Речная флотилия 2 армии Восточного фронта возле Вятских Полян

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

Отряд Андрея Бабкина (весна 1918-го)

В августе 1918 года части 2 армии РККА отступили в район Вятских Полян и Малмыжа вместе со штабом армии, который до конца навигации размещался на пассажирском пароходе "Король Альберт".

В это время 2-й армии была передана в оперативное подчинение часть кораблей Волжской флотилии под командованием матроса Андрея Бабкина:

  • № 1 - канонерская лодка, две 3-дюймовые горные пушки на носу и корме, 6 пулемётов (вступила в строй с 13 июля, погибла в бою у Соколок 17 сентября 1918).
  • № 2 («Память Володарского») - канонерская лодка, две 3-дюймовые горные пушки на носу и корме, 6 пулемётов (вступила в строй с 13 июля 1918).
  • «Товарищ» - канонерская лодка, бывший колёсный буксир, размером 51х11х1 м., 240 л.с., две 76 мм. пушки, 6 пулемётов (вступила в строй 14 августа в Вятке).

Среди матросов, прибывших во 2-ю армию, имели место анархические настроения, неподчинение приказам. Поэтому на первых порах вновь назначенному руководству 2 армии пришлось приложить немало усилий, чтобы обуздать матросскую вольницу и добиться дисциплины.

Из письма члена РВС 2-й армии П.К. Штернберга дочери

ст. Вятские Поляны
В настоящее время 2-ю армию мы сорганизовали, получается что-то похожее на армию. Настроение в войсках уверенное, бодрое, и мы начинаем наступление. Последние два дня были для нас днями значительных волнений, так как пришлось приводить к одному знаменателю матросов, показать им, что всем управляет единая сила, одна власть, власть товарищей, которым поручено данное дело, перед которыми они должны склониться. Обстоятельства так обострились, что могло произойти кровопролитие. Но, несмотря на то, что мы арестовали двух их любимых начальников,… нам с Гусевым удалось подчинить матросов своему влиянию, и сегодня утром два боевых судна отправились по нашему приказанию к устью Камы.


Отряд судов под командованием Бабкина привлекался для подавления Степановского мятежа, впоследствии был направлен в низовья Вятки и на Каму, где участвовал в боях против белой речной флотилии при подавлении Ижевско-Воткинского восстания.

Хроника действий Волжской военной флотилии и отрядов судов на Волге, Каме и др. реках.

1918 год.

15 августа
Обстрел отрядом судов т. Бабкина на Вятке с. Б. Шурма, выбиты белогвардейские банды Степанова и взяты флотилией и обстрел пристани у г. Уржума - Цепочкино.

28 августа
Отряд судов Бабкина вёл бой и обстрел Малмыжа на Вятке, белогвардейские банды выбиты, город занят флотилией.

1 сентября
Обстрел отрядом судов Бабкина Вятских Полян, белогвардейцы выбиты и В. Поляны заняты флотилией.

15 сентября
20 ч. Возврат с разведки катеров. Обстрел отр[ядом] судов Бабкина - Мамадыша на Вятке и занятие его совместно с Кр. армией.

— Ульянов Н.И. Хроника действий Волжско-каспийской военной флотилии и отрядов судов и десантных за 1918-1920 гг. – Горький: Издание боевого землячества моряков, 1934. – 64 с. - с. 9.


Весной 1919 года 2-я армия РККА вторично отступила к реке Вятке под натиском наступавших войск Сибирской армии Колчака. Для поддержки войск было решено приспособить для этого оставшиеся вятские речные суда.

5-й дивизион речных канонерок (весна 1919-го)

5-й (Вятский) дивизион речных канонерок (май 1919 - 1920) - отряд судов и кораблей, сформированный на реке Вятке в Аркульском затоне (переоборудование и оснащение) и Вятских Полянах (вооружение и комплектование личным составом), который действовал в составе красных флотилий бассейна Волги Камы.

Историческая справка

Формирование дивизиона

Телеграмма, 12 апреля 1919 г.

Командарму-2 Шорину.

"Приступайте к вооружению полевыми пушками пароходов на Вятке. Относительно укомплектования личным составом снестись с командующим Волжской флотилией, находящейся в Нижнем.

Члены Реввоенсовета С. Каменев, С. Гусев".


Пятый (Вятский) дивизион Волжской военной флотилии (начдивизиона Б.Ф. Любимов, военком Васин) сформирован с 30 апреля по 7 мая 1919 года в Аркульском затоне за счёт переоборудования гражданских речных судов под боевые.

Под руководством пяти военных моряков во главе с военмором Б.Ф. Любимовым с пароходов были сняты лишние надстройки, буксирные устройства, чтобы на их месте установить пушки. Пулемёты крепились на треногах. Матросские кубрики были превращены в снарядные погреба, а штурвальные помещения в броневые рубки.

Вопрос бронирования речных судов имел свои особенности. Угроза обстрела с берега и в то же время требование о наличии минимальной осадки, предъявлявшееся речными навигационными условиями, заставляли ограничиться защитой наиболее важных жизненных частей судна от винтовочного огня и осколков снарядов. Броневых листов в Аркуле и других затонах не было, вместо брони использовали котельное железо. Для защиты экипажей от пуль вдоль фальшбортов уложили мешки с песком. Для этой же цели командарм-2 В.И. Шорин распорядился выделить 100 кип кудели. Даже такая примитивная защита оказалась эффективной от пуль и осколков снарядов. «Только металлическая броня и мешки с песком, - утверждал участник боёв Ф.С. Семахин, - спасли наши суда от вражеского огня».

Экипажи первоначально состояли из рабочих Аркульского затона.

5 мая 1919 в штаб Шорина приходит следующая телеграмма: «Суда готовы. Жду распоряжения. Любимов». В этот же день от командарма пришёл лаконичный ответ: «Пушки находятся здесь, в Вятских Полянах, приезжайте, получайте и устанавливайте». На следующий день корабли дивизиона под вражеским артогнём спустились по реке Вятке до Вятских Полян и заняли дозор напротив деревни Мухино, чуть выше железнодорожного моста.

Для флотилии из 28-й дивизии были выделены четыре облегчённые пушки, 650 снарядов к ним, два пулемета. Кроме того, на суда были откомандированы 57 артиллеристов и 124 моряка, воевавших в дивизии.

Позднее с верховьев Вятки к Любимову пришли подготовленные рабочими других затонов, уже вооружённые «Мелководный», «Посланник», «Гибралтар».

Состав дивизиона

одиночные пароходы:
  • «Бурлак» (до марта 1918 г. колесный буксир «Александр»). Построен в 1899 г. Длина 53,5 м; ширина 5,7/13,2 м; осадка 1,52 м. Машина мощностью 200 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 37-мм автоматической пушке Маклена, один пулемет. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Использовался как транспортно-десантное судно;
  • «Вест» (с 19 мая 1919 «Память Рошаля») Вступил в строй 8 мая 1919 г. На нём первоначально до 19 мая 1919 размещался штаб дивизиона;
  • штабной пассажирский пароход «Москва», построенный в 1897 г. Длина 74,7 м; ширина 14,6 м; осадка 1,6 м. Машина мощностью 600 л.с. Скорость 11,5 узлов.
канонерские лодки:
  • «Террорист» (до 1 мая 1919 г. колесный буксир «Учредитель»). Построен в 1896 г. Длина 62,9 м; ширина 7,11/11,4 м; осадка 1,25 м. Машина мощностью 380–440 л.с. Скорость 10 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 76-мм пушке обр. 1902 г., 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Командир Г.В. Жуков;
  • «Победоносец». Построен в 1887 г. Длина 49,75 м; ширина 7,42/ 13,9 м; осадка 0,71 м. Машина мощностью 250–300 л.с. Скорость 9 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 76-мм пушке обр. 1902 г., 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Командир Э. Скавронский;
  • «Товарищ Голчин» (до 1 мая 1919 г. колесный буксир «Дедушка»). Построен в 1903 г. Длина 44,8 м; ширина 6,4/12,8 м; осадка 1,0 м. Машина мощностью 320 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 37-мм пушке (по другим сведениям: две 76-мм короткие пушки обр. 1913 г.). Вступил в строй 8 мая 1919 г.;
  • «Любимец» (с 9 мая 1919 г. «Раскольников»). Построен в 1885 г. Длина 51,21 м; ширина 7,47/15,02 м; осадка 1,6 м. Машина мощностью 200 л.с. Вооружение: две 37-мм пушки, 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г.;
  • «Мелководный». Построен в 1892 г. Длина 34,85 м; ширина 5,78/ 10,8 м; осадка 1,15 м. Машина мощностью 120 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: две 37-мм пушки Маклена;
  • «Гибралтар». Данные неизвестны. Вступил встрой 31 мая 1919 г.;
  • «Посланник». Построен в 1891 г. Длина 32,31 м; ширина 4,58/ 9,73 м; осадка 1,07 м. Машина мощностью 160 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение: две 76-мм коротких пушки обр. 1913 г., один пулемет. Вступил в строй 3 июня 1919 г.

Участие в боях на реке Вятке

В мае 1919 года дивизион был в непосредственном оперативном подчинении командованию 2-й армии Восточного фронта.

Дивизион принял активное участие в оборонительных боях возле железнодорожного моста у Вятских Полян, в ликвидации белого плацдарма севернее Гоньбы, в обеспечении переправы войск при контрнаступлении 2-й армии с 24-25 мая 1919 года.

Участие в боях на Каме

В конце мая 1919 года дивизион влился в состав Камского отряда Волжской военной флотилии (Волжско-Камская военная флотилия). Суда дивизиона обеспечивали переправу частей 25-й Чапаевской дивизии через реки Белую и Уфа.

На южном фронте

После очищения рек Вятки, Камы, Белой от колчаковских войск в середине 1919 года Волжско-Камская военная флотилия (вместе с 5-м дивизионом) вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и приняла участие в боевых действиях на Южном фронте.

К концу навигации 1919 года суда и корабли дивизиона были направлены к Нижнему Новгороду, но из-за быстрого ледостава на Волге застряли возле устья р. Керженец (левый приток Волги).

"Вятский дивизион" в 1919 г. тронулся обратно после сражений. Но отход его оказался запоздалым и против Лыскова он застрял во льду. Существовала угроза для судов, что при весенних передвижках льда они утонут. Чтобы выяснить обстановку на месте, я и инженер-механик т. Иконников отправились по реке в санях к Лыскову. Без железной дороги, зимой, в санях в стужу и ветер поездка наша напоминала нам поездки давней старины, не однажды описанные в нашей классической литературе. Ночевали мы в избах, обогревались, как умели. Суда мы нашли вмёрзшими на средине реки, причём команда для вывода судна проделывала путь, прорубая лёд к полынье. Таким образом одно судно уже было уведено в устье р. Керженец, остальные надлежало перевести туда же. Командир дивизиона Б.Ф. Любимов ездил с нами осматривать суда. Мне нравилось его умелое обращение с матросами при известной властности. Вечером мы были приглашены на ужин в дивизион.

— Цукшвердт А.Э. Воспоминания о боевых действиях Волжской военной флотилии на Волге и Каме в 1918–1920 гг. [машинопись] // Вольский краеведческий музей. - Ф.4, д.668.


Награды

В 1923 году за успешные боевые действия, личную храбрость и отвагу, проявленные в боях на Вятке и Каме, ВЦИК РСФСР вручил пятому дивизиону канонерских лодок революционное Красное знамя, а командир дивизиона Б.Ф. Любимов и командир канонерской лодки «Террорист» Г.В. Жуков были награждены орденами Красного Знамени.