Свято-Троицкая церковь в Новом Бурце — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
Указом Вятской епархии от 22 апреля 1820 года разрешено в селе [[Новый Бурец|Дмитриевском (Новый Бурец)]] «построить вместо ветхой деревянной [[Дмитриевская церковь села Новый Бурец|Дмитриевской церкви]] новую каменную церковь», на что Преосвященным Амвросием, епископом Вятским и Слободским, по прошению причта была выдана 31 июля 1822 года храмозданная грамота № 2774.<ref>Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. - Вятка: Изд. Вятской Учёной Архивной Комиссии, 1914.</ref>  
+
Указом Вятской епархии от 22 апреля 1820 года разрешено в селе [[Новый Бурец|Дмитриевском (Новый Бурец)]] «построить вместо ветхой деревянной [[Дмитриевская церковь села Новый Бурец|Дмитриевской церкви]] новую каменную церковь», на что Преосвященным Амвросием, епископом Вятским и Слободским, по прошению причта была выдана 31 июля 1822 года храмозданная грамота № 2774.<ref>Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. - Вятка: Изд. Вятской Учёной Архивной Комиссии, 1914.</ref> Прошение причта подписали:
 +
* священник Павел Заволгский,
 +
* дьякон Михаил Танаевский,
 +
* пономарь Иван Заволгский,
 +
* церковный староста (ктитор) крестьянин Алексей Емельянов.
  
В 1822 году произведена закладка каменной церкви, которая построена в 1823 году. 25 октября 1825 года освящён первый престол теплой церкви - во имя Святого Димитрия Солунского. Строительство холодного храма окончено в 1848 году.  
+
В 1822 году произведена закладка каменной церкви, которая построена в 1823 году.  
  
В 1844 году в церковный приход входили:
+
В октябре 1825 года ясашный крестьянин Кондратий Иванович Шелконогов направил прошение епископу Вятскому и Слободскому Павлу. В прошении сообщалось об окончании постройки тёплого придела и готовности его к освящению. По неграмотности просителя документ был подписан находившимся в селе "живописцем" Д.С. Пановым. Можно предположить, что Панов расписывал алтарную часть тёплого храма, где, согласно описи, составленной епископу благочинным протоиереем Симеоном Шубиным, имелись изображения Вседержителя, Иоанна Предтечи и образ Божией Матери "Умиление". Кроме того, в описи имелись и другие сведения о вновь построенном храме. Так, длина его с папертью, "на которой и колокольница", составляла 13 саж., а ширина - 6 саж. Сообщалось также о том, что холодный храм "токмо ещё заложен". Внутри тёплого придела было оштукатурено, пол настлан из "белой опоки", фасады побелены, а местами "выревчено вохрой", крыша покрыта тёсом, покрашенным красной масляной краской. Промежуточные сливы на колокольне тоже имели деревянное покрытие, "верхний кумпол" был покрыт листовым железом, а крест - "позлащенный". На ярусе звона колокольни находились пять колоколов: самый тяжёлый весил 19 пуд. 35 фунт., второй - 15 пуд., третий - 2 пуд., два последних по 20 фунт. каждый.
 +
 
 +
25 октября 1825 года первый престол теплой церкви был освящён во имя Святого Димитрия Солунского, с использованием антиминса, взятого из алтаря старого деревянного Дмитриевского храма.
 +
 
 +
 
 +
 
 +
Строительство холодного храма окончено в 1848 году.
 +
 
 +
В 1844 году в приход Дмитриевской церкви входили:
 
* с. [[Новый Бурец]]
 
* с. [[Новый Бурец]]
 
* д. [[Глубокий Лог]]
 
* д. [[Глубокий Лог]]
Строка 16: Строка 28:
 
Общее количество приходских дворов - 201; численность населения - 1859 человек.<ref>Клировые ведомости приходских церквей Малмыжского уезда за 1844 год. - ГАКО. Ф.237, оп.70, д.778, л.280об.</ref>
 
Общее количество приходских дворов - 201; численность населения - 1859 человек.<ref>Клировые ведомости приходских церквей Малмыжского уезда за 1844 год. - ГАКО. Ф.237, оп.70, д.778, л.280об.</ref>
  
В январе 1849 года главный престол Дмитриевской церкви был освящён во славу Святой Троицы, и храм стал называться Свято-Троицким.
+
В январе 1849 года главный престол Дмитриевской церкви был освящён во славу Святой Троицы, и храм стал называться '''Свято-Троицким'''.
  
 
1 октября 1885 года при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой через два года уже обучалось 32 человека. Впоследствии эта школа была преобразована в земское училище, с постройкой нового деревянного здания на 100 человек в 1910-1911 годах<ref>По отношению Малмыжского Отделения Сарапульского православного Вознесенского братства о рассмотрении проекта на постройку здания для церковно-приходской школы в селе Ново-Бурецком Малмыжского уезда. - ГАКО. Ф.583, оп.533, д.229.</ref>.  
 
1 октября 1885 года при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой через два года уже обучалось 32 человека. Впоследствии эта школа была преобразована в земское училище, с постройкой нового деревянного здания на 100 человек в 1910-1911 годах<ref>По отношению Малмыжского Отделения Сарапульского православного Вознесенского братства о рассмотрении проекта на постройку здания для церковно-приходской школы в селе Ново-Бурецком Малмыжского уезда. - ГАКО. Ф.583, оп.533, д.229.</ref>.  

Версия 16:50, 16 июня 2019

Указом Вятской епархии от 22 апреля 1820 года разрешено в селе Дмитриевском (Новый Бурец) «построить вместо ветхой деревянной Дмитриевской церкви новую каменную церковь», на что Преосвященным Амвросием, епископом Вятским и Слободским, по прошению причта была выдана 31 июля 1822 года храмозданная грамота № 2774.[1] Прошение причта подписали:

  • священник Павел Заволгский,
  • дьякон Михаил Танаевский,
  • пономарь Иван Заволгский,
  • церковный староста (ктитор) крестьянин Алексей Емельянов.

В 1822 году произведена закладка каменной церкви, которая построена в 1823 году.

В октябре 1825 года ясашный крестьянин Кондратий Иванович Шелконогов направил прошение епископу Вятскому и Слободскому Павлу. В прошении сообщалось об окончании постройки тёплого придела и готовности его к освящению. По неграмотности просителя документ был подписан находившимся в селе "живописцем" Д.С. Пановым. Можно предположить, что Панов расписывал алтарную часть тёплого храма, где, согласно описи, составленной епископу благочинным протоиереем Симеоном Шубиным, имелись изображения Вседержителя, Иоанна Предтечи и образ Божией Матери "Умиление". Кроме того, в описи имелись и другие сведения о вновь построенном храме. Так, длина его с папертью, "на которой и колокольница", составляла 13 саж., а ширина - 6 саж. Сообщалось также о том, что холодный храм "токмо ещё заложен". Внутри тёплого придела было оштукатурено, пол настлан из "белой опоки", фасады побелены, а местами "выревчено вохрой", крыша покрыта тёсом, покрашенным красной масляной краской. Промежуточные сливы на колокольне тоже имели деревянное покрытие, "верхний кумпол" был покрыт листовым железом, а крест - "позлащенный". На ярусе звона колокольни находились пять колоколов: самый тяжёлый весил 19 пуд. 35 фунт., второй - 15 пуд., третий - 2 пуд., два последних по 20 фунт. каждый.

25 октября 1825 года первый престол теплой церкви был освящён во имя Святого Димитрия Солунского, с использованием антиминса, взятого из алтаря старого деревянного Дмитриевского храма.


Строительство холодного храма окончено в 1848 году.

В 1844 году в приход Дмитриевской церкви входили:

Общее количество приходских дворов - 201; численность населения - 1859 человек.[2]

В январе 1849 года главный престол Дмитриевской церкви был освящён во славу Святой Троицы, и храм стал называться Свято-Троицким.

1 октября 1885 года при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой через два года уже обучалось 32 человека. Впоследствии эта школа была преобразована в земское училище, с постройкой нового деревянного здания на 100 человек в 1910-1911 годах[3].

По данным на 1893-1894 г.г. в приходе Троицкой церкви действовали также ещё две церковно-приходские школы в д. Каменный Ключ и д. Большой Китяк, которые находились на содержании Православного миссионерского общества.

В 1893 году в приходе было организовано церковноприходское попечительство.

6) Село Новый Бурецъ – Троицкая церковь, каменная, построена въ 1823 г., разстояніемъ отъ г. Вятки въ 300 вер., отъ уѣзднаго города въ 20 вер., оть благоч. въ 23 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 діак., 1 псал.; у священника квартира казенная, а псаломщикъ. живетъ на частной квартирѣ и получаетъ квартирное пособіе 30 р. въ годъ; земли: по генеральному межеванію нарѣзано усад. 2 д., пахотн. 30 дес., сѣнок. 3 д., но духовенство сею землею не пользуется, а взамѣнъ нарѣзано въ другомъ мѣстѣ усад. 2 д., пах. 60 д., сѣнок. 5 д. 1200 с.; братскій денежный доходъ: содержаніе отъ казны свящ. 300 р., діак. 147 руб. и псал. 100 р.; кружечный раздѣлъ: свящ. 438 р. 36 к., псал. 146 р. 12 коп.; руги собир. на весь причтъ до 20 п. ржи и 20 п. овса; прихожанъ: правосл. рус. 687 м. п., 685 ж. п.; крещ. черем. 68 м. п., 51 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 2 селеній, разст. 2 – 5 вер.

Село расположено на довольно высокой равнинѣ, на правомь берегу рѣки Вятки, въ 2 вер. отъ нея; вблизи села протекаетъ рѣчка Бурецъ. Въ селѣ имѣется одна ц.-п. школа. Главное занятіе прихожанъ земледѣліе. Волост. прав. въ 9 вер.; парох. прист. Горки въ 23 вер. Медиц. участка въ селѣ нѣтъ. Изъ старинныхъ вещей при храмѣ имѣются: сребро-позлащенные малые сосуды; древнія иконы Св. Великомуч. Димитрія Солунскаго и Владимірской Божіей Матери; евангеліе 1748 года.

Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 1-й благочиннический округ


В 1926 году храм был закрыт и разрушен, а священник выселен из села. В доме священника разместилась начальная школа.

Здание храма долгое время пустовало. В 1960 году в нём оборудовали сельский клуб, который в 80-е годы после реконструкции и добавления пристроя преобразовали в Дом культуры.

Примечания

  1. Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. - Вятка: Изд. Вятской Учёной Архивной Комиссии, 1914.
  2. Клировые ведомости приходских церквей Малмыжского уезда за 1844 год. - ГАКО. Ф.237, оп.70, д.778, л.280об.
  3. По отношению Малмыжского Отделения Сарапульского православного Вознесенского братства о рассмотрении проекта на постройку здания для церковно-приходской школы в селе Ново-Бурецком Малмыжского уезда. - ГАКО. Ф.583, оп.533, д.229.

Источники

  • Метрические книги велись с 1737 года.
  • ГАКО: 296 - 1805, 361 - 1820, 930 - 1822, 970 - 1825, 624 - 1830, 478 - 1844, 256 и 572 - 1849, 124 – 1871.