Смутное время на Южной Вятке — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Первые десятилетия в развитии полянской вотчины Вятского Успенского монастыря, возникш…»)
 
 
(не показаны 7 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
Первые десятилетия в развитии полянской вотчины Вятского Успенского монастыря, возникшей в 1595 году, пришлись на '''Смутное время''' — период в истории России с 1598 по 1613 год, который был ознаменован стихийными бедствиями, гражданской войной, Русско-польской войной (1609—1618), тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
+
{{copyright}}
 +
© [[Участник:Admin|В.А. Слесарев]]
 +
 
 +
----
 +
Первые десятилетия в развитии [[Вотчина Трифонова монастыря в Вятских Полянах (Рождественский мужской монастырь)|полянской вотчины Вятского Успенского монастыря]], возникшей в 1595 году, пришлись на '''Смутное время''' — период в истории России с 1598 по 1613 год, который был ознаменован стихийными бедствиями, гражданской войной, Русско-польской войной (1609—1618), тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
 
Основные события Смуты:  
 
Основные события Смуты:  
Строка 10: Строка 14:
 
{{конец цитаты}}
 
{{конец цитаты}}
  
 +
----
 +
----
 
Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре даже в некоторых местностях выпадал снег. Во многих местах был страшный голод, и на разных территориях России стали вспыхивать крестьянские восстания.
 
Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре даже в некоторых местностях выпадал снег. Во многих местах был страшный голод, и на разных территориях России стали вспыхивать крестьянские восстания.
  
Однако южную Вятку голод этих лет, видимо, не затронул. Местное удмуртское и марийское население, по этнографическим описаниям, отличалось запасливостью. В крестьянских кладовых иногда можно было обнаружить даже зерно 15-летней давности. К тому же, межвластие, установившееся после смерти царя Фёдора Иоанновича, привело к сбою в сборе натурального налога (ясака).
+
Однако южную Вятку голод этих лет, видимо, не затронул. Местное удмуртское и марийское население, по этнографическим описаниям, отличалось запасливостью. В крестьянских "кладухах" иногда можно было обнаружить даже зерно 15-летней давности, т.к. межвластие, установившееся после смерти царя Фёдора Иоанновича, привело к сбою в сборе натурального налога (ясака).
  
Борьба за власть возле царского трона, вызванная завершением династии Рюриковичей, совпала со сменой настоятеля Вятского Успенского монастыря. В 1601 году [[Трифон Вятский]] покинул созданный им Успенский монастырь из-за конфликтов со своей братией и странствовал до 1612 года. У игумена были тесные контакты с царской семьёй, и он был знаком с Лжедмитрием I - Григорием Отрепьевым (по преданиям, он постриг его в монахи, укрывал его, и из-за этого был изгнан из монастыря). Поэтому при расследовании, предпринятом Москвой сразу после появления самозванца, Трифон Вятский попал под подозрение в связях с заговорщиками. С целью проверки подозрений вятскому воеводе Фёдору Рязанцеву в 1601 году уже после ухода Преподобного Трифона было поручено провести в Успенском монастыре ревизию (дозор), скрытой целью которого было поискать, нет ли какого-то компромата на бывшего архимандрита.
+
''Кладухи'' - так на Вятке называли стога, сложенные из необмолоченных снопов (обычно ржи или ячменя). Обмолот обычно происходил в зимнее время, свободное от полевых работ. При достаточном количестве зерна эти стога возле крестьянских усадеб годами стояли нетронутыми. При правильной и тщательной укладке от дождей и снега повреждалась лишь поверхность стога, а внутренние слои оставались пригодными для употребления. Если в семье имелась невеста, то кладухи могли включаться в её приданое.
  
Вероятно, с этой же целью в Москву были затребованы все грамоты, полученные Преподобным Трифоном от царя Фёдора Иоанновича. Документы были предоставлены, и в результате часть этих грамот была утеряна, в том числе царская грамота о "зачатии" Вятских Полян, по которой в 1595 году Трифонову монастырю были жалованы земли под вотчину на южной Вятке.
+
----
 +
----
 +
Борьба за власть возле царского трона, вызванная завершением династии Рюриковичей, совпала со сменой настоятеля Вятского Успенского монастыря. В 1601 году [[Трифон Вятский]] покинул созданный им Успенский монастырь из-за конфликтов со своей братией и странствовал до 1612 года. У игумена были тесные контакты с царской семьёй, и он был знаком с Лжедмитрием I - Григорием Отрепьевым (по преданиям, Трифон постриг его в монахи, укрывал его, и из-за этого был изгнан из монастыря). Поэтому при расследовании, предпринятом Москвой сразу после появления самозванца, Трифон Вятский попал под подозрение в связях с заговорщиками. С целью проверки подозрений вятскому воеводе Фёдору Рязанцеву в 1601 году уже после ухода Преподобного Трифона было поручено провести в Успенском монастыре ревизию (дозор). Некоторые историки предполагают, что скрытой целью дозора было - поискать, нет ли какого-то компромата на бывшего архимандрита.
 +
 
 +
Вероятно, с этой же целью в Москву были затребованы все грамоты, полученные Преподобным Трифоном от царя Фёдора Иоанновича. Документы были предоставлены, и в результате часть этих грамот была утеряна, в том числе царская грамота о Вятских полянках, по которой в 1595 году Трифонову монастырю были жалованы земли под вотчину на южной Вятке.
  
 
В [[Грамота царя Михаила Федоровича 1615 г|царской грамоте Михаила Фёдоровича от 1615 года]], в частности, говорится:
 
В [[Грамота царя Михаила Федоровича 1615 г|царской грамоте Михаила Фёдоровича от 1615 года]], в частности, говорится:
Строка 22: Строка 32:
 
''...про прежнюю жаловалную грамоту, какова им дана при царе Федоре на те рыбные ловли и на полянки, архимарит сказал, что та грамота у прежнего архимарита у Трифана утерялась при ростриге, на Москве.''
 
''...про прежнюю жаловалную грамоту, какова им дана при царе Федоре на те рыбные ловли и на полянки, архимарит сказал, что та грамота у прежнего архимарита у Трифана утерялась при ростриге, на Москве.''
 
{{конец цитаты}}
 
{{конец цитаты}}
 
 
Под ''ростригой'' имеется ввиду Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий Первый. «''Рострига же той приде во царствующий град, и стетоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И сиде Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец''» (из «Летописной книги», приписываемой князю И.М. Катыреву-Ростовскому).
 
Под ''ростригой'' имеется ввиду Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий Первый. «''Рострига же той приде во царствующий град, и стетоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И сиде Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец''» (из «Летописной книги», приписываемой князю И.М. Катыреву-Ростовскому).
  
События Смутного времени применительно к Полянам косвенно упоминаются также в царской грамоте от 1614 года, посвящённой земельным спорам монастыря с дворцовыми крестьянами села Полянки (впоследствии Усад):
+
----
 +
----
 +
В годы Смуты у крестьян южной вотчины Хлыновского (Вятского) Успенского монастыря были постоянные конфликты с марийским (черемисским) населением [[Волость Ошторма Кукмор|волости Ошторма Кукмор]], претендовавшим на земли и угодья, которые они считали исконно своими. В этих земельных спорах марийцы привлекли в качестве союзников чиновников из Казани, изгнав монастырских крестьян с полей, где хлеб уже был в снопах, и с лугов, где стояли смётанные стога и скирды сена. Этот конфликт был разрешён только на следующий год вмешательством казанских воевод, которым была подана челобитная от старцев монастыря.
 +
{{начало цитаты}}
 +
...В 111 [1603] году ту ихъ монастырскую пашню по Верхней Воштормѣ рѣчкѣ, по обѣ стороны, діакъ Алексѣй Щапиловъ, дружа Черемисѣ, велѣлъ имъ отвести Грязнову Головачеву ихъ монастырскихъ крестьянъ пашенныхъ дворы, одиннацать дымовъ, и с хлѣбомъ пожатымъ со крестьянскимъ, да имъ же отдалъ сѣна ихъ кошеного тысячу двѣсти копенъ в зародахъ и в стогахъ  сметаного...
 +
{{конец цитаты|источкик=Из дозорных книг Истомы Хвостова 1606 года}}
 +
Дело доходило при этом и до захвата монастырского имущества.
 +
{{начало цитаты}}
 +
...В 113 [1605] году Черемиса жъ у нихъ за Воштормою рѣчкою монастырскую пашню пахали насилствомъ, сѣяли яровой хлѣбъ, и ставятъ на ихъ пашнѣ семь дворовъ, а на рѣчкѣ де на Тоймѣ [[Первые мельницы Вятских Полян|монастырскую мелницу]] хотятъ разрушити, да Черемисские жъ сотники Тоюшъ да Баимъ отняли у нихъ грабежемъ на рыбной ловлѣ неводъ, сто дватцать саженъ, да судно неводное, да два котла мѣдныхъ, да десять топоровъ, а цѣна де всему десять рублевъ с полтиною, и учинили ихъ безъ промыслу...
 +
{{конец цитаты|источкик=Из дозорных книг Истомы Хвостова 1606 года}}
 +
Упомянутые семь дворов за речкой [[Ошторма (приток Вятки)|Оштормой]] - это, вероятно, поселенцы на месте будущей деревни [[Нижняя Тойма]].
 +
 
 +
----
 +
----
 +
События Смутного времени применительно к Полянам косвенно упоминаются также в царской грамоте от 1614 года, посвящённой земельным спорам монастыря с крестьянами [[Усад|дворцового села Полянки (впоследствии село Усад)]]:
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
 
''...били челом Казанского уезду дворцового села Полянок крестьяня и бобыли, Андрюшка Степанов с товарыщи:''<br>
 
''...били челом Казанского уезду дворцового села Полянок крестьяня и бобыли, Андрюшка Степанов с товарыщи:''<br>
 
''...и как де в Казани Богдана Бельского не стало, и боярин де Василей Морозов ис Казани пошол под Москву, и в те де поры, без бояр, Никонор Шульгин, норовя вяцкому архимандриту Ионе Мамину, для корысти ис того их дворцового села Полянок велел сослать за Дюдюм-враг; а тое де землю их, усады, где они жили, отдал тому архимандриту Ионе...''
 
''...и как де в Казани Богдана Бельского не стало, и боярин де Василей Морозов ис Казани пошол под Москву, и в те де поры, без бояр, Никонор Шульгин, норовя вяцкому архимандриту Ионе Мамину, для корысти ис того их дворцового села Полянок велел сослать за Дюдюм-враг; а тое де землю их, усады, где они жили, отдал тому архимандриту Ионе...''
 
{{конец цитаты}}
 
{{конец цитаты}}
 
 
В своей челобитной дворцовые крестьяне упомянули опального дьяка, боярина Никанора Шульгина, который в годы Смуты, спровоцировав убийство казанского воеводы Богдана Бельского, стал фактическим правителем Казанского царства, и, когда польско-литовские войска заняли Москву, сделал сепаратную попытку создания отдельного государства. В 1613 году Шульгин был арестован, заключён в Свияжске, потом доставлен в Москву и в 1618 году отправлен в Сибирь в ссылку.
 
В своей челобитной дворцовые крестьяне упомянули опального дьяка, боярина Никанора Шульгина, который в годы Смуты, спровоцировав убийство казанского воеводы Богдана Бельского, стал фактическим правителем Казанского царства, и, когда польско-литовские войска заняли Москву, сделал сепаратную попытку создания отдельного государства. В 1613 году Шульгин был арестован, заключён в Свияжске, потом доставлен в Москву и в 1618 году отправлен в Сибирь в ссылку.
  
В 1612 году (?) возле устья речки Слудки, на пустующей полянке возникло поселение монастырской вотчины Вятского Успенского монастыря, состоявшее из четырёх дворов.
+
----
 +
----
 +
В 1612 году возле устья речки Слудки, на пустующей полянке в 10 верстах выше устья реки Оштормы возникло [[Слудка|ещё одно поселение]] монастырской вотчины Вятского Успенского монастыря, состоявшее из четырёх дворов.
  
Первые монастырские поселенцы жили на этом месте недолго. В 1616 году из-за конфликтов с марийцами волости Ошторма Кукморы (предположительно, это нынешняя деревня Манзарас, расположенная рядом с пгт Кукмором), считавшими эти земли исстари своими, вотчинные крестьяне были вынуждены покинуть свои дворы, т.к. дело, видимо, дошло до кровавых столкновений.  
+
Первые монастырские поселенцы жили на этом месте недолго. В 1616 году из-за конфликтов с марийцами волости Ошторма Кукморы (предположительно, это нынешняя деревня Манзарас, расположенная рядом с пгт Кукмором), считавшими эти земли исстари своими, вотчинные монастырские крестьяне были вынуждены покинуть свои дворы, т.к. дело, видимо, дошло до кровавых столкновений.  
  
 
Из [[Дозорные книги Михаила Кашкодамова 1678|дозорных книг Михаила Кашкодамова 1678 года]]:
 
Из [[Дозорные книги Михаила Кашкодамова 1678|дозорных книг Михаила Кашкодамова 1678 года]]:
Строка 42: Строка 66:
 
''...на Слутке-речке по верхную сторону жили монастырские крестьяня, 4 двора; и в Еналеевскую де шатость тех крестьян татара и черемиса порубили; и после де тое шатости, черемиса волости Оштормы-Кукморы теми полянками и сенными покосы, что вверх по Вятке-реке и около Черного озера и Чернеевской заводи, и землею, что за Оштормою-речкою завладели и ныне владеют.''
 
''...на Слутке-речке по верхную сторону жили монастырские крестьяня, 4 двора; и в Еналеевскую де шатость тех крестьян татара и черемиса порубили; и после де тое шатости, черемиса волости Оштормы-Кукморы теми полянками и сенными покосы, что вверх по Вятке-реке и около Черного озера и Чернеевской заводи, и землею, что за Оштормою-речкою завладели и ныне владеют.''
 
{{конец цитаты}}
 
{{конец цитаты}}
 
+
''[[Еналеевское восстание|Еналеевская шатость]]'', упоминаемая в книге Михаила Кашкодамова, созданной в процессе учёта сельхозугодий и разрешения земельных споров, - это одно из крестьянских восстаний, вспыхнувшее в Поволжье сразу после Смутного времени, в 1615-1616 годы. Название восстания - по имени предводителя повстанцев (в источниках нет единого мнения, как его звали - казанский хан Джангали Шугуров или служилый татарин из деревни Урманаево Арской дороги Казанского уезда Джанали/Еналей Джанмаметов).
''Еналеевская шатость'', упоминаемая в книге Михаила Кашкодамова, созданной в процессе учёта сельхозугодий и разрешения земельных споров, - это одно из крестьянских восстаний, вспыхнувшее в Поволжье сразу после Смутного времени, в 1615-1616 годы. Название восстания - по имени предводителя повстанцев (в источниках нет единого мнения, как его звали - казанский хан Джангали Шугуров или служилый татарин из деревни Урманаево Арской дороги Казанского уезда Джанали/Еналей Джанмаметов).
+
  
 
Это малоизвестное среди историков вооружённое движение народов бывшего Казанского ханства охватывало огромную территорию: от современного Пермского края, до Нижегородской области.
 
Это малоизвестное среди историков вооружённое движение народов бывшего Казанского ханства охватывало огромную территорию: от современного Пермского края, до Нижегородской области.
Строка 49: Строка 72:
 
«Казанские и Свияжские и иных многих Понизовых городов татаровя и луговая черемиса заворовали, Государю изменили, и собравшись многие места повоевали, и села и деревни жгут, и многих людей в полов емлют и побивают, и к городом приходить и приступают, и дороги от Казани к Нижнему отняло, и тесноту Понизовым городам чинят многую, и собравшись многими людьми хотят приходить к Нижнему, и к Арзамасу, и к Мурому и в иные места».  
 
«Казанские и Свияжские и иных многих Понизовых городов татаровя и луговая черемиса заворовали, Государю изменили, и собравшись многие места повоевали, и села и деревни жгут, и многих людей в полов емлют и побивают, и к городом приходить и приступают, и дороги от Казани к Нижнему отняло, и тесноту Понизовым городам чинят многую, и собравшись многими людьми хотят приходить к Нижнему, и к Арзамасу, и к Мурому и в иные места».  
 
{{конец цитаты|источник=Из донесения московскому Государю.}}
 
{{конец цитаты|источник=Из донесения московскому Государю.}}
 
 
Считается, что восстание явилось следствием сбора «пятой деньги» (налога в размере 5-й части недвижимого имущества и доходов) на содержание государевых ратных людей. Однако были и другие причины:
 
Считается, что восстание явилось следствием сбора «пятой деньги» (налога в размере 5-й части недвижимого имущества и доходов) на содержание государевых ратных людей. Однако были и другие причины:
 
* Стала восстанавливаться система налогообложения, причем сборщики старались взыскать недоимки по ясаку за прежние годы Смуты.
 
* Стала восстанавливаться система налогообложения, причем сборщики старались взыскать недоимки по ясаку за прежние годы Смуты.
Строка 55: Строка 77:
  
 
Повстанцы осадили пригороды Казани, жгли помещичьи усадьбы. Восстание было подавлено в 1616 году войсками под командованием князей В.Т. Долгорукого и С.П. Гагарина. Предводитель был пойман и казнён в Казани.
 
Повстанцы осадили пригороды Казани, жгли помещичьи усадьбы. Восстание было подавлено в 1616 году войсками под командованием князей В.Т. Долгорукого и С.П. Гагарина. Предводитель был пойман и казнён в Казани.
 +
 +
----
 +
----
 +
Со Смутного времени отсчитывается также история села [[Гоньба]]. Это небольшое имение в [[Малмыжский уезд|Малмыжском уезде]] Вятской губернии было подарено царём Михаилом Федоровичем гвардейскому сотнику Пальчикову за поимку жены самозванца Лжедмитрия Марины Мнишек.
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Текущая версия на 16:05, 12 ноября 2023

tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

© В.А. Слесарев


Первые десятилетия в развитии полянской вотчины Вятского Успенского монастыря, возникшей в 1595 году, пришлись на Смутное время — период в истории России с 1598 по 1613 год, который был ознаменован стихийными бедствиями, гражданской войной, Русско-польской войной (1609—1618), тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.

Основные события Смуты:

  • Начало смуты определяют по-разному: 1584 — год смерти Ивана Грозного; 1591 — гибель царевича Дмитрия в Угличе; 1598 — смерть Фёдора Иоанновича (начало правления Бориса Годунова); 1604 — выступление самозванца Лжедмитрия Первого.
  • Двоевластие Лжедмитрия Второго и Василия Шуйского (1606-1610).
  • Семибоярщина (1610‒1613). Первое и второе ополчения.
  • Вступление на трон Михаила Романова (1613‒1645).
  • Русско-польская война. Скрытый этап (1598‒1609). Прямое вторжение польско-литовских войск (1609‒1618).
  • Смутное время - это также начало "бунташного" XVII века российской истории.




Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре даже в некоторых местностях выпадал снег. Во многих местах был страшный голод, и на разных территориях России стали вспыхивать крестьянские восстания.

Однако южную Вятку голод этих лет, видимо, не затронул. Местное удмуртское и марийское население, по этнографическим описаниям, отличалось запасливостью. В крестьянских "кладухах" иногда можно было обнаружить даже зерно 15-летней давности, т.к. межвластие, установившееся после смерти царя Фёдора Иоанновича, привело к сбою в сборе натурального налога (ясака).

Кладухи - так на Вятке называли стога, сложенные из необмолоченных снопов (обычно ржи или ячменя). Обмолот обычно происходил в зимнее время, свободное от полевых работ. При достаточном количестве зерна эти стога возле крестьянских усадеб годами стояли нетронутыми. При правильной и тщательной укладке от дождей и снега повреждалась лишь поверхность стога, а внутренние слои оставались пригодными для употребления. Если в семье имелась невеста, то кладухи могли включаться в её приданое.



Борьба за власть возле царского трона, вызванная завершением династии Рюриковичей, совпала со сменой настоятеля Вятского Успенского монастыря. В 1601 году Трифон Вятский покинул созданный им Успенский монастырь из-за конфликтов со своей братией и странствовал до 1612 года. У игумена были тесные контакты с царской семьёй, и он был знаком с Лжедмитрием I - Григорием Отрепьевым (по преданиям, Трифон постриг его в монахи, укрывал его, и из-за этого был изгнан из монастыря). Поэтому при расследовании, предпринятом Москвой сразу после появления самозванца, Трифон Вятский попал под подозрение в связях с заговорщиками. С целью проверки подозрений вятскому воеводе Фёдору Рязанцеву в 1601 году уже после ухода Преподобного Трифона было поручено провести в Успенском монастыре ревизию (дозор). Некоторые историки предполагают, что скрытой целью дозора было - поискать, нет ли какого-то компромата на бывшего архимандрита.

Вероятно, с этой же целью в Москву были затребованы все грамоты, полученные Преподобным Трифоном от царя Фёдора Иоанновича. Документы были предоставлены, и в результате часть этих грамот была утеряна, в том числе царская грамота о Вятских полянках, по которой в 1595 году Трифонову монастырю были жалованы земли под вотчину на южной Вятке.

В царской грамоте Михаила Фёдоровича от 1615 года, в частности, говорится:

...про прежнюю жаловалную грамоту, какова им дана при царе Федоре на те рыбные ловли и на полянки, архимарит сказал, что та грамота у прежнего архимарита у Трифана утерялась при ростриге, на Москве.

Под ростригой имеется ввиду Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий Первый. «Рострига же той приде во царствующий град, и стетоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И сиде Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец» (из «Летописной книги», приписываемой князю И.М. Катыреву-Ростовскому).



В годы Смуты у крестьян южной вотчины Хлыновского (Вятского) Успенского монастыря были постоянные конфликты с марийским (черемисским) населением волости Ошторма Кукмор, претендовавшим на земли и угодья, которые они считали исконно своими. В этих земельных спорах марийцы привлекли в качестве союзников чиновников из Казани, изгнав монастырских крестьян с полей, где хлеб уже был в снопах, и с лугов, где стояли смётанные стога и скирды сена. Этот конфликт был разрешён только на следующий год вмешательством казанских воевод, которым была подана челобитная от старцев монастыря.

...В 111 [1603] году ту ихъ монастырскую пашню по Верхней Воштормѣ рѣчкѣ, по обѣ стороны, діакъ Алексѣй Щапиловъ, дружа Черемисѣ, велѣлъ имъ отвести Грязнову Головачеву ихъ монастырскихъ крестьянъ пашенныхъ дворы, одиннацать дымовъ, и с хлѣбомъ пожатымъ со крестьянскимъ, да имъ же отдалъ сѣна ихъ кошеного тысячу двѣсти копенъ в зародахъ и в стогахъ сметаного...

Дело доходило при этом и до захвата монастырского имущества.

...В 113 [1605] году Черемиса жъ у нихъ за Воштормою рѣчкою монастырскую пашню пахали насилствомъ, сѣяли яровой хлѣбъ, и ставятъ на ихъ пашнѣ семь дворовъ, а на рѣчкѣ де на Тоймѣ монастырскую мелницу хотятъ разрушити, да Черемисские жъ сотники Тоюшъ да Баимъ отняли у нихъ грабежемъ на рыбной ловлѣ неводъ, сто дватцать саженъ, да судно неводное, да два котла мѣдныхъ, да десять топоровъ, а цѣна де всему десять рублевъ с полтиною, и учинили ихъ безъ промыслу...

Упомянутые семь дворов за речкой Оштормой - это, вероятно, поселенцы на месте будущей деревни Нижняя Тойма.



События Смутного времени применительно к Полянам косвенно упоминаются также в царской грамоте от 1614 года, посвящённой земельным спорам монастыря с крестьянами дворцового села Полянки (впоследствии село Усад):

...били челом Казанского уезду дворцового села Полянок крестьяня и бобыли, Андрюшка Степанов с товарыщи:
...и как де в Казани Богдана Бельского не стало, и боярин де Василей Морозов ис Казани пошол под Москву, и в те де поры, без бояр, Никонор Шульгин, норовя вяцкому архимандриту Ионе Мамину, для корысти ис того их дворцового села Полянок велел сослать за Дюдюм-враг; а тое де землю их, усады, где они жили, отдал тому архимандриту Ионе...

В своей челобитной дворцовые крестьяне упомянули опального дьяка, боярина Никанора Шульгина, который в годы Смуты, спровоцировав убийство казанского воеводы Богдана Бельского, стал фактическим правителем Казанского царства, и, когда польско-литовские войска заняли Москву, сделал сепаратную попытку создания отдельного государства. В 1613 году Шульгин был арестован, заключён в Свияжске, потом доставлен в Москву и в 1618 году отправлен в Сибирь в ссылку.



В 1612 году возле устья речки Слудки, на пустующей полянке в 10 верстах выше устья реки Оштормы возникло ещё одно поселение монастырской вотчины Вятского Успенского монастыря, состоявшее из четырёх дворов.

Первые монастырские поселенцы жили на этом месте недолго. В 1616 году из-за конфликтов с марийцами волости Ошторма Кукморы (предположительно, это нынешняя деревня Манзарас, расположенная рядом с пгт Кукмором), считавшими эти земли исстари своими, вотчинные монастырские крестьяне были вынуждены покинуть свои дворы, т.к. дело, видимо, дошло до кровавых столкновений.

Из дозорных книг Михаила Кашкодамова 1678 года:

...на речке Слутке жили монастырские крестьяня, Демка да Игнашко Ивановы, Тимошка Загребин, Гришка Максимов сын Медведев, годы з 2; и после де того черемиса волости Оштормы-Кукморы тех крестьян збили и доныне теми полянками они, черемиса, владеют...
...на Слутке-речке по верхную сторону жили монастырские крестьяня, 4 двора; и в Еналеевскую де шатость тех крестьян татара и черемиса порубили; и после де тое шатости, черемиса волости Оштормы-Кукморы теми полянками и сенными покосы, что вверх по Вятке-реке и около Черного озера и Чернеевской заводи, и землею, что за Оштормою-речкою завладели и ныне владеют.

Еналеевская шатость, упоминаемая в книге Михаила Кашкодамова, созданной в процессе учёта сельхозугодий и разрешения земельных споров, - это одно из крестьянских восстаний, вспыхнувшее в Поволжье сразу после Смутного времени, в 1615-1616 годы. Название восстания - по имени предводителя повстанцев (в источниках нет единого мнения, как его звали - казанский хан Джангали Шугуров или служилый татарин из деревни Урманаево Арской дороги Казанского уезда Джанали/Еналей Джанмаметов).

Это малоизвестное среди историков вооружённое движение народов бывшего Казанского ханства охватывало огромную территорию: от современного Пермского края, до Нижегородской области.

«Казанские и Свияжские и иных многих Понизовых городов татаровя и луговая черемиса заворовали, Государю изменили, и собравшись многие места повоевали, и села и деревни жгут, и многих людей в полов емлют и побивают, и к городом приходить и приступают, и дороги от Казани к Нижнему отняло, и тесноту Понизовым городам чинят многую, и собравшись многими людьми хотят приходить к Нижнему, и к Арзамасу, и к Мурому и в иные места».

— Из донесения московскому Государю.

Считается, что восстание явилось следствием сбора «пятой деньги» (налога в размере 5-й части недвижимого имущества и доходов) на содержание государевых ратных людей. Однако были и другие причины:

  • Стала восстанавливаться система налогообложения, причем сборщики старались взыскать недоимки по ясаку за прежние годы Смуты.
  • Военнообязанными стали не только стрельцы, но и ополченцы из этносоциальных групп, занимавшихся сельских хозяйством и плативших налог-ясак. Ясачные татары, марийцы и удмурты обязаны были выставлять по одному ратнику с шести дворов.

Повстанцы осадили пригороды Казани, жгли помещичьи усадьбы. Восстание было подавлено в 1616 году войсками под командованием князей В.Т. Долгорукого и С.П. Гагарина. Предводитель был пойман и казнён в Казани.



Со Смутного времени отсчитывается также история села Гоньба. Это небольшое имение в Малмыжском уезде Вятской губернии было подарено царём Михаилом Федоровичем гвардейскому сотнику Пальчикову за поимку жены самозванца Лжедмитрия Марины Мнишек.

Источники