Смутное время на Южной Вятке

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 21:31, 14 ноября 2019; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Первые десятилетия в развитии полянской вотчины Вятского Успенского монастыря, возникшей в 1595 году, пришлись на Смутное время — период в истории России с 1598 по 1613 год, который был ознаменован стихийными бедствиями, гражданской войной, Русско-польской войной (1609—1618), тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.

Основные события Смуты:

  • Начало смуты определяют по-разному: 1584 — год смерти Ивана Грозного; 1591 — гибель царевича Дмитрия в Угличе; 1598 — смерть Фёдора Иоанновича (начало правления Бориса Годунова); 1604 — выступление самозванца Лжедмитрия Первого.
  • Двоевластие Лжедмитрия Второго и Василия Шуйского (1606-1610).
  • Семибоярщина (1610‒1613). Первое и второе ополчения.
  • Вступление на трон Михаила Романова (1613‒1645).
  • Русско-польская война. Скрытый этап (1598‒1609). Прямое вторжение польско-литовских войск (1609‒1618).
  • Смутное время - это также начало "бунташного" XVII века российской истории.


Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре даже в некоторых местностях выпадал снег. Во многих местах был страшный голод, и на разных территориях России стали вспыхивать крестьянские восстания.

Однако южную Вятку голод этих лет, видимо, не затронул. Местное удмуртское и марийское население, по этнографическим описаниям, отличалось запасливостью. В крестьянских кладовых иногда можно было обнаружить даже зерно 15-летней давности. К тому же, межвластие, установившееся после смерти царя Фёдора Иоанновича, привело к сбою в сборе натурального налога (ясака).

Борьба за власть возле царского трона, вызванная завершением династии Рюриковичей, совпала со сменой настоятеля Вятского Успенского монастыря. В 1601 году Трифон Вятский покинул созданный им Успенский монастырь из-за конфликтов со своей братией и странствовал до 1612 года. У игумена были тесные контакты с царской семьёй, и он был знаком с Лжедмитрием I - Григорием Отрепьевым (по преданиям, он постриг его в монахи, укрывал его, и из-за этого был изгнан из монастыря). Поэтому при расследовании, предпринятом Москвой сразу после появления самозванца, Трифон Вятский попал под подозрение в связях с заговорщиками. С целью проверки подозрений вятскому воеводе Фёдору Рязанцеву в 1601 году уже после ухода Преподобного Трифона было поручено провести в Успенском монастыре ревизию (дозор), скрытой целью которого было поискать, нет ли какого-то компромата на бывшего архимандрита.

Вероятно, с этой же целью в Москву были затребованы все грамоты, полученные Преподобным Трифоном от царя Фёдора Иоанновича. Документы были предоставлены, и в результате часть этих грамот была утеряна, в том числе царская грамота о "зачатии" Вятских Полян, по которой в 1595 году Трифонову монастырю были жалованы земли под вотчину на южной Вятке.

В царской грамоте Михаила Фёдоровича от 1615 года, в частности, говорится:

...про прежнюю жаловалную грамоту, какова им дана при царе Федоре на те рыбные ловли и на полянки, архимарит сказал, что та грамота у прежнего архимарита у Трифана утерялась при ростриге, на Москве.


Под ростригой имеется ввиду Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий Первый. «Рострига же той приде во царствующий град, и стетоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича… И сиде Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец» (из «Летописной книги», приписываемой князю И.М. Катыреву-Ростовскому).

События Смутного времени применительно к Полянам косвенно упоминаются также в царской грамоте от 1614 года, посвящённой земельным спорам монастыря с дворцовыми крестьянами села Полянки (впоследствии Усад):

...били челом Казанского уезду дворцового села Полянок крестьяня и бобыли, Андрюшка Степанов с товарыщи:
...и как де в Казани Богдана Бельского не стало, и боярин де Василей Морозов ис Казани пошол под Москву, и в те де поры, без бояр, Никонор Шульгин, норовя вяцкому архимандриту Ионе Мамину, для корысти ис того их дворцового села Полянок велел сослать за Дюдюм-враг; а тое де землю их, усады, где они жили, отдал тому архимандриту Ионе...


В своей челобитной дворцовые крестьяне упомянули опального дьяка, боярина Никанора Шульгина, который в годы Смуты, спровоцировав убийство казанского воеводы Богдана Бельского, стал фактическим правителем Казанского царства, и, когда польско-литовские войска заняли Москву, сделал сепаратную попытку создания отдельного государства. В 1613 году Шульгин был арестован, заключён в Свияжске, потом доставлен в Москву и в 1618 году отправлен в Сибирь в ссылку.

В 1612 году (?) возле устья речки Слудки, на пустующей полянке возникло поселение монастырской вотчины Вятского Успенского монастыря, состоявшее из четырёх дворов.

Первые монастырские поселенцы жили на этом месте недолго. В 1616 году из-за конфликтов с марийцами волости Ошторма Кукморы (предположительно, это нынешняя деревня Манзарас, расположенная рядом с пгт Кукмором), считавшими эти земли исстари своими, вотчинные крестьяне были вынуждены покинуть свои дворы, т.к. дело, видимо, дошло до кровавых столкновений.

Из дозорных книг Михаила Кашкодамова 1678 года:

...на речке Слутке жили монастырские крестьяня, Демка да Игнашко Ивановы, Тимошка Загребин, Гришка Максимов сын Медведев, годы з 2; и после де того черемиса волости Оштормы-Кукморы тех крестьян збили и доныне теми полянками они, черемиса, владеют...
...на Слутке-речке по верхную сторону жили монастырские крестьяня, 4 двора; и в Еналеевскую де шатость тех крестьян татара и черемиса порубили; и после де тое шатости, черемиса волости Оштормы-Кукморы теми полянками и сенными покосы, что вверх по Вятке-реке и около Черного озера и Чернеевской заводи, и землею, что за Оштормою-речкою завладели и ныне владеют.


Еналеевская шатость, упоминаемая в книге Михаила Кашкодамова, созданной в процессе учёта сельхозугодий и разрешения земельных споров, - это одно из крестьянских восстаний, вспыхнувшее в Поволжье сразу после Смутного времени, в 1615-1616 годы. Название восстания - по имени предводителя повстанцев (в источниках нет единого мнения, как его звали - казанский хан Джангали Шугуров или служилый татарин из деревни Урманаево Арской дороги Казанского уезда Джанали/Еналей Джанмаметов).

Это малоизвестное среди историков вооружённое движение народов бывшего Казанского ханства охватывало огромную территорию: от современного Пермского края, до Нижегородской области.

«Казанские и Свияжские и иных многих Понизовых городов татаровя и луговая черемиса заворовали, Государю изменили, и собравшись многие места повоевали, и села и деревни жгут, и многих людей в полов емлют и побивают, и к городом приходить и приступают, и дороги от Казани к Нижнему отняло, и тесноту Понизовым городам чинят многую, и собравшись многими людьми хотят приходить к Нижнему, и к Арзамасу, и к Мурому и в иные места».

— Из донесения московскому Государю.


Считается, что восстание явилось следствием сбора «пятой деньги» (налога в размере 5-й части недвижимого имущества и доходов) на содержание государевых ратных людей. Однако были и другие причины:

  • Стала восстанавливаться система налогообложения, причем сборщики старались взыскать недоимки по ясаку за прежние годы Смуты.
  • Военнообязанными стали не только стрельцы, но и ополченцы из этносоциальных групп, занимавшихся сельских хозяйством и плативших налог-ясак. Ясачные татары, марийцы и удмурты обязаны были выставлять по одному ратнику с шести дворов.

Повстанцы осадили пригороды Казани, жгли помещичьи усадьбы. Восстание было подавлено в 1616 году войсками под командованием князей В.Т. Долгорукого и С.П. Гагарина. Предводитель был пойман и казнён в Казани.

Источники