Смутное время на Южной Вятке — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Первые десятилетия в развитии полянской вотчины Вятского Успенского монастыря, возникш…») |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 7 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Первые десятилетия в развитии полянской вотчины Вятского Успенского монастыря, возникшей в 1595 году, пришлись на '''Смутное время''' — период в истории России с 1598 по 1613 год, который был ознаменован стихийными бедствиями, гражданской войной, Русско-польской войной (1609—1618), тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом. | + | {{copyright}} |
+ | © [[Участник:Admin|В.А. Слесарев]] | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | Первые десятилетия в развитии [[Вотчина Трифонова монастыря в Вятских Полянах (Рождественский мужской монастырь)|полянской вотчины Вятского Успенского монастыря]], возникшей в 1595 году, пришлись на '''Смутное время''' — период в истории России с 1598 по 1613 год, который был ознаменован стихийными бедствиями, гражданской войной, Русско-польской войной (1609—1618), тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом. | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
Основные события Смуты: | Основные события Смуты: | ||
Строка 10: | Строка 14: | ||
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
+ | ---- | ||
+ | ---- | ||
Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре даже в некоторых местностях выпадал снег. Во многих местах был страшный голод, и на разных территориях России стали вспыхивать крестьянские восстания. | Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре даже в некоторых местностях выпадал снег. Во многих местах был страшный голод, и на разных территориях России стали вспыхивать крестьянские восстания. | ||
− | Однако южную Вятку голод этих лет, видимо, не затронул. Местное удмуртское и марийское население, по этнографическим описаниям, отличалось запасливостью. В крестьянских | + | Однако южную Вятку голод этих лет, видимо, не затронул. Местное удмуртское и марийское население, по этнографическим описаниям, отличалось запасливостью. В крестьянских "кладухах" иногда можно было обнаружить даже зерно 15-летней давности, т.к. межвластие, установившееся после смерти царя Фёдора Иоанновича, привело к сбою в сборе натурального налога (ясака). |
− | + | ''Кладухи'' - так на Вятке называли стога, сложенные из необмолоченных снопов (обычно ржи или ячменя). Обмолот обычно происходил в зимнее время, свободное от полевых работ. При достаточном количестве зерна эти стога возле крестьянских усадеб годами стояли нетронутыми. При правильной и тщательной укладке от дождей и снега повреждалась лишь поверхность стога, а внутренние слои оставались пригодными для употребления. Если в семье имелась невеста, то кладухи могли включаться в её приданое. | |
− | Вероятно, с этой же целью в Москву были затребованы все грамоты, полученные Преподобным Трифоном от царя Фёдора Иоанновича. Документы были предоставлены, и в результате часть этих грамот была утеряна, в том числе царская грамота о | + | ---- |
+ | ---- | ||
+ | Борьба за власть возле царского трона, вызванная завершением династии Рюриковичей, совпала со сменой настоятеля Вятского Успенского монастыря. В 1601 году [[Трифон Вятский]] покинул созданный им Успенский монастырь из-за конфликтов со своей братией и странствовал до 1612 года. У игумена были тесные контакты с царской семьёй, и он был знаком с Лжедмитрием I - Григорием Отрепьевым (по преданиям, Трифон постриг его в монахи, укрывал его, и из-за этого был изгнан из монастыря). Поэтому при расследовании, предпринятом Москвой сразу после появления самозванца, Трифон Вятский попал под подозрение в связях с заговорщиками. С целью проверки подозрений вятскому воеводе Фёдору Рязанцеву в 1601 году уже после ухода Преподобного Трифона было поручено провести в Успенском монастыре ревизию (дозор). Некоторые историки предполагают, что скрытой целью дозора было - поискать, нет ли какого-то компромата на бывшего архимандрита. | ||
+ | |||
+ | Вероятно, с этой же целью в Москву были затребованы все грамоты, полученные Преподобным Трифоном от царя Фёдора Иоанновича. Документы были предоставлены, и в результате часть этих грамот была утеряна, в том числе царская грамота о Вятских полянках, по которой в 1595 году Трифонову монастырю были жалованы земли под вотчину на южной Вятке. | ||
В [[Грамота царя Михаила Федоровича 1615 г|царской грамоте Михаила Фёдоровича от 1615 года]], в частности, говорится: | В [[Грамота царя Михаила Федоровича 1615 г|царской грамоте Михаила Фёдоровича от 1615 года]], в частности, говорится: | ||
Строка 22: | Строка 32: | ||
''...про прежнюю жаловалную грамоту, какова им дана при царе Федоре на те рыбные ловли и на полянки, архимарит сказал, что та грамота у прежнего архимарита у Трифана утерялась при ростриге, на Москве.'' | ''...про прежнюю жаловалную грамоту, какова им дана при царе Федоре на те рыбные ловли и на полянки, архимарит сказал, что та грамота у прежнего архимарита у Трифана утерялась при ростриге, на Москве.'' | ||
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
− | |||
Под ''ростригой'' имеется ввиду Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий Первый. «''Рострига же той приде во царствующий град, и стетоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И сиде Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец''» (из «Летописной книги», приписываемой князю И.М. Катыреву-Ростовскому). | Под ''ростригой'' имеется ввиду Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий Первый. «''Рострига же той приде во царствующий град, и стетоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И сиде Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец''» (из «Летописной книги», приписываемой князю И.М. Катыреву-Ростовскому). | ||
− | События Смутного времени применительно к Полянам косвенно упоминаются также в царской грамоте от 1614 года, посвящённой земельным спорам монастыря с | + | ---- |
+ | ---- | ||
+ | В годы Смуты у крестьян южной вотчины Хлыновского (Вятского) Успенского монастыря были постоянные конфликты с марийским (черемисским) населением [[Волость Ошторма Кукмор|волости Ошторма Кукмор]], претендовавшим на земли и угодья, которые они считали исконно своими. В этих земельных спорах марийцы привлекли в качестве союзников чиновников из Казани, изгнав монастырских крестьян с полей, где хлеб уже был в снопах, и с лугов, где стояли смётанные стога и скирды сена. Этот конфликт был разрешён только на следующий год вмешательством казанских воевод, которым была подана челобитная от старцев монастыря. | ||
+ | {{начало цитаты}} | ||
+ | ...В 111 [1603] году ту ихъ монастырскую пашню по Верхней Воштормѣ рѣчкѣ, по обѣ стороны, діакъ Алексѣй Щапиловъ, дружа Черемисѣ, велѣлъ имъ отвести Грязнову Головачеву ихъ монастырскихъ крестьянъ пашенныхъ дворы, одиннацать дымовъ, и с хлѣбомъ пожатымъ со крестьянскимъ, да имъ же отдалъ сѣна ихъ кошеного тысячу двѣсти копенъ в зародахъ и в стогахъ сметаного... | ||
+ | {{конец цитаты|источкик=Из дозорных книг Истомы Хвостова 1606 года}} | ||
+ | Дело доходило при этом и до захвата монастырского имущества. | ||
+ | {{начало цитаты}} | ||
+ | ...В 113 [1605] году Черемиса жъ у нихъ за Воштормою рѣчкою монастырскую пашню пахали насилствомъ, сѣяли яровой хлѣбъ, и ставятъ на ихъ пашнѣ семь дворовъ, а на рѣчкѣ де на Тоймѣ [[Первые мельницы Вятских Полян|монастырскую мелницу]] хотятъ разрушити, да Черемисские жъ сотники Тоюшъ да Баимъ отняли у нихъ грабежемъ на рыбной ловлѣ неводъ, сто дватцать саженъ, да судно неводное, да два котла мѣдныхъ, да десять топоровъ, а цѣна де всему десять рублевъ с полтиною, и учинили ихъ безъ промыслу... | ||
+ | {{конец цитаты|источкик=Из дозорных книг Истомы Хвостова 1606 года}} | ||
+ | Упомянутые семь дворов за речкой [[Ошторма (приток Вятки)|Оштормой]] - это, вероятно, поселенцы на месте будущей деревни [[Нижняя Тойма]]. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | ---- | ||
+ | События Смутного времени применительно к Полянам косвенно упоминаются также в царской грамоте от 1614 года, посвящённой земельным спорам монастыря с крестьянами [[Усад|дворцового села Полянки (впоследствии село Усад)]]: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
''...били челом Казанского уезду дворцового села Полянок крестьяня и бобыли, Андрюшка Степанов с товарыщи:''<br> | ''...били челом Казанского уезду дворцового села Полянок крестьяня и бобыли, Андрюшка Степанов с товарыщи:''<br> | ||
''...и как де в Казани Богдана Бельского не стало, и боярин де Василей Морозов ис Казани пошол под Москву, и в те де поры, без бояр, Никонор Шульгин, норовя вяцкому архимандриту Ионе Мамину, для корысти ис того их дворцового села Полянок велел сослать за Дюдюм-враг; а тое де землю их, усады, где они жили, отдал тому архимандриту Ионе...'' | ''...и как де в Казани Богдана Бельского не стало, и боярин де Василей Морозов ис Казани пошол под Москву, и в те де поры, без бояр, Никонор Шульгин, норовя вяцкому архимандриту Ионе Мамину, для корысти ис того их дворцового села Полянок велел сослать за Дюдюм-враг; а тое де землю их, усады, где они жили, отдал тому архимандриту Ионе...'' | ||
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
− | |||
В своей челобитной дворцовые крестьяне упомянули опального дьяка, боярина Никанора Шульгина, который в годы Смуты, спровоцировав убийство казанского воеводы Богдана Бельского, стал фактическим правителем Казанского царства, и, когда польско-литовские войска заняли Москву, сделал сепаратную попытку создания отдельного государства. В 1613 году Шульгин был арестован, заключён в Свияжске, потом доставлен в Москву и в 1618 году отправлен в Сибирь в ссылку. | В своей челобитной дворцовые крестьяне упомянули опального дьяка, боярина Никанора Шульгина, который в годы Смуты, спровоцировав убийство казанского воеводы Богдана Бельского, стал фактическим правителем Казанского царства, и, когда польско-литовские войска заняли Москву, сделал сепаратную попытку создания отдельного государства. В 1613 году Шульгин был арестован, заключён в Свияжске, потом доставлен в Москву и в 1618 году отправлен в Сибирь в ссылку. | ||
− | В 1612 году | + | ---- |
+ | ---- | ||
+ | В 1612 году возле устья речки Слудки, на пустующей полянке в 10 верстах выше устья реки Оштормы возникло [[Слудка|ещё одно поселение]] монастырской вотчины Вятского Успенского монастыря, состоявшее из четырёх дворов. | ||
− | Первые монастырские поселенцы жили на этом месте недолго. В 1616 году из-за конфликтов с марийцами волости Ошторма Кукморы (предположительно, это нынешняя деревня Манзарас, расположенная рядом с пгт Кукмором), считавшими эти земли исстари своими, вотчинные крестьяне были вынуждены покинуть свои дворы, т.к. дело, видимо, дошло до кровавых столкновений. | + | Первые монастырские поселенцы жили на этом месте недолго. В 1616 году из-за конфликтов с марийцами волости Ошторма Кукморы (предположительно, это нынешняя деревня Манзарас, расположенная рядом с пгт Кукмором), считавшими эти земли исстари своими, вотчинные монастырские крестьяне были вынуждены покинуть свои дворы, т.к. дело, видимо, дошло до кровавых столкновений. |
Из [[Дозорные книги Михаила Кашкодамова 1678|дозорных книг Михаила Кашкодамова 1678 года]]: | Из [[Дозорные книги Михаила Кашкодамова 1678|дозорных книг Михаила Кашкодамова 1678 года]]: | ||
Строка 42: | Строка 66: | ||
''...на Слутке-речке по верхную сторону жили монастырские крестьяня, 4 двора; и в Еналеевскую де шатость тех крестьян татара и черемиса порубили; и после де тое шатости, черемиса волости Оштормы-Кукморы теми полянками и сенными покосы, что вверх по Вятке-реке и около Черного озера и Чернеевской заводи, и землею, что за Оштормою-речкою завладели и ныне владеют.'' | ''...на Слутке-речке по верхную сторону жили монастырские крестьяня, 4 двора; и в Еналеевскую де шатость тех крестьян татара и черемиса порубили; и после де тое шатости, черемиса волости Оштормы-Кукморы теми полянками и сенными покосы, что вверх по Вятке-реке и около Черного озера и Чернеевской заводи, и землею, что за Оштормою-речкою завладели и ныне владеют.'' | ||
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
− | + | ''[[Еналеевское восстание|Еналеевская шатость]]'', упоминаемая в книге Михаила Кашкодамова, созданной в процессе учёта сельхозугодий и разрешения земельных споров, - это одно из крестьянских восстаний, вспыхнувшее в Поволжье сразу после Смутного времени, в 1615-1616 годы. Название восстания - по имени предводителя повстанцев (в источниках нет единого мнения, как его звали - казанский хан Джангали Шугуров или служилый татарин из деревни Урманаево Арской дороги Казанского уезда Джанали/Еналей Джанмаметов). | |
− | ''Еналеевская шатость'', упоминаемая в книге Михаила Кашкодамова, созданной в процессе учёта сельхозугодий и разрешения земельных споров, - это одно из крестьянских восстаний, вспыхнувшее в Поволжье сразу после Смутного времени, в 1615-1616 годы. Название восстания - по имени предводителя повстанцев (в источниках нет единого мнения, как его звали - казанский хан Джангали Шугуров или служилый татарин из деревни Урманаево Арской дороги Казанского уезда Джанали/Еналей Джанмаметов). | + | |
Это малоизвестное среди историков вооружённое движение народов бывшего Казанского ханства охватывало огромную территорию: от современного Пермского края, до Нижегородской области. | Это малоизвестное среди историков вооружённое движение народов бывшего Казанского ханства охватывало огромную территорию: от современного Пермского края, до Нижегородской области. | ||
Строка 49: | Строка 72: | ||
«Казанские и Свияжские и иных многих Понизовых городов татаровя и луговая черемиса заворовали, Государю изменили, и собравшись многие места повоевали, и села и деревни жгут, и многих людей в полов емлют и побивают, и к городом приходить и приступают, и дороги от Казани к Нижнему отняло, и тесноту Понизовым городам чинят многую, и собравшись многими людьми хотят приходить к Нижнему, и к Арзамасу, и к Мурому и в иные места». | «Казанские и Свияжские и иных многих Понизовых городов татаровя и луговая черемиса заворовали, Государю изменили, и собравшись многие места повоевали, и села и деревни жгут, и многих людей в полов емлют и побивают, и к городом приходить и приступают, и дороги от Казани к Нижнему отняло, и тесноту Понизовым городам чинят многую, и собравшись многими людьми хотят приходить к Нижнему, и к Арзамасу, и к Мурому и в иные места». | ||
{{конец цитаты|источник=Из донесения московскому Государю.}} | {{конец цитаты|источник=Из донесения московскому Государю.}} | ||
− | |||
Считается, что восстание явилось следствием сбора «пятой деньги» (налога в размере 5-й части недвижимого имущества и доходов) на содержание государевых ратных людей. Однако были и другие причины: | Считается, что восстание явилось следствием сбора «пятой деньги» (налога в размере 5-й части недвижимого имущества и доходов) на содержание государевых ратных людей. Однако были и другие причины: | ||
* Стала восстанавливаться система налогообложения, причем сборщики старались взыскать недоимки по ясаку за прежние годы Смуты. | * Стала восстанавливаться система налогообложения, причем сборщики старались взыскать недоимки по ясаку за прежние годы Смуты. | ||
Строка 55: | Строка 77: | ||
Повстанцы осадили пригороды Казани, жгли помещичьи усадьбы. Восстание было подавлено в 1616 году войсками под командованием князей В.Т. Долгорукого и С.П. Гагарина. Предводитель был пойман и казнён в Казани. | Повстанцы осадили пригороды Казани, жгли помещичьи усадьбы. Восстание было подавлено в 1616 году войсками под командованием князей В.Т. Долгорукого и С.П. Гагарина. Предводитель был пойман и казнён в Казани. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | ---- | ||
+ | Со Смутного времени отсчитывается также история села [[Гоньба]]. Это небольшое имение в [[Малмыжский уезд|Малмыжском уезде]] Вятской губернии было подарено царём Михаилом Федоровичем гвардейскому сотнику Пальчикову за поимку жены самозванца Лжедмитрия Марины Мнишек. | ||
== Источники == | == Источники == |
Текущая версия на 16:05, 12 ноября 2023
|
Первые десятилетия в развитии полянской вотчины Вятского Успенского монастыря, возникшей в 1595 году, пришлись на Смутное время — период в истории России с 1598 по 1613 год, который был ознаменован стихийными бедствиями, гражданской войной, Русско-польской войной (1609—1618), тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
Основные события Смуты:
- Начало смуты определяют по-разному: 1584 — год смерти Ивана Грозного; 1591 — гибель царевича Дмитрия в Угличе; 1598 — смерть Фёдора Иоанновича (начало правления Бориса Годунова); 1604 — выступление самозванца Лжедмитрия Первого.
- Двоевластие Лжедмитрия Второго и Василия Шуйского (1606-1610).
- Семибоярщина (1610‒1613). Первое и второе ополчения.
- Вступление на трон Михаила Романова (1613‒1645).
- Русско-польская война. Скрытый этап (1598‒1609). Прямое вторжение польско-литовских войск (1609‒1618).
- Смутное время - это также начало "бунташного" XVII века российской истории.
Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре даже в некоторых местностях выпадал снег. Во многих местах был страшный голод, и на разных территориях России стали вспыхивать крестьянские восстания.
Однако южную Вятку голод этих лет, видимо, не затронул. Местное удмуртское и марийское население, по этнографическим описаниям, отличалось запасливостью. В крестьянских "кладухах" иногда можно было обнаружить даже зерно 15-летней давности, т.к. межвластие, установившееся после смерти царя Фёдора Иоанновича, привело к сбою в сборе натурального налога (ясака).
Кладухи - так на Вятке называли стога, сложенные из необмолоченных снопов (обычно ржи или ячменя). Обмолот обычно происходил в зимнее время, свободное от полевых работ. При достаточном количестве зерна эти стога возле крестьянских усадеб годами стояли нетронутыми. При правильной и тщательной укладке от дождей и снега повреждалась лишь поверхность стога, а внутренние слои оставались пригодными для употребления. Если в семье имелась невеста, то кладухи могли включаться в её приданое.
Борьба за власть возле царского трона, вызванная завершением династии Рюриковичей, совпала со сменой настоятеля Вятского Успенского монастыря. В 1601 году Трифон Вятский покинул созданный им Успенский монастырь из-за конфликтов со своей братией и странствовал до 1612 года. У игумена были тесные контакты с царской семьёй, и он был знаком с Лжедмитрием I - Григорием Отрепьевым (по преданиям, Трифон постриг его в монахи, укрывал его, и из-за этого был изгнан из монастыря). Поэтому при расследовании, предпринятом Москвой сразу после появления самозванца, Трифон Вятский попал под подозрение в связях с заговорщиками. С целью проверки подозрений вятскому воеводе Фёдору Рязанцеву в 1601 году уже после ухода Преподобного Трифона было поручено провести в Успенском монастыре ревизию (дозор). Некоторые историки предполагают, что скрытой целью дозора было - поискать, нет ли какого-то компромата на бывшего архимандрита.
Вероятно, с этой же целью в Москву были затребованы все грамоты, полученные Преподобным Трифоном от царя Фёдора Иоанновича. Документы были предоставлены, и в результате часть этих грамот была утеряна, в том числе царская грамота о Вятских полянках, по которой в 1595 году Трифонову монастырю были жалованы земли под вотчину на южной Вятке.
В царской грамоте Михаила Фёдоровича от 1615 года, в частности, говорится:
...про прежнюю жаловалную грамоту, какова им дана при царе Федоре на те рыбные ловли и на полянки, архимарит сказал, что та грамота у прежнего архимарита у Трифана утерялась при ростриге, на Москве.
Под ростригой имеется ввиду Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий Первый. «Рострига же той приде во царствующий град, и стетоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И сиде Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец» (из «Летописной книги», приписываемой князю И.М. Катыреву-Ростовскому).
В годы Смуты у крестьян южной вотчины Хлыновского (Вятского) Успенского монастыря были постоянные конфликты с марийским (черемисским) населением волости Ошторма Кукмор, претендовавшим на земли и угодья, которые они считали исконно своими. В этих земельных спорах марийцы привлекли в качестве союзников чиновников из Казани, изгнав монастырских крестьян с полей, где хлеб уже был в снопах, и с лугов, где стояли смётанные стога и скирды сена. Этот конфликт был разрешён только на следующий год вмешательством казанских воевод, которым была подана челобитная от старцев монастыря.
...В 111 [1603] году ту ихъ монастырскую пашню по Верхней Воштормѣ рѣчкѣ, по обѣ стороны, діакъ Алексѣй Щапиловъ, дружа Черемисѣ, велѣлъ имъ отвести Грязнову Головачеву ихъ монастырскихъ крестьянъ пашенныхъ дворы, одиннацать дымовъ, и с хлѣбомъ пожатымъ со крестьянскимъ, да имъ же отдалъ сѣна ихъ кошеного тысячу двѣсти копенъ в зародахъ и в стогахъ сметаного...
Дело доходило при этом и до захвата монастырского имущества.
...В 113 [1605] году Черемиса жъ у нихъ за Воштормою рѣчкою монастырскую пашню пахали насилствомъ, сѣяли яровой хлѣбъ, и ставятъ на ихъ пашнѣ семь дворовъ, а на рѣчкѣ де на Тоймѣ монастырскую мелницу хотятъ разрушити, да Черемисские жъ сотники Тоюшъ да Баимъ отняли у нихъ грабежемъ на рыбной ловлѣ неводъ, сто дватцать саженъ, да судно неводное, да два котла мѣдныхъ, да десять топоровъ, а цѣна де всему десять рублевъ с полтиною, и учинили ихъ безъ промыслу...
Упомянутые семь дворов за речкой Оштормой - это, вероятно, поселенцы на месте будущей деревни Нижняя Тойма.
События Смутного времени применительно к Полянам косвенно упоминаются также в царской грамоте от 1614 года, посвящённой земельным спорам монастыря с крестьянами дворцового села Полянки (впоследствии село Усад):
...били челом Казанского уезду дворцового села Полянок крестьяня и бобыли, Андрюшка Степанов с товарыщи:
...и как де в Казани Богдана Бельского не стало, и боярин де Василей Морозов ис Казани пошол под Москву, и в те де поры, без бояр, Никонор Шульгин, норовя вяцкому архимандриту Ионе Мамину, для корысти ис того их дворцового села Полянок велел сослать за Дюдюм-враг; а тое де землю их, усады, где они жили, отдал тому архимандриту Ионе...
В своей челобитной дворцовые крестьяне упомянули опального дьяка, боярина Никанора Шульгина, который в годы Смуты, спровоцировав убийство казанского воеводы Богдана Бельского, стал фактическим правителем Казанского царства, и, когда польско-литовские войска заняли Москву, сделал сепаратную попытку создания отдельного государства. В 1613 году Шульгин был арестован, заключён в Свияжске, потом доставлен в Москву и в 1618 году отправлен в Сибирь в ссылку.
В 1612 году возле устья речки Слудки, на пустующей полянке в 10 верстах выше устья реки Оштормы возникло ещё одно поселение монастырской вотчины Вятского Успенского монастыря, состоявшее из четырёх дворов.
Первые монастырские поселенцы жили на этом месте недолго. В 1616 году из-за конфликтов с марийцами волости Ошторма Кукморы (предположительно, это нынешняя деревня Манзарас, расположенная рядом с пгт Кукмором), считавшими эти земли исстари своими, вотчинные монастырские крестьяне были вынуждены покинуть свои дворы, т.к. дело, видимо, дошло до кровавых столкновений.
Из дозорных книг Михаила Кашкодамова 1678 года:
...на речке Слутке жили монастырские крестьяня, Демка да Игнашко Ивановы, Тимошка Загребин, Гришка Максимов сын Медведев, годы з 2; и после де того черемиса волости Оштормы-Кукморы тех крестьян збили и доныне теми полянками они, черемиса, владеют...
...на Слутке-речке по верхную сторону жили монастырские крестьяня, 4 двора; и в Еналеевскую де шатость тех крестьян татара и черемиса порубили; и после де тое шатости, черемиса волости Оштормы-Кукморы теми полянками и сенными покосы, что вверх по Вятке-реке и около Черного озера и Чернеевской заводи, и землею, что за Оштормою-речкою завладели и ныне владеют.
Еналеевская шатость, упоминаемая в книге Михаила Кашкодамова, созданной в процессе учёта сельхозугодий и разрешения земельных споров, - это одно из крестьянских восстаний, вспыхнувшее в Поволжье сразу после Смутного времени, в 1615-1616 годы. Название восстания - по имени предводителя повстанцев (в источниках нет единого мнения, как его звали - казанский хан Джангали Шугуров или служилый татарин из деревни Урманаево Арской дороги Казанского уезда Джанали/Еналей Джанмаметов).
Это малоизвестное среди историков вооружённое движение народов бывшего Казанского ханства охватывало огромную территорию: от современного Пермского края, до Нижегородской области.
«Казанские и Свияжские и иных многих Понизовых городов татаровя и луговая черемиса заворовали, Государю изменили, и собравшись многие места повоевали, и села и деревни жгут, и многих людей в полов емлют и побивают, и к городом приходить и приступают, и дороги от Казани к Нижнему отняло, и тесноту Понизовым городам чинят многую, и собравшись многими людьми хотят приходить к Нижнему, и к Арзамасу, и к Мурому и в иные места».
— Из донесения московскому Государю.
Считается, что восстание явилось следствием сбора «пятой деньги» (налога в размере 5-й части недвижимого имущества и доходов) на содержание государевых ратных людей. Однако были и другие причины:
- Стала восстанавливаться система налогообложения, причем сборщики старались взыскать недоимки по ясаку за прежние годы Смуты.
- Военнообязанными стали не только стрельцы, но и ополченцы из этносоциальных групп, занимавшихся сельских хозяйством и плативших налог-ясак. Ясачные татары, марийцы и удмурты обязаны были выставлять по одному ратнику с шести дворов.
Повстанцы осадили пригороды Казани, жгли помещичьи усадьбы. Восстание было подавлено в 1616 году войсками под командованием князей В.Т. Долгорукого и С.П. Гагарина. Предводитель был пойман и казнён в Казани.
Со Смутного времени отсчитывается также история села Гоньба. Это небольшое имение в Малмыжском уезде Вятской губернии было подарено царём Михаилом Федоровичем гвардейскому сотнику Пальчикову за поимку жены самозванца Лжедмитрия Марины Мнишек.
Источники
- Дозорные книги Михаила Кашкодамова 1678
- История одного забытого восстания Средневековья: Еналеевщина (1615—1616). Часть 1. - https://realnoevremya.ru/articles/47250
- История одного забытого восстания Средневековья: Еналеевщина (1615—1616). Часть 2. - https://realnoevremya.ru/articles/47252