Речное судоходство Вятских Полян
Содержание
Пристани села Вятские Поляны
История Вятских Полян тесно связана с судоходной рекой Вяткой. Принято считать, что паровое судоходство на Вятке началось с 1861 года, когда сюда прибыл первый пароход, построенный на Каме[1].
Пристань Вятские Поляны обслуживала обширную территорию южной части Малмыжского уезда, простиравшуюся на севере до Китякской волости, на юге до Лубян и даже Умяка. Сюда сходились многочисленные подъездные дороги, а также через село Вятские Поляны проходил Вятско-Уфимский тракт.
- Прозоровская пристань
«Пароходство Я.А. Прозорова по реке Вятке» возникло в губернии одним из первых и порадовало двумя вновь построенными мощными (90 номинальных сил) однотипными пароходами «Отец» (командир Е.П. Нордгрен) и «Сын» (командир Е.И. Маслов). Два раза в неделю они совершали «правильные рейсы между Казанью и Вяткою».[2]
Пристань располагалась под пригорком, который старожилы до сих пор называют «Прозоровская гора».
- Небогатиковская пристань
Пристань принадлежала пароходству Торгового дома "Я.Е. Небогатикова сыновья" (из Нолинска).
В 1896 году купец первой гильдии Яков Евсеевич Небогатиков приобретает буксирный пароход "Мелекес", который по прибытии на Вятку начинает плавать под названием "Нолинск". В начале ХХ века к этому судну добавились «Дедушка», «Три брата», «Внук», «Внучка» и «Аркульский затон». Пароходство торгового дома «Я.Е. Небогатикова сыновья» предпочитало работать самостоятельно, не вступая в соглашения с вятскими корабельными «тузами». Среди других судов вятского флота пароходы Небогатиковых выделялись дымовыми трубами, раскрашенными разноцветными полосами.
- Булычевская пристань
Пристань располагалась напротив Репинского переулка (ныне ул. Урицкого), за зданием земской управы (ныне музыкальная школа). Она принадлежала вятскому судовладельцу Т.Ф. Булычеву. С 1863 года фирма Булычева открыла на Вятке буксирное движение, а в 1874 году и пассажирское. Первоначально по Вятке 2 раза в неделю ходили только два булычевских теплохода: "Ф. Булычевъ" и "Почётный". Через два года число судов на пассажирской линии удвоилось, в 1877 году ходило уже 6 теплоходов, а в 1894 году - 10 пассажирских и 4 буксирных. Некоторые были уже с электрическим освещением и волжскими удобствами.
Новые возможности появились у Т.Ф. Булычёва в 1900 году, когда произошло его объединение с пароходствами Я.Ф. Тырышкина и наследников И.В. Александрова. Новая судоходная компания с 36 судами, наречённая в народе «пароходной монополией», вначале носила название фирмы «Булычёвъ», а с 1902 года – «Товарищество Вятско-Волжского пароходства». Тихон Филиппович занял в ней пост директора-распорядителя. В 1910 году Товарищество Вятско-Волжского пароходства усилило своё влияние, вступив в Москворецкий синдикат, и добилось возможности влиять на размер фрахтов на Москве-реке и Оке. Из общего объёма перевозок (5 млн пудов за навигацию) на долю Товарищества приходилось 24 %, впереди «вятских монополистов» была только компания «Ока» (28 %).
В путеводителе Вятско-Волжского пароходства за 1910 год упоминается фамилия агента на пристани товарищества в Вятских Полянах - Колеватов А.П.
До постройки железной дороги речной путь обеспечивал выход во все районы центральной Европейской части страны. Река Вятка и пристани на ней играли большую роль в жизни села Вятские Поляны.
Пассажирские суда Вятско-Волжского пароходства, следующие из Вятки в Казань, прибывали в Вятские Поляны в 7 часов утра, а, следуя обратно вверх по реке, причаливали в Вятских Полянах ровно в полночь.
Обязательным атрибутом любого парохода был гудок. Подходя к пристани, пароход давал один длинный гудок, извещающий о прибытии. Тембр гудка был свой у каждого парохода, так что жители села уже по звуку сигнала знали, какое судно пришло. При отправлении от пристани давались три коротких гудка. Звуковые сигналы подавались также при движении в тумане. Была традиция подавать прощальные гудки в конце навигации, когда пароход уходил в затон на зиму. При первом выходе корабля весной в начале навигации обычно его расцвечивали флагами. В это время много народа выходило на берег встречать пароходы.
— "Река Вятка в прошлом" - Из воспоминаний В.Ф. Кощеева (1925 г. рожд., бывшего учителя физики Вятскополянской ср. шк. № 2)
Пристань "Вятские Поляны"
Речная пристань в Вятских Полянах была организована в 1918 году на основании декрета Совнаркома «О национализации товарного флота». В июне 1929 года в связи с образованием Вятскополянского района пристань выполняла важнейшие транспортные функции, являясь перевалочным пунктом существовавшего в то время АО «Союзтранс».
Если раньше с самого возникновения сплава леса плоты сплавлялись самосплавом, то начиная с 30-х годов, стали буксировать пароходами. Пристань перерабатывала около 100 тыс. тонн различных грузов (соль, сахар, мануфактура, сельскохозяйственные продукты и инвентарь, скобяные изделия и др.)
В годы Великой Отечественной войны пристань была первичным пунктом отправки продовольственных грузов на фронт и прифронтовые города, являлась главной артерией сплавки леса, топлива, оборудования для промышленных заводов Вятских Полян и Сосновки. Вятские пароходы участвовали в боях на переправах Сталинграда.
Не менее напряженными были первые послевоенные годы: основная часть грузов приходилась на водный транспорт. Первый кран грузоподъемностью в полторы тонны появился в 1951 году и позволил автоматизировать погрузку и выгрузку грузов.
День был ослепительно хороший. Не было плохих погодных сводок. Не случайно Вятские Поляны Вот с лицом обветренного глянца, А день был ослепительно хороший, Г. Кустенко |
Речной вокзал
В 60-х годах XX века на смену колесным пароходам пришли пассажирские теплоходы «Кировец», «Щербаковец», «Дзержинец» и др. В местах швартовки судов были установлены плавпавильоны, а в Вятских Полянах появился большой дебаркадер.
В 1970-е г.г. стали использоваться новые комфортабельные скоростные суда типа «Зарница» и «Заря».
Речной вокзал являлся одной из достопримечательностей города Вятские Поляны.
Здание вокзала сгорело полностью в 1999 году во время пожара.
Порт "Вятские Поляны"
Пристань "Вятские Поляны" получила название "порт" в 1963-1964 годы (вместе с пристанью "Котельнич").
Пристань, где раньше грузчики переносили все грузы на спине, постепенно превращалась в могучий современный речной порт, принимающий до 60 судов, имея три плавучих крана, с высотой стрелы до 30 метров, 2 портальных крана штучных грузов. За навигацию порт обрабатывал около 2 миллионов тонн грузов и более 1 миллиона кубометров леса в плотах, а также имел на балансе линейные пристани «Малмыж» и «Гурьевка».
К 1980 году пассажирский причал представлял собой 65-метровый дебаркадер на железобетонном основании.
Со временем в порту появились плавучие ремонтные мастерские, вспомогательный рейдовый и приписной флот, новые скоростные пассажирские суда на воздушной подушке типа «Заря», «Зарница», «Муссон», Бриз», «Волгоград», «ПТ-163».
По объемам перевозок порт занимал одно из ведущих мест в области. По состоянию на 1985 год здесь были построены административное здание, магазин, механизированный склад. К порту было приписано 40 буксирных и пассажирских теплоходов, для зимовки сделан небольшой затон.
Суда, которые в разные периоды были приписаны к порту Вятские Поляны:
- Теплоход «ПС–213» ("калоша")
- буксирные теплоходы «Севастополь», «Волгарь», «РТ-385»,
- пассажирские суда "Орион-02" и «Москва-116»
Начальник речного порта города Вятские Поляны Н.Д. Рыболовлев в 1988 году был удостоен звания «Почётный гражданин города Вятские Поляны».
ООО "Порт Вятские Поляны"
В 2003 году произошла реорганизация, речной порт преобразован в ООО «Порт Вятские Поляны».
Производство:
- добыча и реализация нерудно-строительных материалов с последующей переработкой и получением гравия и крупнозернистого песка;
- услуги спецтехники;
- грузоперевозки (автомобильным и речным транспортом);
- услуги плавкрана.
Почтовый адрес: Пристанская, д. 1-а
Список судов, приписанных к порту Вятские Поляны
Название | Проект | Борт. № | Рег. № | Стр. № | Постр. | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
06-30 | Проект КС-100Д, КС-100Д1, КС-100Д2 | - | 226595 | 1071 | 1989 | МП "Благоустройство города Вятские Поляны" |
2049 | Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | - | 198772 | 2049 | 1980 | OOO "Порт "Вятские Поляны" |
5190 | Тип 1653 (всех модификаций), проект 1653Б | - | 160738 | - | 1969 | ООО Вятское речное пароходство |
5207 | Тип 1653 (всех модификаций), проект 1653Б | - | 161073 | - | 1971 | ООО Вятское речное пароходство |
610 | Тип Путейский (пр. 391, А, Б, Б1, БМ), проект 391А В-12-3973 | - | 190782 | 73 | 08.08.1975 | Росрыболовство ФГБУ "Средневолжрыбвод" |
Аванбек | Тип БКТ (Бурлак) (проект 14700, 14701), проект 14700 | В-19-5030 | 217877 | 5801 | 1986 | ОАО Мостотрeст |
Брандвахта №781 | Проект 70, 70Б | - | 161368 | - | 07.1974 | ООО Вятское речное пароходство |
Вятские Поляны | Тип БТ, БМ, Ангара, проект Р-96Б | - | 218683 | - | 12.1985 | ООО Вятское речное пароходство |
Вятский-201 | Тип БТ (пр. 813хх), проект 81343 | - | 223186 | - | 09.1990 | ООО Вятское речное пароходство |
Гидролог-2 | Проект КС-100Д, КС-100Д1, КС-100Д2 | - | 226679 | 1099 | 1990 | ФГУ Гидрометфлот Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
КПЛ-79 | Тип КПЛ-16-30, проект 81050 | - | 223028 | 79 | 30.04.1988 | ООО Вятское речное пароходство |
КПЛ-297 | Тип КПЛ-16-30, проект 81050 | - | 227145 | 297 | 1991 | ООО Вятское речное пароходство |
КПЛ-2065 | Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | - | 207890 | - | 05.1982 | ООО Вятское речное пароходство |
Малмыж | Тип БТ (пр. 813хх), проект 81340 | - | 223179 | - | 12.1988 | ООО Вятское речное пароходство |
РТ-361 | Тип РТ-300, проект 911В В-09-2663 | - | 092151 | - | 1976 | ООО Вятское речное пароходство |
Тибет-1 | Тип Костромич, проект 1606 | - | 97143 | 343 | 1978 | ООО "Кирпичное производство" |
ТМ-081 | Проект Р-146, Р-146А | В-08-2336 | 092718 | - | 1987 | Администрация Волжского БВВП |
Уржум | Тип БТ (пр. 813хх), проект 81340 | - | 218804 | 1 | 30.06.1987 | Прочие (Россия) |
Списанные, переданные и переименованные суда
Название | Проект | Борт. № | Рег. № | Стр. № | Постр. | Владелец |
---|---|---|---|---|---|---|
8102 | Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3) | В-09-2560 | 218687 | 2 | 15.02.1986 | ООО Вятское речное пароходство |
8118 | Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3) | В-09-2571 | 223180 | 17 | 27.12.1988 | ООО Вятское речное пароходство |
Дунайский-18 | Тип Дунайский, проект 112 | В-04-729 | 142951 | - | 28.12.1961 | ООО Вятская судоходная компания |
Луч-16 | Тип Луч, проект 14351 | В-09-2657 | 225553 | 115 | 1990 | ООО Вятское речное пароходство |
Луч-16 | Тип Луч, проект 14351 | - | 225553 | 115 | 1990 | ООО Вятское речное пароходство |
Портовый-3 | Проект 2586 | - | 182175 | 111 | 13.08.1974 | ООО Вятское речное пароходство |
Ссылки
- Березин Е.В. С «Гражданина» началось: К 150-летию вятского пароходства Булычёва. - статья на сайте Герценки.
- http://port-polyany.ru/ - сайт речного порта
- Песок, ПГС, Гравий/ООО "Порт Вятские Поляны"- Страница в соцсети ВКонтакте.
Примечания
- ↑ Самые первые два парохода на реке Каме были построены зимой 1816/17 года мастеровыми людьми Пожвинского завода. На пароходах в течение всей навигации 1817 года происходили речные прогулки с пассажирами по Каме и Волге. В сентябре 1817 года пароходы прибыли в Казань и из-за раннего похолодания были вынуждены остаться на зимовку у села Тихие Горы. Весной 1818 года, после зимовки, оба пожвинских парохода затонули около Тихих Гор. (см. Первые на Каме пароходы)
- ↑ Энциклопедия земли Вятской. История. – Киров, 1995.