарником (фашинником). По обеим сторонам почтовых дорог насажены в один или два ряда берёзы, разставлены верстовые и телеграфные столбы, через овраги и речки перекинуты мосты. На всех почтовых дорогах устроены почтовые станции в 15-25 верстах одна от другой; на этих станциях всегда имеются лошади для проезжающих; за проезд платится по 3 коп. с версты за каждую лошадь. Исправление и содержание в порядке дороги лежит на обязанности земства. [...]

Почтовые тракты делятся на губернские и уездные. Губернских почтовых трактов по Вятской губернии 6: Костромской, Нижегородский, Казанский, Уфимский, Пермский и Сибирский. Все они, кроме Сибирского, идут от города Вятки. Уездных почтовых трактов 4: Воткинско-Ижевский, Елабужско-Воткинский, Ижевский и Царевосанчурский. [...]

Уфимский тракт имеет значение только для южной половины губернии, так как проходит через уездный город Мензелинск Уфимской губернии, имеющий хорошую ярмарку, на которую ездят купцы и торговцы с товарами из южных уездов.

— Из учебника «География Вятской губернии» 1890 года, составленного К.В. Лаврентьевым. (параграф 107)


На реке Вятке для проезжающих по трактам постоянно действовали переправы и перевозы.

Вятско-Уфимский тракт (Елабужская дорога)

На территории Малмыжского уезда эта дорога имела протяжённость 75 вёрст, начинаясь от Нижне-Шунской переправы, проходя через село Вятские Поляны, до Сибирского тракта у Малмыжа.

Вятско-Уфимский тракт не был обсажен деревьями и потому переметался снегом. Но в то же время основное передвижение грузов по нему осуществлялось именно в зимнее время. Для этого лошадей запрягали цугом (гуськом). Но даже при такой упряжке разъехаться встречным обозам было очень сложно из-за очень узкой дороги в зимнее время. Съехавший с натоптанной дороги обоз оказывался в снежной трясине.

На месте бывшей деревни Барановка есть памятный указатель, который напоминает об Уфимском тракте.

Казанский тракт

Этот тракт пролегал вдоль старинной Алатской дороги, соединявшей город Вятку с Казанью, проходя через Уржум. На территории Малмыжского уезда имелся участок этой дороги протяжённостью 35 вёрст.

Большой Сибирский тракт

Обустройство Большого Сибирского тракта началось в 1730 году после установления политических и торговых отношений между Россией и Китаем, и закончено оно было только в середине XIX века. Московско-Казанская ветвь Сибирского тракта начиналась в Санкт-Петербурге и пролегала в Сибирь через Нижний Новгород, Казань, Малмыж (с переправой у села Гоньба), и дальше до Дебёс. В Дебёсах Сибирский тракт соединялся с Пермским трактом, который также ещё называется Петербургско-Вятской ветвью Сибирского тракта. Далее в Сибирь уже шла одна дорога.

Участок Сибирского тракта, пролегавший по территории Малмыжского уезда Вятской губернии, составлял 340 вёрст и его маршрут совпадал со старинной Арской дорогой.

В городе Малмыже Сибирский тракт проходил по улице Володарского, далее выходил к реке Шошме. Место здесь низкое и сырое. В 1883 году была поднята дамба от Шошмы до п. Кулапинского. После устройства на дамбе сплошной мостовой, мощёной бутовым камнем, представилась возможность удобного проезда. Спустя три года был возведён деревянный мост через реку Шошму, с ледорезами. Далее от Кулапинского дорога возле села Гоньбы выходила к реке Вятке, где был перевоз.

От гоньбинского перевоза до станции в деревне Мелеть имелся 10-вёрстный участок, затопляемый в половодье. Силами местных крестьян здесь в 1887-1893 годы была насыпана дамба, сохранившаяся до наших дней. После Мелети тракт тянулся до села Константиновка и дальше уходил на земли нынешнего Кильмезского района.

Начиная от крестьянской войны под предводительством Пугачева, Сибирский тракт стал ещё и главной каторжной «артерией» в Сибирь, по которой следовали группы заключённых в ссылку и на каторгу. Пешими шли этапы уголовников. В повозках везли дворян и мещан из зажиточных. Повозки тоже были разными, «по чину» - кому телега, кому тарантас.

Первоначально те, кто жил рядом с трактом, были обязаны устраивать у себя дома на ночлег проходившие партии каторжников. Конвоиры, не спрашивая разрешения хозяев, могли завести арестантов в любой дом селения, где их застала ночь. После душного неспокойного ночлега в избе часто в "награду" хозяевам оставались заразные заболевания.

Царский Указ Александра I от 1817 года отменил эту обязанность крестьян, живших у "большаков": на трактах через каждые 20-25 вёрст появились этапные и полуэтапные пункты со специальными помещениями для арестантов и охраны. На суточный отдых арестанты останавливались на этапах - там были помещения тюремного типа. А на полуэтапах останавливались только на ночь, происходила смена команд конвоя, с поимённой передачей партии арестантов. На полуэтапных пунктах также сдавали по акту тела умерших в пути, которых там же хоронили. Поэтому при каждом полуэтапе имелось кладбище.

Часто каторжане предпринимали попытки скрыться в ближайших заболоченных низинах с густыми зарослями. За беглецов с конвоиров был строгий спрос, поэтому они могли "восполнить" потерю за счёт первого встречного, которого переодевали в арестантские лохмотья, прикручивали верёвками к общей партии заключённых и вместе со всеми сдавали "по счёту". Неудивительно, что, увидев приближающуюся партию ссыльных, путники быстро прятались.

В 1824 году по Сибирскому тракту проследовал царский «поезд». Александр Павлович инспектировал свои владения. А уже в 1826 году на Восток потянулись декабристы. Их везли особым порядком, почти тайно, избегая дневок в людных местах, давали арестантам еду прямо в кибитку. В 1837 году по Сибирскому тракту путешествовал цесаревич будущий Александр II.

По указу Александра I в 1817 году в местах расположения почтовых станций через каждые 20-25 километров учредили этапы для дневок и ночёвок арестантов.

Иногда переправа через Вятку происходила не у Гоньбы (там часто на левобережье распутица), а у Вятских Полян, и дальше на Суши (см. воспоминания жителя Сушей). Для временного содержания заключённых в селе Вятские Поляны имелось этапное помещение.

В 1860 году по Сибирскому тракту перевезено до 20 тысяч пассажиров, 3 миллиона пудов груза (около 50 тысяч тонн) и проследовало 18 тысяч осуждённых. В разные годы по Сибирскому тракту последовали в ссылку и на каторгу А.Н, Радищев, декабристы, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский...

Сибирский почтовый тракт тянулся через 2409 верст. В 1908 году возле него прошла линия телеграфа.

С развитием капитализма, а с ним телеграфа и железных дорог привело в постепенному снижению значения Сибирского тракта. Арестантов стали возить в вагонах. Депеши стали слать по проводам.