Река Вятка в прошлом — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
м (Защищена страница «Река Вятка в прошлом» ([Редактирование=Разрешено только администраторам] (бессрочно) [Переименование=Разрешено тольк)
Строка 26: Строка 26:
 
Примечания:
 
Примечания:
 
{{Примечания}}
 
{{Примечания}}
 +
 +
----
 +
{{Комментарии}}

Версия 11:16, 20 июня 2014

tux
Это первоисточник, защищённый от правок.

Из воспоминаний В.Ф. Кощеева (1925 г. рожд., бывшего учителя физики Вятскополянской ср. шк. № 2):

"Вятка в годы моего детства была полноводной, чистой рекой, позволявшей развиваться судоходству и лесосплаву. По большой воде, весной мимо Полян самосплавом шли громадные плоты на Каму и Волгу. Пассажирские, колёсные пароходы, ежедневно приходили к пристани от Соколок на Каме и от Котельнича сверху. Буксирные пароходы вели вереницы барж с товарами, горючим, лесом.

Сама река текла по правому берегу. Фарватер, то есть ходовая для судов и плотов, проходил в первом, правом пролёте моста. Пристань располагалась против улицы Пристанской, в районе левее музыкальной школы. Вся площадь, занятая ныне зарослями ивняка в районе городского пляжа, бывшей лодочной пристани, являлась дном реки. Тут и ходили все суда. А на противоположном, левом берегу был сосновый бор с громадными деревьями. Сейчас по этому месту течёт река. Весь правый берег был устлан камешником, а левый берег, как и сейчас, был песчаный. Затона не было: его сделали речники сами. До семидесятых годов все суда на зиму отправлялись в Мухинский затон.

Паромная переправа находилась там, где и сейчас. Паром представлял собой две громадные лодки-завозни, метров по десять-двенадцать длиной. Завозни располагались рядом и средняя часть перекрывалась настилом, где размещались лошади с телегами. Всего помещалось восемь-десять подвод. По сторонам настила делалось ограждение из жердей. Для въезда и выезда часть жердей в середине парома сдвигались. Передвигался паром за счёт гребного колеса, которое располагалось между завознями. Вертели это колесо из завозней шесть-восемь человек; весной, когда течение было сильное, ещё два-четыре человека помогали верёвками с настила. Управлял ходом парома при помощи рулевого весла опытный паромщик. На каждом берегу, как и сейчас, были мостки для въезда, правда, деревянные. Паром отчаливал, когда наберётся необходимое количество возов или когда наберётся людей вертеть колесо.[1]

Река Вятка в прошлом.jpg

Ход судов и плотов по реке определялся бакенами, створными знаками и знаками перевала от берега к берегу. На берегах Вятки на расстоянии двух-пяти километров были расположены домики бакенщиков, которые должны были каждый вечер, когда стемнеет, съездить на лодке к каждому бакену или знаку, и зажечь керосиновый фонарь, а утром его снять и поставить на его место знак. Всю навигацию бакенщик следил за наличием бакена на месте (иногда плот, идущий самосплавом, мог наплыть на бакен и снести его), в любую погоду, и в шторм, и в дождь зажечь его. Поэтому бакенщики и жили всё лето в этих "баканках". Часто у бакенки были рядом огороды, держали домашних животных, кур, и, конечно, большинство бакенщиков были рыбаки. На территории нашего Вятскополянского района на берегах Вятки было около пятнадцати "баканок". На работах, связанных с рекой, со сплавом, было занято большинство населения села.

Все пароходы, и пассажирские, и буксирные, были в то время колёсные, а двигателем были паровые машины. Для получения пара использовался паровой котёл, а топливом для топки были дрова. Котёл разжигали весной, в начале навигации и топили постоянно. Дров уходило очень много, поэтому на берегах были созданы дровяные пристани, где пополнялся запас дров. Ближайшие из них: Каракульская, Армянская, Лубянская. Дрова грузили вручную, и команда парохода, и специальные люди на пристанях.

В средней части трюма находилось машинное отделение, в носовой части - каюты плавсостава, а кормовая часть была для пассажиров третьего класса. Надстройка носовой части была с каютами первого класса и, как правило, с рестораном, а надстройка на корме - второй класс. На крыше всей надстройки, в средине, располагалась рулевая рубка с мостиками по бортам, а передняя часть - общая палуба, где тоже располагались пассажиры. Именно из рубки или с бортовых мостиков и звучала команда капитана по переговорной трубе в машинное отделение: "Полный вперёд!"

Обязательным атрибутом любого парохода был гудок. Подходя к пристани, пароход давал один длинный гудок, извещающий о прибытии. Тембр гудка был свой у каждого парохода, так что жители села уже по звуку сигнала знали, какое судно пришло. При отправлении от пристани давались три коротких гудка. Звуковые сигналы подавались также при движении в тумане. Была традиция подавать прощальные гудки в конце навигации, когда пароход уходил в затон на зиму. При первом выходе корабля весной в начале навигации обычно его расцвечивали флагами. В это время много народа выходило на берег встречать пароходы."

(Воспоминания записаны в 2002 году)



Примечания:

  1. В Вятскополянском историческом музее есть макет парома, изготовленный Василием Фёдоровичем Кощеевым.


Комментарии

Данный текст можно прокомментировать здесь, сверху.
Если вы не зарегистрированы на сайте или не представились, то прокомментировать будет невозможно. Представьтесь или зарегистрируйтесь здесь.