Старобрядческий храм в Сосновке
...В 1884 году от крестьянина Константина Павлова - доверенного старообрядцев Старотрыкской и Усадской волостей Малмыжского уезда - поступило ходатайство о разрешении устроить старообрядческую молельню в деревне Сосновка. В связи с этим, по распоряжению губернатора, малмыжский уездный исправник предоставил следующие сведения. В Сосновке ещё в 1860-е гг. была построена старообрядческая молельня. Располагалась она во дворе Евдокима Попугаева в отдельном деревянном здании. В рапорте исправника приводились и размеры молельни. Её высота составляла примерно 3,6 м, длина - 10.6 м, ширина - 5,7 м. При этом исправник отметил, что данная молельня, как не разрешенная правительством, была "устроена в скрытом месте и с соблюдением всех предосторожностей от преследования"[17]. Старообрядцы хотели бы получить разрешение властей на дальнейшее её существование и расширение ввиду тесноты. По сведениям, собранным малмыжским уездным исправником, староверы, от имени которых ходатайствовал К. Павлов, проживали в 12-ти селениях. Среди них не было ни одного исключительно старообрядческого.
И в Сосновке, и в близлежащих деревнях сторонники официальной церкви численно преобладали. Все ходатайствовавшие о расширении молельни и легализации её существования являлись поповцами, приверженцами белокриницкого согласия. Однако среди них не было старообрядцев от рождения, все они ранее вышли из лона Русской православной церкви. В своём рапорте уездный исправник охарактеризовал и поведение староверов: это крестьяне - хлебопашцы, не питавшие вражды к сторонникам господствующей церкви, благонадёжные в политическом отношении. В заключение исправник отметил, что в тот период в Малмыжском уезде существовала только одна старообрядческая молельня, разрешённая правительством, - в деревне Тушка Малорожкинской волости. Она была открыта в 1882 году для старообрядцев поморского толка. Сообщая в Министерство внутренних дел полученные от уездного исправника сведения, губернатор изложил свою точку зрения: ходатайство старообрядцев не подлежит удовлетворению, поскольку все они - "уклонившиеся в раскол", и разрешение правительства на устройство молельни в Сосновке сделает законным и сам переход из православия в староверие. С позиции государственных властей и официальной церкви, это недопустимо. Подобный ответ последовал вскоре и из МВД. Малмыжский уездный исправник ознакомил с ним старообрядцев. Как правило, даже после издания закона 3 мая 1883 года староверы получали отказ в ответ на свою просьбу разрешить им открыть молитвенный дом[19]. Государственные власти опасались возможного усиления негативного (с точки зрения РПЦ) влияния старообрядцев на сторонников официальной церкви, а также появления в среде православных крестьян следующего мнения: если правительство даёт разрешение на открытие старообрядческой молельни, то тем самым оно способствует "поддержанию раскола". Распространение данного утверждения могло содействовать переходу адептов РПЦ в староверие[20]...
- Субботин Н.И. О сущности и значении раскола в России. СПб., 1881.С. 46.
- Государственный архив Кировской области (ГАКО) Ф 582.Оп. 69. Д, 223, Л. 1.
- Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1875. С. 613. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Том IIL 1883. СПб.,1886. С, 220.
- ГАКО. Ф. 20. Оп 1 Д. 1279. ГАКО. О. 582. Оп. 84 а. Д. 72.
- ГАКО. Ф. 582 Оп. 84. Д. 48. Л. 1.
- Там же. Л. 10.
- Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1875. С. 610 ГАКО. Ф. 582. Оп. 108. Д. 465. Л. 1.
- ГАКО, Ф. 716. Оп. 4. Д. 33. Л. 7.
- ГАКО, Ф. 582. Оп. 58. Д. 707.
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том XLIX Отделение первое. 1874. СПб., 1876. С. 654.
- Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999, С, 374.
- ГАКО. Ф, 716. Оп. 2. Д. 101. Л, 5а об. 14. ГАКО Ф. 582. Оп. 146 Д.20. Л. 2
- ГАКО, Ф. 274. Оп. 1. Д. 4. Л. 7 об.
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Том 111. 1883. СПб., 1886. С. 219-220,
- ГАКО Ф. 582 Оп. 32 Д 96. Л 4.
- Там же Л. 4 об
- ГАКО. Ф, 582. Оп. 15. Д. 73; ГАКО. Оп. 32. Д. 108; ГАКО. Ф. 582. Оп. 65 а. 11. 80.
- ГАКО. Ф. 582. Оп. 33. Д. 149. Л. 4.
- ГАКО. Ф. 24 Оп, 7. Д. 1215.
- Субботин Н.И. О сущности и значении раскола в России. СПб., 1881 С, 10.
Источник: Из истории российских спецслужб (По материалам Вятского края). Киров-Вятка, 2002