Село Вятские Поляны — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
С XVII века село Вятские Поляны, разросшееся вокруг монастыря и пристани на реке Вятке, постепенно становится оживлённым хлебо-, а затем и лесоторговым центром. | С XVII века село Вятские Поляны, разросшееся вокруг монастыря и пристани на реке Вятке, постепенно становится оживлённым хлебо-, а затем и лесоторговым центром. | ||
+ | |||
Образованный в 1818 году Малмыжский уезд состоял из 15 волостей, в том числе Усадской на территории нынешнего Вятскополянского района. Село Вятские Поляны входило в эту волость. | Образованный в 1818 году Малмыжский уезд состоял из 15 волостей, в том числе Усадской на территории нынешнего Вятскополянского района. Село Вятские Поляны входило в эту волость. | ||
− | В энциклопедическом словаре, изданном в 1892 году, читаем: | + | В энциклопедическом словаре, изданном в 1892 году, читаем:<br> |
− | "Вятские Поляны (Полянское). | + | "'''Вятские Поляны (Полянское).'''<br> |
− | Село Вятской губернии, Малмыжского уезда, с пристанью на реке Вятке. Торговый пункт с 32-я лавками и еженедельными базарами. Жителей 763, школа." | + | ''Село Вятской губернии, Малмыжского уезда, с пристанью на реке Вятке. Торговый пункт с 32-я лавками и еженедельными базарами. Жителей 763, школа.''" |
К началу ХХ века постепенно Вятские Поляны приобретают значение крупного купеческого села и становятся волостным центром. | К началу ХХ века постепенно Вятские Поляны приобретают значение крупного купеческого села и становятся волостным центром. | ||
Строка 10: | Строка 11: | ||
Подробнее: [[Статистические данные по Вятским Полянам за 1900 год]]. | Подробнее: [[Статистические данные по Вятским Полянам за 1900 год]]. | ||
− | Главными предприятиями села в это время были две пристани - Булычевская и Небогатиковская. По реке сплавляли лес промышленников Зайцева и братьев Санниковых, хлеб | + | Главными предприятиями села в это время были две пристани - Булычевская и Небогатиковская. По реке сплавляли лес промышленников [[Лесопромышленники Зайцевы|Зайцева]] и [[Лесопромышленники Санниковы|братьев Санниковых]], хлеб елабужского купца И.Г. Стахеева перевозили на судах, принадлежавших судовладельцу Булычеву. В селе вели торговлю мукой и мучными изделиями, крупным предприятием была крендельная отца и сына Кощеевых. Значительный оборот был у купцов Свистунова, Шишкина, Токарева. |
+ | |||
+ | Купеческое село в начале века, благодаря торговле и промыслам, развивалось особенно интенсивно. В справочнике выдающегося русского географа и путешественника П.П. Семенова Тянь-Шанского от 1914 года читаем, что «''Ныне в Вятских Полянах более 1 000 жит., прекрасная церковь, школа, врачебный пункт с приемным покоем, волостное правление, почтово-телеграфное отделение, общество трезвости, земская станция, еженедельные базары и 43 торговых предприятия, с оборотом в 395 тыс. руб. Полянская пристань отправляет 322 тыс. пуд., преимущественно хлеба и леса...''» | ||
− | + | Село Вятские Поляны, 1932 год. Вид на село с Прозоровской горы. Фото из В-Полянского исторического музея. | |
− | + | Население села и всей [[Вятскополянский район в начале ХХ века|Вятскополянской волости]] в основном занималось земледелием и подсобными кустарными промыслами: гончарным, кузнечным, плотницким, сапожным, скорняжным. | |
− | Вся интеллигенция Вятских Полян состояла из одного врача, трёх фельдшеров, одного агронома, четырёх учителей, одного лесничего и волостного писаря. Но зато было около 25 полицейских чиновников, количество которых заметно увеличилось с 1905 года, т.к. в Вятских Полянах находилось до 30 политических ссыльных. | + | Вся интеллигенция Вятских Полян состояла из одного врача, трёх фельдшеров, одного агронома, четырёх учителей, одного лесничего и волостного писаря. Но зато в [[Полицейский участок села Вятские Поляны|полицейском участке]] было около 25 полицейских чиновников, количество которых заметно увеличилось с 1905 года, т.к. в Вятских Полянах находилось до 30 политических ссыльных. |
В селе было всего-то две улицы: Большая (ныне Ленина) и Малая (Первомайская). Остальную часть села составляли переулки, зачастую носившие свои имена по прозвищам жителей угловых домов: Репинский (ул. Перевозная), Больничный (ул. Больничная), Большой (позднее её называли улицей Матвеевской - через неё идёт дорога на дер. Матвеево; ныне ул. Советская), Пожарный (пер. Ленинский), Ильинский (ул. Пароходная), Уваровский (ул. Урицкого). Улица Большая и переулок Большой были замощены камнем. | В селе было всего-то две улицы: Большая (ныне Ленина) и Малая (Первомайская). Остальную часть села составляли переулки, зачастую носившие свои имена по прозвищам жителей угловых домов: Репинский (ул. Перевозная), Больничный (ул. Больничная), Большой (позднее её называли улицей Матвеевской - через неё идёт дорога на дер. Матвеево; ныне ул. Советская), Пожарный (пер. Ленинский), Ильинский (ул. Пароходная), Уваровский (ул. Урицкого). Улица Большая и переулок Большой были замощены камнем. | ||
Строка 22: | Строка 25: | ||
Чуть позже появилась улица Полевая (ныне ул. Азина), на которой дома были только с одной стороны. | Чуть позже появилась улица Полевая (ныне ул. Азина), на которой дома были только с одной стороны. | ||
− | Важное значение в жизни села играла река Вятка, которая была поистине и кормилицей и поилицей. | + | Важное значение в жизни села играла [[река Вятка]], которая была поистине и кормилицей и поилицей. |
− | Хозяйственная деятельность в Вятских Полянах и окрестностях заметно оживилась в связи со строительством железной дороги, которое началось в 1912 г. Первый поезд через станцию Вятские Поляны прошёл 20 октября 1914 г. Железнодорожный мост через реку Вятку, строившийся 2 года, вступил в эксплуатацию в конце 1916 г. До этого поезда переправлялись через реку летом (без паровозов) на пароме, а зимой - по льду. Из-за этого поезда ходили редко - не более 5 пар в сутки. Между Казанью и Екатеринбургом курсировал только один пассажирский поезд. От Казани до Вятских Полян поезд шёл 12 часов. | + | Хозяйственная деятельность в Вятских Полянах и окрестностях заметно оживилась в связи со строительством железной дороги, которое началось в 1912 г. Первый поезд через станцию Вятские Поляны прошёл 20 октября 1914 г. [[Железнодорожный мост]] через реку Вятку, строившийся 2 года, вступил в эксплуатацию в конце 1916 г. До этого поезда переправлялись через реку летом (без паровозов) на пароме, а зимой - по льду. Из-за этого поезда ходили редко - не более 5 пар в сутки. Между Казанью и Екатеринбургом курсировал только один пассажирский поезд. От Казани до Вятских Полян поезд шёл 12 часов. |
Версия 21:27, 23 мая 2014
С XVII века село Вятские Поляны, разросшееся вокруг монастыря и пристани на реке Вятке, постепенно становится оживлённым хлебо-, а затем и лесоторговым центром.
Образованный в 1818 году Малмыжский уезд состоял из 15 волостей, в том числе Усадской на территории нынешнего Вятскополянского района. Село Вятские Поляны входило в эту волость.
В энциклопедическом словаре, изданном в 1892 году, читаем:
"Вятские Поляны (Полянское).
Село Вятской губернии, Малмыжского уезда, с пристанью на реке Вятке. Торговый пункт с 32-я лавками и еженедельными базарами. Жителей 763, школа."
К началу ХХ века постепенно Вятские Поляны приобретают значение крупного купеческого села и становятся волостным центром.
Подробнее: Статистические данные по Вятским Полянам за 1900 год.
Главными предприятиями села в это время были две пристани - Булычевская и Небогатиковская. По реке сплавляли лес промышленников Зайцева и братьев Санниковых, хлеб елабужского купца И.Г. Стахеева перевозили на судах, принадлежавших судовладельцу Булычеву. В селе вели торговлю мукой и мучными изделиями, крупным предприятием была крендельная отца и сына Кощеевых. Значительный оборот был у купцов Свистунова, Шишкина, Токарева.
Купеческое село в начале века, благодаря торговле и промыслам, развивалось особенно интенсивно. В справочнике выдающегося русского географа и путешественника П.П. Семенова Тянь-Шанского от 1914 года читаем, что «Ныне в Вятских Полянах более 1 000 жит., прекрасная церковь, школа, врачебный пункт с приемным покоем, волостное правление, почтово-телеграфное отделение, общество трезвости, земская станция, еженедельные базары и 43 торговых предприятия, с оборотом в 395 тыс. руб. Полянская пристань отправляет 322 тыс. пуд., преимущественно хлеба и леса...»
Село Вятские Поляны, 1932 год. Вид на село с Прозоровской горы. Фото из В-Полянского исторического музея.
Население села и всей Вятскополянской волости в основном занималось земледелием и подсобными кустарными промыслами: гончарным, кузнечным, плотницким, сапожным, скорняжным.
Вся интеллигенция Вятских Полян состояла из одного врача, трёх фельдшеров, одного агронома, четырёх учителей, одного лесничего и волостного писаря. Но зато в полицейском участке было около 25 полицейских чиновников, количество которых заметно увеличилось с 1905 года, т.к. в Вятских Полянах находилось до 30 политических ссыльных.
В селе было всего-то две улицы: Большая (ныне Ленина) и Малая (Первомайская). Остальную часть села составляли переулки, зачастую носившие свои имена по прозвищам жителей угловых домов: Репинский (ул. Перевозная), Больничный (ул. Больничная), Большой (позднее её называли улицей Матвеевской - через неё идёт дорога на дер. Матвеево; ныне ул. Советская), Пожарный (пер. Ленинский), Ильинский (ул. Пароходная), Уваровский (ул. Урицкого). Улица Большая и переулок Большой были замощены камнем.
Чуть позже появилась улица Полевая (ныне ул. Азина), на которой дома были только с одной стороны.
Важное значение в жизни села играла река Вятка, которая была поистине и кормилицей и поилицей.
Хозяйственная деятельность в Вятских Полянах и окрестностях заметно оживилась в связи со строительством железной дороги, которое началось в 1912 г. Первый поезд через станцию Вятские Поляны прошёл 20 октября 1914 г. Железнодорожный мост через реку Вятку, строившийся 2 года, вступил в эксплуатацию в конце 1916 г. До этого поезда переправлялись через реку летом (без паровозов) на пароме, а зимой - по льду. Из-за этого поезда ходили редко - не более 5 пар в сутки. Между Казанью и Екатеринбургом курсировал только один пассажирский поезд. От Казани до Вятских Полян поезд шёл 12 часов.