Речная флотилия 2 армии Восточного фронта возле Вятских Полян — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «В августе 1918 года части 2 армии РККА отступили в район Вятских Полян и Малмыжа вместе со ш…»)
 
(нет различий)

Текущая версия на 01:08, 19 октября 2019

В августе 1918 года части 2 армии РККА отступили в район Вятских Полян и Малмыжа вместе со штабом армии, который до конца навигации размещался на пассажирском пароходе "Король Альберт". В это время 2-й армии была передана в оперативное подчинение часть кораблей Волжской флотилии под командованием матроса Андрея Бабкина:

  • № 1 - канонерская лодка, две 3-дюймовые горные пушки на носу и корме, 6 пулемётов (вступила в строй с 13 июля, погибла в бою у Соколок 17 сентября 1918).
  • № 2 («Память Володарского») - канонерская лодка, две 3-дюймовые горные пушки на носу и корме, 6 пулемётов (вступила в строй с 13 июля 1918).
  • «Товарищ» - канонерская лодка, бывший колёсный буксир, размером 51х11х1 м., 240 л.с., две 76 мм. пушки, 6 пулемётов (вступила в строй 14 августа в Вятке).

Среди матросов, прибывших во 2-ю армию, имели место анархические настроения, неподчинение приказам. Поэтому на первых порах вновь назначенному руководству 2 армии пришлось приложить немало усилий, чтобы обуздать матросскую вольницу и добиться дисциплины.

Из письма члена РВС 2-й армии П.К. Штернберга дочери

ст. Вятские Поляны
В настоящее время 2-ю армию мы сорганизовали, получается что-то похожее на армию. Настроение в войсках уверенное, бодрое, и мы начинаем наступление. Последние два дня были для нас днями значительных волнений, так как пришлось приводить к одному знаменателю матросов, показать им, что всем управляет единая сила, одна власть, власть товарищей, которым поручено данное дело, перед которыми они должны склониться. Обстоятельства так обострились, что могло произойти кровопролитие. Но, несмотря на то, что мы арестовали двух их любимых начальников,… нам с Гусевым удалось подчинить матросов своему влиянию, и сегодня утром два боевых судна отправились по нашему приказанию к устью Камы.


Отряд судов под командованием Бабкина привлекался для подавления Степановского мятежа, впоследствии был направлен в низовья Вятки и на Каму, где участвовал в боях против белой речной флотилии при подавлении Ижевско-Воткинского восстания.

Хроника действий Волжской военной флотилии и отрядов судов на Волге, Каме и др. реках.

1918 год.

15 августа
Обстрел отрядом судов т. Бабкина на Вятке с. Б. Шурма, выбиты белогвардейские банды Степанова и взяты флотилией и обстрел пристани у г. Уржума - Цепочкино.

28 августа
Отряд судов Бабкина вёл бой и обстрел Малмыжа на Вятке, белогвардейские банды выбиты, город занят флотилией.

1 сентября
Обстрел отрядом судов Бабкина Вятских Полян, белогвардейцы выбиты и В. Поляны заняты флотилией.

15 сентября
20 ч. Возврат с разведки катеров. Обстрел отр[ядом] судов Бабкина - Мамадыша на Вятке и занятие его совместно с Кр. армией.

— Ульянов Н.И. Хроника действий Волжско-каспийской военной флотилии и отрядов судов и десантных за 1918-1920 гг. – Горький: Издание боевого землячества моряков, 1934. – 64 с. - с. 9.


Весной 1919 года 2-я армия РККА вторично отступила к реке Вятке под натиском наступавших войск Сибирской армии Колчака. Для поддержки войск было решено приспособить для этого оставшиеся вятские речные суда.

Телеграмма, 12 апреля 1919 г.

Командарму-2 Шорину.

"Приступайте к вооружению полевыми пушками пароходов на Вятке. Относительно укомплектования личным составом снестись с командующим Волжской флотилией, находящейся в Нижнем.

Члены Реввоенсовета С. Каменев, С. Гусев".


Пятый дивизион Волжско-Камской военной флотилии (начдивизиона Б.Ф. Любимов, военком Васин) сформирован с 30 апреля по 7 мая 1919 в Аркульском затоне за счёт переоборудования гражданских речных судов под боевые. Под руководством пяти военных моряков во главе с военмором Б.Ф. Любимовым с пароходов были сняты лишние надстройки, а на их месте установлены пушки. Матросские кубрики были превращены в снарядные погреба, а штурвальные помещения в броневые рубки. Для защиты экипажей от пуль вдоль фальшбортов уложили мешки с песком.

Экипажи первоначально состояли из рабочих Аркульского затона.

Корабли дивизиона под вражеским артогнём спустились по реке Вятке до Вятских Полян и заняли дозор напротив деревни Мухино, чуть выше железнодорожного моста.

Позднее с верховьев Вятки к Любимову пришли подготовленные рабочими других затонов, уже вооружённые «Мелководный», «Посланник», «Гибралтар».

Дивизион принял активное участие в оборонительных боях возле железнодорожного моста у Вятских Полян, в ликвидации белого плацдарма севернее Гоньбы, в обеспечении переправы войск при контрнаступлении 2-й армии с 24-25 мая 1919 года.

В 1923 году за успешные боевые действия, личную храбрость и отвагу, проявленные в боях на Вятке и Каме, ВЦИК РСФСР вручил пятому дивизиону канонерских лодок революционное Красное знамя, а командир дивизиона Б.Ф. Любимов и командир канонерской лодки Г.В. Жуков были награждены орденами Красного Знамени.

Состав дивизиона

одиночные пароходы:
  • «Бурлак» (до марта 1918 г. колесный буксир «Александр»). Построен в 1899 г. Длина 53,5 м; ширина 5,7/13,2 м; осадка 1,52 м. Машина мощностью 200 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 37-мм автоматической пушке Маклена, один пулемет. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Использовался как транспортно-десантное судно;
  • «Память Рошаля». Данные неизвестны. Вступил в строй 8 мая 1919 г. На нём разместился штаб дивизиона;
канонерские лодки:
  • «Террорист» (до 1 мая 1919 г. колесный буксир «Учредитель»). Построен в 1896 г. Длина 62,9 м; ширина 7,11/11,4 м; осадка 1,25 м. Машина мощностью 380–440 л.с. Скорость 10 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 76-мм пушке обр. 1902 г., 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Командир Г.В. Жуков;
  • «Победоносец». Построен в 1887 г. Длина 49,75 м; ширина 7,42/ 13,9 м; осадка 0,71 м. Машина мощностью 250–300 л.с. Скорость 9 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 76-мм пушке обр. 1902 г., 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Командир Э. Скавронский;
  • «Товарищ Голчин» (до 1 мая 1919 г. колесный буксир «Дедушка»). Построен в 1903 г. Длина 44,8 м; ширина 6,4/12,8 м; осадка 1,0 м. Машина мощностью 320 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 37-мм пушке (по другим сведениям: две 76-мм короткие пушки обр. 1913 г.). Вступил в строй 8 мая 1919 г.;
  • «Любимец» (с 9 мая 1919 г. «Раскольников»). Построен в 1885 г. Длина 51,21 м; ширина 7,47/15,02 м; осадка 1,6 м. Машина мощностью 200 л.с. Вооружение: две 37-мм пушки, 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г.;
  • «Мелководный». Построен в 1892 г. Длина 34,85 м; ширина 5,78/ 10,8 м; осадка 1,15 м. Машина мощностью 120 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: две 37-мм пушки Маклена;
  • «Гибралтар». Данные неизвестны. Вступил встрой 31 мая 1919 г.;
  • «Посланник». Построен в 1891 г. Длина 32,31 м; ширина 4,58/ 9,73 м; осадка 1,07 м. Машина мощностью 160 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение: две 76-мм коротких пушки обр. 1913 г., один пулемет. Вступил в строй 3 июня 1919 г.;
  • штабной пароход «Москва» — пассажирский пароход, построенный в 1897 г. Длина 74,7 м; ширина 14,6 м; осадка 1,6 м. Машина мощностью 600 л.с. Скорость 11,5 узлов.