Речное судоходство Вятских Полян — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 41: Строка 41:
 
Не менее напряженными были первые послевоенные годы: основная часть грузов приходилась на водный транспорт. Первый кран грузоподъемностью в полторы тонны  появился в 1951 году и позволил автоматизировать погрузку и выгрузку грузов.  
 
Не менее напряженными были первые послевоенные годы: основная часть грузов приходилась на водный транспорт. Первый кран грузоподъемностью в полторы тонны  появился в 1951 году и позволил автоматизировать погрузку и выгрузку грузов.  
  
 +
<table border="0" cellpadding="10" cellspacing="5" align="right" width="25%"><tr><td bgcolor="#f1f5fc">
 
[[Файл:Речной вокзал Вятские Поляны.jpg|thumb|300px|Речной вокзал Вятские Поляны.]]
 
[[Файл:Речной вокзал Вятские Поляны.jpg|thumb|300px|Речной вокзал Вятские Поляны.]]
 
[[Файл:Беседка у речного вокзала.jpg|thumb|300px|Беседка у речного вокзала.]]
 
[[Файл:Беседка у речного вокзала.jpg|thumb|300px|Беседка у речного вокзала.]]
 +
[[Файл:Речной порт Вятские Поляны.jpg|thumb|300px]]
 +
[[Файл:Суда в речном порту Вятские Поляны.jpg|thumb|300px|Суда в речном порту Вятские Поляны.<br>РТ-360 · РТ-368 · Уржум · Вятский-201 · Гидролог-2]]
 +
День был ослепительно хороший. <br>
 +
Плавились речные берега, <br>
 +
и паром – <br>
 +
по-местному «калоша» – <br>
 +
уплывал в заречные луга.
 +
 +
Не было плохих погодных сводок. <br>
 +
Заливалось солнце день-деньской. <br>
 +
Целый флот цветных и серых лодок <br>
 +
разукрасил центр городской.
 +
 +
Не случайно Вятские Поляны <br>
 +
бросили речные якоря: <br>
 +
здесь живут лихие капитаны, <br>
 +
бравыми фуражками горя.
 +
 +
Вот с лицом обветренного глянца, <br>
 +
чтобы населенье покорить, <br>
 +
в жаркий полдень капитан Полянцев <br>
 +
вышел на крылечко покурить.
 +
 +
А день был ослепительно хороший, <br>
 +
сулил неспешный солнечный покой, <br>
 +
когда паром – <br>
 +
по местному «калоша» – <br>
 +
надёжно плыл серебряной рекой.
 +
 +
Г. Кустенко
 +
</td></tr></table>
 
=== Речной вокзал ===
 
=== Речной вокзал ===
 
В 60-х годах XX века на смену колесным пароходам пришли пассажирские теплоходы «Кировец», «Щербаковец», «Дзержинец» и др. В местах швартовки судов были установлены плавпавильоны, а в Вятских Полянах появился большой [[дебаркадер]].  
 
В 60-х годах XX века на смену колесным пароходам пришли пассажирские теплоходы «Кировец», «Щербаковец», «Дзержинец» и др. В местах швартовки судов были установлены плавпавильоны, а в Вятских Полянах появился большой [[дебаркадер]].  
Строка 71: Строка 103:
  
 
=== ООО "Порт Вятские Поляны" ===
 
=== ООО "Порт Вятские Поляны" ===
[[Файл:Речной порт Вятские Поляны.jpg|thumb|300px]]
+
 
[[Файл:Суда в речном порту Вятские Поляны.jpg|thumb|300px|Суда в речном порту Вятские Поляны.<br>РТ-360 · РТ-368 · Уржум · Вятский-201 · Гидролог-2]]
+
 
В 2003 году произошла реорганизация, речной порт преобразован в ООО «Порт Вятские Поляны».
 
В 2003 году произошла реорганизация, речной порт преобразован в ООО «Порт Вятские Поляны».
  

Версия 23:04, 7 апреля 2019

Пристани села Вятские Поляны

История Вятских Полян тесно связана с судоходной рекой Вяткой. Принято считать, что паровое судоходство на Вятке началось с 1861 года, когда сюда прибыл первый пароход, построенный на Каме[1].

Пристань Вятские Поляны обслуживала обширную территорию южной части Малмыжского уезда, простиравшуюся на севере до Китякской волости, на юге до Лубян и даже Умяка. Сюда сходились многочисленные подъездные дороги, а также через село Вятские Поляны проходил Вятско-Уфимский тракт.

  • Прозоровская пристань

«Пароходство Я.А. Прозорова по реке Вятке» возникло в губернии одним из первых и порадовало двумя вновь построенными мощными (90 номинальных сил) однотипными пароходами «Отец» (командир Е.П. Нордгрен) и «Сын» (командир Е.И. Маслов). Два раза в неделю они совершали «правильные рейсы между Казанью и Вяткою».[2]

Пристань располагалась под пригорком, который старожилы до сих пор называют «Прозоровская гора».

  • Небогатиковская пристань

Пристань принадлежала пароходству Торгового дома "Я.Е. Небогатикова сыновья" (из Нолинска).

В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими корабельными «тузами». Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами.

  • Булычевская пристань

Пристань располагалась напротив Репинского переулка (ныне ул. Урицкого), за зданием земской управы (ныне музыкальная школа). Она принадлежала вятскому судовладельцу Т.Ф. Булычеву. С 1863 года фирма Булычева открыла на Вятке буксирное движение, а в 1874 году и пассажирское. Первоначально по Вятке 2 раза в неделю ходили только два булычевских теплохода: "Ф. Булычевъ" и "Почётный". Через два года число судов на пассажирской линии удвоилось, в 1877 году ходило уже 6 теплоходов, а в 1894 году - 10 пассажирских и 4 буксирных. Некоторые были уже с электрическим освещением и волжскими удоб­ствами.

Новые возможности появились у Т.Ф. Булычёва в 1900 году, когда произошло его объединение с пароходствами Я.Ф. Тырышкина и наследников И.В. Александрова. Новая судоходная компания с 36 судами, наречённая в народе «пароходной монополией», вначале носила название фирмы «Булычёвъ», а с 1902 года – «Товарищество Вятско-Волжского пароходства». Тихон Филиппович занял в ней пост директора-распорядителя. В 1910 году Товарищество Вятско-Волжского пароходства усилило своё влияние, вступив в Москворецкий синдикат, и добилось возможности влиять на размер фрахтов на Москве-реке и Оке. Из общего объёма перевозок (5 млн пудов за навигацию) на долю Товарищества приходилось 24 %, впереди «вятских монополистов» была только компания «Ока» (28 %).

В путеводителе Вятско-Волжского пароходства за 1910 год упоминается фамилия агента на пристани товарищества в Вятских Полянах - Колеватов А.П.

До постройки железной дороги речной путь обеспечивал выход во все районы центральной Европейской части страны. Река Вятка и пристани на ней играли большую роль в жизни села Вятские Поляны.

Пассажирские суда Вятско-Волжского пароходства, следующие из Вятки в Казань, прибывали в Вятские Поляны в 7 часов утра, а, следуя обратно вверх по реке, причаливали в Вятских Полянах ровно в полночь.

Обязательным атрибутом любого парохода был гудок. Подходя к пристани, пароход давал один длинный гудок, извещающий о прибытии. Тембр гудка был свой у каждого парохода, так что жители села уже по звуку сигнала знали, какое судно пришло. При отправлении от пристани давались три коротких гудка. Звуковые сигналы подавались также при движении в тумане. Была традиция подавать прощальные гудки в конце навигации, когда пароход уходил в затон на зиму. При первом выходе корабля весной в начале навигации обычно его расцвечивали флагами. В это время много народа выходило на берег встречать пароходы.

— "Река Вятка в прошлом" - Из воспоминаний В.Ф. Кощеева (1925 г. рожд., бывшего учителя физики Вятскополянской ср. шк. № 2)


Пристань "Вятские Поляны"

Речная пристань в Вятских Полянах была организована в 1918 году на основании декрета Совнаркома «О национализации товарного флота». В июне 1929 года в связи с образованием Вятскополянского района пристань выполняла важнейшие транспортные функции, являясь перевалочным пунктом существовавшего в то время АО «Союзтранс».

Если раньше с самого возникновения сплава леса плоты сплавлялись самосплавом, то начиная с 30-х годов, стали буксировать пароходами. Пристань перерабатывала около 100 тыс. тонн различных грузов (соль, сахар, мануфактура, сельскохозяйственные продукты и инвентарь, скобяные изделия и др.)

В годы Великой Отечественной войны пристань была первичным пунктом отправки продовольственных грузов на фронт и прифронтовые города, являлась главной артерией сплавки леса, топлива, оборудования для промышленных заводов Вятских Полян и Сосновки. Вятские пароходы участвовали в боях на переправах Сталинграда.

Не менее напряженными были первые послевоенные годы: основная часть грузов приходилась на водный транспорт. Первый кран грузоподъемностью в полторы тонны появился в 1951 году и позволил автоматизировать погрузку и выгрузку грузов.

Речной вокзал Вятские Поляны.
Беседка у речного вокзала.
Речной порт Вятские Поляны.jpg
Суда в речном порту Вятские Поляны.
РТ-360 · РТ-368 · Уржум · Вятский-201 · Гидролог-2

День был ослепительно хороший.
Плавились речные берега,
и паром –
по-местному «калоша» –
уплывал в заречные луга.

Не было плохих погодных сводок.
Заливалось солнце день-деньской.
Целый флот цветных и серых лодок
разукрасил центр городской.

Не случайно Вятские Поляны
бросили речные якоря:
здесь живут лихие капитаны,
бравыми фуражками горя.

Вот с лицом обветренного глянца,
чтобы населенье покорить,
в жаркий полдень капитан Полянцев
вышел на крылечко покурить.

А день был ослепительно хороший,
сулил неспешный солнечный покой,
когда паром –
по местному «калоша» –
надёжно плыл серебряной рекой.

Г. Кустенко

Речной вокзал

В 60-х годах XX века на смену колесным пароходам пришли пассажирские теплоходы «Кировец», «Щербаковец», «Дзержинец» и др. В местах швартовки судов были установлены плавпавильоны, а в Вятских Полянах появился большой дебаркадер.

В 1970-е г.г. стали использоваться новые комфортабельные скоростные суда типа «Зарница» и «Заря».

Речной вокзал являлся одной из достопримечательностей города Вятские Поляны.

Здание вокзала сгорело полностью в 1999 году во время пожара.

Порт "Вятские Поляны"

Пристань "Вятские Поляны" получила название "порт" в 1963-1964 годы (вместе с пристанью "Котельнич").

Пристань, где раньше грузчики переносили все грузы на спине, постепенно превращалась в могучий современный речной порт, принимающий до 60 судов, имея три плавучих крана, с высотой стрелы до 30 метров, 2 портальных крана штучных грузов. За навигацию порт обрабатывал около 2 миллионов тонн грузов и более 1 миллиона кубометров леса в плотах, а также имел на балансе линейные пристани «Малмыж» и «Гурьевка».

К 1980 году пассажирский причал представлял собой 65-метровый дебаркадер на железобетонном основании.

Со временем в порту появились плавучие ремонтные мастерские, вспомогательный рейдовый и приписной флот, новые скоростные пассажирские суда на воздушной подушке типа «Заря», «Зарница», «Муссон», Бриз», «Волгоград», «ПТ-163».

По объемам перевозок порт занимал одно из ведущих мест в области. По состоянию на 1985 год здесь были построены административное здание, магазин, механизированный склад. К порту было приписано 40 буксирных и пассажирских теплоходов, для зимовки сделан небольшой затон.

Суда, которые в разные периоды были приписаны к порту Вятские Поляны:

  • Теплоход «ПС–213» ("калоша")
  • буксирные теплоходы «Севастополь», «Волгарь», «РТ-385»,
  • пассажирские суда "Орион-02" и «Москва-116»

Начальник речного порта города Вятские Поляны Н.Д. Рыболовлев в 1988 году был удостоен звания «Почётный гражданин города Вятские Поляны».

ООО "Порт Вятские Поляны"

В 2003 году произошла реорганизация, речной порт преобразован в ООО «Порт Вятские Поляны».

Производство:

  • добыча и реализация нерудно-строительных материалов с последующей переработкой и получением гравия и крупнозернистого песка;
  • услуги спецтехники;
  • грузоперевозки (автомобильным и речным транспортом);
  • услуги плавкрана.

Почтовый адрес: Пристанская, д. 1-а

Список судов, приписанных к порту Вятские Поляны

Название Проект Борт. № Рег. № Стр. № Постр. Владелец
06-30 Проект КС-100Д, КС-100Д1, КС-100Д2 - 226595 1071 1989 МП "Благоустройство города Вятские Поляны"
2049 Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 - 198772 2049 1980 OOO "Порт "Вятские Поляны"
5190 Тип 1653 (всех модификаций), проект 1653Б - 160738 - 1969 ООО Вятское речное пароходство
5207 Тип 1653 (всех модификаций), проект 1653Б - 161073 - 1971 ООО Вятское речное пароходство
610 Тип Путейский (пр. 391, А, Б, Б1, БМ), проект 391А В-12-3973 - 190782 73 08.08.1975 Росрыболовство ФГБУ "Средневолжрыбвод"
Аванбек Тип БКТ (Бурлак) (проект 14700, 14701), проект 14700 В-19-5030 217877 5801 1986 ОАО Мостотрeст
Брандвахта №781 Проект 70, 70Б - 161368 - 07.1974 ООО Вятское речное пароходство
Вятские Поляны Тип БТ, БМ, Ангара, проект Р-96Б - 218683 - 12.1985 ООО Вятское речное пароходство
Вятский-201 Тип БТ (пр. 813хх), проект 81343 - 223186 - 09.1990 ООО Вятское речное пароходство
Гидролог-2 Проект КС-100Д, КС-100Д1, КС-100Д2 - 226679 1099 1990 ФГУ Гидрометфлот Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
КПЛ-79 Тип КПЛ-16-30, проект 81050 - 223028 79 30.04.1988 ООО Вятское речное пароходство
КПЛ-297 Тип КПЛ-16-30, проект 81050 - 227145 297 1991 ООО Вятское речное пароходство
КПЛ-2065 Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 - 207890 - 05.1982 ООО Вятское речное пароходство
Малмыж Тип БТ (пр. 813хх), проект 81340 - 223179 - 12.1988 ООО Вятское речное пароходство
РТ-361 Тип РТ-300, проект 911В В-09-2663 - 092151 - 1976 ООО Вятское речное пароходство
Тибет-1 Тип Костромич, проект 1606 - 97143 343 1978 ООО "Кирпичное производство"
ТМ-081 Проект Р-146, Р-146А В-08-2336 092718 - 1987 Администрация Волжского БВВП
Уржум Тип БТ (пр. 813хх), проект 81340 - 218804 1 30.06.1987 Прочие (Россия)

Списанные, переданные и переименованные суда

Название Проект Борт. № Рег. № Стр. № Постр. Владелец
8102 Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3) В-09-2560 218687 2 15.02.1986 ООО Вятское речное пароходство
8118 Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3) В-09-2571 223180 17 27.12.1988 ООО Вятское речное пароходство
Дунайский-18 Тип Дунайский, проект 112 В-04-729 142951 - 28.12.1961 ООО Вятская судоходная компания
Луч-16 Тип Луч, проект 14351 В-09-2657 225553 115 1990 ООО Вятское речное пароходство
Луч-16 Тип Луч, проект 14351 - 225553 115 1990 ООО Вятское речное пароходство
Портовый-3 Проект 2586 - 182175 111 13.08.1974 ООО Вятское речное пароходство

Ссылки

Примечания

  1. Самые первые два парохода на реке Каме были построены зимой 1816/17 года мастеровыми людьми Пожвинского завода. На пароходах в течение всей навигации 1817 года происходили речные прогулки с пассажирами по Каме и Волге. В сентябре 1817 года пароходы прибыли в Казань и из-за раннего похолодания были вынуждены остаться на зимовку у села Тихие Горы. Весной 1818 года, после зимовки, оба пожвинских парохода затонули около Тихих Гор. (см. Первые на Каме пароходы)
  2. Энциклопедия земли Вятской. История. – Киров, 1995.