Пристани села Вятские Поляны — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 15: Строка 15:
 
В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими «тузами»-судовладельцами. Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами.
 
В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими «тузами»-судовладельцами. Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами.
  
Пролетарский писатель [[Бибик, Алексей Павлович|А.П. Бибик]], в 1899-1903 годы отбывавший ссылку в селе Вятские Поляны, свой первый [[рассказ "На пристани"]] (1901 г.) посвятил случаю, который произошёл на Небогатиковской пристани.  
+
{{начало цитаты}}
 +
Пролетарский писатель '''[[Бибик, Алексей Павлович|А.П. Бибик]]''', в 1899-1903 годы отбывавший ссылку в селе Вятские Поляны, свой первый [[рассказ "На пристани"]] (1901 г.) посвятил случаю, который произошёл на Небогатиковской пристани.  
 +
{{конец цитаты}}
  
 
* '''Булычевская пристань'''
 
* '''Булычевская пристань'''
Строка 21: Строка 23:
 
Пристань располагалась напротив Репинского переулка (ныне ул. Урицкого), за зданием земской управы (ныне музыкальная школа). Она принадлежала вятскому судовладельцу Т.Ф. Булычеву. С 1863 года фирма Булычева открыла на Вятке буксирное движение, а в 1874 году и пассажирское. Первоначально по Вятке 2 раза в неделю ходили только два булычевских теплохода: "Ф. Булычевъ" и "Почётный". Через два года число судов на пассажирской линии удвоилось, в 1877 году ходило уже 6 теплоходов, а в 1894 году - 10 пассажирских и 4 буксирных. Некоторые были уже с электрическим освещением и волжскими удоб­ствами.  
 
Пристань располагалась напротив Репинского переулка (ныне ул. Урицкого), за зданием земской управы (ныне музыкальная школа). Она принадлежала вятскому судовладельцу Т.Ф. Булычеву. С 1863 года фирма Булычева открыла на Вятке буксирное движение, а в 1874 году и пассажирское. Первоначально по Вятке 2 раза в неделю ходили только два булычевских теплохода: "Ф. Булычевъ" и "Почётный". Через два года число судов на пассажирской линии удвоилось, в 1877 году ходило уже 6 теплоходов, а в 1894 году - 10 пассажирских и 4 буксирных. Некоторые были уже с электрическим освещением и волжскими удоб­ствами.  
  
В 1895 году на пристани в Вятских Полянах побывал известный русский писатель, публицист В.Г. Короленко, о чём говорят [[Дневниковые записи ВГ Короленко|его записи в дневнике]].  
+
{{начало цитаты}}
 +
В 1895 году на Булычевской пристани в Вятских Полянах побывал известный русский писатель, публицист '''В.Г. Короленко''', о чём говорят [[Дневниковые записи ВГ Короленко|его записи в дневнике]].  
 +
{{конец цитаты}}
  
 
Новые возможности появились у Т.Ф. Булычёва в 1900 году, когда произошло его объединение с пароходствами Я.Ф. Тырышкина и наследников И.В. Александрова. Новая судоходная компания с 36 судами, наречённая в народе «пароходной монополией», вначале носила название фирмы «Булычёвъ», а с 1902 года – «Товарищество Вятско-Волжского пароходства». Тихон Филиппович занял в ней пост директора-распорядителя. В 1910 году Товарищество Вятско-Волжского пароходства усилило своё влияние, вступив в Москворецкий синдикат, и добилось возможности влиять на размер фрахтов на Москве-реке и Оке. Из общего объёма перевозок (5 млн пудов за навигацию) на долю Товарищества приходилось 24 %, впереди «вятских монополистов» была только компания «Ока» (28 %).  
 
Новые возможности появились у Т.Ф. Булычёва в 1900 году, когда произошло его объединение с пароходствами Я.Ф. Тырышкина и наследников И.В. Александрова. Новая судоходная компания с 36 судами, наречённая в народе «пароходной монополией», вначале носила название фирмы «Булычёвъ», а с 1902 года – «Товарищество Вятско-Волжского пароходства». Тихон Филиппович занял в ней пост директора-распорядителя. В 1910 году Товарищество Вятско-Волжского пароходства усилило своё влияние, вступив в Москворецкий синдикат, и добилось возможности влиять на размер фрахтов на Москве-реке и Оке. Из общего объёма перевозок (5 млн пудов за навигацию) на долю Товарищества приходилось 24 %, впереди «вятских монополистов» была только компания «Ока» (28 %).  

Версия 14:34, 15 октября 2019

История Вятских Полян тесно связана с судоходной рекой Вяткой. Принято считать, что паровое судоходство на Вятке началось с 1855 года, когда в Вятку с Камы зашёл пермский пароход «Любимый», который буксировал баржу с 30 тысячами пудов соли. Он открыл на реке эру парового судоходства.[1]. В 1861 года появился пароход местных купцов «Вятка». Встречу его описали «Вятские губернские ведомости»: «Старые и малые, мужчины и женщины бежали на берег реки, мчались туда на собственных и наёмных экипажах, чтобы посмотреть необыкновенное явление – прибытие парохода…»

Пристань Вятские Поляны обслуживала обширную территорию южной части Малмыжского уезда, простиравшуюся на севере до Китякской волости, на юге до Лубян и даже Умяка. Сюда сходились многочисленные подъездные дороги, а также через село Вятские Поляны проходил Вятско-Уфимский тракт.

  • Прозоровская пристань

«Пароходство Я.А. Прозорова по реке Вятке» возникло в губернии одним из первых и порадовало двумя вновь построенными мощными (90 номинальных сил) однотипными пароходами «Отец» (командир Е.П. Нордгрен) и «Сын» (командир Е.И. Маслов). Два раза в неделю они совершали «правильные рейсы между Казанью и Вяткою».[2]

Пристань располагалась под пригорком, который старожилы до сих пор называют «Прозоровская гора».

  • Небогатиковская пристань

Пристань принадлежала пароходству Торгового дома "Я.Е. Небогатикова сыновья" (из Нолинска).

В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими «тузами»-судовладельцами. Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами.

Пролетарский писатель А.П. Бибик, в 1899-1903 годы отбывавший ссылку в селе Вятские Поляны, свой первый рассказ "На пристани" (1901 г.) посвятил случаю, который произошёл на Небогатиковской пристани.


  • Булычевская пристань

Пристань располагалась напротив Репинского переулка (ныне ул. Урицкого), за зданием земской управы (ныне музыкальная школа). Она принадлежала вятскому судовладельцу Т.Ф. Булычеву. С 1863 года фирма Булычева открыла на Вятке буксирное движение, а в 1874 году и пассажирское. Первоначально по Вятке 2 раза в неделю ходили только два булычевских теплохода: "Ф. Булычевъ" и "Почётный". Через два года число судов на пассажирской линии удвоилось, в 1877 году ходило уже 6 теплоходов, а в 1894 году - 10 пассажирских и 4 буксирных. Некоторые были уже с электрическим освещением и волжскими удоб­ствами.

В 1895 году на Булычевской пристани в Вятских Полянах побывал известный русский писатель, публицист В.Г. Короленко, о чём говорят его записи в дневнике.


Новые возможности появились у Т.Ф. Булычёва в 1900 году, когда произошло его объединение с пароходствами Я.Ф. Тырышкина и наследников И.В. Александрова. Новая судоходная компания с 36 судами, наречённая в народе «пароходной монополией», вначале носила название фирмы «Булычёвъ», а с 1902 года – «Товарищество Вятско-Волжского пароходства». Тихон Филиппович занял в ней пост директора-распорядителя. В 1910 году Товарищество Вятско-Волжского пароходства усилило своё влияние, вступив в Москворецкий синдикат, и добилось возможности влиять на размер фрахтов на Москве-реке и Оке. Из общего объёма перевозок (5 млн пудов за навигацию) на долю Товарищества приходилось 24 %, впереди «вятских монополистов» была только компания «Ока» (28 %).

В путеводителе Вятско-Волжского пароходства за 1910 год упоминается фамилия агента на пристани товарищества в Вятских Полянах - Колеватов А.П.

К 1914 году пассажирские линии на реке Вятке обслуживали 7 двухпалубных и 11 однопалубных грузопассажирских пароходов.

До постройки железной дороги речной путь обеспечивал выход во все районы центральной Европейской части страны. Река Вятка и пристани на ней играли большую роль в жизни села Вятские Поляны.

Пассажирские суда Вятско-Волжского пароходства, следующие из Вятки в Казань, прибывали в Вятские Поляны в 7 часов утра, а, следуя обратно вверх по реке, причаливали в Вятских Полянах ровно в полночь.

Обязательным атрибутом любого парохода был гудок. Подходя к пристани, пароход давал один длинный гудок, извещающий о прибытии. Тембр гудка был свой у каждого парохода, так что жители села уже по звуку сигнала знали, какое судно пришло. При отправлении от пристани давались три коротких гудка. Звуковые сигналы подавались также при движении в тумане. Была традиция подавать прощальные гудки в конце навигации, когда пароход уходил в затон на зиму. При первом выходе корабля весной в начале навигации обычно его расцвечивали флагами. В это время много народа выходило на берег встречать пароходы.

— "Река Вятка в прошлом" - Из воспоминаний В.Ф. Кощеева (1925 г. рожд., бывшего учителя физики Вятскополянской ср. шк. № 2)


Примечания

  1. Самые первые два парохода на реке Каме были построены зимой 1816/17 года мастеровыми людьми Пожвинского завода. На пароходах в течение всей навигации 1817 года происходили речные прогулки с пассажирами по Каме и Волге. В сентябре 1817 года пароходы прибыли в Казань и из-за раннего похолодания были вынуждены остаться на зимовку у села Тихие Горы. Весной 1818 года, после зимовки, оба пожвинских парохода затонули около Тихих Гор. (см. Первые на Каме пароходы)
  2. Энциклопедия земли Вятской. История. – Киров, 1995.