Соловьёв, Григорий Александрович

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Соловьёв ГА.png

Григорий Александрович Соловьёв (16.03.1907 17.12.1982) – солист Казанского театра оперы и балета, участник Великой Отечественной войны, солист театра оперетты города Молотова (ныне г. Пермь), учитель пения средней школы № 2 и художественный руководитель вокального кружка при ДК «Победа» в городе Вятские Поляны.

Биографический очерк

Об этом интересном человеке в городе Вятские Поляны знают все любители вокального искусства.

Григорий Александрович Соловьёв родился 16 марта 1907 года в селе Вятские Поляны в семье крестьян Александра Аверьяновича и Анастасии Алексеевны Соловьёвых. В то время никто не знал, что этот мальчик станет вятским соловьём. Проходило детство, годы учёбы в школе. Он был хорошо развит физически, с прекрасными данными спортсмена. Об этом свидетельствуют многочисленные грамоты и дипломы за призовые места в таких дисциплинах, как: бег, прыжки в высоту и длину, метание диска. Он участвует во всех соревнованиях села и Малмыжского уезда. Но его любимым увлечением были музыка и пение.

«В 20-х годах в селе Вятские Поляны жил политический ссыльный Дракин – военный дирижёр духовых оркестров. Он организовал обучение мальчишек игре на музыкальных инструментах. Позднее из этих ребят организовал духовой оркестр, в котором Григорий Александрович играл на баритоне. Я счастлив тем, что мне, как виолончелисту, доводилось неоднократно сопровождать пение Григория Александровича в составе оркестра и в паре с фортепиано.»

— Из воспоминаний А. Буторина


В 1926 году была окончена средняя школа 2-ой ступени. Перед молодым человеком открывалась дорога в будущее. Чему себя посвятить? В это время он ещё не думал о профессиональной сцене, или может быть не мог поделиться своей заветной мечтой, чтоб не поставить этим самым людей в недоумение.

По совету родителей он после окончания школы поступает на восьмимесячные курсы бухгалтеров в городе Казани, которые заканчивает с отличием. После окончания курсов он начинает свою трудовую деятельность в Нижнее-Вятской сплавной конторе в должности старшего счетовода. В эти годы он продолжает участвовать во всех спортивных соревнованиях, но большее время стал уделять художественной самодеятельности.

В 1933 году была расформирована сплавная контора. И здесь пригодились его физические данные как спортсмена. Его приглашают работать в школу учителем физкультуры. В эти годы он всё чаще начинает мечтать о профессии артиста. Его голосом восхищались все, кто посещал концерты художественной самодеятельности. Люди начали ему советовать о музыкальной учёбе. Он мечтает учиться в Московской консерватории. Но чтоб учиться там нужно среднее музыкальное образование. И в 1935 году он пишет письмо в ВЦСПС с просьбой об оказании содействия к поступлению в Московскую консерваторию. Из ВЦСПС был ответ, что его заявление передано в консерваторию. Из консерватории пришло письмо, где ему посоветовали написать заявление о поступлении в Горьковское или Казанское музыкальное училище. После долгих раздумий он посылает заявление в Казанское музыкальное училище, где указывает, что с детства поёт в хоре, выступает в качестве солиста, обладает тенором, играет в драме, духовом оркестре. В 1935 году, когда ему было уже 28 лет, его мечта осуществляется – он студент вокального отделения Казанского музыкального училища. Его преподавателем была заслуженная артистка Татарской АССР Ковелькова.

За годы учёбы в училище он в качестве солиста выступает во многих шефских концертах. В августе 1939 года Григорий Александрович участвует в показе ансамблей песни, музыки и танца в Москве. Естественность его пения была предельно ясной: так поют птицы. Он много пел, благо бог дал ему певческий дар. Его голосом восхищались все – от преподавателей училища до зрителей. Его готовили к работе оперного певца. И будучи студентом, в свой репертуар он включал произведения таких композиторов как: Чайковский (ария Германа из оперы «Пиковая дама», ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»), Пуччини (ария Кавардосси из оперы «Тоска», дуэты из опер: «Запорожец за Дунаем», «Кармен». В 1940 году он оканчивает училище и в концерте выпускников училища исполняет девять произведений (арии из опер, романсы, русские народные песни). Ему вручают диплом артиста оперы и эстрады. Сразу же после окончания училища Григория Александровича принимают в Казанский театр оперы и балета на должность ведущего актёра. Он поёт ведущие партии в операх «Беглец» и «Ирек». Проработал в Казанском театре оперы и балета до начала войны. В это время происходит сокращение штатов театра, и он попадает под него.

Тогда он приезжает в Вятские Поляны и начинает работать на заводе. В 1942 году уходит в Советскую Армию. Служил в пехоте. Хотя он был и уволен из Казанского театра, но видимо был очень там востребован, и они делают запрос, чтобы на него наложили бронь и вернули в театр. Но его не отпустили, а перевели в ансамбль песни и пляски Советской Армии. Прослужил он там до октября 1945 года. Закончилась война, которая прервала так удачно начатую карьеру певца.

В начале 1946 года его принимают в театр оперетты города Молотова (ныне г. Пермь). Это был для него совершенно новый жанр. Оперетта – жанр весёлого, жизнерадостного искусства, ей присущи шутка, пение, танцы. И он очень скоро освоил этот жанр и не изменял ему до конца своей карьеры. Им были исполнены главные партии в таких опереттах как: «Свадьба в Малиновке», «Баядера», «Сильва», «Роз-Мари», «Трембита», «Вольный ветер», «Аршин Мал-Алан».

«Фильм «Аршин Мал-Алан» знаком всем. В ушах звучит голос Рашида Бейбутова, исполнявшего роль Аскера. Но, посмотрев эту оперетту, зрители восторгались вокальными данными Григория Соловьёва, исполнившего роль Аскера».

— Газета «Актюбинская правда» от 2 июня 1954 года.


О работоспособности Григория Александровича можно судить по тому, что за годы учёбы и работы в театрах в его репертуаре было более 70 произведений различных жанров: песни советских композиторов, русские народные песни, арии из опер и оперетт, романсы, неаполитанские песни. Он пел в театрах оперетты городов Молотова, Уральска, Алма-Аты, Чимкента, Актюбинска. В общей сложности Григорий Александрович проработал на профессиональной сцене 12 лет.

В 1956 году Григорий Александрович возвращается в Вятские Поляны и начинает работать учителем пения в средней школе № 2, где проработал до пенсионного возраста. Замечательный советский писатель Чингиз Айтматов писал: «Пожалуй, не сыскать на свете человека, который бы не пел, хотя бы мало-мальски. Пение сопутствует человека на протяжении всей своей жизни». Занятия искусством приносят радость, делают жизнь ярче, праздничнее. Григорий Александрович все свои силы, свой талант, свои знания, опыт щедро дарил своим воспитанникам. Работая учителем, он был тесно связан с художественной самодеятельностью.

«По приезду в Вятские Поляны (в 60-ые годы) я сразу обратил внимание на высокого статного мужчину с седой шевелюрой. Работая с духовым оркестром ДК «Победа», я узнал, что это Григорий Александрович Соловьёв – великолепный музыкант, вокалист. Он обладал прекрасным тенором. Вплотную наши пути пересеклись при подготовке к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы совместно с ним готовили песни военной тематики с хором и оркестром. Во время этой подготовки Григорий Александрович удивлял меня умением работать с творческими коллективами. Он всегда с большим тактом обращался ко мне, если где-то у нас были разногласия в работе над произведениями. Впоследствии мы всегда очень тесно контактировали до самой его смерти. За все эти годы я многое почерпнул у Григория Александровича как у музыканта. Научился у него умению обращаться с музыкантами различного уровня».

— Из воспоминаний заслуженного работника культуры, директора школы духовых и ударных инструментов В.М. Трефилова.


В эти годы Григорий Александрович встретился с Алевтиной Геннадьевной Плавинской. Ему 50 лет, а ей 43 года.

Говорят, что с тобой поздно встретились мы,
Разве это любовь – на пороге зимы?
Говорят, ну и что, пусть себе говорят,
На закате сильней трав густых аромат.
Слишком поздняя любовь, слишком поздняя.
Ты же сделала со мной невозможное.
И опять я от тебя теряю голову
Слишком поздняя любовь – ЭТО ЗДОРОВО!!!
Плавинская АГ.png

Этот союз был прекрасен. Встретились два очень интересных, интеллигентных человека, за плечами которых был богатый жизненный опыт. Если Григорий Александрович жил культурной жизнью города, то Алевтина Геннадьевна, кроме культурной жизни занималась военно-патриотическим воспитанием молодёжи, укреплением материальной базы здравоохранения города и района. Она 57 лет своей жизни посвятила санитарно-эпидемиологической службе. Участник Великой Отечественной войны: с 23 июня 1941 года по август 1946 года (военфельдшер). Награждена орденом «Знак Почёта», медалями, знаками отличия. 23 июня 1988 года А.Г. Плавинской присвоено звание Почётного гражданина города Вятские Поляны.

«Давно это было, в пору моей молодости. При ДК «Победа» был театральный кружок под руководством Агалакова Германа Андреевича. Мне очень хотелось туда напроситься, да как-то сдерживалась, боялась. Узнаю, что в этом кружке занимается Плавинская А.Г.. А её имя всегда было на слуху, как человека авторитетного, высоконравственного. С большим желанием я вошла в этот театральный коллектив. В Алевтине Геннадьевне все мы чувствовали поддержку старшего товарища умудрённого опытом большой жизни. Она не очень любила рассказывать о трудностях своей работы, хотя надо понимать, чего стоило ей на лошади объезжать деревни и помогать людям бороться с педикулёзом, трахомой, оспой, брюшным тифом. И после своей работы она спешила в наш театр, чтоб отдохнуть душой, принести радость людям. Нам с ней было очень надёжно на сцене, на репетициях. И играть с ней было легко. Я благодарна судьбе за встречу с таким человеком. Сейчас её с нами нет, но память о ней сохранится в наших сердцах навсегда. Тем более, что истоки ветеранского клуба «Красная гвоздика» идут от Плавинской и Соловьёва. И этот клуб живёт уже 35 лет.»

— Из воспоминаний Л.И. Загумённовой


Я впервые встретился с этим замечательным человеком в 1964 году, когда начал заниматься в хоре ДК «Победа» под руководством А.Д. Ветлужских. После службы в Советской Армии пришёл работать в скорую помощь, а всё свободное время посвящал художественной самодеятельности.

В 1975 году Григорий Александрович открыл вокальный кружок при ДК «Победа». Этот кружок посещали те, кто посвятил свой досуг прекрасному и доступнейшему из искусств – пению. Аккомпаниатором в кружке была преподаватель музыкальной школы Нина Гладких (Ямашева). Поющих людей много, с прекрасными голосами, но правильности пения нужно учиться. И в этом кружке он занимался с нами над развитием диапазона, художественностью исполнения, выразительностью фразы, дикцией. Главное место в репертуаре участников вокального кружка занимали песни советских композиторов, русские народные песни, романсы, серенады, неаполитанские песни. Я всегда с душевной теплотой вспоминаю годы занятий в кружке и тех, кто там занимался – Женя Скрябина, Ольга Шишкина, Галя Шихова, Толя Макаров, Наташа Красильникова (Ильина), Наташа Глухова (Суворова).

Часто вспоминается первый вечер старинного русского романса на сцене ДК «Победа», подготовленный членами вокального кружка. Все участники вокального кружка многие годы были солистами дворца культуры. Из всех участников вокального кружка вершин мастерства достигла Наталья Глухова (Суворова).

Плавинская и Соловьёв.png
«Верю…»
К.С. Станиславский

Григорий Александрович Соловьёв удивительная, яркая, запоминающаяся личность. Для меня, провинциальной девочки, увлечённой с раннего возраста классической музыкой и особенно опереттой, он был небожителем. Солист театра оперетты, проехавший с концертными бригадами дорогами войны, волей судьбы оказался в Вятских Полянах. В наш город его привела любовь – любовь в самом высоком смысле этого слова к известной в городе женщине Алевтине Геннадьевне Плавинской.

Фотографии на стенах их небольшой квартирки на улице Азина красноречиво рассказывали о его прошлом, вот он в роли Эдвина из оперетты Имре Кальмана «Сильва», а вот он уже граф Данило в «Весёлой вдове» Ференса Легара и многие многие другие образы созданные им на профессиональной сцене. Высокий, статный, с удивительным чувством меры и прекрасным баритоном он радовал жителей нашего города своим творчеством. Я познакомилась с ним, когда мне было 15 лет.

Моим кумиром с 11 лет была солистка Московского театра оперетты Татьяна Шмыга, я собирала фотографии, пластинки, выдержки из газет и журналов, знала очень много арий из её репертуара наизусть. В доме по улице Гагарина, в котором я жила, старожилы помнят, как с третьего этажа раздавался заливистый девичий голос, поющий классические арии, и моей маме часто задавали вопрос: «Галина, что у вас радио так громко включено?», а она смущённо отвечала: «Да это Наташа поёт, уж очень она любит свои оперы, ничего поделать не можем…».

Увлечение классической вокальной музыкой и привело меня в кружок Григория Александровича Соловьёва. Мы разучивали романсы, арии из оперетт, но выступать я всегда отказывалась, потому что стеснялась и была очень застенчивой. И когда я приняла решение поступать в Ленинградское училище имени Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории на факультет музыкальной комедии, единственным, кто меня поддержал и поверил в меня, был Григорий Александрович.

Началась подготовка к вступительным экзаменам, помимо романса и народной песни были выбраны куплеты Адели из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь», очень сложные, рассчитанные на большой диапазон. Благодаря прекрасным педагогическим данным Григория Александровича, сложнейшая вокальная ария была освоена и произвела неизгладимое впечатление на членов экзаменационной комиссии. Кстати, потом в училище я неоднократно пела эту арию в концертах. Вместе с Григорием Александровичем, я готовила и чтецкий материал – это басни, стихи, прозу для прослушивания, так как актёр театра музыкальной комедии должен уметь всё.

Мало кто в те далёкие годы верил, что я поступлю, потому что конкурс в театральные учебные заведения страны был, как и сейчас огромный, но я поступила с первого раза. И к первому, к кому я прибежала после поступления, был Григорий Александрович, который сыграл заметную роль в моей творческой судьбе. А сейчас я, как и мой первый учитель по вокалу, учу детей петь, создавать актёрские образы на сцене и верить в мечту.

Выражаю огромную благодарность ветеранам нашего города, за то, что они поднимают из небытия забытые имена талантливых людей внесших свой неповторимый вклад в культуру нашего города.

С уважением и признательностью
Заслуженный работник культуры РФ,
Директор МБОУ ДО ДШТИ им.А.Калягина
Наталья Суворова


Очень жаль, что Григорий Александрович рано ушёл из жизни, но он оставил своих воспитанников, которые продолжают дарить людям радость и наслаждение и всегда помнят своего УЧИТЕЛЯ.

Многим я обязан Григорию Александровичу, который научил меня по-настоящему понимать музыку. Он похоронен на Горынском кладбище, и мы с женой ежегодно посещаем его могилу.

Источник

  • Ямашев А.И. Григорий Александрович Соловьёв. Курсовая работа слушателя 2 потока Университета третьего возраста при Филиале ВятГГУ в г. Вятские Поляны. [Рукопись] – Вятские Поляны, 2016.